Информатика Авторы: А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко

  • Документация
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.
Иконка файла материала Пояснительная записка.docx
Информатика Авторы: А.Л. Семенов, Т.А. Рудченко Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано» Пояснительная записка Наше время предъявляет к людям новые требования.  Объем информации, которую каждому   из   нас   приходится   перерабатывать,   растет   изо   дня   в   день.  Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми  мы пользуемся  (от справочников,   телефона,   стиральных   машин   до   компьютеров),   становятся   все   более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура — это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку   правильно   строить   свое   поведение   в   информационной   области:   искать информацию   в   нужном   месте,   воспринимать,   собирать,  представлять   и   передавать   ее нужным образом. Это понятие  находится  в  ряду таких понятий, как «художественная культура»,  «культура поведения» и т. п. К информационной  культуре относится умение пользоваться источниками информации  — справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение нести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, умение записать свой адрес и вести записную книжку. В современном начальном и среднем образовании постепенно происходит смещение приоритетов.   Выработка   информационной   культуры   становится   одним   основных приоритетов   в   целях   современного   образования,   естественно,   меняется   и   подход   к изучению   информатики   в   школе.   Российские   тенденции   развития   в   этой   области образования соответствуют мировым: • Сокращается объем осваиваемых школьниками рутинных технологических знаний и умений,   непосредственно   связанных   с   используемыми   ИКТ.  Школьники   знакомятся   с интуитивно ясными средствами стандартного интерфейса, после чего особенности работы с конкретными программными средами и техническими устройствами могут осваиваться ими самостоятельно в ходе их применения. •   Изучение   информатики   и   информационных   технологий   в   рамках   отдельного предмета разгружается засчет практической отработки умений и навыков в ходе изучения всех   общеобразовательных   дисциплин,   во   внеучебной   и   внешкольной   деятельности; основным вариантом изучения становится полная интеграция содержания информатики и информационных технологий в математике, технологии, других школьных дисциплинах без выделения отдельного предмета. •   Происходит   отказ   от   обязательного   освоения   школьниками   сред   и   языков профессионального программирования. •   Расширяется   изложение   вопросов   социальной   информатики   (этические, экологические и правовые вопросы работы с информацией). • Начало изучения информатики переносится в начальную школу, что приводит к повышению эффективности учебной деятельности школьников на последующих ступенях обучения и тем самым способствует разгрузке учащихся. Задача   курса   и   связи   с   другими   предметными   областями.  Перечисленные тенденции   были   учтены   авторами   при   создании   курса  «Информатика   в   начальнойшколе».   Курс  объединяет   теоретическую   информатику,   социальную   информатику   и информационные   технологии   и   закладывает   базис   для   основных   информационных   и коммуникативных   знаний   высокого   уровня,   дает   учащимся   навыки   использования компьютера и другие информационно­технологические знания и навыки, лежащие в основе информационной культуры. Этот курс служит также существенным подспорьем в развитии новой грамотности, содержание которой значительно шире классических «трех навыков», соответствующих традиционному содержанию начального образования: читать, писать, считать. Имеется в виду расширение понятий чтения (активный поиск всех разновидностей  и типов информации, ее восприятие и анализ), письма (создание информационных объектов различных   типов,   установление   связей   (ссылок)   между  различными   объектами, организация   информации   надлежащим   образом)   и  счета  (проектирование   и конструирование объектов и действий; различные построения, в том числе логические, в графических   и   телесных   средах,   естественным   образом   представляющих   основные объекты теории вычислений и математики конечных объектом). Новая  грамотность   ­  сочетание  осваиваемых   детьми  основных   лингвистических, логико­вычислительных и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами,   орудиями   умственного   и   физического   труда,   способности   выполнять операции   и   процедуры,   т.   е.   внутренних   и   внешних   технологий,—   служит   базой последующих этапов и сфер обучения.   Постепенно   информатика, Характерно,   что   в   связи   с   изменением   места   и   роли   образовательной   области «Информатика»   в   школе   меняются   не   только   образовательные   технологии,   но   и   сама структура   предметных   областей.   бывшая   некогда периферийной дисциплиной, находит свое значимое место в школьном обучении. Изучение курса «Информатика в начальной школе» поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию детей и их умению ориентироваться в окружающем мире. Основные идеи курса находят свое отражение и в других школьных предметах, поэтому данный курс вполне может войти в базовое ядро обучения в начальной школе. При этом, по мнению авторов,   работа   с   компьютером   является   полезным   и   важным   дополнением,   но   не необходимой частью для достижения главных целей курса. Авторы курса считают, что его изучение параллельно с основными курсами русского языка и математики позволяет существенно повысить качество освоения традиционных тем  в  этих  курсах  за  счет  формирования  у  учащихся  еще  одной,  «информатической» точки зрения и развития их мыслительных и коммуникативных способностей. Одна из задач курса информатики в начальной школе — научить ребят: •   работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам; •     ориентироваться   в   потоке   информации:   просматривать,   сортировать,   искать необходимые сведения; •   читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; •  работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.; • планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы; •   анализировать языковые объекты; •   использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности. Курс рассчитан на три года в объеме 34 часа в год и предполагает возможность изучения   при   отсутствии   компьютеров   в   школе.   Однако   если   оснащенность   школы позволяет, можно сочетать изучение информатики в рамках этого курса с занятиями поинформационным технологиям. Эти занятия также могут проводиться до 34 часов в год, и программа   таких   занятий  разработана.  Независимость   этих  частей  друг  от   друга  дает возможность   реализовать   различные   варианты   изучения   курса   в   зависимости   от технических   возможностей   и   желания   школы.   В   случае   если   оснащенность   школы позволяет   ученикам   начальной   школы   посещать   компьютерный   класс,   а   плотность расписания не дает возможности проводить больше одного урока информатики в неделю (34 часа в год), можно организовать уроки смешанного типа. В таком случае часть урока ребята могут работать с учебником, а остальное время — за компьютером. При таком типе   уроков   время   для   изучения   теоретической   части   можно   экономить   за   счет проведения уроков, интегрированных с другими предметами. Программа курса «Информатика в начальной школе» соответствует рекомендациям ЮНЕСКО­ИФИП «Информатика в начальном образовании». Комплект учебных материалов. В материалы курса каждого года обучения входят: учебник­тетрадь (в 2 частях), тетрадь проектов и методическое пособие для учителя. Учебник­тетрадь  содержит страницы, где даются определения понятий,—  листы определений — и страницы с заданиями, которые выполняются детьми прямо в учебнике­ тетради.   На   листе  определений  вводится  новый  объект,   свойство,   дается   определение нового понятия. Эти определения даются в основном с помощью графических примеров. Страницы с заданиями содержат задачи по темам, представленным на листах определений. Разумеется, блоки задач не всегда однородны — часто встречаются задачи на повторение и обобщение, многие задачи комплексные, использующие большинство уже пройденных тем.   Вынимаемый   вкладыш   учебника­тетради   содержит   необходимый   дополнительный рабочий материал: контрольные работы в двух вариантах, листы вырезания, запасные поля для решения задач и др. В  тетради   проектов  собраны   материалы,   которые   потребуются   при   проведении специальных   проектных   уроков,—   задания   для   детей,   карточки   со   словами,   рабочие тексты   и   прочие   раздаточные   материалы.   В   отличие   от  задач   в   учебнике­тетради,   в которых новая информация вводится последовательно и систематически и соответственно формируется новое знание, проекты обычно представляют собой выход в реальный мир, включают   большой   объем   новой   информации,   представляют   собой   целостную деятельность.   При   этом   в   работе   с   проектом,   естественно,   используются   уже приобретенные знания и мотивируется приобретение новых знаний. Работа с проектами подразумевает   также   развитие   различных   коммуникативных   навыков,   поскольку   в основном она выполняется по группам. Создатели   учебника   постарались   выбрать   бумагу   для   учебных   материалов достаточно плотную, чтобы чернила фломастеров не проступали на обороте листа. Пособие   для   учителя  содержит,   помимо   программы   и   описания   курса   и   общих советов   по   проведению   занятий,   обсуждение   каждой   новой   темы   и   блока   задач, относящегося к этой теме, а также комментарии к контрольным работам. В отдельной главе пособия приведены подробные описания работы в проектах. Организация   учебного   процесса.   Авторские   идеи,   положенные   в   основу   курса, требуют не только иного материала для своего воплощения, но и иной организации урока. Основная модель урока курса — это самостоятельная работа учащегося с учебником­ тетрадью, изучение им листов определений и дальнейшее решение задач. Приветствуется обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощью­консультацией в сложных ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника­тетради, который содержит полную информацию, необходимую для решении любой задачи. Роль учителяпри этом состоит в том, что он индивидуально обсуждает ход решения той или иной задачи с теми учащимися, которые столкнулись с трудностями, просматривает решения задач и комментирует их. Кроме того, задача учителя как консультанта состоит не только в индивидуальной и групповой помощи при решении или толковании сложных заданий, но и в правильной организации обсуждения по итогам решения, в организации проектной деятельности   внутри   какой­либо   темы   или   задания,   в   умении   вовремя   подхватить   и развить инициативу учащихся по расширению и углублению разбираемого задания. Такая   организация   урока  позволяет  детям  учиться   и  развивать  свои   способности более   охотно   и   эффективно,   чем   при   традиционной   форме   проведения   уроков. Построение учебника­тетради ориентировано именно на такую модель урока. Все новые понятия вводятся при помощи графических примеров, простых и попятных детям. При этом   курс   не   теряет   ни   логической   четкости,   ни   математической   точности.   Листы определений   и   формулировки   заданий   учебника   не   допускают   неопределенности, неоднозначности и одинаково понимаются всеми учениками и учителем — все участники учебного   процесса   играют   по   общим   правилам.   Это   является   условием   успешной самостоятельной работы ученика с курсом, а также результативности помощи учителя и при необходимости родителей. Наряду с самостоятельной работой учащихся важным видом учебной деятельности является   групповое   обсуждение,   в   котором   фигурирует   заданный   кем­то   вопрос, неожиданное решение или трудность, с которой столкнулись некоторые дети. Учитель старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей. Безусловно, какое­то время на уроке может быть посвящено и более традиционной модели работы — объяснению учителя. Такое объяснение, как правило, продолжается не более 2—3 минут, хотя возможен и более продолжительный, до 5 минут, рассказ учителя, вовлекающий детей в диалог. Важной   составляющей   курса   являются   также   проектные   уроки.   Проектная деятельность отличается от обычного урока как постановкой целей, так и организацией. Это   групповая   работа   ребят   по   выполнению   общей   задачи.   В   процессе   таких   уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом. Групповая проектная работа учащихся может иметь самые разнообразные воплощения в зависимости от конкретной задачи для каждого проекта. Общее содержание курса. Информатические  разделы  математики  в современной начальной школе тесно связаны с другими начальными разделами математики, поддер­ живают   их   изучение.   Перемещение   центра   тяжести   математического   образования   в направлении объектов и задач информатики является объективной тенденцией развития математики.   Математические   основы   информатики   во   многих   отношениях   являются естественным   полем   формирования   общих   учебных   навыков   и   развития   общих мыслительно­коммуникативных способностей ребенка. В   ходе   освоения   курса   важные   фрагменты   математических   основ   информатики осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной (трехмерной) форме, этот процесс достаточно легко вписывается в формат обучения в начальной школе. В основу построения курса положен следующий ряд принципов: •   ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником; •   графические и телесные объекты учебной деятельности; • введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на   материале   графических   примеров,   а   не   в   виде   формальных   определений   для заучивания;• использование  человеческих языков  как основной области реальных приложений математических конструкций. Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. И   создатели   курса   (математики   и   лингвисты),   и   учителя,   и   дети,   работающие   с учебником,­   все   играют   по   одним   и   тем   же   правилам,   правилам   математики   и информатики.   Ведь   гроссмейстер   выигрывает   партию   у   любителя   не   потому,   что   его «назначили» гроссмейстером,— правда в шахматах для всех одна. Задача, которую авторы ставят с первых уроков перед учителем и детьми,— договориться о правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. На протяжении всей работы с курсом необходимо ясное и явное понимание самих правил детьми. Такие правила часто считаются в школе самоочевидными и потому несущественными, при этом иногда служат причиной учебной неуспешности. Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно  решенная  задача,—  важнейший  элемент  всего учебного  процесса. Авторы стараются   как   можно   более   ясно   и   явно   формулировать   все   условия   и   ограничения каждой   задачи.   Суждение   о   том,   правильно   решена   задача   или   нет,   в   равной   степени должно быть доступно и ребенку, и учителю. Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики   на   этой   основе   принадлежит   Давиду   Гильберту,   одному   из   крупнейших математиков   конца  XIX  —   начала  XX  века.   В   информатическом   контексте   такое сравнение особенно плодотворно — конечно, не в связи с компьютерными играми, а в связи   с   общим   стилем   взаимодействия   человека   с   компьютером,   когда   компьютер действует по  правилам, не воспринимая  обширного и не всегда четкого  окружения, в котором живет человек. Одна из основных задач курса, как и всего обучения в школе,— это освоение языка. В ходе   работы   над   курсом   постепенно   вводятся   ключевые   слова   и   выражения,   которые важны потому, что систематически используются в текстах учебных материалов, причем с точно определенным и фиксированным смыслом, понятным и одинаковым для всех детей и учителя. Для всех ключевых слов авторы стараются максимально подробно и ясно для ребенка   (а   также   для   учителя   и   родителей)   разъяснить,   проиллюстрировать   и зафиксировать их смысл. Очень важно, чтобы относительно каждого ключевого слова у учителя с детьми было фиксированное и одинаковое понимание, что это слово значит. Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и   с   другими   школьными   дисциплинами   он   имеет   достаточно   много   точек соприкосновения.   Так,   в   процессе   решения   задач   курса   ученики   пользуются географической картой, работают с родословными царей, фигурками животных и т. п. Таким   образом,   курс   можно   использовать   для   интеграции   предметных   областей   и установления   более   тесных   межпредметных   связей,   а   также   иллюстрации   специфики практических   задач,   которые,   как   правило,   выходят   за   рамки   какой­либо   учебной дисциплины. Математико­информатическое  содержание  курса.   Отдельное   внимание   следует уделить   терминологии,   используемой   в   курсе.   В   курсе   используется   система   базовых понятий   современной   информатики,   в   наибольшей   степени   соответствующая   задачам продолжения образования в средней, старшей школе и затем в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др. Понятие  цепочка  (англ.  string)  относится   к   числу   наиболее   часто   используемых базовых   научных   понятий   информатики   (именно   научных,   в   какой­то   степени практических,   технологических,   инженерных,   а   не   методических   понятий   обученияинформатике).   Для   этого   понятия   в   русском   языке   могут   использоваться   различные термины,   в   частности   «слово»,   «конечная   последовательность»,   «кортеж»   (обычно   в математическом контексте), «строка» (как правило, а несколько ином смысле), однако термин  цепочка  является   наиболее   употребительным   и,   по   мнению   авторов,   наиболее подходящим для курса. С   термином  бусина  ситуация   иная,   ему   в   научном   и   технологическом   языке соответствуют термины символ, элемент (цепочки), буква. Этот термин не применяется в научной литературе. Тем не менее, авторы используют его в курсе. Это связано, прежде всего,   с   необходимостью   установить   устойчивую   связь   между   общим   понятием   и   его конкретной   реализацией   в   виде   графических   и   телесных   объектов.   При   этом   авторы считают, что переход на последующих этапах обучения к стандартным (и различным в разных изложениях и контекстах) терминам трудностей у учащихся не вызывает. Понятие  мешок  (англ­ bag)  используется в информатике так же, как и в учебнике­ тетради. Его отличие от понятия «множество» просто и формально: в множество каждый элемент может входить или не входить, а в мешок он может не входить, входить один, два, три раза и т. д. Например, мешок букв слова МАМУ содержит две буквы М, одну букву А и одну букву У. Это понятие при работе в области конечных объектов часто бывает удобнее, чем понятие  множество.  Его   использование   в   начальной   школе   имеет   и   методические преимущества:   оно   легче   воспринимается   детьми,   чем   понятие   множества;   оно   более непосредственно связано с понятием числа и т. д. С другой стороны, на последующих этапах обучения разница между этими двумя понятиями становится малосущественной. Понятие  дерево  также   одно   из   важнейших   базовых   понятий   современной информатики,   чаще   используемое   в   научном   и   образовательном   языке,   чем   понятие произвольного графа. Объекты, базовые операции и отношения на них: • атомарные объекты символы различных алфавитов; одинаковость; свойства ­ цвет, форма; • цепочки (конечные последовательности) — одинаковость; порядковая нумерация, следование; соединение цепочки цепочек; алфавитный порядок букв, лексикографический порядок слов; •   мешки   (множества,   в   которых   элементы   могут   повторяться)   —   одинаковость; ссыпание цепочки в мешок, раскрытие цепочки мешков; •   таблицы (одно и двумерные таблицы мешка); •   деревья,  включая  упорядоченные; •   разбиения плоскости; число областей; •   объекты и их имена; • утверждения; истинностные значения: истина, ложь, неизвестно; утверждения, не имеющие смысла для данного объекта; •   понятия «все», «каждый» (по отношению к утверждениям и объектам). Процессы: •   проверка утверждения для объекта; •   последовательный просмотр объектов цепочки и мешка; •   порождение натурального ряда; •   чередование операций двух процессов; пересчет объектов; •   выполнение цепочки команд; •   построение объекта по описанию — системе (мешку) условий;•     перебор   последовательных   возможностей,   дерево   перебора,   построение   всех объектов, удовлетворяющих данной системе условий; •   выявление несуществования путем полного перебора; •   игра, позиции, ходы, правила, дерево игры, стратегия в игре; •  алгоритмическое выполнение базовых операций над основными объектами; •   процессы сортировки; •   параллельные процессы; •   частично заданные объекты, индуктивные построения объектов; •   метод последовательного приближения; •   разбиение задачи на подзадачи; соединение решений. Реальные объекты, языки и процессы (в   качестве   реальных   языков   используются   различные   языки   народов   мира,   для некоторых только алфавиты): •  алфавитные цепочки русского и других языков; дефис, апостроф; имена букв; •       словари   —   орфографические,   толковые,   двуязычные;     полная   и   частичная характеризация понятия; •   генеалогические деревья; •   базовые операции с реальными мешками и цепочками; •   реальные сортировки; •   реальные игры («Крестики­нолики», «Сим» и др.); •  турниры и соревнования. ПРОГРАММА КУРСА 2 КЛАСС (34 ч) 1. Правила игры — 7 ч. Допустимые действия: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне,   вырежи   и   наклей   в   окно.   Базисные   объекты:   фигурки,   бусины,   буквы   и  цифры. Свойства базисных объектов: цвет, форма, одинаковые и разные объекты. 2. Области — 2 ч. Понятие область картинки. Подсчет областей картинки. 3.  Логические   значения   утверждений   —   5   ч.   Истинность,   ложность   и неопределенность   утверждений   для   данного   объекта.   Ситуации,   когда   утверждение   не имеет смысла для данного объекта. 4. Цепочки — 6 ч. Понятие цепочка, порядок бусин в цепочке, одинаковые и разные цепочки, понятия «следующий», «предыдущий», «идти раньше», «идти позже» для бусин цепочки. 5. Мешки ­ 6 ч. Понятие мешок. Одинаковые и разные метки. Мешок бусин цепочки. Одномерная таблица для мешка. Понятие «все» и «каждый». Понятия «есть в мешке», «нет в мешке». 6. Язык — 5 ч. Алфавитная цепочка, алфавитная линейка, слово, словарь, имена. 7.  Проекты   —   3   ч.   «Одинаковые   фигурки,   или   Разделяй   и   властвуй»   —   поиск одинаковых   объектов   в   большом   массиве   с   использованием   разбиения   задачи   на подзадачи. «Знакомство с русским текстом» — исследование знаков в русских текстах. 3 КЛАСС (34 ч) 1.    Деревья — 10 ч. Понятие дерево. Структура дерева: следующие и предыдущие бусины, листья, корневые бусины. Уровни дерева. Путь дерева, мешок всех путей дерева. Дерево раскрытия цепочки мешков. 2.      Мешки   —   3   ч.   Двумерная   таблица   для   мешка.   Цепочка   мешков,   операция раскрытия цепочки мешков. 3.    Цепочки —6ч. Длина цепочки, цепочка цепочек. Операция склеивания цепочкицепочек. 4.     Исполнитель Робот — 6 ч. Поле и команды Робота. Программа для Робота. Конструкция повторения. 5.   Язык — 3 ч. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания,   дефис,   апостроф.   Словарный   (лексикографический)   порядок.   Расстановка слов   в   словарном   порядке.   Толковый   словарь.   Смысл   текста.   Полное   и   избыточное толкование. Лингвистические задачи. 6.   Проекты — 6 ч. «Одинаковые мешки» — поиск одинаковых мешков в ситуации большого количества объектов и мешков. «Лексикографический (словарный) порядок» — работа   с   большими   словарями,   поиск   слов.   «Генеалогическое   дерево»   ­   построение генеалогического дерева своей семьи. «Сортировка слиянием» — сортировка большого массива слов с использованием метода сортировки слиянием. «Турниры и соревнования» —   изучение   способов   проведения   спортивных   соревнований,   записи   результатов   и выявления победителя. 1.   Игры ­ 8 ч. Игры с полной информацией: правила игры, ход и позиция игры. Игры: «Крестики­нолики»,   «Камешки»,   «Ползунок»,   «Сим»,   «Слона»   и   «Города».     Цепочка позиций игры.  Круговой турнир. 4  КЛАСС (34 ч) 2.    Исполнитель Робот — 3 ч. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ. 3.      Дерево   вычисления   —   2   ч.   Дерево   вычисления   значения   арифметического выражения. 4.   Деревья — 7 ч. Дерево выполнения программ. Дерево игры, ветка из дерева игры. Дерево всех слов донной длины из данного мешка. Дерево перебора. 5.     Выигрышные стратегии — 9 ч. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре: игра «Камешки», игры на шахматной доске, игра «Ползунок». 6.   Язык — 2 ч. Лингвистические задачи. 7.   Проекты — 3 ч. «Угадай задуманную букву» — экспериментальное построение метода деления пополам. «Стратегия победы» — совместное построение большого дерева игры, разметка выигрышных и проигрышных позиций, поиск выигрышной стратегии. Требования к знаниям и умениям учащихся 2 класс Учащиеся должны: •     иметь представление об общих  правилах игры:  правилах работы с учебником (листы определений и задачи), правилах работы в проектах и др.; •       иметь   представление   об  условии   задачи  как   системе   ограничений,   уметь последовательно выполнять указания инструкции; •       иметь   представление   о   разбиении   задачи   на  подзадачи  и   возможности   ее коллективного решения; •      иметь представление  о  базисных объектах  курса (бусины, буквы и пр.)  и их основных свойствах (одинаковость, форма,  цвет бусин и пр.); •     иметь   представление   об  основных   структурах  курса:  цепочках  (конечных последовательностях)   и  мешках  (мультимножествах)   и   их   свойствах   (одинаковость, взаимное расположение бусин в цепочке, принадлежность бусины к мешку или цепочке); •   уметь использовать и строить цепочки и мешки; строить или достраивать объект по заданным свойствам, выделять нужный объект или несколько объектов по заданным свойствам;•   оперировать понятиями все. каждый, следующий, предыдущий, •     иметь представление  о началах классификации,  уметь использовать и строить одномерные таблицы мешка, сортировать объекты по одному признаку; •       иметь   представление   о  началах   топологии:  выделение   областей   картинки, подсчитывание количества областей картинки; •   иметь представление об имени объекта и его значении; •   иметь представление о логических значениях  утверждений для данного объекта: истинность, ложность, неопределенность; иметь представление о ситуациях, в которых утверждение   не   имеет   смысла   для   данного   объекта;   уметь   строить   утверждение   с заданным значением для данного объекта; •       иметь   представление   об  алфавитном   и   лексикографическом   (словарном) порядке; уметь найти нужное слово в словаре любого объема; •     уметь   самостоятельно  проверить  соответствие   результата   выполнения   задачи поставленному условию; •       уметь   строить   информационные   и   материальные   объекты   по   инструкции   и собственному замыслу (в том числе из заданных блоков); •   участвовать в коллективном обсуждении и совместной деятельности, понимать и строго соблюдать установленные правила игры. 3 класс Учащиеся должны: •       иметь   представление   об  исполнителях,  уметь   строить   для   них   простейшие линейные программы; •   уметь использовать и строить программы с конструкциями повторения; • иметь представление об индуктивном построении цепочки, оперировать понятиями после каждой бусины, перед каждой бусиной, уметь строить цепочки по индуктивному описанию; •     иметь представление о  толковании слов,  смысле текста, полном, неполном и избыточном толковании; •     использовать и строить  двумерные таблицы  для мешка, строить мешок по его двумерной таблице; •     иметь представление об  операциях на цепочках и мешках;  склеивание цепочки цепочек, раскрытие цепочки мешков; •   иметь представление о дереве и его структуре, использовать и строить деревья по их   описаниям;   использовать   и   строить   деревья   для   классификации,   выбора   действий, создания   собственного   семейного   дерева,   описания   предков   и   потомков;   иметь представление о деревьях и таблицах турниров и соревнований; •   строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей; •  иметь представление об алгоритме сортировки слиянием; •   иметь представление о процедуре поиска одинаковых мешков из большого числа разных; •       иметь   представление   об   информационных   технологиях   в   окружающем   мире, помимо компьютеров; уметь пользоваться телефоном, справочниками, словарями и пр.; •     уметь   самостоятельно   проверять   соответствие   результата   выполнения   задачи (включая   перечисляемые   задачи)   поставленному   условию,   строить   пример   объекта, отвечающего требованию «принадлежать к определенному классу» по описанию данного класса. 4 класс Учащиеся должны: •     иметь представление о  цепочке выполнения про грамм  и  дереве выполненияпрограмм,  использовать   и   строить   цепочки   и   деревья   выполнения   программ,   строить программу по результату ее выполнения исполнителем; •     иметь представление об  играх с полной информацией,  правилах игры, цепочке позиций игры, дереве игры; •       уметь   использовать   и   строить  дерево   игры  или   часть   дерева   игры   с   полной информацией; •     иметь   представление   о   выявлении,   построении   и   использовании  выигрышных стратегий в играх с полной информацией; •       использовать   деревья   для   решения   задач,   иметь   представление   о   переборе вариантов по дереву, построении дерева всех слов данной длины из букв данного мешка; •   иметь представление о методе последовательного приближения; •       иметь   представление   о   дереве   вычисления   арифметического   выражения   со скобками и без скобок; •   иметь представление о лингвистических задачах, уметь решать простейшие из них.

Посмотрите также