Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики

  • docx
  • 17.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики.docx

Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики

1.1 Какова структура предметной области информатики?

 

 

1.2 Что является объектом раздела "Теория и методика обучения информатике" как педагогической науки?

 Объектом раздела "Теория и методика обучения информатике" как педагогической науки является обучение информатике.

 

1.3 Для чего нужно изучать информатику в школе?

 Зачем нужна информатика?  Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники.

В современном мире мы каждый день сталкиваемся с новейшими технологиями. Вокруг нас – море информации, а наука информатика как раз решает вопросы, как этим управлять. Поэтому она и носит такое название. Без достижений информатики не существовало бы компьютеров, Интернета и других новых технологий, которые уже стали для нас привычны. Не было бы даже вычислительных машин, которые могут производить сложные расчеты за доли секунды. А расчеты нужны везде: на производстве, в банках, на линиях транспорта. Жизнь была бы намного сложнее, если бы информатика не развилась до такого уровня, как сейчас. Не было бы поисковых систем, с помощью которых сейчас можно отыскать нужную информацию.

Возникает вопрос, зачем изучать информатику всем школьникам? Ведь далеко не все станут программистами, системными администраторами, веб-дизайнерами? Наверное, смысл этого в том, чтобы все понимали, с чем они сталкиваются каждый день, как это действует. Ведь не зря наше время называется информационной эпохи.

Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии очень глубоко проникли в жизнь современного человека, и даже более того – вряд ли будет преувеличением тот факт, что без информационных технологий современное общество не сможет существовать в том виде, в котором оно находится сейчас.

 

2.Изучите ФГОС (основная и старшая школа), составьте краткую характеристику, содержательные линии и содержательно-структурные компоненты каждой ступени.

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней — от детских садов до курсов повышения квалификации. ФГОС устанавливают качественные и количественные критерии в образовании, как нормативы в спорте или ГОСТы для продуктов. ФГОС имеют силу закона и должны соблюдаться учреждениями основного общего образования.

 

 

 

 

 

 

 


     Содержательные линии курса информатики

для каждой ступени обучения.

Содержательная линия (содержательно-структурный компонент)

Количество часов

Основные понятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Практические задания

2 ступень обучения 5-9 классы (информатика 5-6 классы Босова Л., Босова А., информатика и ИКТ 7-9 классы Н. Угринович)

 

 

 

 

Введение

1

Информация, информатика

Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект; различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях.

Работа с клавиатурным тренажером

Компьютер для начинающих

8

Техника безопасности и организация рабочего места, что умеет компьютер, ввод информации в память компьютера, программы и файлы, рабочий стол, главное меню, запуск программ.

Приводить примеры информационных носителей;  запускать программы из меню Пуск; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места.

Знакомимся с клавиатурой, осваиваем мышь, запускаем программы, знакомимся с компьютерным меню, выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор, клавиатурный тренажер.

Информация вокруг нас. Начало.

8

Действия с информацией, хранение информации, носители информации, передача информации, в мире кодов, формы представления информации, язык жестов.

Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; различать программное и аппаратное обеспечение; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; приводить примеры информационных носителей; приводить примеры передачи, хранения и обработки информации.

Клавиатурный тренажер, логические компьютерные игры, поддерживающие изучаемый материал.

Информационные технологии

8

Текстовый редактор и текстовый процессор, этапы подготовки документа, компьютерная графика, графические редакторы, изображение на экране монитора.

Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов.

Вводим текст, редактируем текст, работаем с фрагментами текста, форматируем текст, начинаем рисовать, создаем комбинированные документы.

Информация вокруг нас. Продолжение.

6

Обработка информации, систематизация информации, поиск информации, получение новой информации.

Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации; определять устройство компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

Работаем с графическими объектами, создаем анимацию на заданную тему, создаем анимацию на свободную тему.

Повторение изученного

8

 

 

Коллективная работа над проектом «История письменности», создание слайд-шоу.

Компьютер и информация

8

Компьютер, файлы и папки, двоичное кодирование цифровой информации, перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную, тексты в памяти компьютера, единицы измерения информации.

Иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;  уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему и обратно; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера; определять назначение файла по его расширению; выполнять основные операции с файлами.

Работаем с файлами и папками, знакомимся с текстовым процессором, редактируем и форматируем текст, нумерованные списки, маркированные списки.

Человек и информация

11

Информация и знания, чувственное познание окружающего мира, мышление и его формы, содержание и объем понятия, определение понятий, суждения, умозаключения.

Понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»; приводить примеры единичных и общих понятий между понятиями; различать необходимые и достаточные условия.

Создаем таблицы, строим диаграммы, изучаем графический редактор, рисуем в текстовом редакторе.

Элементы алгоритмизации

12

Алгоритм, исполнители алгоритмов, формы записи алгоритма, типы алгоритмов.

Иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры; иметь представление об исполнителях и СКИ.

PowerPoint «Часы», PowerPoint «Времена года», PowerPoint «Скакалочка», работаем с файлами и папками.

Аппаратные и программные средства ИКТ

11

Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы. Загрузка компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером.

Программный принцип работы компьютера; назначение и функции операционных систем; назначение центрального устройства, оперативной памяти, внешних устройств;

Соединение блоков и устройств компьютера. Оперирование компьютерными информационными объектами. Планирование собственного информационного пространства, создание папок и т. д.

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

15

Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации. Цифровое видео.

Знать кодирование графической информации; уметь рисовать векторные рисунки и растровые; знать формат графических файлов; уметь создавать графические презентации;

Кодирование графической информации. Создание рисунков в векторном графическом редакторе. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения. Разработка мультимедийной презентации.

Моделирование и формализация

10

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе компьютерного, модели, управляемые компьютером, виды информационных моделей, чертежи, двумерная и трехмерная графика, диаграммы, планы, карты.

Создания простейших моделей объектов и процессов в идее изображений и чертежей; проведение компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории, построение генеалогического древа семьи, создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования, построение и исследование компьютерной модели.

Информационная деятельность человека. Информационная безопасность

3

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества. Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

Оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; предпринимать меры антивирусной безопасности; смысл информационного взаимодействия и его отличие от других видов взаимодействий;

Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов. Защита информации от компьютерных вирусов. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.

Повторение, резерв времени

6

 

 

 

Информация и информационные процессы

10

Информация, информационные объекты различных видов, основные информационные процессы, роль информации в жизни людей, понятие количества информации.

Виды информационных процессов, примеры источников и приемников информации; виды информационных процессов; определения количества информации; основные области применения компьютера;

Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Кодирование и обработка текстовой информации

11

Кодирование текстовой информации, кодировки русского алфавита, нумерация и ориентация страниц, колонтитулы, параметры шрифта и параметры абзаца, таблицы, диаграммы, формулы, графические объекты, проверка правописания, компьютерные словари и системы перевода текстов.

Создавать информационные объекты, в том числе гипертекстовые документы; принцип кодирования текстовой информации;

Кодирование текстовой информации. Создание визитных карточек на основе шаблона. Вставка в документ формул. Форматирование символов и абзацев. Создание гипертекстового документа. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

Кодирование и обработка числовой информации

12

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в системах счисления. Представление чисел в компьютере. Типы данных. Встроенные функции.

Уметь переводить числа с одной системы счисления в другую; арифметические операции в системах счисления; уметь применять встроенные функции;

Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Арифметические вычисления. Построение диаграмм различных типов.

Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного визуального программирования

11

Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов, СКИ. Формальное исполнение алгоритмов. Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Основные алгоритмические структуры.

Основные свойства алгоритмов, типы алгоритмических конструкций, следование, ветвление, цикл, понятие вспомогательного алгоритма; выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить алгоритмы;

Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов». Проект «Линейный алгоритм. Тип, имя и значение переменных». Проект «Ветвление. Выбор. Цикл».

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

6

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принцип работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации: логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных

Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера; понятия признака и запроса на поиск информации в базе данных;

Поиск записей в готовой базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных.

Коммуникационные технологии

10

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передачи, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Электронная почта как средство связи. Архивирование и разархивирование.

Назначении и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов; ресурсы и сервисы Интернет; пользоваться услугами электронной почты;

Регистрация почтового ящика электронной почты. Путешествие по всемирной паутине. Участие в форумах, телеконференциях. Создание архива файлов и раскрытие архива. Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички.

3 ступень (10 – 11 классы Информатика и ИКТ Н. Угринович)

 

 

 

 

Информация и информационные процессы

9

Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Алфавитный подход к определению количества информации. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов и коммуникационных технологий; назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; назначении и функции операционных систем;

Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний. Определение количества информации с использованием алфавитного подхода. Решение задач на кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления.

Информационные модели

13

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты к реальным объектам; распознавать и описывать информационные процессы социальных, биологических и технических системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; иллюстрировать учебные работы  с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базе данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя; наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики; соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Приближенное решение уравнений графическим методом. Построение геометрических моделей. Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.

Информационные системы

5

Понятие и типы информационных систем. Базы данных. Системы управления базами данных. Формы представления данных. Реляционные базы данных.

 

Знакомство с ситемой управления базами данных. Создание структуры табличной базы данных.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

4

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

 

Тестирование компьютера. Настройка и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом. Работа с архиваторами и антивирусными программами.

Резерв учебного времени

8

 

 

 

Компьютерные технологии представления информации

7

Универсальность цифрового представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Два подхода к представлению графической информации. Представление звуковой информации.

 

Решение задач на кодирование и упаковку текстовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

12

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Динамические таблицы как информационные объекты. Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования; ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; автоматизации коммуникационной деятельности; соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида. Решение задач с помощью электронных таблиц. Создание мультимедийной презентации.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей

10

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Возможности и преимущества сетевых технологий. Топологии локальных сетей. Информационные сервисы сети Интернет.

 

Подключение к Интернету. Настройка модема. Путешествие по всемирной паутине. Разработка веб-сайтов на заданную тему. Гиперссылки на веб-страницах.

Основы социальной информатики

2

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

 

 

 

 


 3. Составить таблицу "Анализ изменения содержания школьного образования по информатике со времени его появления в школе и до настоящего момента"

Этап

Первый

Второй

Третий

Четвертый

Пятый

Шестой

Годы

1950 – 1985

 

1985 – 1990

1990 – 1995

 

1995 – 2000

 

2000 – 2004

 

2004 – 2018

 

Чем характеризуется

В школе возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе: общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации и прикладное в рамках дифференциации обучения в старших классах школы с производственным обучением, основанное на изучении программи­рования и устройства ЭВМ.

Характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (в 1985 г.). Один из его идеологов – А.П. Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной гра­мотности школьников, под которой понималось умение программировать. Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.

Связан с использованием трех учебников, со­ставленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ.

Однако с конца 80-х годов содержание преподавания информатики претерпевает сущест­венное изменение на всех уровнях образования.

В истории информатики в школе получила распространение компьютерная техника зарубеж­ного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вслед­ствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обуче­ния программированию на прикладной и технологический аспекты. Постепенно стало укрепляться понимание того, что компьютерная грамотность и умение программировать не совсем одно и то же.

Характеризуется интенсивным осмыслением на­копленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е гг.

В преподавании информатики в школе характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы. Как отмечает Н.В. Софронова, опыт освоения компьютерной техники и внедрения информатики за рубежом во многом схож с отечественным, хотя есть и ряд специфических особенностей.

 


 

Скачано с www.znanio.ru