тысяч световых лет от нашей планеты. Исследование Земли, ее геофизических процессов, породило новую науку — геоинформатику, методы которой успешно применяются как при разведке новых месторождений, так и при изучении процессов, происходящих в глубине Земли, что позволяет предсказывать природные катаклизмы, обоснованно планировать экологические мероприятия. Сегодня нет ни одной научной области, где бы не применялись компьютеры.
Информатизация, затронувшая практически все области знаний, вовлекла в свой процесс на рубеже 1980—1990 гг. и историческую науку. Стало очевидным, что ПК — не только незаменимое средство для редактирования и печатания собственных работ историков, но и удобный инструмент для реализации разнообразных источниковедческих методик. Появление сканеров — считывающих устройств, создающих возможности для оптического ввода в память компьютера текста или изобразительного материала, — дало новый импульс исследованиям по истории культуры, искусства, в музейном и архивном деле. Было разработано специализированное программное обеспечение, учитывающее особенности исторических источников, что привело к активизации деятельности целого ряда научных центров по созданию больших баз данных (БД) (рис. 1.5).
|
Рис. 1.5. Книжный сканер в библиотеке 12 |
Компьютеры давно вошли в сферу торговли. Когда покупатели выкладывают свои покупки на прилавок, кассир пропускает каждую из них через оптическое сканирующее устройство, которое считывает
|
Рис. 1.6. Сканер штрих-кода для работы кассира |
уникальный код, нанесенный на покупку (рис. 1.6). Уникальный код — это серия точек и цифр, по которым компьютер определяет товар; цена этого товара хранится в памяти компьютера и высвечивается на экране кассового аппарата, чтобы покупатель мог видеть стоимость своей покупки. Как только все отобранные товары прошли через оптическое сканирующее устройство, компьютер немедленно выдает общую стоимость купленных товаров. В этом случае окончательный расчет с покупателями происходит намного быстрее, чем при использовании обычного кассового аппарата. Применение компьютера не только позволяет существенно
ускорить расчет с покупателями, но и дает возможность все время держать под контролем количество проданного и имеющегося в наличии товара.
Современное образование тоже немыслимо без применения компьютеров. Компьютеры помогают моделировать явления и процессы, осваивать теоретический материал, осуществлять эффективный контроль уровня знаний учащихся. Используя сайт образовательного учреждения, можно записаться на лабораторные работы, посмотреть расписание, разместить ответ на вопрос на специальном форуме, записаться на курс дистанционного обучения и многое другое.
В чем же состоит причина такой популярности информационных технологий в образовании? Прежде всего в том, что компьютер позволяет в значительной мере индивидуализировать учебный процесс, выбрать темп обучения, степень подробности, дает возможность еще и еще раз вернуться к материалу, проверить уровень понимания его и т.д. Компьютерное моделирование дает возможность провести реально невыполнимые в обычных условиях эксперименты. Например, научиться анализировать кровообращение в организме человека, управлять государством, расщеплять атомное ядро или путешествовать по миру.
Компьютеры в учебных заведениях используются не только для обучения, но и для управления образовательным процессом. Администрация школы, например, на основе автоматизированной системы управления (АСУ) и БД учреждения составляет расписание занятий, отчеты по успеваемости, сводки по учащимся, учитывает материальные ценности, выполняет бухгалтерские расчеты. Автоматизация этой ру-
13
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.