РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ И CAD ТЕХНОЛОГИЕЙ
Оценка 4.9

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ И CAD ТЕХНОЛОГИЕЙ

Оценка 4.9
Научные работы
docx
математика +2
Взрослым
21.05.2020
РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ И CAD ТЕХНОЛОГИЕЙ
Как известно, производство постоянно ставить свои требования перед системой образования по подготовке высококвалифицированных кадров, что требует также постоянной настройки содержания изучаемых предметов и процесса их преподавания. Актуален этот вопрос и для общетехнических дисциплин, которые являются фундаментом специальных дисциплин в современном контексте. Остро стоит этот вопрос в условиях автоматизированного производства, где специалисту приходится оперировать так же и геометрическими параметрами производимой продукции, что требует от них необходимых навыков в области геометрического моделирования и CAD технологий, которые у них иногда на недостаточном уровне.
juraev1.docx

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ И CAD ТЕХНОЛОГИЕЙ

Жураев Тожиддин Хайруллаевич, старший преподаватель

Киямов Шавкат Фазлитдинович, старший преподаватель

Бухарский инженерно-технологический институт (Узбекистан)

Постановка проблемы. Как известно, производство постоянно ставить свои требования перед системой образования по подготовке высококвалифицированных кадров, что требует также постоянной настройки содержания изучаемых предметов и процесса их преподавания. Актуален этот вопрос и для общетехнических дисциплин, которые являются фундаментом специальных дисциплин в современном контексте. Остро стоит этот вопрос в условиях автоматизированного производства, где специалисту приходится оперировать так же и геометрическими параметрами производимой продукции, что требует от них необходимых навыков в области геометрического моделирования и CAD технологий, которые у них иногда на недостаточном уровне.

Анализ состояния проблемы показывает что, в современном контексте подготовки инженерных кадров просматриваются проблемы связанные с процессом овладения студентами знаний и умений по предмету «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика», которые принципиально влияют на формирование вышесказанных навыков. Эту проблему, снижающую уровень специалиста, можно также объяснит сокращением отведенных часов на этот предмет, как отрицательный, и применением CAD технологий в процессе его преподавания, как положительный фактор.

Постановка решения. Оба вышеприведенных фактора, хотя и противоположны, требуют настроек в содержании предмета «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» перераспределением часов по тематике, в процессе преподавания применением модульной системы, а также уклоном к самостоятельной работе, что приведет к решению проблемы. Для этого целесообразно разработать модульную систему.

Основная часть. Хотя процесс преподавания предмета «Начертательная геометрия» имеет более чем двух вековую историю, за последнюю четверть века (с 90-х годов) кардинально изменился инструментарий этого предмета на основе CAD технологий, и его методы, применяемые на производстве, востребованные научно-техническим прогрессом. Для вникания в проблему рассмотрим процесс преподавания предмета с недалеких времен (с 90-х годов), например, «Начертательная геометрия» и «Машиностроительное черчение». Несмотря на неизменность классических методов «Начертательной геометрии», в нынешних условиях инженерной деятельности, казалось бы, они не применяются. Но это на первый взгляд, причиной тому передача рутинных функций предмета к системам геометрического моделирования – CAD системам. Поэтому важно сохранить связь теоретической базы предмета с прикладной функцией CAD системы, не обращение к которой приводит иногда будущих специалистов к вышесказанному заблуждению. Это будет создавать проблемы при решении задачи (приведенной в постановке проблемы) в инженерной деятельности на производстве, где конкуренция требует часто менять продукцию, связанную с конструктивными задачами. Только инженера с достаточной теоретической базой геометрических знаний, смогут решать эти задачи методами геометрического моделирования. При сокращении часов на предмет, оно коснется части «Машиностроительное черчение», что вынуждает максимально сжать информацию. При этом не достаточная оценка важности раздела иногда приводит к сокращению основного материала, что может привести роль «Машиностроительного черчения» технического ВУЗа до обычного школьного курса «Черчения». Для максимального пользования минимально отведенными часами, необходимо плодотворно применят CAD технологии, позволяющие параллельно вести курсы проекционного и машиностроительного черчений. Это тоже требует от студентов, владение навыками геометрического моделирования, так как совмещение примитивных геометрических тел проекционного черчения с деталями машин позволит перейти от абстрактного мышления к реальному мышлению. Рассмотрим традиционное тематическое распределение занятий по часам в учебной программе «Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика» для специальности «Машиностроение» (Таб.1).

Таблица 1.

№ темы и занятия

Название тем

Отведенные часы

Итого

Теорет. занятия

Практ. занятия

Самост. занятия

«Начертательная геометрия, инженерная и компьютерная графика».

180

54

54

72

1 – семестр. “Начертательная геометрия и черчение”.

120

36

36

48

1.               

Цели и задачи предмета. Методы проецирования. Точка, прямая и плоскость.

12

4

4

4

2.               

Позиционные задачи.

14

4

4

6

3.               

Метрические задачи.

14

4

4

6

4.               

Методы преобразования эпюра.

12

4

4

4

5.               

Многогранники. Классификация поверхностей.

14

4

4

6

6.               

Конструкторская документация. Стандарты. Геометрия элементов детали.

12

4

4

4

7.               

Изображения, надписи, обозначеия. Аксонометрические проекции деталей.

14

4

4

6

8.               

Изображение элементов детали. Резьбы. Детали соединения и их элементы.

14

4

4

6

9.               

Рабочие чертежа и эскизы деталей. Изображение сборочных единиц. Схемы.   

14

4

4

6

2- семестр. “Компьютерная графика”.

60

18

18

24

10.           

Графические редакторы и их применение. Понятие САПР.

6

2

2

2

11.           

Графический редактор САПР AutoCAD. Рабочий стол AutoCAD.

8

2

2

4

12.           

Работа с объектами в системе AutoCAD.

12

4

4

4

13.           

Работа со слоями.

6

2

2

2

14.           

2D моделирование.

12

4

4

4

15.           

Работа с размерами объекта. Работа с блоками.

16

4

4

8

Из Таблицы 1. видно, что распределение часов по темам, по типам занятий и по семестрам удовлетворяло изучение предмета до недавних времен (до 90-х гг.), и стало примитивной в современном контексте подготовки специалистов (сокращение часов, внедрение CAD технологий и требования производства). Поэтому целесообразно разработать модульную систему обучения, где распределение идет с учетом междисциплинарных связей и объемом получаемых знаний и формируемых умений и навыков по каждой теме (Таб.2).

Таблица 2.

№ темы

Название темы

№ занятия

Отведенные часы

Итого

Теорет. занятия

Практ. занятия

Самост. занятия

“Инженерная графика” (5 кредитов).

180

54

54

72

1-семестр. Част-I. “Начертательная геометрия” (3 кредита).

108

36

36

36

1-модуль. Основы инженерной графики (1 кредит).

36

12

12

12

1

Цели и задачи курса. Стандарты ЕСКД. Методы проецирования.

1

6

2

2

2

2

Ортогональные проекции точек, прямой и плоскости.

2

24

8

8

8

3

Графические редакторы. Понятие САПР. CAD системы.

9

6

2

2

2

2-модуль. Основы геометрического моделирования (1 кредит).

36

12

12

12

4

Позиционные задачи.

3

10

4

4

2

5

Метрические задачи.

4

10

4

4

2

6

Конструктивные задачи.

8

16

4

4

8

3-модуль. Основы формообразования (1 кредит).

36

12

12

12

7

Граненые поверхности.

5

12

4

4

4

8

Образование кривых поверхностей.

6

12

6

4

2

9

Пересечение поверхностей.

7

12

2

4

6

2-семестр. Част-II. “Инженерная и компьютерная графика” (2 кредита).

72

18

18

36

4-модуль. Основы компьютерного проектирования (1 кредит).

36

8

10

18

10

Рабочий стол CAD системы. Работа с объектами в CAD системе.

10

12

2

2

8

11

2D моделирование. Работа со слоями, размерами и блоками.

11

12

2

4

6

12

3D моделирование.

14

12

4

4

4

5-модуль. Основы машиностроительного черчения (1 кредит).

36

10

8

18

13

Изображения, виды, разрезы, и аксонометрические проекции деталей.

12

12

2

4

6

14

Разъемные и не разъемные соединения и их элементы.

13

8

4

2

2

15

Чертеж общего вида. Деталировка. Эскизы. Сборочные чертежы. Схемы.

15

16

4

2

10

 

Выводы. Разрабатываемая модульная система, позволит решать рассматриваемую проблему, т.е. формировать у будущих специалистов навыки в области геометрического моделирования и CAD технологий, а также оценит их по стандарту ECTS –European Credit Transfer System, для интеграции высшего образования в Болонский процесс.

Библиографический список

1.     Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем. М.: Бюро Юнеско в Москве, ТЕИС, 2007.

2.     Авлякулов Н.Х. Модульная система обучения. Тексты лекций. БухТИПиЛП, Бухара, 2000. 48 с.

3.     Жураев Т.Х., Наимов С.Т. Исследовательский подход в самостоятельной работе студентов. Материалы XVI Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке». 13 - 14 февраля 2009 г., СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2009. 527 с.

4.     Жураев Т.Х. Тексты лекций по предмету «Начертательная геометрия и инженерная графика. Раздел: Машиностроительное черчение» на основе модульного обучения. БИТИ, Бухара, 2015. 36 с.

5.     Жураев Т.Х. Developing of students’ creativity by module “Surfacing using CAD technologies”. Выпускной проект. Центр переподготовки Главного НМЦ МВ и ССО РУз при ТашГПУ, Ташкент, 2015.


 

6.    

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ

РАЗРАБОТКА МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ «ИНЖЕНЕРНОЙ

CAD системам. Поэтому важно сохранить связь теоретической базы предмета с прикладной функцией

CAD системам. Поэтому важно сохранить связь теоретической базы предмета с прикладной функцией

Из Таблицы 1 . видно, что распределение часов по темам, по типам занятий и по семестрам удовлетворял о изучение предмета до недавних времен (до 90-х…

Из Таблицы 1 . видно, что распределение часов по темам, по типам занятий и по семестрам удовлетворял о изучение предмета до недавних времен (до 90-х…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020