Информатизация современного общества приняла глобальные масштабы. Действительно, применение информационных технологий – необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в авангарде, чтобы не опоздать».Основные этапы процесса информатизации современной школы.
Е.В. Горелова, кандидат культурологии
заведующая ЦИШ Излучинской ОСШ УИОП № 2
Информатизация образовательной среды
Информатизация современного общества приняла глобальные
масштабы. Действительно, применение информационных технологий –
необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности
человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может
проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она
неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит
превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в
авангарде, чтобы не опоздать».
На переднем фланге данного революционного движения призван быть
каждый, кто так, или иначе, задействован в образовательном процессе. Это
вполне обосновано и продиктовано реалиями современного общества и о тех
благах, которые приносит образованию информатизация сказано много.
Однако, необходимо, на наш взгляд, гораздо более подробно остановиться на
проблемах, трудностях, которые тормозят прогрессивный процесс.
Идеями информатизации были вдохновлены многие российские и
зарубежные
ученые: Б.С. Гершунский, К.К.Колин, А.А., Андреев,
В.И.Солдаткин. Так, Р.М. Юсупов и В.П. Заболотский считают, что
«информатизация организационный социальноэкономический и научно
технический процесс, в основе которого лежит массовое применение
информационных средств и технологий во всех сферах деятельности для
кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения,
значительного повышения эффективности всех видов производств». По
мнению А.И. Ракитова основной составляющей информатизации является
компьютеризация – ее техническая основа; А. П. Ершов, утверждает, что
информатизация это процесс овладения стратегическим информационным
ресурсом для дальнейшего ускоренного прогресса, и в Федеральном законе
«Об информатизации и защите информации» сказано, что «Информатизация –
организационный социальноэкономический и научнотехнический процесс
создания оптимальных условий для удовлетворения информационных
потребностей и реализации прав граждан <….> на основе формирования и
использования информационных ресурсов».
Процесс информатизации включает в себя три основных этапа:
использование медиа для сбора, распространения, видоизменения и хранения
информации; компьютеризацию – для более эффективного поиска и сбора
информации и повышение способности пользователей воспринимать,
использовать средства информатизации на более высоком интеллектуальном
уровне.Информатизация образования это взаимосвязанные, объединенные
единой целью мероприятия, призванные обеспечить эффективный сбор,
обработку систематизацию, хранение информации, а также обмен ею
участниками образовательного процесса, посредствам информационных
технологий, коммуникационных средств, методического и дидактического
обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его
эффективности, интенсивности, доступности, качественное изменение.
Информатизация образования может и делает образовательный процесс
дифференцированным, индивидуальным. Вклад информатизации в такое
направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный
доступ к учебным, справочным, источникам информации, сделал
образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося.
Кроме этого информатизация широко распространяется и на сектор
управления школой: создание единого электронного документооборота,
локальной сети, внедрение специальных программ, организующих единую
информационную среду учебного заведения.
Общие проблемы внедрения информатизации в образование так же
хорошо известны: это и слабая техническая база, в силу недостаточного
финансирования, и не всегда качественное программное обеспечение,
отсутствие лицензионных программ. Однако, не смотря на достаточно
сложную экономическую ситуацию в стране, школы Нижневартовского района
не обделены техническими средствами. Школы обладают хорошими
материальнотехническими базами:
компьютерные парки, периферийные
устройства, программное обеспечение – этого в районе вполне достаточно. В
чем же заключается проблема?
Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась
ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется
связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим
фактором», с интеллектуализацией общества.
Действительно,
опытный учитель «стажист»,
Применить на практике новшества,
подаренные глобальной
информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна
субъективная причина – психологический барьер, боязнь технических
нововведений.
вдруг,
оказывается в роли обучающегося. Под сомнение ставятся определенные
компетенции учителя. В то же время, организовать понастоящему
комфортную среду, для нуждающихся в коррекции информационной
грамотности учителей – задача, серьезность которой понимает не каждый
руководитель. В итоге, по истечении нескольких лет активной
информатизации образовательного процесса выясняется, что достаточно
большое количество учителей средней школы не имеют понятия об
элементарных информационных процессах, не владеют простейшими
навыками использования в работе компьютерных технологий. Трудность
вызывает буквально каждый шаг: организация и использование электроннойпочты, использование самых распространенных программ. Даже столь
популярные презентации оказывается, делают не сами учителя. Крайне
затруднительным стал процесс организации личного сайта учителя. Возникает
вопрос: почему же столь явная проблема не была выявлена на начальном
этапе?
Процесс информатизации образования характеризуется небывалой
скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень легко.
В школах не только Нижневартовского района, но и России в целом, активно
внедряются программные продукты, призванные перевести документооборот
образовательного учреждения на электронную основу. Учителя и сотрудники
школ осваивают электронное расписание, электронные классные журналы,
базы данных. Трудно представить современную школу без официального
сайта.
Теперь учитель должен ежедневно использовать средства
информатизации. И в этих условиях проявляется еще одна проблема –
отсутствие профессионально подготовленных технических специалистов,
которые, теперь уже, в срочном порядке способны «подтянуть»
информационную грамотность учителя до нужного уровня.
Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может быть
создание в школах Центров информатизации. Для эффективной деятельности
в таком Центре необходимо иметь технического специалиста, лаборанта,
инженера. Однако, в условиях экономического кризиса, об увеличении штатов
говорить не приходится. Администрациями школ изыскиваются «внутренние
резервы». В отдельных школах района таким резервом стала школьная
библиотека, а библиотекарь – специалистом «широкого информационного
профиля». Но, будучи профессионалом в сфере информации, любой
библиотекарь (специалист, сотрудник) нуждается в дополнительном
образовании, повышении квалификации. Безусловно, огромную роль в
решении данной задачи играют дистанционные курсы, тематические вебинары.
В стране проводится политика информатизации образования не только в
школах, но и высших учебных заведениях. Использование средств
информатизации обеспечивает открытый доступ к информационным ресурсам
в любое время. Обучающийся может выбрать удобный для себя темп
обучения, максимально проявиться творчески, самовыразиться. За счет
автоматизации определенных процессов, сокращаются психологические,
физические нагрузки. Принципиально изменяются взаимоотношения учителя
(преподавателя) и обучаемого (студента). Теперь учитель выступает в роли
консультанта, обучающийся же имеет возможность более широко
использовать
проявить
индивидуальность, самостоятельность.
свои информационные
возможности,
Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться. И
часто сам процесс познания, приносит человеку гораздо большее
удовольствие, чем его результат.