Информатив для вожатых
Оценка 4.8

Информатив для вожатых

Оценка 4.8
Документация +2
docx
Междисциплинарный 3
24.02.2021
Информатив для вожатых
Вожатский информатив, методическая разработка в помощь вожатым детских лагерей
ИНФОРМАТИВ 1.docx

ИНФОРМАТИВ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Младший школьный возраст, 7-11 лет

Ведущая деятельность – учебная. Центральные новообразования:

1) качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

2) рефлексия, анализ, внутренний план действий;

3) инициативность, стремление активно действовать, соревноваться, пробовать свои силы в разных видах деятельности.

Задачи развития

Психологические особенности возраста

1) Формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов.

2) Развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы («умения учиться»).

3) Раскрытие индивидуальных особенностей и способностей.

4) Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции.

5) Становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим.

6) Усвоение социальных норм, нравственное развитие.

7) Развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

1) Неравномерность психофизиологических развития у разных детей (в частности, девочки опережают мальчиков).

2) Особенности поведения и эмоциональной сферы: легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.

3) С началом обучения в школе ребенок имеет социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.

4) У детей преобладают широкие социальные мотивы (мотивы долга и ответственности перед классом, учителем, группой). Ребенок стремится занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим серьезную общественно значимую деятельность

Отрочество (подростковый возраст), 11-15 лет

Ведущая деятельность – общение со сверстниками. Центральные новообразования:

1) становление нового уровня самосознания, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость;

2) переоценка ценностей, автономная мораль;

3) половая идентификация.

Задачи развития

Психологические особенности возраста

1) «Отчуждение» от взрослых.

2) Появление ряда специфических черт, важнейшими из которых являются: стремление к общению со сверстниками и стремление к независимости.

3) Переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку

4) Развитие познавательной активности и любознательности. Подростков волнуют проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и остросоциальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы, гороскопы и т.п. Большой интерес вызывает человек во всех его проявлениях, значительное место занимают вопросы, имеющие личностный смысл.

1) Резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

2) Асинхронность и гетерохронность (разновременность) как физического, так и психического развития.

3) Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, важность их одобрения, оценок и признания равенства.

4) Формируется особая подростковая субкультура. Важно чувство принадлежности к определенной группе («мы» – «они»).

5) Общие интересы дают повод, содержание, средства общения подростков. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к той сфере, которая интересна этой компании.

6) Кризисные проявления в сексуальном развитии подростков, эксперименты с психоактивными веществами (алкоголь, наркотики).

Юношеский возраст (ранняя юность, старший школьный возраст), 15-18 лет

Ведущая деятельность – профессионально-учебная деятельность.

Центральное новообразование: готовность (способность) к личностному и жизненному самоопределению, формирование мировоззрения..

Задачи развития

Психологические особенности возраста

1) Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).

2) Обретение психосексуальной идентичности — осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола.

3) Профессиональное самоопределение — самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии. 4) Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.

1) Общество ставит перед молодым человеком задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, а в плане реального выбора.

2) Действенное самоопределение юноши отличается тем, что он уже начинает действовать, реализуя эти планы, утверждая тот или иной образ жизни, начиная осваивать выбранную профессию.

3) Обращенность в будущее – аффективный центр жизни в ранней юности (вокруг вопроса жизненных перспектив начинает вращаться вся деятельность и интересы молодого человека).

КОДЕКС ВОЖАТОГО

Цель вожатого – показать детям правильные ориентиры, расширять горизонт, открывая мир во всей полноте и многообразии.

Вожатый не только учит и наставляет, он разжигает в сердце ребенка потребность узнавать.

Вожатый относится ко всем детям одинаково дружелюбно, без предвзятости.

Вожатый принимает ребенка таким, какой он есть.

Вожатый честен с собой и окружающими, соблюдает законы и принятые морально-этические нормы.

Вожатый оберегает и поддерживает авторитет своего напарника и старших коллег.

Вожатый дружелюбен, вежлив и терпелив в общении с коллегами, детьми и их родителями.

Вожатый всегда готов прийти на помощь своим коллегам.

Вожатый ведет здоровый образ жизни, не курит, не употребляет алкоголь и наркотики.

Вожатый всегда ищет способ, чтобы выполнить поставленную задачу, а не повод, чтобы отказаться от ее выполнения.

Вожатый соблюдает культуру речи и следит за чистотой русского языка, не использует ненормативную лексику и сленг.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОТРЯДОМ

 

 

Общее направление

Содержание

Форма работы

Мероприятия (примеры)

Безопасность, санитария гигиена

Техника безопасности, правила санитарии и гигиены, поведение в чрезвычайных ситуациях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровая, конкурсная, конкурсно-развлекательная программы (КРП), конкурс, игра (все виды), КВН, КТД, концерт, творческий вернисаж, мастер-класс, дискуссия, диспут, обсуждение, токшоу, встреча, мозговой штурм, видео-клуб, лекторий, сбор отряда, огонёк, костёр, соревнование, малые олимпийские игры, турниры, чемпионаты, эстафета, викторина, тематический вечер, ярмарка, выставка, флешмоб и др.

Конкурс рисунков по технике безопасности

Здоровый образ жизни

Правильное питание, режим дня, работы и отдыха, профилактика вредных привычек и зависимостей, стрессоустойчивость, правильный отдых, эмоциональное состояние и др.

Видео-клуб «Кушаем вкусно и полезно», мастер-класс «Как снять напряжение и раздражитель-ность», дискуссия «Интернет – это опасно или полезно?»

Патриотизм, гражданственность, семейное воспитание

История, краеведение, личности, достижения, социальная активность, ответственность, отношение к родителям, к людям старшего и младшего возраста и др.

Вечер «Песни военных лет», викторина «Личности Отечества», конкурс социальных проектов, огонёк «Родители в моей жизни»

Лидерство, самоуправление, личностный рост

Развитие организаторских навыков, решение организационных вопросов, подготовка КТД, анализ и подведение итогов, поиск общего решения, выдвижение идей, уверенность в себе и др.

Деловая игра «Выборы командира», конкурсно-развлекательная программа «Я – Лидер», заседание Совета дела

Коммуникабельность, межличностные отношения

Эффективное общение, толерантность, взаимопонимание, доверие, командообразование, сплочение, публичное выступления, создание позитивного психологического климата

Мастер-класс «Ведущий мероприятия», деловая игра «Наши традиции»

Спорт, физкультура, фитнес

Знакомство в разных теоретических и практических формах с видами спорта, мотивация к занятию спортом, физкультурой, фитнесом, ОФП и др

Соревнование по волейболу, весёлые старты «Забавные эстафеты», встречи, видео, мастер-классы по видам спорта

Туризм, путешествия, экскурсии

Правила и секреты организации туристического похода, необходимые знания, навыки и умения в походах и во время путешествий, страноведение и др.

Путешествие «Экзотические страны», мастер-класс «Готовимся в поход», туристические песни у костра

Нравственные и этические ценности

Жизненные ценности, правила, нормы и культура поведения в нашей стране и других странах в разных ситуациях и др.

КРП «Леди и джентльмены», ролевая игра «День рождения», огонёк «Самое важное для меня»

Экология окружающей среды

Охрана окружающей среды, интересные факты с ботаники, природоведения, биологии, уникальные места мира и др.

Экологическая тропа, конкурс плакатов или проектов «Экология и жизнь»

Интеллектуальное развитие

Познавательные и интересные новые факты с разных сфер жизни, культуры и науки, креативные и логические задания и др.

«Брейн-ринг», конкурс «Логика и сообразительность», мастер-класс по креативности, викторина «Москва»

Трудовое воспитание, профориентация, экономика

Самоорганизация, самообслуживание, поддержка чистоты территории отряда, изготовление поделок, ремонт книг, костюмов, знакомство с профессиями, интересные и полезные факты об экономике, бизнесе, предпринимательстве и др.

Ярмарка «Сувениры друзьям», акция «Новая жизнь старой книге», КВН «Весёлая экономика», деловая игра «Город предпринимателей»

Творчество

Театр, хореография, поэзия, проза, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, песни, фото, видео и др.

Вечер поэзии, бал «В королевстве цветов», фотовыставка, конкурс видеороликов

Развитие различных навыков и умений

Развитие памяти, внимания и внимательности, координации, мышления, ловкости, воображения, рефлексии и др.

Игровая программа «Я могу!»

ПАМЯТКА ПО МЕТОДАМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Наказание — это такое воздействие на личность ребенка, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает ребенка неуклонно следовать им. Как нельзя наказывать детей:

1. Используя методы физического, а также психологического насилия.

2. Лишением еды.

3. Спортом.

4. Трудом.

5. Лишением сна.

6. Купанием.

Правила всех видов наказания:

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок.

Ребенку необходимо объяснить причину, по которой педагог выражает недовольство.

Нельзя наказывать за то, что ребенок отличается от других; за то, что он имеет отличную от педагога точку зрения.

При разговоре с провинившимся ребенком нужно делать акцент на том, что последствия его негативного поступка скажутся не только на нем, но еще и на его вожатом (при наличии должного авторитета у вожатого в группе).

Необходимо в начале смены установить четкие рамки дисциплины, не выходить за них на протяжении всего пребывания в лагере, т.к. ребенок ежедневно «проверяет» вожатого.

Тон, который использует вожатый при разговоре с провинившемся ребенком, должен быть спокойным и уверенным. Обвинительный тон лучше не использовать.

За один проступок назначается одно наказание.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

Ребенок должен бояться не наказания, а огорчения вожатого.

Если ребенок провинился случайно или не знал, что поступает плохо, нельзя наказывать, нужно объяснить, что именно он сделал не так.

К неуравновешенным детям надо относиться более внимательно, наказание может вызвать неадекватную реакцию.

Не следует постоянно напоминать ребенку о его проступке.

Если вожатый не уверен, необходимо ли наказывать, то лучше не наказывать. Наказания «по подозрению» или «для профилактики» исключены.

Ребенок должен осознавать справедливость наказания. Если ребенок считает, что вожатый несправедлив, наказание подействует только в негативную сторону.

Мера наказания должна соответствовать совершенному проступку (бессмысленно выгонять ребёнка из лагеря за то, что он на две минуты опоздал на обед).

Нельзя угрожать ребёнку наказанием, которое вожатый не сможет исполнить.

Нельзя применять к ребёнку наказание, которое он не в состоянии выполнить.

Простить ребёнка или изменить меру наказания может только вожатый, его наказавший (в противном случае это может привести к значительным проблемам в управлении отрядом и в отношениях между вожатыми).

Нельзя злоупотреблять наказаниями. Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

По возможности надо избегать коллективных наказаний.

 


 

ИНФОРМАТИВ ВОЗРАСТНЫЕ

ИНФОРМАТИВ ВОЗРАСТНЫЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2021