Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.
Информатика
Авторы: А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко
Данная линия учебников имеет гриф
«Рекомендовано»
Пояснительная записка
Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую
каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день.
Средства
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от
справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более
сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую
актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой
должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система
общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих
человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать
информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее
нужным образом. Это понятие находится в ряду таких понятий, как «художественная
культура», «культура поведения» и т. п. К информационной культуре относится умение
пользоваться источниками информации — справочниками, словарями, энциклопедиями,
расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и
умение нести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, умение
записать свой адрес и вести записную книжку.
В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение
приоритетов. Выработка информационной культуры становится одним основных
приоритетов в целях современного образования, естественно, меняется и подход к
изучению информатики в школе. Российские тенденции развития в этой области
образования соответствуют мировым:
• Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и
умений, непосредственно связанных с используемыми ИКТ. Школьники знакомятся с
интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего особенности работы
с конкретными программными средами и техническими устройствами могут осваиваться
ими самостоятельно в ходе их применения.
• Изучение информатики и информационных технологий в рамках отдельного
предмета разгружается засчет практической отработки умений и навыков в ходе изучения
всех общеобразовательных дисциплин, во внеучебной и внешкольной деятельности;
основным вариантом изучения становится полная интеграция содержания информатики и
информационных технологий в математике, технологии, других школьных дисциплинах
без выделения отдельного предмета.
• Происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков
профессионального программирования.
• Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические,
экологические и правовые вопросы работы с информацией).
• Начало изучения информатики переносится в начальную школу, что приводит к
повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях
обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся.
Задача курса и связи с другими предметными областями. Перечисленные
тенденции были учтены авторами при создании курса «Информатика в начальнойшколе». Курс объединяет теоретическую информатику, социальную информатику и
информационные технологии и закладывает базис для основных информационных и
коммуникативных знаний высокого уровня, дает учащимся навыки использования
компьютера и другие информационнотехнологические знания и навыки, лежащие в основе
информационной культуры.
Этот курс служит также существенным подспорьем в развитии новой грамотности,
содержание которой значительно шире классических «трех навыков», соответствующих
традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать.
Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей и
типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов
различных типов, установление связей (ссылок) между различными объектами,
организация информации надлежащим образом) и счета (проектирование и
конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в
графических и телесных средах, естественным образом представляющих основные
объекты теории вычислений и математики конечных объектом).
Новая грамотность сочетание осваиваемых детьми основных лингвистических,
логиковычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными
материалами, орудиями умственного и физического труда, способности выполнять
операции и процедуры, т. е. внутренних и внешних технологий,— служит базой
последующих этапов и сфер обучения.
Постепенно информатика,
Характерно, что в связи с изменением места и роли образовательной области
«Информатика» в школе меняются не только образовательные технологии, но и сама
структура предметных областей.
бывшая некогда
периферийной дисциплиной, находит свое значимое место в школьном обучении. Изучение
курса «Информатика в начальной школе» поддерживает другие дисциплины, способствует
общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире. Основные
идеи курса находят свое отражение и в других школьных предметах, поэтому данный курс
вполне может войти в базовое ядро обучения в начальной школе. При этом, по мнению
авторов, работа с компьютером является полезным и важным дополнением, но не
необходимой частью для достижения главных целей курса.
Авторы курса считают, что его изучение параллельно с основными курсами русского
языка и математики позволяет существенно повысить качество освоения традиционных
тем в этих курсах за счет формирования у учащихся еще одной, «информатической»
точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных способностей.
Одна из задач курса информатики в начальной школе — научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать
необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель,
проверять и корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.
Курс рассчитан на три года в объеме 34 часа в год и предполагает возможность
изучения при отсутствии компьютеров в школе. Однако если оснащенность школы
позволяет, можно сочетать изучение информатики в рамках этого курса с занятиями поинформационным технологиям. Эти занятия также могут проводиться до 34 часов в год, и
программа таких занятий разработана. Независимость этих частей друг от друга дает
возможность реализовать различные варианты изучения курса в зависимости от
технических возможностей и желания школы. В случае если оснащенность школы
позволяет ученикам начальной школы посещать компьютерный класс, а плотность
расписания не дает возможности проводить больше одного урока информатики в неделю
(34 часа в год), можно организовать уроки смешанного типа. В таком случае часть урока
ребята могут работать с учебником, а остальное время — за компьютером. При таком
типе уроков время для изучения теоретической части можно экономить за счет
проведения уроков, интегрированных с другими предметами.
Программа курса «Информатика в начальной школе» соответствует рекомендациям
ЮНЕСКОИФИП «Информатика в начальном образовании».
Комплект учебных материалов. В материалы курса каждого года обучения входят:
учебниктетрадь (в 2 частях), тетрадь проектов и методическое пособие для учителя.
Учебниктетрадь содержит страницы, где даются определения понятий,— листы
определений — и страницы с заданиями, которые выполняются детьми прямо в учебнике
тетради. На листе определений вводится новый объект, свойство, дается определение
нового понятия. Эти определения даются в основном с помощью графических примеров.
Страницы с заданиями содержат задачи по темам, представленным на листах определений.
Разумеется, блоки задач не всегда однородны — часто встречаются задачи на повторение
и обобщение, многие задачи комплексные, использующие большинство уже пройденных
тем. Вынимаемый вкладыш учебникатетради содержит необходимый дополнительный
рабочий материал: контрольные работы в двух вариантах, листы вырезания, запасные поля
для решения задач и др.
В тетради проектов собраны материалы, которые потребуются при проведении
специальных проектных уроков,— задания для детей, карточки со словами, рабочие
тексты и прочие раздаточные материалы. В отличие от задач в учебникететради, в
которых новая информация вводится последовательно и систематически и соответственно
формируется новое знание, проекты обычно представляют собой выход в реальный мир,
включают большой объем новой информации, представляют собой целостную
деятельность. При этом в работе с проектом, естественно, используются уже
приобретенные знания и мотивируется приобретение новых знаний. Работа с проектами
подразумевает также развитие различных коммуникативных навыков, поскольку в
основном она выполняется по группам.
Создатели учебника постарались выбрать бумагу для учебных материалов
достаточно плотную, чтобы чернила фломастеров не проступали на обороте листа.
Пособие для учителя содержит, помимо программы и описания курса и общих
советов по проведению занятий, обсуждение каждой новой темы и блока задач,
относящегося к этой теме, а также комментарии к контрольным работам. В отдельной
главе пособия приведены подробные описания работы в проектах.
Организация учебного процесса. Авторские идеи, положенные в основу курса,
требуют не только иного материала для своего воплощения, но и иной организации урока.
Основная модель урока курса — это самостоятельная работа учащегося с учебником
тетрадью, изучение им листов определений и дальнейшее решение задач. Приветствуется
обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощьюконсультацией в сложных
ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебникатетради, который
содержит полную информацию, необходимую для решении любой задачи. Роль учителяпри этом состоит в том, что он индивидуально обсуждает ход решения той или иной
задачи с теми учащимися, которые столкнулись с трудностями, просматривает решения
задач и комментирует их. Кроме того, задача учителя как консультанта состоит не только
в индивидуальной и групповой помощи при решении или толковании сложных заданий, но
и в правильной организации обсуждения по итогам решения, в организации проектной
деятельности внутри какойлибо темы или задания, в умении вовремя подхватить и
развить инициативу учащихся по расширению и углублению разбираемого задания.
Такая организация урока позволяет детям учиться и развивать свои способности
более охотно и эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков.
Построение учебникатетради ориентировано именно на такую модель урока. Все новые
понятия вводятся при помощи графических примеров, простых и попятных детям. При
этом курс не теряет ни логической четкости, ни математической точности. Листы
определений и формулировки заданий учебника не допускают неопределенности,
неоднозначности и одинаково понимаются всеми учениками и учителем — все участники
учебного процесса играют по общим правилам. Это является условием успешной
самостоятельной работы ученика с курсом, а также результативности помощи учителя и
при необходимости родителей.
Наряду с самостоятельной работой учащихся важным видом учебной деятельности
является групповое обсуждение, в котором фигурирует заданный кемто вопрос,
неожиданное решение или трудность, с которой столкнулись некоторые дети. Учитель
старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей.
Безусловно, какоето время на уроке может быть посвящено и более традиционной
модели работы — объяснению учителя. Такое объяснение, как правило, продолжается не
более 2—3 минут, хотя возможен и более продолжительный, до 5 минут, рассказ учителя,
вовлекающий детей в диалог.
Важной составляющей курса являются также проектные уроки. Проектная
деятельность отличается от обычного урока как постановкой целей, так и организацией.
Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков
ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.
Групповая проектная работа учащихся может иметь самые разнообразные воплощения в
зависимости от конкретной задачи для каждого проекта.
Общее содержание курса. Информатические разделы математики в современной
начальной школе тесно связаны с другими начальными разделами математики, поддер
живают их изучение. Перемещение центра тяжести математического образования в
направлении объектов и задач информатики является объективной тенденцией развития
математики. Математические основы информатики во многих отношениях являются
естественным полем формирования общих учебных навыков и развития общих
мыслительнокоммуникативных способностей ребенка.
В ходе освоения курса важные фрагменты математических основ информатики
осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной (трехмерной) форме, этот
процесс достаточно легко вписывается в формат обучения в начальной школе.
В основу построения курса положен следующий ряд принципов:
• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;
• графические и телесные объекты учебной деятельности;
• введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики
на материале графических примеров, а не в виде формальных определений для
заучивания;• использование человеческих языков как основной области реальных приложений
математических конструкций.
Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе.
И создатели курса (математики и лингвисты), и учителя, и дети, работающие с
учебником, все играют по одним и тем же правилам, правилам математики и
информатики. Ведь гроссмейстер выигрывает партию у любителя не потому, что его
«назначили» гроссмейстером,— правда в шахматах для всех одна. Задача, которую авторы
ставят с первых уроков перед учителем и детьми,— договориться о правилах игры, т. е.
правилах, принципах, законах совместной деятельности. На протяжении всей работы с
курсом необходимо ясное и явное понимание самих правил детьми. Такие правила часто
считаются в школе самоочевидными и потому несущественными, при этом иногда служат
причиной учебной неуспешности. Понимание ребенком того, что значит правильно или
неправильно решенная задача,— важнейший элемент всего учебного процесса. Авторы
стараются как можно более ясно и явно формулировать все условия и ограничения
каждой задачи. Суждение о том, правильно решена задача или нет, в равной степени
должно быть доступно и ребенку, и учителю.
Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии
математики на этой основе принадлежит Давиду Гильберту, одному из крупнейших
математиков конца XIX — начала XX века. В информатическом контексте такое
сравнение особенно плодотворно — конечно, не в связи с компьютерными играми, а в
связи с общим стилем взаимодействия человека с компьютером, когда компьютер
действует по правилам, не воспринимая обширного и не всегда четкого окружения, в
котором живет человек.
Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе,— это освоение языка. В
ходе работы над курсом постепенно вводятся ключевые слова и выражения, которые
важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с
точно определенным и фиксированным смыслом, понятным и одинаковым для всех детей
и учителя. Для всех ключевых слов авторы стараются максимально подробно и ясно для
ребенка (а также для учителя и родителей) разъяснить, проиллюстрировать и
зафиксировать их смысл. Очень важно, чтобы относительно каждого ключевого слова у
учителя с детьми было фиксированное и одинаковое понимание, что это слово значит.
Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако
и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек
соприкосновения. Так, в процессе решения задач курса ученики пользуются
географической картой, работают с родословными царей, фигурками животных и т. п.
Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и
установления более тесных межпредметных связей, а также иллюстрации специфики
практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какойлибо учебной
дисциплины.
Математикоинформатическое содержание курса. Отдельное внимание следует
уделить терминологии, используемой в курсе. В курсе используется система базовых
понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам
продолжения образования в средней, старшей школе и затем в вузе. Речь идет о таких
понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.
Понятие цепочка (англ. string) относится к числу наиболее часто используемых
базовых научных понятий информатики (именно научных, в какойто степени
практических, технологических, инженерных, а не методических понятий обученияинформатике). Для этого понятия в русском языке могут использоваться различные
термины, в частности «слово», «конечная последовательность», «кортеж» (обычно в
математическом контексте), «строка» (как правило, а несколько ином смысле), однако
термин цепочка является наиболее употребительным и, по мнению авторов, наиболее
подходящим для курса.
С термином бусина ситуация иная, ему в научном и технологическом языке
соответствуют термины символ, элемент (цепочки), буква. Этот термин не применяется в
научной литературе. Тем не менее, авторы используют его в курсе. Это связано, прежде
всего, с необходимостью установить устойчивую связь между общим понятием и его
конкретной реализацией в виде графических и телесных объектов. При этом авторы
считают, что переход на последующих этапах обучения к стандартным (и различным в
разных изложениях и контекстах) терминам трудностей у учащихся не вызывает.
Понятие мешок (англ bag) используется в информатике так же, как и в учебнике
тетради. Его отличие от понятия «множество» просто и формально: в множество каждый
элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два,
три раза и т. д.
Например, мешок букв слова МАМУ содержит две буквы М, одну букву А и одну
букву У. Это понятие при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем
понятие множество. Его использование в начальной школе имеет и методические
преимущества: оно легче воспринимается детьми, чем понятие множества; оно более
непосредственно связано с понятием числа и т. д. С другой стороны, на последующих
этапах обучения разница между этими двумя понятиями становится малосущественной.
Понятие дерево также одно из важнейших базовых понятий современной
информатики, чаще используемое в научном и образовательном языке, чем понятие
произвольного графа.
Объекты, базовые операции и отношения на них:
• атомарные объекты символы различных алфавитов; одинаковость; свойства цвет,
форма;
• цепочки (конечные последовательности) — одинаковость; порядковая нумерация,
следование; соединение цепочки цепочек; алфавитный порядок букв, лексикографический
порядок слов;
• мешки (множества, в которых элементы могут повторяться) — одинаковость;
ссыпание цепочки в мешок, раскрытие цепочки мешков;
• таблицы (одно и двумерные таблицы мешка);
• деревья, включая упорядоченные;
• разбиения плоскости; число областей;
• объекты и их имена;
• утверждения; истинностные значения: истина, ложь, неизвестно; утверждения, не
имеющие смысла для данного объекта;
• понятия «все», «каждый» (по отношению к утверждениям и объектам).
Процессы:
• проверка утверждения для объекта;
• последовательный просмотр объектов цепочки и мешка;
• порождение натурального ряда;
• чередование операций двух процессов; пересчет объектов;
• выполнение цепочки команд;
• построение объекта по описанию — системе (мешку) условий;• перебор последовательных возможностей, дерево перебора, построение всех
объектов, удовлетворяющих данной системе условий;
• выявление несуществования путем полного перебора;
• игра, позиции, ходы, правила, дерево игры, стратегия в игре;
• алгоритмическое выполнение базовых операций над основными объектами;
• процессы сортировки;
• параллельные процессы;
• частично заданные объекты, индуктивные построения объектов;
• метод последовательного приближения;
• разбиение задачи на подзадачи; соединение решений.
Реальные объекты, языки и процессы
(в качестве реальных языков используются различные языки народов мира, для
некоторых только алфавиты):
• алфавитные цепочки русского и других языков; дефис, апостроф; имена букв;
• словари — орфографические, толковые, двуязычные; полная и частичная
характеризация понятия;
• генеалогические деревья;
• базовые операции с реальными мешками и цепочками;
• реальные сортировки;
• реальные игры («Крестикинолики», «Сим» и др.);
• турниры и соревнования.
ПРОГРАММА КУРСА
2 КЛАСС (34 ч)
1. Правила игры — 7 ч. Допустимые действия: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в
окне, вырежи и наклей в окно. Базисные объекты: фигурки, бусины, буквы и цифры.
Свойства базисных объектов: цвет, форма, одинаковые и разные объекты.
2. Области — 2 ч. Понятие область картинки. Подсчет областей картинки.
3.
Логические значения утверждений — 5 ч. Истинность, ложность и
неопределенность утверждений для данного объекта. Ситуации, когда утверждение не
имеет смысла для данного объекта.
4. Цепочки — 6 ч. Понятие цепочка, порядок бусин в цепочке, одинаковые и разные
цепочки, понятия «следующий», «предыдущий», «идти раньше», «идти позже» для бусин
цепочки.
5. Мешки 6 ч. Понятие мешок. Одинаковые и разные метки. Мешок бусин цепочки.
Одномерная таблица для мешка. Понятие «все» и «каждый». Понятия «есть в мешке»,
«нет в мешке».
6. Язык — 5 ч. Алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово, словарь, имена.
7. Проекты — 3 ч. «Одинаковые фигурки, или Разделяй и властвуй» — поиск
одинаковых объектов в большом массиве с использованием разбиения задачи на
подзадачи. «Знакомство с русским текстом» — исследование знаков в русских текстах.
3 КЛАСС (34 ч)
1. Деревья — 10 ч. Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие
бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева.
Дерево раскрытия цепочки мешков.
2. Мешки — 3 ч. Двумерная таблица для мешка. Цепочка мешков, операция
раскрытия цепочки мешков.
3. Цепочки —6ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочкицепочек.
4. Исполнитель Робот — 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота.
Конструкция повторения.
5. Язык — 3 ч. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки
препинания, дефис, апостроф. Словарный (лексикографический) порядок. Расстановка
слов в словарном порядке. Толковый словарь. Смысл текста. Полное и избыточное
толкование. Лингвистические задачи.
6. Проекты — 6 ч. «Одинаковые мешки» — поиск одинаковых мешков в ситуации
большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» —
работа с большими словарями, поиск слов. «Генеалогическое дерево» построение
генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» — сортировка большого
массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования»
— изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и
выявления победителя.
1. Игры 8 ч. Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Игры:
«Крестикинолики», «Камешки», «Ползунок», «Сим», «Слона» и «Города». Цепочка
позиций игры. Круговой турнир.
4 КЛАСС (34 ч)
2. Исполнитель Робот — 3 ч. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения
программ.
3. Дерево вычисления — 2 ч. Дерево вычисления значения арифметического
выражения.
4. Деревья — 7 ч. Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Дерево всех слов донной длины из данного мешка. Дерево перебора.
5. Выигрышные стратегии — 9 ч. Выигрышные и проигрышные позиции в игре.
Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре: игра
«Камешки», игры на шахматной доске, игра «Ползунок».
6. Язык — 2 ч. Лингвистические задачи.
7. Проекты — 3 ч. «Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение
метода деления пополам. «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева
игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии.
Требования к знаниям и умениям учащихся
2 класс Учащиеся должны:
• иметь представление об общих правилах игры: правилах работы с учебником
(листы определений и задачи), правилах работы в проектах и др.;
• иметь представление об условии задачи как системе ограничений, уметь
последовательно выполнять указания инструкции;
• иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее
коллективного решения;
• иметь представление о базисных объектах курса (бусины, буквы и пр.) и их
основных свойствах (одинаковость, форма, цвет бусин и пр.);
• иметь представление об основных структурах курса: цепочках (конечных
последовательностях) и мешках (мультимножествах) и их свойствах (одинаковость,
взаимное расположение бусин в цепочке, принадлежность бусины к мешку или цепочке);
• уметь использовать и строить цепочки и мешки; строить или достраивать объект
по заданным свойствам, выделять нужный объект или несколько объектов по заданным
свойствам;• оперировать понятиями все. каждый, следующий, предыдущий,
• иметь представление о началах классификации, уметь использовать и строить
одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку;
• иметь представление о началах топологии: выделение областей картинки,
подсчитывание количества областей картинки;
• иметь представление об имени объекта и его значении;
• иметь представление о логических значениях утверждений для данного объекта:
истинность, ложность, неопределенность; иметь представление о ситуациях, в которых
утверждение не имеет смысла для данного объекта; уметь строить утверждение с
заданным значением для данного объекта;
• иметь представление об алфавитном и лексикографическом (словарном)
порядке; уметь найти нужное слово в словаре любого объема;
• уметь самостоятельно проверить соответствие результата выполнения задачи
поставленному условию;
• уметь строить информационные и материальные объекты по инструкции и
собственному замыслу (в том числе из заданных блоков);
• участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать
и строго соблюдать установленные правила игры.
3 класс Учащиеся должны:
• иметь представление об исполнителях, уметь строить для них простейшие
линейные программы;
• уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения;
• иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями
после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному
описанию;
• иметь представление о толковании слов, смысле текста, полном, неполном и
избыточном толковании;
• использовать и строить двумерные таблицы для мешка, строить мешок по его
двумерной таблице;
• иметь представление об операциях на цепочках и мешках; склеивание цепочки
цепочек, раскрытие цепочки мешков;
• иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по
их описаниям; использовать и строить деревья для классификации, выбора действий,
создания собственного семейного дерева, описания предков и потомков; иметь
представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований;
• строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей;
• иметь представление об алгоритме сортировки слиянием;
• иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа
разных;
• иметь представление об информационных технологиях в окружающем мире,
помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.;
• уметь самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи
(включая перечисляемые задачи) поставленному условию, строить пример объекта,
отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного
класса.
4 класс Учащиеся должны:
• иметь представление о цепочке выполнения про грамм и дереве выполненияпрограмм, использовать и строить цепочки и деревья выполнения программ, строить
программу по результату ее выполнения исполнителем;
• иметь представление об играх с полной информацией, правилах игры, цепочке
позиций игры, дереве игры;
• уметь использовать и строить дерево игры или часть дерева игры с полной
информацией;
• иметь представление о выявлении, построении и использовании выигрышных
стратегий в играх с полной информацией;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе
вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка;
• иметь представление о методе последовательного приближения;
• иметь представление о дереве вычисления арифметического выражения со
скобками и без скобок;
• иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.