Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 имени Г.П. Бочкаря муниципального образования
Староминский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информационные технологии в сельском хозяйстве
Староминская
2019 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности Агрономия.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих в области сельского хозяйства.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с общими и профессиональными компетенциями
1.2. Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
При изучении курса в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующее:
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур
Готовить посевной и посадочный материал.
Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
Определять качество продукции растениеводства.
Проводить уборку и первичную обработку урожая. Повышать плодородие почв.
Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии
Контролировать состояние мелиоративных систем
Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
Реализовывать продукцию растениеводства.
Участвовать в планировании основных показателей производства продукции растениеводства.
Планировать выполнение работ исполнителями.
Организовывать работу трудового коллектива.
Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общеобразовательных дисциплин профессионального цикла.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 68 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа; самостоятельной работы обучающегося – 34 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Информационные технологии в профессиональной деятельности»
2.1. Объем учебной программы и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
34 |
в том числе: |
|
практические занятия |
25 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
34 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной программы «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
||
1 |
Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Взаимосвязь дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с другими дисциплинами специальности. |
||||
Раздел 1. Информационные системы и технологии
|
|
|
|||
Тема 1.1 Информационные системы |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1 |
Понятие и определение ИС. Информационные процессы и технологии: основные понятия, свойства, сферы применения, возможности, ограничения, перспективы разви- тия |
|
|
||
2 |
Производственные и информационные системы. ИС как система управления |
|
|
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта; Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы реферат на тему: «Информационное общество в России XXI века» |
|
||||
Тема 1.2. Технические средства информационных технологий |
Содержание учебного материала |
|
|||
1 |
Технические средства реализации информационных систем. Установка, конфигурирование и модернизация аппаратного обеспечения ПК и АРМ. |
|
|||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта |
|
|
|||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить презентацию (реферат) на тему «Технические средства ЭВМ» (по индивидуальному заданию преподавателя) |
|||||
|
|||||
Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий |
Содержание учебного материала |
|
|||
1 |
Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ на выбор ОС. Пакеты приклад- ных программ для решения профессиональных задач |
|
|||
Практические занятия |
|
|
|||
1 |
Работа с операционной системой Windows |
|
|||
2 |
Сервисные программы для работы с файлами |
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение на тему «Базовое программное обеспечение». Подготовить презентацию на тему «Программное обеспечение прикладного характера» |
|
|
|
Раздел 2 Технологии обработки и преобразования информации |
|
|||
Тема 2.1 Профессиональное использование MS-Office, текстовый процессор MS Word |
Содержание учебного материала |
|
||
1 |
Приложения Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, Internet Explorer, Front Page, Outlook и Publisher): назначение, возможности, области применения, особенности использования в профессиональной деятельности/ |
|
||
Практические занятия |
|
|
||
1 |
Ввод, редактирование, форматирование текста. Создание и редактирование таблиц |
|
||
2 |
Многоуровневые списки, формулы, колонтитулы |
|
||
3 |
Слияние документов. Рассылки. |
|
||
4 |
Контрольная работa по теме «Текстовый редактор» |
|
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение на тему: «Профессиональное использование пакета MS Office» Подбор производственных ситуаций «Работа с деловой документацией» Работа со справочной и дополнительной литературой Кроссворд |
|
|||
Тема 2.2. Электронные таблицы |
Содержание учебного материала |
|
|
|
Структура экрана приложения. Виды вводимых данных в электронных таблицах; относительная и абсолютная адресация ячейки. Создание, редактирование, сохранение рабочей книги. Форматирование, автозаполнение таблицы, вычисления в таблице. Встроенные функции таблицы. Отображение значений результатов задачи в виде диаграмм |
||||
Практические занятия |
|
|
||
1 |
Создание, форматирование, сохранение рабочей книги и вычисления в электронных таблицах |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
|
2 |
Создание, форматирование, редактирование диаграмм |
|
|
3 |
Обработка статистических данных и прогнозирование |
|
||
4 |
Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов. |
|
||
5 |
Контрольная работa по теме «Электронные таблицы» |
|
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Решение задач по теме, построение диаграмм, работа со справочной и дополнительной литературой, составление кроссворда |
|
|||
Тема 2.3 Технология использования СУБД |
Содержание учебного материала Общие сведения о базах данных. Окно, основные элементы. Формы и таблицы. Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты. |
|
|
|
Практические занятия |
|
|
||
1 |
Создание, редактирование простых таблиц, форм в БД |
|
||
2 |
Работа с данными с использованием запросов. |
|
||
3 |
Создание, редактирование отчетов |
|
||
4 |
Создание, редактирование пользовательских и подчиненных форм |
|
||
5 |
Контрольная работa по теме «Базы данных» |
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Работа со справочной и дополнительной литературой, составление кроссворда |
|
|
||
Тема 2.4 Мультимедийные технологии |
Содержание учебного материала Мультимедийные технологии в обучении и сфере профессиональной деятельности Аудио и видео отображение информации в профессиональной деятельности |
|
|
|
Практические занятия |
|
|
||
1 |
Создание презентаций с использованием шаблонов оформления и мастера автосодержания |
|
||
2 |
Настройка эффектов анимации |
|
||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Создание презентации на заданную тему, работа со справочной и дополнительной литературой |
|
|||
Тема 2.5 Системы опти- |
Содержание учебного материала |
|
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
ческого распознавания информации |
Возможности программы Fine Reader. Технология распознавания: организация работы, сканирование, анализ макета, распознавание текста. |
|
|
||
Практическое занятие |
|
|
|||
1 |
Сканирование, анализ макета, распознавание текста. |
|
|||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Решение задач по теме, работа со справочной и дополнительной литературой, |
|
||||
|
|
||||
Тема3.1 Компьютерные сети и телекоммуникационные технологии |
Содержание учебного материала Классификация компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение сетей. Топология локальных сетей. |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
|||
1 |
Поисковые системы интернета |
|
|||
2 |
Службы интернета: mail, IRC, WWW |
|
|||
3 |
Создание WEB страниц с помощью текстового редактора |
|
|||
|
|||||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Работа со справочной и дополнительной литературой Подготовить презентацию (реферат) на тему: «История великой сети», «Протоколы сети интернет», «Службы сети интернет» |
|
|
|||
Раздел 4. Информационная и компьютерная безопасность |
|
|
|||
Тема 4.1. Информационная и компьютерная безопасность |
Содержание учебного материала Классификация средств защиты. Информационная безопасность. Программно – технический уровень защиты. |
|
|
||
Практические занятия |
|||||
|
|
||||
1 |
Создание аварийного загрузочного диска. Резервное копирование, архивирование данных. |
|
|||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||
|
Самостоятельная работа: Работа со справочной и дополнительной литературой Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить презентацию (реферат) на тему: «Виды компьютерных вирусов», «Антивирусные программные средства», «Защита от электромагнитного излучения», «Компьютер и здоровье человека»
|
|
|
||
|
Итоговая контрольная работа |
2 |
|||
|
Всего: |
68 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебного кабинета:
Компьютерный класс с лицензионным программным обеспечением Экранно-звуковые пособия:
1. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Информационно-коммуникативные средства
1. Браузер;
2. Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал. Интегрированные творческие среды;
3. Клавиатурный тренажер;
4. Мультимедиа проигрыватель;
5. Операционная система;
6. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
7. Программа для организации аудиоархивов;
8. Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей;
9. Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов;
10. Программа для просмотра статических изображений;
11. Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь;
12. Программные средства;
13. Редактор Web-страниц;
14. Редакторы векторной и растровой графики;
15. Система автоматизированного проектирования;
16. Система программирования;
17. Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования; 18. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Печатные пособия:
Схемы:
1. Алгоритмические конструкции;
2. Блок-схемы;
3. Виды информационных процессов;
4. Виды информационных ресурсов;
5. Графический пользовательский интерфейс;
6. Информация, арифметика информационных процессов;
7. Логические операции;
8. Моделирование, формализация, алгоритмизация;
9. Основные этапы разработки программ;
10. Представление информации;
11. Системы счисления;
12. Структуры баз данных; 13. Структуры веб-ресурсов.
Плакаты:
1. Архитектура компьютера;
2. Архитектура компьютерных сетей;
3. Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы);
4. История информатики;
5. Организация рабочего места и техника безопасности;
6. Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме.
Технические средства обучения:
1. Web-камера;
2. Внешний накопитель информации;
3. Источник бесперебойного питания;
4. Комплект оборудования для подключения к сети Интернет;
5. Комплект сетевого оборудования;
6. Копировальный аппарат;
7. Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память);
8. Мультимедиа проектор;
9. Персональный компьютер – рабочее место ученика;
10. Персональный компьютер – рабочее место учителя;
11. Принтер лазерный;
12. Принтер лазерный сетевой;
13. Принтер цветной;
14. Сервер;
15. Сканер;
16. Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения;
17. Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники ;
18. Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники;
19. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации;
20. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры);
21. Устройства создания графической информации (графический планшет);
22. Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер);
23. Цифровая видеокамера;
24. Цифровой фотоаппарат;
25. Экран (на штативе или настенный).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные технологии. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2009.
2. Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Программное обеспечение: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2009.
3. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
4. Максимов Н.В., Партыка, Т.Л.,Попов И.И. Технические средства информатизации – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.
5. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Изд-во Академия, 2010.
6. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Изд-во Академия, 2010.
7. Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб.пособие / Под.ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2011.
8. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Части 1и 2. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительные источники:
1. Алексеев А. П. Информатика 2001. – М.: СОЛОН-Р, 2008.
2. Колесниченко О. В., Шишигин И. В. Аппаратные средства РС. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010.
3. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В. Г. Олифер и Н.
А.Олифер. – СПб.: Питер, 2008.
4. Левин А. И., Судов Е. В. Концепция и технологии компьютерного сопровождения процессов жизненного цикла изделий. – М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2011.
5. Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
6. Сетевые операционные системы. / В. Г. Олифер и Н. А.Олифер. – СПб.: Питер, 2011, 544 с.
7. Таненбаум Э. Современные операционные системы. – СПб.: Питер 2011.
8. Шпунт Я. Б. Сканирование: Лучшие программы, полезные советы. – М.: Издательство ДМК, 2009.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - анализ и оценка решения проблемных задач - анализ производственных ситуаций |
применять компьютерные и телекоммуникационные средства. |
- экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка выполнения самостоятельной работы |
Знания: |
|
основные понятия автоматизированной обработки информации; |
- тестирование; - устный (письменный) опрос |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; |
- тестирование; - анализ производственных ситуаций |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; |
- тестирование; - устный (письменный) опрос; - анализ решения проблемных задач |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; |
- устный (письменный) опрос; - оценка выполнения самостоятельной работы |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; |
- анализ и оценка решения проблемных задач - письменный (устный) опрос |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
- контрольная работа
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.