Информатизация образовательной среды

  • Документация
  • docx
  • 20.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информатизация современного общества приняла глобальные масштабы. Действительно, применение информационных технологий – необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в авангарде, чтобы не опоздать».Основные этапы процесса информатизации современной школы.
Иконка файла материала Информатизация образовательной среды.docx
Е.В. Горелова, кандидат культурологии  заведующая ЦИШ Излучинской ОСШ УИОП № 2 Информатизация  образовательной среды Информатизация   современного   общества   приняла   глобальные масштабы.   Действительно,   применение   информационных   технологий   – необходимое   условие   практически   для   любой   области   жизнедеятельности человека.     Как   и   любое   прогрессивное   явление   информатизация   может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно   наращивает   темпы   и   объемы   со   скоростью,   которая   грозит превратить   процесс   в   стихийный.   И   здесь   есть   великий   соблазн   «встать   в авангарде, чтобы не опоздать».   На переднем фланге данного революционного движения призван быть каждый, кто так, или иначе, задействован в образовательном процессе. Это вполне обосновано и продиктовано реалиями современного общества и о тех благах,   которые   приносит   образованию   информатизация   сказано   много. Однако, необходимо, на наш взгляд, гораздо более подробно остановиться на проблемах, трудностях, которые тормозят прогрессивный процесс. Идеями   информатизации   были   вдохновлены   многие   российские   и зарубежные     ученые:   Б.С.   Гершунский,   К.К.Колин,   А.А.,   Андреев, В.И.Солдаткин.   Так,   Р.М.   Юсупов   и   В.П.   Заболотский   считают,   что «информатизация   ­   организационный   социально­экономический   и   научно­ технический   процесс,   в   основе   которого   лежит   массовое   применение информационных   средств   и   технологий   во   всех   сферах   деятельности   для кардинального   улучшения   условий   труда   и   качества   жизни   населения, значительного   повышения   эффективности   всех   видов   производств».   По мнению   А.И.   Ракитова   основной   составляющей   информатизации   является компьютеризация   –   ее   техническая   основа;   А.   П.   Ершов,   утверждает,   что информатизация ­ это процесс овладения стратегическим информационным ресурсом для дальнейшего ускоренного прогресса, и в Федеральном законе «Об информатизации и защите информации» сказано, что «Информатизация – организационный   социально­экономический   и   научно­технический   процесс создания   оптимальных   условий   для   удовлетворения   информационных потребностей и реализации прав граждан <….> на основе формирования и использования информационных ресурсов».   Процесс   информатизации   включает   в   себя   три   основных   этапа: использование медиа ­ для сбора, распространения, видоизменения и хранения информации; компьютеризацию – для более эффективного поиска  и сбора информации   и   повышение   способности   пользователей   воспринимать, использовать средства информатизации на более высоком интеллектуальном уровне.Информатизация   образования   ­   это   взаимосвязанные,   объединенные единой   целью   мероприятия,   призванные   обеспечить   эффективный   сбор, обработку   систематизацию,   хранение   информации,   а   также   обмен   ею участниками   образовательного   процесса,   посредствам   информационных технологий,   коммуникационных   средств,   методического   и   дидактического обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его эффективности,   интенсивности,   доступности,   качественное   изменение. Информатизация   образования   может   и   делает   образовательный   процесс дифференцированным,   индивидуальным.   Вклад   информатизации   в   такое направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный доступ   к   учебным,   справочным,   источникам   информации,   сделал образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося. Кроме   этого   информатизация   широко   распространяется   и   на   сектор управления   школой:   создание   единого   электронного   документооборота, локальной   сети,   внедрение   специальных   программ,   организующих   единую информационную среду учебного заведения. Общие   проблемы   внедрения   информатизации   в   образование   так   же хорошо   известны:   это   и   слабая   техническая   база,   в   силу   недостаточного финансирования,   и   не   всегда   качественное   программное   обеспечение, отсутствие   лицензионных   программ.   Однако,   не   смотря   на   достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, школы Нижневартовского района не   обделены   техническими   средствами.   Школы   обладают   хорошими материально­техническими   базами:  компьютерные   парки,   периферийные устройства, программное обеспечение – этого в районе вполне достаточно. В чем же заключается проблема? Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим фактором», с интеллектуализацией общества.   Действительно,   опытный   учитель   «стажист», Применить   на   практике   новшества,   подаренные   глобальной информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна субъективная   причина   –   психологический   барьер,   боязнь   технических нововведений.   вдруг, оказывается   в   роли   обучающегося.   Под   сомнение   ставятся   определенные компетенции   учителя.   В   то   же   время,   организовать   по­настоящему комфортную   среду,   для   нуждающихся   в   коррекции   информационной грамотности   учителей   –   задача,   серьезность   которой   понимает   не   каждый руководитель.   В   итоге,   по   истечении   нескольких   лет   активной информатизации   образовательного   процесса   выясняется,   что   достаточно большое   количество   учителей   средней   школы   не   имеют   понятия   об элементарных   информационных   процессах,   не   владеют   простейшими навыками   использования   в   работе   компьютерных   технологий.   Трудность вызывает буквально каждый шаг: организация и использование электроннойпочты,  использование   самых   распространенных   программ.     Даже   столь популярные   презентации   оказывается,   делают   не   сами   учителя.   Крайне затруднительным стал процесс организации личного сайта учителя. Возникает вопрос:   почему   же   столь   явная   проблема   не   была   выявлена   на   начальном этапе?  Процесс   информатизации   образования   характеризуется   небывалой скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень легко. В школах не только Нижневартовского района, но и России в целом, активно внедряются программные продукты, призванные перевести документооборот образовательного учреждения на электронную основу. Учителя и сотрудники школ   осваивают   электронное   расписание,   электронные   классные   журналы, базы   данных.   Трудно   представить   современную   школу   без   официального сайта.   Теперь   учитель   должен   ежедневно   использовать   средства информатизации.   И   в   этих   условиях   проявляется   еще   одна   проблема   – отсутствие   профессионально   подготовленных   технических   специалистов, которые,   теперь   уже,   в   срочном   порядке   способны   «подтянуть» информационную грамотность учителя до нужного уровня.  Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может быть создание в школах Центров информатизации. Для эффективной деятельности в   таком   Центре   необходимо   иметь   технического   специалиста,   лаборанта, инженера. Однако, в условиях экономического кризиса, об увеличении штатов говорить не приходится. Администрациями школ изыскиваются «внутренние резервы».   В   отдельных   школах   района   таким   резервом   стала   школьная библиотека,   а   библиотекарь   –   специалистом   «широкого   информационного профиля».   Но,   будучи   профессионалом   в   сфере   информации,   любой библиотекарь   (специалист,   сотрудник)   нуждается   в   дополнительном образовании,   повышении   квалификации.   Безусловно,   огромную   роль   в решении данной задачи играют дистанционные курсы, тематические вебинары. В стране проводится политика информатизации образования не только в школах,   но   и   высших   учебных   заведениях.   Использование   средств информатизации обеспечивает открытый доступ к информационным ресурсам в   любое   время.   Обучающийся   может   выбрать   удобный   для   себя   темп обучения,   максимально   проявиться   творчески,   самовыразиться.   За   счет автоматизации   определенных   процессов,   сокращаются   психологические, физические нагрузки. Принципиально изменяются взаимоотношения учителя (преподавателя) и обучаемого (студента). Теперь учитель выступает в роли консультанта,   обучающийся   же   имеет   возможность   более   широко использовать   проявить индивидуальность, самостоятельность.  свои   информационные     возможности, Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться. И часто   сам   процесс   познания,   приносит   человеку   гораздо   большее удовольствие, чем его результат.