Информационная безопасность детей - это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
• ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности - не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога - только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
• лучше работать за компьютером в первой половине дня;
• комната должна быть хорошо освещена;
• при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
• расстояние от глаз до монитора - 60 см;
• периодически делать зарядку для глаз.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиабезопасности»); знакомить родителей с современными программно-техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
Образовательными организациями должны быть заключены договоры с операторами связи на подключение к сети Интернет с обязательными условиями обеспечения провайдерами ограничения доступа в организации к следующей информации:
- запрещенной в России по решению суда или уполномоченного органа, а также сайтам, внесенным в Федеральный список экстремистских материалов;
- запрещенной к распространению среди детей;
- не соответствующей задачам образования и возрастной категории учащегося, осуществляющего доступ в Интернет.
Выполнение данных условий осуществляется с помощью единой системы контентной фильтрации доступа к сети Интернет.
И к 2030 году во всемирной паутине Интернет сформирована
ЦИФРОВая ИДЕНТИЧНОСТь
«цифровой профиль гражданина». Скелет под названием «нейросеть» будет настолько
совершенен, что в интернете у каждого человека будет цифровой двойник. Цифровая
идентичность - это весь комплекс данных, оставленных человеком в интернете, его
цифровая проекция (след) в сети.
Формирование ЦИФРОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ проходит три этапа:
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Данные, которые мы размещаем в социальных сетях (фото, посты, комментарии). Эти данные мы контролируем.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ - СКЛАДЫВАЕТСЯ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА НАШИМ ПОВЕДЕНИЕМ. Геолокация, детали личных и профессиональных связей, время пребывания в сети, информация о пребывании в онлайне или офлайне, с кем провели время, эмоциональном состоянии, или психологических особенностях.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ ПЕРВЫХ ДВУХ УРОВНЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ ЦИФРОВЫМИ АЛГОРИТМАМИ, нейросетями.
И сегодня семья и школа несет ответственность за Цифровую социализацию ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.