Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни. Соответственно, и образование должно отвечать современным требованиям. С начала осуществления президентской программы по информатизации сельских школ прошло уже несколько лет. Руководители образовательных учреждений должны решить проблему внедрения информационных технологий в управление своими учреждениями на том уровне, какой позволяет им сделать наличие технических средств, программного обеспечения , кадровых возможностей, желания видеть своё управление на уровне, напоминающем современный менеджмент. Перевод процесса управления школой на безбумажную технологию позволяет избавиться от рутинного и отнимающего много времени ( поэтому малоэффективного!) труда в делопроизводстве, планировании учебного процесса и т. п.
Информационные технологии (ИТ,
от англ. information technology, IT) —
широкий класс дисциплин и областей
деятельности, относящихся к
технологиям управления и обработки
данных, а также создания данных, в
том числе, с применением
вычислительной техники.
Информационно-
коммуникационн
ые технологии
2001 г.-100-процентная компьютеризация
школ.
Количество учащихся на 1 компьютер
составлял 62.
Этот показатель был самым лучшим
среди стран СНГ.
Например, на тот период в Республике
Азербайджан показатель составлял более
1000 учащихся на 1 компьютер,
в Республике Кыргызстан — 946,
в Республике Таджикистан на один
компьютер приходилось более 1400
учащихся. Только 23% школ было
подключено к сети интернет
(Садуакасова, 2008).
Количество учащихся на 1 компьютер
2001 г.
2005 г.
2011 г.
62
41
18
(Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 г.г.,
с.7.,Садуакасова,2008)
Подключение школ к сети интернет
2001 г.
2005 г.
2011 г.
23%
75%
98%
(Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 г.г.,
с.7.,Садуакасова,2008)
E-learning
(сокращение от англ.
Electronic Learning) -
система
электронного
обучения
посредством
информационно-
коммуникационных
технологий
(Концепция системы
электронного обучения
на 2010-2015 г.г.)
самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием
персонального компьютера, мультимедийных средств итд;
получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально)
эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей),
ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов;
стандарты и спецификации на электронные учебные материалы и технологии,
дистанционные средства обучения;
формирование и повышение информационной культуры у всех руководителей
организаций и их подразделений и овладение ими современными
информационными технологиями, повышение эффективности своей обычной
деятельности;
возможность развивать учебные веб-ресурсы;
возможность в любое время и месте получить современные знания,
находящиеся в любой доступной точке мира;
доступность лицам с особенностями психофизического развития
(Pritchard,2007,p.5).
“+”
Мультимедиа и яркие краски
привлекают внимание
учеников;
обучение в режиме «здесь и
сейчас»;
экономие средств;
доступность;
индивидуализация обучения;
интенсификация
самостоятельной работы
учащихся;
расширение информационных
потоков при использовании
интернет.
“-”
Зависимость
процесса обучения от
технических
характеристик
компьютера;
интернет-
небезопасная среда
для
несовершеннолетних;
компьютер и
интернет отвлекают
внимание учеников.
(Pritchard,2007,p.8-9)
Грамотность эпохи цифровых технологий
Узкопрофессиональ
ная грамотность
Научная
грамотность
Техническая
грамотность
Информационная
грамотность
Культурная
грамотность
Глобальная
информированность
Умение раскрыть и выразить свои идеи с помощью
средств информации (например, картин, видео,
графиков и диаграмм).
Знание как теоретических, так и практических
аспектов науки.
Компетенция в использовании информационных и
коммуникационных технологий.
Умение находить, оценивать и использовать
должным образом информацию (с помощью ИКТ).
Терпимость к представителям различных культур
Понимание каким образом нации, корпорации и
сообщества во всем мире взаимодействуют.
Adapted from EnGauge. North Central Regional Educational Laboratory. Available
Online at
http://www.ncrel.org/engauge/skills/21skills.htm. Accessed 31 May 2002.
Творческое мышление
Умение
приспосабливаться
Любознательность Желание получать знания.
Творчество
Умение приспосабливаться к требованиям времени.
Умение использовать воображение для создания
новых работ и реализации поставленной цели.
Adapted from EnGauge. North Central Regional Educational Laboratory. Available
Online at
http://www.ncrel.org/engauge/skills/21skills.htm. Accessed 31 May 2002.
Эффективные средства общения
Совместная работа Умение работать в команде.
Сотрудничество и
личные качества
Интерактивные
коммуникации
Высокая
продуктивность
Умение работать эффективно с другими людьми.
Умение находить, передавать,оценивать и
использовать должным образом информацию (с
помощью ИКТ).
Умение ставить приоритеты, планировать и
управлять проектами для достижения поставленной
цели. Умение применять приобретенные знания на
практике в целях получения продукта высокого
качества.
Adapted from EnGauge. North Central Regional Educational Laboratory. Available
Online at
http://www.ncrel.org/engauge/skills/21skills.htm. Accessed 31 May 2002.
Отвлекает внимание
учащихся(Murray,cited in
Abbit and Ophus, 2008).
Выполнение зависит от
степени сложности задания и
заинтересованности
учеников(Hallat ,2008).
Н
е
д
о
с
т
а
т
к
и
(например, Monkey survey, opinio итд)
“Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 г.г.”, Астана, 2010.
«Концепция системы электронного обучения на 2010-
2015 г.г.»
Садуакасова,Ж. (2008). «Достижения в области
информатизации образования (прошлое, настоящее,
будущее)». (on-line).(URL
http://www.profit.kz/articles/000391/).
Pritchard, A.(2007). Effective teaching with Internet
technologies : pedagogy and practice. London : Paul
Chapman.
Tinio, V.L. ICT in education. New York, 2010.
www.zunal.com
www.yacapaca.com
www.prezi.com
www.surveymonkey.com