ИНФОРМАТИВ |
||
ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ В ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД СМЕНЫ Итоговый период выпадает на заключительные 3-4 дня смены. Цель итогового периода: подвести итоги смены. Задачи, которые вожатый ставит перед собой в этот период: ⇒ дать возможность каждому ребенку осознать свою значимость в отряде; ⇒ дать коллективную оценку приобретённого опыта, осознать достигнутый уровень развития ВДК; ⇒ поддерживать эмоционально-положительный климат в отряде; ⇒ обеспечить безболезненный распад ВДК, подготовить детей к отъезду. На итоговый период смены выпадает очередная кризисная зона – «Пик Усталости». В этом случае это отражается в следующих проблемах: ⇒ дети устали за 21 день в лагере, соскучились по дому и это отражается на их эмоциональном состоянии; ⇒ дети начинают нарушать дисциплину, понимая, что смена заканчивается и исключать их из лагеря уже никто не будет. За детьми в итоговый период необходим особый контроль. Особенно это касается финальной дискотеки и ночи перед отъездом (так называемая «королевская ночь»); ⇒ дети за период смены полюбили лагерь и среди них будут те, кто не захочет возвращаться домой (особенно, если это дети из неблагополучных семей); ⇒ в итоговый период смены, как правило, увеличивается риск воровства в лагере, поэтому детей необходимо проинструктировать, что все ценные вещи в обязательном порядке сдать в камеру хранения или сейф к руководителю смены. Рекомендации по организации финального дня смены: 1. Составить списки детей на отъезд. Уточнить у старшего вожатого, на всех ли детей заказаны обратные билеты. Если в отряде были дети, которых забрали досрочно, или есть дети, которые остаются в лагере, о них нужно сообщить руководству. 2. Собрать папку с детскими документами. Следует быть очень внимательным и несколько раз перепроверить все детские документы по ведомости приема документов, чтобы свести к минимуму любую потерю. Особое внимание следует обратить на наличие: ⇒ паспорта или свидетельства о рождении (оригинал); ⇒ медицинской карты с пометкой врача лагеря об отсутствии инфекционных контактов; ⇒ справки №079/у (забрать в медблоке). 3. Собрать постельное белье и сдать его. 4. Выдать детям их ценные вещи и оставшиеся деньги (если они собирались). 5. Собрать весь инвентарь, который выдавался отряду (канцелярские и спортивные товары). 6. Сдать все книги в библиотеку. 7. Помочь детям собрать все их личные вещи, проследите, чтобы дети ничего не забыли (в том числе элементы отрядного уголка, сувениры, поделки, грамоты, которые они получили за смену). 8. Проверить комнаты на наличие поломок и ущерба, который дети могли нанести лагерю в последний день (мебель должна быть целой, а обои не исписаны). 9. Минимизировать свободное время детей (организовать коллективные дела, не давать скучать в случае задержки отъезда). 10. Не выпускать из поля зрения ни одного ребёнка. 11. Организовать выход всех детей на посадку в автобус одновременно, помочь малышам нести вещи. 12. Проверить, все ли сели в автобус, все ли погрузили свои вещи, пересчитать детей.
ПАМЯТКА ВОЖАТОМУ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ 1. Встать за полчаса или за час до подъема детей. 2. Разбудить напарника (если нет иных договоренностей). 3. Просмотреть план на день. 4. Обновить информацию на отрядном уголке (дни рождения, тематика дня, план на день). 5. Поставить веселую хорошую музыку для организации подъема. 6. ПОДЪЁМ ДЕТЕЙ. Проследить, чтобы все встали, почистили зубы и умылись, при необходимости заплести девочкам косы (сделать прически), проверить, чтобы все оделись опрятно. Обратить внимание, что для зарядки дети должны одеть спортивную обувь. Один вожатый следит за тем, чтобы все дети вышли из комнат; второй вожатый уже в холле собирает всех на зарядку. 7. ЗАРЯДКА. Если зарядка проводится на улице, необходимо проследить, чтобы все дети были одеты по погоде. Один вожатый проводит зарядку, второй – делает зарядку вместе с детьми и подбадривает их. После зарядки один вожатый уходит накрывать в столовую. Второму вожатому необходимо построить отряд по парам, проверить, все ли дети на месте, и отвести отряд в столовую. По пути следования в столовую отряд весело кричит кричалки и поет песни! 8. ЗАВТРАК. Перед столовой напомнить ребятам правила поведения в столовой: снять головные уборы, помыть руки, девочкам необходимо собрать волосы. Один вожатый ест вместе с детьми, второй вожатый ходит между столами, проверяет, как кушают дети, доливает при необходимости чай, следит за поведением детей. После того как первый вожатый поел, он меняется местами с напарником. После того как все дети поели, один вожатый остается с дежурными убирать столы, задвигать стулья, второй вожатый ведет отряд на отрядное место. После завтрака нужно отвести в медпункт тех детей, кому это необходимо (изначально в организационный период не забыть поинтересоваться у медицинских работников, есть ли в отряде дети, которым необходимо посещать медпункт регулярно). 9. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОР С ДЕТЬМИ. Рассказать детям план на день, о творческих заданиях, распределить обязанности между ОСУ. 10. УБОРКА В КОРПУСЕ. Проверить тумбочки детей, шкафы, пространство под кроватями, аккуратно ли заправлена кровать. Не забыть убраться на отрядном месте. 11. ОТРЯДНАЯ РАБОТА. Провести сбор с детьми, игры, КТД, подготовиться к вечернему мероприятию. В комнатах не оставлять детей, предоставленных самим себе. Придумать игры, мероприятия, дать задания органам самоуправления, собрать всех на отрядном месте. 12. ОБЕД, ПОЛДНИК, УЖИН см. п. 8. 13. ТИХИЙ ЧАС. Все дети находятся в своих комнатах, в своих кроватях. Вожатый контролирует дисциплину. При необходимости делает замечания. Старшие дети могут не спать (им разрешается читать, слушать музыку в наушниках, выполнять тихие задания, оформлять рубрики отрядного уголка, рисовать декорации к мероприятию). Главное правило – соблюдение тишины и минимизация перемещений по корпусу. Дети младшего возраста в обязательном порядке переодеваются (при необходимости моют ноги) и ложатся в свои кровати под одеяла. Двери в детские комнаты должны быть всегда открытыми (приоткрытыми).
|
Примечание: в различных лагерях во время тихого часа старший вожатый может проводить дневную планерку. Тогда один вожатый остается в корпусе, а второй идет на планерку. 14. ПОЛДНИК, ПЯТОЕ ПИТАНИЕ. В зависимости от лагеря могут быть 2 варианта: либо один вожатый с дежурными идет в столовую получать полдник, и прием пищи происходит в корпусе; либо весь отряд собирается и идет в столовую. Если полдник в корпусе, весь отряд собирается на отрядном месте, и каждому ребенку выдается его порция. Важно после приема пищи собрать весь мусор и выбросить, ничего не оставив на отрядном месте. Детям не разрешается уносить еду в комнаты. 15. Дневное общелагерное мероприятие (например, станционная игра). Один вожатый в обязательном порядке участвует в мероприятии вместе с отрядом. Второй вожатый, в зависимости от указаний руководства (старшего вожатого), может быть ведущим (игротехником) на какой-либо станции, либо заниматься работой с документацией (другими текущими обязанностями). 16. ОТРЯДНАЯ РАБОТА. Подготовка к вечернему мероприятию. Один вожатый работает с творческой группой, придумывает сценарий, проводит репетиции. Второй вожатый с теми детьми, которые не задействованы в выступлении, подбирает музыку, рисует декорации, подбирает костюмы. Важно обеспечить для вашего отряда репетицию на сцене (в месте проведения мероприятия) несколько раз. На репетицию на сцене вы уже должны прийти подготовленными, понимать, кто, в какой момент и откуда выходит, кто кому передает микрофон и т.д. Ко времени репетиции перед основным мероприятием вожатые УЖЕ должны сдать необходимую музыку ди-джею. 140 18. После ужина и до вечернего мероприятия особенно важно следить за дисциплиной. Один вожатый продолжает репетировать с детьми, второй вожатый занимается отрядной работой с остальными (игры, общение). 19. ВЕЧЕРНЕЕ МЕРОПРИЯТИЕ. В зале за каждым отрядом закреплены определенные зоны со стульями или лавочками. Отряд должен занимать именно свое место в зале каждый день (если нет других инструкций). Перед началом мероприятия вожатые проводят игры с залом для повышения настроения и привлечения внимания детей. Традиционно любое мероприятие открывает вожатский танец, который символизирует начало мероприятия. Во время выступления других отрядов вожатые следят за поведением своего отряда, за соблюдением дисциплины. В момент, когда другие выступающие выходят на сцену или уходят с нее, вожатые подбадривают свой отряд, показывают пример, как надо аплодировать и приветствовать выступающих. 20. ВЫСТУПЛЕНИЕ ТВОЕГО ОТРЯДА. Один вожатый остается с теми детьми, которые не выступают (в зале), организует группу поддержки. Второй вожатый либо выступает вместе с детьми на сцене (особенно вместе с детьми младшего возраста) или стоит около ди-джея (за кулисами) и показывает ему, какой музыкальный трек и в какой момент необходимо включить. Если выступает весь отряд (например, на первом концерте-открытии смены), один вожатый выступает с детьми на сцене, второй вожатый стоит около ди-джея (за кулисами) и указывает ему, какой музыкальный трек в какой момент необходимо включить. После выступления вашего отряда ОБЯЗАТЕЛЬНО похвалите детей (как бы они не выступили). Не забывайте, что после вашего выступления на сцену сразу выходят следующие участники. В зале снова нужно создать тишину. 21. ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО МЕРОПРИЯТИЯ. Вожатому необходимо собрать отряд. Обязательно нужно подбодрить ребят, всем вместе в кругу прокричать девиз отряда. Необходимо пересчитать детей и разделить их на две группы. Если после вечернего мероприятия предусмотрена дискотека, один вожатый остается вместе с детьми, которые хотят танцевать на дискотеке. Второй вожатый уходит в корпус вместе с детьми, которые не хотят быть на дискотеке. 22. НА ДИСКОТЕКЕ. Дискотека обязательно должна быть тематической. Вожатый собирает своих детей в круг и танцует вместе с детьми. Либо делается один большой общий круг из всех отрядов, и все танцуют вместе. Периодически вожатые могут показывать различные интересные движения или продемонстрировать вожатский танец. Если кто-то из твоего отряда захотел в туалет, тебе необходимо договориться с другим вожатым, чтобы он в данный момент наблюдал за твоим отрядом (в тот момент, пока ты отводишь группу детей, желающих пойти в туалет). После окончания дискотеки необходимо собрать весь отряд, построить по парам, пересчитать детей и отвести их в корпус на отрядное место. 23. ВЕЧЕРНИЙ СБОР ОТРЯДА или ВЕЧЕРНИЙ ОГОНЕК. После мероприятия или дискотеки необходимо успокоить детей, создать серьезный, добрый настрой перед проведением вечернего сбора (подведения итогов дня). Вспомнить, какие мероприятия были в течение дня, кто себя хорошо проявил, отметить самых активных ребят. Похвалить весь отряд. Послушать обратную связь от всех, кто хочет высказаться. Если отряд себя плохо вел в течение дня, с ребятами необходимо обсудить, что было не так, и как это можно изменить завтра. Далее важно не забыть провести ритуал прощания. По правилам лагеря открытый огонь запрещен в корпусах, поэтому в качестве атрибута вечернего сбора можно использовать светодиодные свечи или мягкую игрушку (талисман отряда). 24. ВРЕМЯ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ. Необходимо контролировать процесс распределения детей по душевым комнатам, а также их поведение. Проследить, чтобы каждый ребенок принял душ, помыл ноги, почистил зубы и умылся. Важно уделить внимание тому, чтобы каждый ребенок переоделся в спальную одежду и не ложился в кровать в уличной одежде. Вожатые не сидят в стороне и ждут, пока все дети примут душ, они ходят между комнатами, общаются с детьми, проверяют, насколько хорошо постелены кровати, поправляют белье, при необходимости. Необходимо проверить у детей наличие грязных вещей. Если их скопилось большое количество, важно на следующий день выделить время для того, чтобы дети постирали свои вещи. 25. ОТБОЙ. Время тишины. Все дети находятся в своих комнатах, в своих кроватях. Вожатый контролирует поведение детей и соблюдение тишины. Второй вожатый обычно в это время отправляется на вечернюю планерку. Если маленькие дети не могут уснуть, почитай им сказки, расскажи притчи, легенды и т.д. 26. ПЛАНЕРКА. На планерку вожатый должен взять с собой блокнот и ручку. Записывать необходимо всю информацию, которую говорит старший вожатый, руководитель программы или смены. После планерки, когда один вожатый возвращается в корпус, всю информацию необходимо дословно передать напарнику под запись. Если вы этого не сделаете, то на следующий день вы гарантированно что-нибудь забудете. Если один вожатый пришел после планерки, а его напарник спит, необходимо разбудить напарника и передать ему всю информацию под запись. Не откладывайте это на утро. 27. Теперь вы можете спокойно начать рисовать декорации или рубрики отрядного уголка для следующего дня, придумывать сценарии мероприятий на следующий день, готовить сюрпризы для своих детей, подбирать музыку для подъема и т.д. И после того как все будет готово, можно лечь спать. |
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ГРУППЫ РИСКА» (ТРУДНОВОСПИТУЕМЫЕ, ДЕВИАНТНЫЕ, КРИЗИСНЫЕ, ДЕЗАДАПТИВНЫЕ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И ПР.) ⇒ импульсивный характер реагирования в кризисных ситуациях, отсутствие самообладания; ⇒ негативизм, стремление бросать вызов авторитетам, оспаривать сложившиеся порядки; ⇒ желание действовать «назло» окружающим; ⇒ неспособность нести ответственность за свои поступки, стремление переложить ответственность на окружающих; ⇒ эмоциональная нестабильность, конфликтность; ⇒ недоброжелательность и мстительность; ⇒ неадекватная самооценка; ⇒ использование ненормативной лексики; ⇒ стремление к самоутверждению (часто за чужой счет); ⇒ высокая готовность в девиантному (отклоняющемуся) поведению; ⇒ демонстративное поведение; ⇒ внушаемость; ⇒ обостренное чувство независимости Специфические личностные черты детей-сирот ⇒ обеднённость эмоциональных переживаний; ⇒ неспособность тонко дифференцировать свои чувства, а также распознавать чувства других людей; ⇒ превалирование отрицательных эмоций над положительными; ⇒ холодность, эмоциональная черствость; ⇒ неспособность к эмпатии; ⇒ эгоцентричность и эгоизм; ⇒ переживание радости чаще всего связаны с физическим удовольствием; ⇒ пониженная активность либо гиперактивность; ⇒ зависимость, склонность к подчинению, ведомости, пассивности; ⇒ низкая степень познавательной активности и стремления к общению; ⇒ высокий уровень конфликтности; ⇒ низкая степень социальной адекватности поведения; ⇒ неуверенность в себе; ⇒ вербальная агрессия; ⇒ приспособленчество; ⇒ иждивенчество, слабое развитие бытовых навыков; ⇒ заниженная самооценка; ⇒ сужение временной перспективы (желание жить сегодняшним днем). СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ⇒ повышенная эмоциональная возбудимость; ⇒ повышенная чувствительность к обычным раздражителям окружающей среды; ⇒ склонность к колебаниям настроения; ⇒ аффективные взрывы, иногда с агрессивными проявлениями; ⇒ реакции протеста по отношению ко взрослым; ⇒ отсутствие уверенности в себе; ⇒ отсутствие самостоятельности; ⇒ повышенная внушаемость; ⇒ иждивенческие настроения; ⇒ эгоцентризм; ⇒ ощущение постоянной зависимости от взрослых; ⇒ робость, ранимость, застенчивость, замкнутость. Дети с нарушениями слуха ⇒ узость познавательных интересов; ⇒ самооценка ситуативна, зависит от внешнего мнения, чаще завышена; ⇒ склонность к аффективным взрывам, подражательность; ⇒ внушаемость (уменьшаются к подростковому и юношескому возрасту); ⇒ неорганизованность; ⇒ сниженная целеустремленность; ⇒ уровень притязаний неустойчив и неадекватен (завышен); ⇒ стремление к общению. СХЕМА РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.