Работа по развитию инновационной компетентности педагогов
Оценка 4.8

Работа по развитию инновационной компетентности педагогов

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
Взрослым
04.06.2020
Работа по развитию инновационной компетентности педагогов
Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.
педсовет Работа по развитию инновационной компетентности педагогов..docx

Работа по развитию инновационной компетентности педагогов.

             Инновационная компетентность педагога - система мотивов, знаний, умений, навыков, личностных качеств педагога, что обеспечивает эффективность использования новых педагогических технологий в работе с детьми.

      «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение».

           Компете́нтность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.  Компетентность (лат.  competens -  подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего  всесторонними  знаниями в какой-либо области.  И мнение, которого поэтому является веским, авторитетным.

          Компонентами инновационной компетентности педагога является осведомленность об инновационных педагогических технологиях;  надлежащее владение их содержанием и методикой, высокая культура использования инноваций в учебно-воспитательной работе, личная убежденность в необходимости применения инновационных педагогических технологий.   

       В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе.

                  Переход на модель 12-летнего образования не значит лишь увеличение продолжительности периода обучения в средней школе, он заключается в изменении содержания, улучшении качества и предоставлении не только знаний, но и компетенций, а также умения применить их в жизни.

                  Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям,  возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

                 В  процессе обучения учащиеся должны не только овладеть   установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои    познавательные способности и творческие силы.

                 Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за   результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать, применяя на уроке современные обучающие технологии, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

        Эти технологии,и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно - ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Каждая конкретная технология обучения имеет свои признаки, определение, функцию, структуру, характерные только для нее. Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Учитель уже в начальной школе должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь. В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностно - ориентированный подход, который можно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения. Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека.

            При технологии личностно-ориентированной направленности можно использовать следующие формы урока и методы: Методы: проблемный метод, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, работа в группах, парах, работа с портфолио. Формы:  урок – дискуссия, урок – игра, урок – КВН, урок – беседа, урок – экскурсия, интегрированный урок, урок – концерт, урок – спектакль, урок – размышление.             Проблемное обучение Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний.

Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создание проблемной ситуации на уроке – удивление, затруднение. Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, так как стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.

    Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы. Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Каждый работает над своим заданием. Разные дети – разные задания, как правило, 2-3 уровней. Организовать самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивные доски, особенно на тех уроках, которые требуют наглядного представления материала – познание мира, естествознание, обучение грамоте, письмо, математика, а позднее русский язык, литературное чтение.  Технология уровневой дифференциации Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, видно, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. У учителя появляется возможность помогать слабому ученику, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.  

    Исследовательские методы в обучении. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

   Всеми учителями начальной школы используется игровая технология.

    Обучаясь посредством игры, дети учатся не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровую деятельность можно использовать в следующих случаях: Для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»). В качестве  урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов», «Найди ошибку», «Поймай вопрос», «Топай – хлопай»,

       Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

      В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

      Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

       В развивающих играх,  в этом заключается  их главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения — от простого к сложному — с очень важным принципом творческой деятельности — самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

       Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Они самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами и появляются не имитационные игры.

       Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

       Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

    Я  провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

Анкета:

                  – Нравиться ли тебе играть на уроке?

                  – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

                  – Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

                  – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал:

                  – Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (23)

                  – Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна. (19)

                  – Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (23)

                  – Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (21)

     Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

   Портфолио ученика начальной школы - средство мотивации личностного развития.

         Что стоит за сухой отметкой, выставленной в дневнике? Можно ли разглядеть за ней личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал? Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

Идея портфеля (папки портфолио) индивидуальных учебных достижений учащихся становится все более популярной.

По целям различают портфолио как способ оценивания учебных достижений и так называемые предметные (или тематические), основная цель которых – позитивно влиять на процесс обучения. В первом случае обычно говорят о «папке достижений», в которую помещают уже готовые, выбранные и специально оформленные работы. Они отражают «образовательную биографию» и уровень достижений ученика. В предметном портфолио речь идет о документации работ школьника в рамках определенного предмета  и служит по преимуществу именно инструментом обучения.

По содержанию можно также выделить три основных типа портфолио:

1.      Портфолио документов

2.      Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений).

3.      Портфолио отзывов о достижениях ученика «включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов».

Портфолио может представлять собой специальную папку с файлами, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг и т.п. (предоставляется полный простор для инициативы учащихся). Единственное требование – удобство в хранении.

Индивидуальная папка личных достижений ученика начальной школы должна представлять собой интегрированный или комбинированный вариант существующих видов портфолио (отзывов, работ, документов).

 Учебный «портфолио» в начальной школе – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представления каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Выделяют три основные цели этой формы работы:

1) Показать все, на что способен ученик. Наличие такой формы работы позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры  в себя, в свои силы в самом начале пути – оценочная составляющая «портфолио»;

2) создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся – рефлексивная составляющая «портфолио»;

3) создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволили школьникам решать частные практические задачи, - «инструментальная»  составляющая «портфолио».

Общая цель такой работы в начальной школе – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.

«Портфолио» в начальной школе, прежде всего, должна носить обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность.

Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика  в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

 

Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:

►   Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

 

► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;

► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;

► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

 

Почему образовательная практика нуждается в современных технологиях?

Известно, что сфера образования как разновидность социальной практики ощущает влияние культуры, науки, экономики, политики и техники в ходе их развития. Особенно заметно влияние интегральных факторов, которые проявляют себя в виде таких тенденций, как:

глобализация

открытость

неопределенность

 

 В контексте образования глобализация проявляется в глобальной информатизации общества, в необходимости научить подрастающее поколение приобретать, сохранять и творчески применять в жизни любую информацию. Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий.

          Неопределенность постиндустриального информационного общества требует от современного человека готовности к быстрой смене жизни и деятельности, умения, стремления и желания повышать уровень своего образования и профессионализма. Поэтому так актуальны, становятся технологии самоорганизации и самопрезентации, развития критического и диагностического мышления.

       Портфолио – технология накопления и систематизации информации.

       По мнению ряда специалистов, портфолио может стать одним из способов формирования ключевой компетенции – «самоменеджмента» и объектом оценки владения. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в конечном итоге в переносе педагогического акцента с оценки на самооценку.

     


 

Работа по развитию инновационной компетентности педагогов

Работа по развитию инновационной компетентности педагогов

В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностно - ориентированный подход, который можно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых…

В педагогической деятельности по начальному обучению можно практиковать личностно - ориентированный подход, который можно реализовать через внедрение здоровьесберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно-коммуникативных, игровых…

Исследовательские методы в обучении

Исследовательские методы в обучении

Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Выделяют три основные цели этой формы работы: 1)

Выделяют три основные цели этой формы работы: 1)

Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий

Отсюда обостряется потребность в освоении и применении информационных технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2020