ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Младший школьный возраст, 7-11
лет
|
Ведущая деятельность – учебная.
Центральные новообразования:
1) качественно новый уровень развития
произвольной регуляции поведения и деятельности;
2) рефлексия, анализ, внутренний план
действий;
3) инициативность, стремление активно
действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах
деятельности.
|
Задачи развития
|
Психологические особенности
возраста
|
1) Формирование мотивов учения,
развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.
2) Развитие продуктивных приемов и
навыков учебной работы («умения учиться»).
3) Раскрытие индивидуальных
особенностей и способностей.
4) Развитие навыков самоконтроля,
самоорганизации и саморегуляции.
5) Становление адекватной самооценки,
развитие критичности по отношению к себе и окружающим.
6) Усвоение социальных норм,
нравственное развитие.
7) Развитие навыков общения со
сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
|
1) Неравномерность
психофизиологических развития у разных детей (в частности, девочки
опережают мальчиков).
2) Особенности поведения и
эмоциональной сферы: легко отвлекаются, не способны к длительному
сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
3) С началом обучения в школе ребенок
имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает
общественную оценку.
4) У детей преобладают широкие
социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем,
группой). Ребенок стремится занять новое положение среди окружающих и
выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность
|
Отрочество (подростковый
возраст), 11-15 лет
|
Ведущая деятельность – общение со
сверстниками. Центральные новообразования:
1) становление нового уровня
самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и
особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и
неповторимость;
2) переоценка ценностей, автономная
мораль;
3) половая идентификация.
|
Задачи развития
|
Психологические особенности
возраста
|
1) «Отчуждение» от взрослых.
2) Появление ряда специфических черт,
важнейшими из которых являются: стремление к общению со сверстниками и
стремление к независимости.
3) Переход от ориентации на оценку
окружающих к ориентации на самооценку
4) Развитие познавательной активности
и любознательности. Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и
смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне,
ведьмы, гороскопы и т.п. Большой интерес вызывает человек во всех его
проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл.
|
1) Резкие, качественные изменения,
затрагивающие все стороны развития.
2) Асинхронность и гетерохронность
(разновременность) как физического, так и психического развития.
3) Ярко выражены как стремление
противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и
права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, важность их
одобрения, оценок и признания равенства.
4) Формируется особая подростковая
субкультура. Важно чувство принадлежности к определенной группе («мы» –
«они»).
5) Общие интересы дают повод,
содержание, средства общения подростков. В значительной части случаев подросток
интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в
какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно
интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой
компании.
6) Кризисные проявления в сексуальном
развитии подростков, эксперименты с психоактивными веществами (алкоголь,
наркотики).
|
Юношеский возраст (ранняя
юность, старший школьный возраст), 15-18 лет
|
Ведущая деятельность –
профессионально-учебная деятельность.
Центральное новообразование:
готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению,
формирование мировоззрения..
|
Задачи развития
|
Психологические особенности
возраста
|
1) Обретение чувства личностной
тождественности и целостности (идентичности).
2) Обретение психосексуальной
идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя
определенного пола.
3) Профессиональное самоопределение —
самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей
профессии. 4) Развитие готовности к жизненному самоопределению, что
предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой
сферы, самостоятельности и ответственности.
|
1) Общество ставит перед молодым
человеком задачу осуществить именно в этот период профессиональное
самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, а в
плане реального выбора.
2) Действенное самоопределение юноши
отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы,
утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.
3) Обращенность в будущее –
аффективный центр жизни в ранней юности (вокруг вопроса жизненных
перспектив начинает вращаться вся деятельность и интересы молодого
человека).
|
|
КОДЕКС ВОЖАТОГО
Цель
вожатого – показать детям правильные ориентиры, расширять горизонт, открывая
мир во всей полноте и многообразии.
Вожатый
не только учит и наставляет, он разжигает в сердце ребенка потребность
узнавать.
Вожатый
относится ко всем детям одинаково дружелюбно, без предвзятости.
Вожатый
принимает ребенка таким, какой он есть.
Вожатый
честен с собой и окружающими, соблюдает законы и принятые морально-этические
нормы.
Вожатый
оберегает и поддерживает авторитет своего напарника и старших коллег.
Вожатый
дружелюбен, вежлив и терпелив в общении с коллегами, детьми и их родителями.
Вожатый
всегда готов прийти на помощь своим коллегам.
Вожатый
ведет здоровый образ жизни, не курит, не употребляет алкоголь и наркотики.
Вожатый
всегда ищет способ, чтобы выполнить поставленную задачу, а не повод, чтобы
отказаться от ее выполнения.
Вожатый
соблюдает культуру речи и следит за чистотой русского языка, не использует
ненормативную лексику и сленг.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С
ОТРЯДОМ
Общее направление
|
Содержание
|
Форма работы
|
Мероприятия (примеры)
|
Безопасность, санитария гигиена
|
Техника безопасности, правила
санитарии и гигиены, поведение в чрезвычайных ситуациях и др.
|
Игровая, конкурсная, конкурсно-развлекательная
программы (КРП), конкурс, игра (все виды), КВН, КТД, концерт, творческий
вернисаж, мастер-класс, дискуссия, диспут, обсуждение, токшоу, встреча,
мозговой штурм, видео-клуб, лекторий, сбор отряда, огонёк, костёр,
соревнование, малые олимпийские игры, турниры, чемпионаты, эстафета,
викторина, тематический вечер, ярмарка, выставка, флешмоб и др.
|
Конкурс рисунков по технике
безопасности
|
Здоровый образ жизни
|
Правильное питание, режим дня, работы
и отдыха, профилактика вредных привычек и зависимостей,
стрессоустойчивость, правильный отдых, эмоциональное состояние и др.
|
Видео-клуб «Кушаем вкусно и полезно»,
мастер-класс «Как снять напряжение и раздражитель-ность», дискуссия
«Интернет – это опасно или полезно?»
|
Патриотизм, гражданственность, семейное
воспитание
|
История, краеведение, личности,
достижения, социальная активность, ответственность, отношение к родителям,
к людям старшего и младшего возраста и др.
|
Вечер «Песни военных лет», викторина
«Личности Отечества», конкурс социальных проектов, огонёк «Родители в моей
жизни»
|
Лидерство, самоуправление, личностный
рост
|
Развитие организаторских навыков,
решение организационных вопросов, подготовка КТД, анализ и подведение
итогов, поиск общего решения, выдвижение идей, уверенность в себе и др.
|
Деловая игра «Выборы командира»,
конкурсно-развлекательная программа «Я – Лидер», заседание Совета дела
|
Коммуникабельность, межличностные
отношения
|
Эффективное общение, толерантность,
взаимопонимание, доверие, командообразование, сплочение, публичное выступления,
создание позитивного психологического климата
|
Мастер-класс «Ведущий мероприятия»,
деловая игра «Наши традиции»
|
Спорт, физкультура, фитнес
|
Знакомство в разных теоретических и
практических формах с видами спорта, мотивация к занятию спортом, физкультурой,
фитнесом, ОФП и др
|
Соревнование по волейболу, весёлые
старты «Забавные эстафеты», встречи, видео, мастер-классы по видам спорта
|
Туризм, путешествия, экскурсии
|
Правила и секреты организации
туристического похода, необходимые знания, навыки и умения в походах и во
время путешествий, страноведение и др.
|
Путешествие «Экзотические страны»,
мастер-класс «Готовимся в поход», туристические песни у костра
|
Нравственные и этические ценности
|
Жизненные ценности, правила, нормы и
культура поведения в нашей стране и других странах в разных ситуациях и др.
|
КРП «Леди и джентльмены», ролевая игра
«День рождения», огонёк «Самое важное для меня»
|
Экология окружающей среды
|
Охрана окружающей среды, интересные
факты с ботаники, природоведения, биологии, уникальные места мира и др.
|
Экологическая тропа, конкурс плакатов
или проектов «Экология и жизнь»
|
Интеллектуальное развитие
|
Познавательные и интересные новые
факты с разных сфер жизни, культуры и науки, креативные и логические
задания и др.
|
«Брейн-ринг», конкурс «Логика и
сообразительность», мастер-класс по креативности, викторина «Москва»
|
Трудовое воспитание, профориентация,
экономика
|
Самоорганизация, самообслуживание,
поддержка чистоты территории отряда, изготовление поделок, ремонт книг,
костюмов, знакомство с профессиями, интересные и полезные факты об
экономике, бизнесе, предпринимательстве и др.
|
Ярмарка «Сувениры друзьям», акция
«Новая жизнь старой книге», КВН «Весёлая экономика», деловая игра «Город
предпринимателей»
|
Творчество
|
Театр, хореография, поэзия, проза,
декоративно-прикладное и изобразительное искусство, песни, фото, видео и
др.
|
Вечер поэзии, бал «В королевстве
цветов», фотовыставка, конкурс видеороликов
|
Развитие
различных навыков и умений
|
Развитие
памяти, внимания и внимательности, координации, мышления, ловкости,
воображения, рефлексии и др.
|
Игровая
программа «Я могу!»
|
|
ПАМЯТКА ПО МЕТОДАМ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Наказание — это такое
воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и
поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает
ребенка неуклонно следовать им. Как нельзя
наказывать детей:
1.
Используя методы физического, а также психологического насилия.
2.
Лишением еды.
3.
Спортом.
4.
Трудом.
5.
Лишением сна.
6.
Купанием.
Правила всех видов наказания:
⇒ Применение метода наказаний в любой форме в целях
стимулирования и мотивации может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
⇒ Всякое наказание должно сопровождаться анализом
причин и условий, породивших тот или иной проступок.
⇒ Ребенку необходимо объяснить причину, по которой
педагог выражает недовольство.
⇒ Нельзя наказывать за то, что ребенок отличается от
других; за то, что он имеет отличную от педагога точку зрения.
⇒ При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать
акцент на том, что последствия его негативного поступка скажутся не только на
нем, но еще и на его вожатом (при наличии должного авторитета у вожатого в
группе).
⇒ Необходимо в начале смены установить четкие рамки
дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к.
ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.
⇒ Тон, который использует вожатый при разговоре с
провинившемся ребенком, должен быть спокойным и уверенным. Обвинительный тон
лучше не использовать.
⇒ За один проступок назначается одно наказание.
⇒ Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
⇒ Ребенок должен бояться не наказания, а огорчения
вожатого.
⇒ Если ребенок провинился случайно или не знал, что
поступает плохо, нельзя наказывать, нужно объяснить, что именно он сделал не
так.
⇒ К неуравновешенным детям надо относиться более
внимательно, наказание может вызвать неадекватную реакцию.
⇒ Не следует постоянно напоминать ребенку о его
проступке.
⇒ Если вожатый не уверен, необходимо ли наказывать,
то лучше не наказывать. Наказания «по подозрению» или «для профилактики»
исключены.
⇒ Ребенок должен осознавать справедливость наказания.
Если ребенок считает, что вожатый несправедлив, наказание подействует только
в негативную сторону.
⇒ Мера наказания должна соответствовать совершенному проступку
(бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на две минуты опоздал
на обед).
⇒ Нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вожатый
не сможет исполнить.
⇒ Нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не
в состоянии выполнить.
⇒ Простить ребёнка или изменить меру наказания может
только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к
значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).
⇒ Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее
действуют взыскания неожиданные, непривычные.
⇒ По возможности надо избегать коллективных
наказаний.
|