Преподаватель Дербенцева О.Н.
ГБПОУ «Суровикинский агропромышленный техникум»
Конкретные технологии появляются
в конкретных исторических условиях
и отражают нужды людей,
живущих в этих условиях
Раймонд Уильямс
Информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов, анализу сложных процессов функционирования информационных потоков.
Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному информационно-коммуникационными технологиями, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов.
Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски.
Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией.
Грамотность подразумевает уровень владения знаниями и навыками в определённой области и способность их применять на практике. Если брать базовые: чтение, счет, письмо –это способность сообщать некоторую информацию миру и воспринимать её из вне, т.е. грамотный человек –виден сам и видит то, что его окружает, он слышит других, и они слышат его.
И, если для повышения языковой грамотности, нужна практика общения и чтения книг, то для развития цифровой грамотности необходима практика культурного использования технических средств (мобильных гаджетов и компьютеров), возможностей и коммуникаций цифровой среды.
Существует достаточно много научных подходов к понятию «Цифровая культура».
Цифровая культура –
совокупности компетенций, характеризующих
способность использования информационно-коммуникационных
технологий для комфортной жизни в цифровой среде, для
взаимодействия с обществом и решения цифровых задач в
профессиональной деятельности.
С появление интернета как массовой формы коммуникации, повсеместным распространением использования компьютеров, смартфонов и других цифровых устройств мы не задумываемся о том как мы взаимодействуем друг с другом, по средствам цифровых технологий, выводя наши коммуникации и взаимодействия в цифровую реальность.
В цифровую эпоху знания визуализированы, представлены с использованием цифровых технологий, источником знаний являются цифровые системы, интернет. С одной стороны это большой плюс, абстрактная информация воспринимается на много легче, но в то же время от обучающихся требуется большое «количество знаний» и работы с данными и цифровыми технологиями для визуализации знаний.
Цифровую культуру можно определить как «социокультурную реальность, в которой компьютеры, мультимедиа и интернет открывают новые формы восприятия природной, человеческой и общественной реальности».[1]
Цифровой культуры способствуют виртуализации образования, расширению сетевых форм коммуникации и интерактивных форм обучения. Воздействие электронной среды на человека усилено включением студентов и преподавателей в системы семантических[2] сетей, Интернета, он-лайновых курсов, медийных интерактивных технологий как способов организации образовательного процесса, научно-исследовательской работы и организации досуга.
Электронная образовательная среда является источником трансформации образов «Я», отношений «Я» и «Другой». Виртуализация внутреннего измерения субъективного опыта под воздействием медиатизации продуцирует «симулякры», переживаемые как действительное.
Можно называть много плюсов и минусов –визуализации, применяя к конкретному «объекту». Мы можем создавать своего «двойника» в социальной сети (аватар) придумав ему черты и характеристики по своему желанию. В цифровой культуре у нас как-бы появляется «вторая жизнь».
Фак наличия и доступа к «технологиям» не является фактором «роста» человека, необходимо формирование именно цифровой культуры и цифровой грамотности, позволяющей использовать и извлекать максимальную пользу из цифровых технологий.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения или общения. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна.
Безопасность - это отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.
Этикет и нормы этикета были всегда. И поведение человека регулировалось нормами, правилами, допустимыми и недопустимыми действиями. Цифровая среда - не исключение. В интернете мы должны соблюдать те же правила и нормы, не допуская оскорблений человека, его унижения, травли, однако обезличенность интернета создает иллюзию безнаказанности и вседозволенности, а также игры - вроде бы как все не по-настоящему. И последствия неэтичного поведения могут быть страшнее.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Шлыкова О. В. Культура мультимедиа
[2] СЕМАНТИКА, в широком смысле слова – анализ отношения между языковыми выражениями и миром, реальным или воображаемым
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.