1.2 Что является объектом раздела "Теория и методика обучения информатике" как педагогической науки?
Объектом раздела "Теория и методика обучения информатике" как педагогической науки является обучение информатике.
1.3 Для чего нужно изучать информатику в школе?
Зачем нужна информатика? Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники.
В современном мире мы каждый день сталкиваемся с новейшими технологиями. Вокруг нас – море информации, а наука информатика как раз решает вопросы, как этим управлять. Поэтому она и носит такое название. Без достижений информатики не существовало бы компьютеров, Интернета и других новых технологий, которые уже стали для нас привычны. Не было бы даже вычислительных машин, которые могут производить сложные расчеты за доли секунды. А расчеты нужны везде: на производстве, в банках, на линиях транспорта. Жизнь была бы намного сложнее, если бы информатика не развилась до такого уровня, как сейчас. Не было бы поисковых систем, с помощью которых сейчас можно отыскать нужную информацию.
Возникает вопрос, зачем изучать информатику всем школьникам? Ведь далеко не все станут программистами, системными администраторами, веб-дизайнерами? Наверное, смысл этого в том, чтобы все понимали, с чем они сталкиваются каждый день, как это действует. Ведь не зря наше время называется информационной эпохи.
Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного человека, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без информационных технологий современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.
2.Изучите ФГОС (основная и старшая школа), составьте краткую характеристику, содержательные линии и содержательно-структурные компоненты каждой ступени.
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов. ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования.
Содержательные линии курса информатики
для каждой ступени обучения.
Содержательная линия (содержательно-структурный компонент) |
Количество часов |
Основные понятия |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Практические задания |
2 ступень обучения 5-9 классы (информатика 5-6 классы Босова Л., Босова А., информатика и ИКТ 7-9 классы Н. Угринович) |
|
|
|
|
Введение |
1 |
Информация, информатика |
Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях. |
Работа с клавиатурным тренажером |
Компьютер для начинающих |
8 |
Техника безопасности и организация рабочего места, что умеет компьютер, ввод информации в память компьютера, программы и файлы, рабочий стол, главное меню, запуск программ. |
Приводить примеры информационных носителей; запускать программы из меню Пуск; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места. |
Знакомимся с клавиатурой, осваиваем мышь, запускаем программы, знакомимся с компьютерным меню, выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор, клавиатурный тренажер. |
Информация вокруг нас. Начало. |
8 |
Действия с информацией, хранение информации, носители информации, передача информации, в мире кодов, формы представления информации, язык жестов. |
Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; различать программное и аппаратное обеспечение; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; приводить примеры информационных носителей; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации. |
Клавиатурный тренажер, логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал. |
Информационные технологии |
8 |
Текстовый редактор и текстовый процессор, этапы подготовки документа, компьютерная графика, графические редакторы, изображение на экране монитора. |
Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов. |
Вводим текст, редактируем текст, работаем с фрагментами текста, форматируем текст, начинаем рисовать, создаем комбинированные документы. |
Информация вокруг нас. Продолжение. |
6 |
Обработка информации, систематизация информации, поиск информации, получение новой информации. |
Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации; определять устройство компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; |
Работаем с графическими объектами, создаем анимацию на заданную тему, создаем анимацию на свободную тему. |
Повторение изученного |
8 |
|
|
Коллективная работа над проектом «История письменности», создание слайд-шоу. |
Компьютер и информация |
8 |
Компьютер, файлы и папки, двоичное кодирование цифровой информации, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, тексты в памяти компьютера, единицы измерения информации. |
Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления; уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами. |
Работаем с файлами и папками, знакомимся с текстовым процессором, редактируем и форматируем текст, нумерованные списки, маркированные списки. |
Человек и информация |
11 |
Информация и знания, чувственное познание окружающего мира, мышление и его формы, содержание и объем понятия, определение понятий, суждения, умозаключения. |
Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры единичных и общих понятий между понятиями; различать необходимые и достаточные условия. |
Создаем таблицы, строим диаграммы, изучаем графический редактор, рисуем в текстовом редакторе. |
Элементы алгоритмизации |
12 |
Алгоритм, исполнители алгоритмов, формы записи алгоритма, типы алгоритмов. |
Иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представление об исполнителях и СКИ. |
PowerPoint «Часы», PowerPoint «Времена года», PowerPoint «Скакалочка», работаем с файлами и папками. |
Аппаратные и программные средства ИКТ |
11 |
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером. |
Программный принцип работы компьютера; назначение и функции операционных систем; назначение центрального устройства, оперативной памяти, внешних устройств; |
Соединение блоков и устройств компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами. Планирование собственного информационного пространства, создание папок и т. д. |
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации |
15 |
Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Цифровое видео. |
Знать кодирование графической информации; уметь рисовать векторные рисунки и растровые; знать формат графических файлов; уметь создавать графические презентации; |
Кодирование графической информации. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения. Разработка мультимедийной презентации. |
Моделирование и формализация |
10 |
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного, модели, управляемые компьютером, виды информационных моделей, чертежи, двумерная и трехмерная графика, диаграммы, планы, карты. |
Создания простейших моделей объектов и процессов в идее изображений и чертежей; проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; |
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории, построение генеалогического древа семьи, создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования, построение и исследование компьютерной модели. |
Информационная деятельность человека. Информационная безопасность |
3 |
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. |
Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; предпринимать меры антивирусной безопасности; смысл информационного взаимодействия и его отличие от других видов взаимодействий; |
Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. |
Повторение, резерв времени |
6 |
|
|
|
Информация и информационные процессы |
10 |
Информация, информационные объекты различных видов, основные информационные процессы, роль информации в жизни людей, понятие количества информации. |
Виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации; виды информационных процессов; определения количества информации; основные области применения компьютера; |
Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи. |
Кодирование и обработка текстовой информации |
11 |
Кодирование текстовой информации, кодировки русского алфавита, нумерация и ориентация страниц, колонтитулы, параметры шрифта и параметры абзаца, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты, проверка правописания, компьютерные словари и системы перевода текстов. |
Создавать информационные объекты, в том числе гипертекстовые документы; принцип кодирования текстовой информации; |
Кодирование текстовой информации. Создание визитных карточек на основе шаблона. Вставка в документ формул. Форматирование символов и абзацев. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря. |
Кодирование и обработка числовой информации |
12 |
Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в системах счисления. Представление чисел в компьютере. Типы данных. Встроенные функции. |
Уметь переводить числа с одной системы счисления в другую; арифметические операции в системах счисления; уметь применять встроенные функции; |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Арифметические вычисления. Построение диаграмм различных типов. |
Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования |
11 |
Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, СКИ. Формальное исполнение алгоритмов. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры. |
Основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций, следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы; |
Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов». Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных». Проект «Ветвление. Выбор. Цикл». |
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных |
6 |
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принцип работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных |
Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера; понятия признака и запроса на поиск информации в базе данных; |
Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. |
Коммуникационные технологии |
10 |
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передачи, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Электронная почта как средство связи. Архивирование и разархивирование. |
Назначении и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; ресурсы и сервисы Интернет; пользоваться услугами электронной почты; |
Регистрация почтового ящика электронной почты. Путешествие по всемирной паутине. Участие в форумах, телеконференциях. Создание архива файлов и раскрытие архива. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички. |
3 ступень (10 – 11 классы Информатика и ИКТ Н. Угринович) |
|
|
|
|
Информация и информационные процессы |
9 |
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления |
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначении и функции операционных систем; |
Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления. |
Информационные модели |
13 |
Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты к реальным объектам; распознавать и описывать информационные процессы социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базе данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ; |
Приближенное решение уравнений графическим методом. Построение геометрических моделей. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма. |
Информационные системы |
5 |
Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Формы представления данных. Реляционные базы данных. |
|
Знакомство с ситемой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных. |
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов |
4 |
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. |
|
Тестирование компьютера. Настройка и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом. Работа с архиваторами и антивирусными программами. |
Резерв учебного времени |
8 |
|
|
|
Компьютерные технологии представления информации |
7 |
Универсальность цифрового представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации. |
|
Решение задач на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления. |
Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов |
12 |
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Динамические таблицы как информационные объекты. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. |
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства. |
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Решение задач с помощью электронных таблиц. Создание мультимедийной презентации. |
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей |
10 |
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Возможности и преимущества сетевых технологий. Топологии локальных сетей. Информационные сервисы сети Интернет. |
|
Подключение к Интернету. Настройка модема. Путешествие по всемирной паутине. Разработка веб-сайтов на заданную тему. Гиперссылки на веб-страницах. |
Основы социальной информатики |
2 |
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность. |
|
|
3. Составить таблицу "Анализ изменения содержания школьного образования по информатике со времени его появления в школе и до настоящего момента"
Этап |
Первый |
Второй |
Третий |
Четвертый |
Пятый |
Шестой |
Годы |
1950 – 1985
|
1985 – 1990 |
1990 – 1995
|
1995 – 2000
|
2000 – 2004
|
2004 – 2018
|
Чем характеризуется |
В школе возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации и прикладное в рамках дифференциации обучения в старших классах школы с производственным обучением, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ. |
Характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (в 1985 г.). Один из его идеологов – А.П. Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать. Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова. |
Связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. Однако с конца 80-х годов содержание преподавания информатики претерпевает существенное изменение на всех уровнях образования. |
В истории информатики в школе получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты. Постепенно стало укрепляться понимание того, что компьютерная грамотность и умение программировать не совсем одно и то же. |
Характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг. |
В преподавании информатики в школе характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы. Как отмечает Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежом во многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.