ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
Чершкало В. С., Яковлев С.А., Ивахненко Н.Н.*
УДО «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся МОЛОДЕЖИ»
г. Донецк
В современных условиях перед предприятиями и организациями остро стоит задача сохранения, как материальных ценностей, так и информации, в том числе сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну.
Успех производственной и предпринимательской деятельности в немалой степени зависит от умения распоряжаться таким ценным товаром, как информация, однако выгодно использовать можно только ту информацию, которая нужна рынку, но неизвестна ему. Поэтому в условиях усиления конкуренции успех предпринимательства, гарантия получения прибыли все больше зависят от сохранения в тайне секретов производства, опирающихся на определенный интеллектуальный потенциал и конкретную технологию.
Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков. Однако защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться следующими критериями (свойствами), как полезность, своевременность и достоверность сведений.
Разработку мероприятий по сохранению коммерческой тайны предприятия необходимо осуществлять, придерживаясь принципа комплексного перекрытия возможных каналов утечки информации и обеспечения равнозначной надежности защиты всех ее носителей. Угрозы сохранения коммерческой тайны могут быть внешними и внутренними.
Действия извне могут быть направлены на пассивные носители информации и выражаться, например, в следующем: попытки похищения документов или снятия копий с документов, съемных носителей (флэшкарты), снятия информации, возникает в тракте передачи в процессе коммуникаций; уничтожение информации или повреждение ее носителей; случайное или преднамеренное доведение до сведения конкурентов документов или материалов, содержащих коммерческую тайну.
Действия извне могут быть также направлены на персонал компании и выражаться в форме подкупа, угроз, шантажа, выведывание информации, составляющей коммерческую тайну, или предполагать переманивание ведущих специалистов на конкурирующую фирму и тому подобное.
Внутренние угрозы представляют наибольшую опасность для вновь сформированных и неустановившихся коллективов, где не успели сложиться традиции поддержания высокой репутации компании, но внимание своевременному раскрытию этих угроз должно уделяться повсеместно. Не исключено вероятность того, что отдельные сотрудники с высоким уровнем самооценки из-за неудовлетворенности своих амбиций (недовольство уровнем заработной платы, отношениями с руководством, коллегами и др.). Могут принимать меры по инициативной выдачи коммерческой информации конкурентам, а также попытаться уничтожить важную информацию или пассивные носители (например, внести компьютерный вирус). По оценкам психологов, до 25% всех служащих фирм, стремясь заработать средства любыми способами и любой ценой, часто в ущерб интересам своей фирмы ожидают удобного случая для разглашения коммерческих секретов, их продажи.
Оперативная реализация мероприятий по разработке и охраны информационной составляющей экономической безопасности осуществляется последовательным выполнением определенного комплекса следующих работ:
а) сбор различных видов необходимой информации
б) обработки и систематизация полученной информации;
в) анализ этой информации;
г) защита информационной среды предприятия, традиционно включает:
- меры защиты предприятия от промышленного шпионажа со стороны конкурентов или других юридических и физических лиц;
- техническая защита помещений, транспорта, корреспонденции, переговоров, различной документации от несанкционированного доступа заинтересованных юридических и физических лиц к закрытой информации и т.п.
Литература:
1. Основы информационной безопасности/ Е. Б. Белов, В. П. Лось, Р. В. Мещеряков, А. А. Шелупанов. – М.:Телеком, 2006. 544 с.
2. Защита компьютерной информации/Анин Б. Ю. – СПб.:"BHV-Санкт-Петербург" - 2000, 384 с.
3. Грабауров В.А. Информационные технологии для менеджеров. М.: Финансы и статистика, 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.