УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ Г. ИЗБЕРБАШ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №8» г. Избербаш
_____________________________________________________________________________
Рассмотрено
на заседании ГМО учителей
информатики и физики
г. Избербаш.
«ФИНАСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ИНФОРМАТИКЕ»
Автор:
Аскадинова Заира Магомедсаидовна,
учитель информатики и математики
в МКОУ «СОШ №8» г. Избербаш
2019-2020 уч.год
Существуют следующие образовательные модели формирования финансовой грамотности: контекстная, предметная, внеурочная. При реализации образовательного процесса учитель ученику передает: систему установок и ценностей, знания, умения и опыт. Процесс интеграции сегодня достаточно актуален. В обучении интеграция осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем.
Программа «Финансовая грамотность» разработана для возрастной группы 13–18 лет (5-11 классы). По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:
ü в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в виде отдельного курса, дисциплины (модуля) за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
ü в рамках основной образовательной программы основного общего и/или среднего общего образования в интеграции с другими предметами: экономикой, математикой, информатикой, обществознанием, ОБЖ;
ü в рамках программы дополнительного образования.
При любом способе реализации учителю необходимо разработать соответствующую рабочую программу. Целесообразно подойти к разработке программы комплексно: включить практические занятия, деловые игры, экскурсии, проектную работу и другие активные формы образовательной деятельности по данной тематике в программу внеурочной деятельности и тем самым реализовать практико-ориентированный подход к реализации программы в полном объеме.
Рассмотрим технологию проектирования образовательной программы «Финансовая грамотность и информатика»:
ü 1 этап. Здесь происходит интеграция целей обучения по финансовой грамотности в цели предмета, исходя из целостного взгляда на него: главные задачи и планируемые результаты.
ü 2 этап. Происходит сопряжение изучаемых тем предмета с содержательными модулями по финансовой грамотности (на основе учета возможностей организации взаимодействия с социумом, связи с реальной жизнью, интересами и возможностями обучающихся).
ü 3 этап. Есть системность педагогической работы в формировании финансовой компетентности через последовательное освоение модулей по финансовой грамотности и организацию разных видов урочной и внеурочной деятельности по ходу движения изучения предмета и фиксация образовательного результата обучающихся.
Рассмотрим сюжеты интергированных уроков информатики с элементами курса «финансовая грамотность».
Познавательная
беседа (стикер-опрос)
«Почему так важно изучать
финансовую грамотность?»
Цель: выяснить отношение обучающихся к обучению финансовой грамотности; продемонстрировать, что изучение финансовой грамотности поможет им научиться искать и находить способы как правильно распоряжаться деньгами, чтобы достичь разных жизненных целей и каждый смог позаботиться о себе когда вырастет
Материалы: стикеры
Время: 10 минут
Ход беседы:
Разминка: начните беседу с короткой игры в ассоциации. Раздайте всем обучающимся по стикеру. Предупредите, что сейчас скажите слово. После того, как участники услышали слово, им следует записать на стикере первое слово, которое им придет на ум.
- Скажите «информатика».
- Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словом «информатика»
Стикер-опрос:
- Дайте каждому обучающемуся по новому стикеру
- Предупредите, что сейчас скажите новое слово. Когда они его услышат, им нужно записать на стикере первое, что придет им на ум.
- Скажите «финансовая грамотность»
- Через 10 секунд прослушайте ассоциации класса со словами «финансовая грамотность»
- Напишите на доске два заголовка «Информатика» и «Финансовая грамотность»
- Теперь попросите детей проследовать к доске, приклеить свои стикеры и объяснить или доказать свою точку зрения. Используйте два ключевых вопроса «Почему ты так думашешь?» и «У кого другое мнение?»
- Выслушивайте все мнения, так как важно организовать свободный обмен мнениями
- Продолжайте пока все стикеры не будут помещены на стене
Прием «Связь»
Цель: установить как связаны «информатика» и «финансовая грамотность» в виде логической цепочки рассуждений
Время: 10 минут
Ход работы:
Начало: разделите класс на 4- 5 групп.
- Сформулируйте всем обучающимся задание: доказать, что информатика и финансовая грамотность взаимосвязаны между собой
Разминка: предупредите, что начнете с разминки. Попросите в группе выстроить цепочку связей «данные и электричество». Выслушайте группы
Основное задание: дайте задание группам написать цепочку связей между «информатикой и финансовой грамотностью».
- Теперь попросите детей озвучить свои логические связи и объяснить их. Выслушивайте все мнения, так как важно организовать свободный обмен мнениями.
Рефлексия и
перевод знаний в действия:
Практикум по ФГ: Изучаю и действую.
Задание на дом: выполни мини-проект
«Я и мои планы на будущее»
Цель: Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы и необходимость планирования своего будущего
Время: 10 минут
Ход работы:
Дата ____________ Меня зовут___________________________. Мне___ лет.
Я живу в (название города, села, деревни и т.д.) ___________________страна __________________________________.
Мои любимые занятия - это ______________________________________
_________________________________________________________________ .
Чтобы описать себя, я скажу, что я _________________________________
_____________________________________________________________.
Я мечтаю стать _________________________________________________
______________________________________________________________.
А еще я надеюсь, что ____________________________________________
______________________________________________________________
Чтобы исполнились мои мечты мне нужно _____________________________ _______________________________________________________________.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.