Информатизация образовательной среды
Оценка 4.7

Информатизация образовательной среды

Оценка 4.7
Документация
docx
администрации +2
Взрослым
20.12.2017
Информатизация образовательной среды
Информатизация современного общества приняла глобальные масштабы. Действительно, применение информационных технологий – необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в авангарде, чтобы не опоздать».Основные этапы процесса информатизации современной школы.
Информатизация образовательной среды.docx
Е.В. Горелова, кандидат культурологии  заведующая ЦИШ Излучинской ОСШ УИОП № 2 Информатизация  образовательной среды Информатизация   современного   общества   приняла   глобальные масштабы.   Действительно,   применение   информационных   технологий   – необходимое   условие   практически   для   любой   области   жизнедеятельности человека.     Как   и   любое   прогрессивное   явление   информатизация   может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно   наращивает   темпы   и   объемы   со   скоростью,   которая   грозит превратить   процесс   в   стихийный.   И   здесь   есть   великий   соблазн   «встать   в авангарде, чтобы не опоздать».   На переднем фланге данного революционного движения призван быть каждый, кто так, или иначе, задействован в образовательном процессе. Это вполне обосновано и продиктовано реалиями современного общества и о тех благах,   которые   приносит   образованию   информатизация   сказано   много. Однако, необходимо, на наш взгляд, гораздо более подробно остановиться на проблемах, трудностях, которые тормозят прогрессивный процесс. Идеями   информатизации   были   вдохновлены   многие   российские   и зарубежные     ученые:   Б.С.   Гершунский,   К.К.Колин,   А.А.,   Андреев, В.И.Солдаткин.   Так,   Р.М.   Юсупов   и   В.П.   Заболотский   считают,   что «информатизация   ­   организационный   социально­экономический   и   научно­ технический   процесс,   в   основе   которого   лежит   массовое   применение информационных   средств   и   технологий   во   всех   сферах   деятельности   для кардинального   улучшения   условий   труда   и   качества   жизни   населения, значительного   повышения   эффективности   всех   видов   производств».   По мнению   А.И.   Ракитова   основной   составляющей   информатизации   является компьютеризация   –   ее   техническая   основа;   А.   П.   Ершов,   утверждает,   что информатизация ­ это процесс овладения стратегическим информационным ресурсом для дальнейшего ускоренного прогресса, и в Федеральном законе «Об информатизации и защите информации» сказано, что «Информатизация – организационный   социально­экономический   и   научно­технический   процесс создания   оптимальных   условий   для   удовлетворения   информационных потребностей и реализации прав граждан <….> на основе формирования и использования информационных ресурсов».   Процесс   информатизации   включает   в   себя   три   основных   этапа: использование медиа ­ для сбора, распространения, видоизменения и хранения информации; компьютеризацию – для более эффективного поиска  и сбора информации   и   повышение   способности   пользователей   воспринимать, использовать средства информатизации на более высоком интеллектуальном уровне. Информатизация   образования   ­   это   взаимосвязанные,   объединенные единой   целью   мероприятия,   призванные   обеспечить   эффективный   сбор, обработку   систематизацию,   хранение   информации,   а   также   обмен   ею участниками   образовательного   процесса,   посредствам   информационных технологий,   коммуникационных   средств,   методического   и   дидактического обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его эффективности,   интенсивности,   доступности,   качественное   изменение. Информатизация   образования   может   и   делает   образовательный   процесс дифференцированным,   индивидуальным.   Вклад   информатизации   в   такое направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный доступ   к   учебным,   справочным,   источникам   информации,   сделал образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося. Кроме   этого   информатизация   широко   распространяется   и   на   сектор управления   школой:   создание   единого   электронного   документооборота, локальной   сети,   внедрение   специальных   программ,   организующих   единую информационную среду учебного заведения. Общие   проблемы   внедрения   информатизации   в   образование   так   же хорошо   известны:   это   и   слабая   техническая   база,   в   силу   недостаточного финансирования,   и   не   всегда   качественное   программное   обеспечение, отсутствие   лицензионных   программ.   Однако,   не   смотря   на   достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, школы Нижневартовского района не   обделены   техническими   средствами.   Школы   обладают   хорошими материально­техническими   базами:  компьютерные   парки,   периферийные устройства, программное обеспечение – этого в районе вполне достаточно. В чем же заключается проблема? Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим фактором», с интеллектуализацией общества.   Действительно,   опытный   учитель   «стажист», Применить   на   практике   новшества,   подаренные   глобальной информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна субъективная   причина   –   психологический   барьер,   боязнь   технических нововведений.   вдруг, оказывается   в   роли   обучающегося.   Под   сомнение   ставятся   определенные компетенции   учителя.   В   то   же   время,   организовать   по­настоящему комфортную   среду,   для   нуждающихся   в   коррекции   информационной грамотности   учителей   –   задача,   серьезность   которой   понимает   не   каждый руководитель.   В   итоге,   по   истечении   нескольких   лет   активной информатизации   образовательного   процесса   выясняется,   что   достаточно большое   количество   учителей   средней   школы   не   имеют   понятия   об элементарных   информационных   процессах,   не   владеют   простейшими навыками   использования   в   работе   компьютерных   технологий.   Трудность вызывает буквально каждый шаг: организация и использование электронной почты,  использование   самых   распространенных   программ.     Даже   столь популярные   презентации   оказывается,   делают   не   сами   учителя.   Крайне затруднительным стал процесс организации личного сайта учителя. Возникает вопрос:   почему   же   столь   явная   проблема   не   была   выявлена   на   начальном этапе?  Процесс   информатизации   образования   характеризуется   небывалой скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень легко. В школах не только Нижневартовского района, но и России в целом, активно внедряются программные продукты, призванные перевести документооборот образовательного учреждения на электронную основу. Учителя и сотрудники школ   осваивают   электронное   расписание,   электронные   классные   журналы, базы   данных.   Трудно   представить   современную   школу   без   официального сайта.   Теперь   учитель   должен   ежедневно   использовать   средства информатизации.   И   в   этих   условиях   проявляется   еще   одна   проблема   – отсутствие   профессионально   подготовленных   технических   специалистов, которые,   теперь   уже,   в   срочном   порядке   способны   «подтянуть» информационную грамотность учителя до нужного уровня.  Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может быть создание в школах Центров информатизации. Для эффективной деятельности в   таком   Центре   необходимо   иметь   технического   специалиста,   лаборанта, инженера. Однако, в условиях экономического кризиса, об увеличении штатов говорить не приходится. Администрациями школ изыскиваются «внутренние резервы».   В   отдельных   школах   района   таким   резервом   стала   школьная библиотека,   а   библиотекарь   –   специалистом   «широкого   информационного профиля».   Но,   будучи   профессионалом   в   сфере   информации,   любой библиотекарь   (специалист,   сотрудник)   нуждается   в   дополнительном образовании,   повышении   квалификации.   Безусловно,   огромную   роль   в решении данной задачи играют дистанционные курсы, тематические вебинары. В стране проводится политика информатизации образования не только в школах,   но   и   высших   учебных   заведениях.   Использование   средств информатизации обеспечивает открытый доступ к информационным ресурсам в   любое   время.   Обучающийся   может   выбрать   удобный   для   себя   темп обучения,   максимально   проявиться   творчески,   самовыразиться.   За   счет автоматизации   определенных   процессов,   сокращаются   психологические, физические нагрузки. Принципиально изменяются взаимоотношения учителя (преподавателя) и обучаемого (студента). Теперь учитель выступает в роли консультанта,   обучающийся   же   имеет   возможность   более   широко использовать   проявить индивидуальность, самостоятельность.  свои   информационные     возможности, Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться. И часто   сам   процесс   познания,   приносит   человеку   гораздо   большее удовольствие, чем его результат.

Информатизация образовательной среды

Информатизация образовательной среды

Информатизация образовательной среды

Информатизация образовательной среды

Информатизация образовательной среды

Информатизация образовательной среды
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2017