Понятие нотной грамоты
Оценка 4.8

Понятие нотной грамоты

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
преподавание
Взрослым
05.05.2021
Понятие нотной грамоты
Общая характеристика данного вида деятельности
Нотная грамота.docx

Понятие нотной грамоты

Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам Европы и Америки. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Общая характеристика данного вида деятельности

Отображение каждого музыкального звука в нотной грамоте

ЗВУКОВЫСОТНОСТЬ

Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высокихзвуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

звукоряд, октавы

Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом). Линейки принято нумеровать снизу вверх:
нотоносец
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
низкие и высокие ноты
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
ноты первой октавы
О способах быстрого запоминания всех нот читайте в статье «Как быстро и легко выучить ноты», выполните предлагаемые там практические упражнения и вы не заметите, как проблема отпадёт сама собой.

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Посмотрите на рисунок, вы увидите графическое изображение разных по длительности нот и их названия:
длительности нот
Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности. И вы уже поняли, что каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
длительности нот

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
размеры
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
дробление в размерах
ГРОМКОСТЬ

На то, как сыграть тот или иной мотив – громко или тихо, также указано в нотах. Тут всё просто. Вот, какие значки вы будете встречать:
громкость звуков
ТЕМБР

Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается. Однако, как правило, в нотах есть разные указания по этому поводу. Самое простое – название инструмента или голоса, для которого предназначено данное сочинение. Самое сложное связано с техникой игры (например, включение и выключение педалей на рояле) или с приёмами извлечения звука (например, флажолеты на скрипке).

Роль и место знаний о музыке в музыкальном воспитании учащихся начальной школы

Изучение искусства призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки в жизни.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

·        Формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;

·        Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордость за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважение к истории, традициям, музыкальной культуры разных народов;

·        Развитие восприятия музыки, интереса к музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

·        Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социальногоразвития. Это позволяет реализовать содержания обучения  в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которой предоставляются младшему школьнику.

Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых организаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и  профессиональному  музыкальному творчеству – направлено на формирование  целостной художественной  картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует  познавательному  и социальному развитию растущего  человека.

Личностными результатами изучения музыки являются:

ü наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

ü реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

ü позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

Ø развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

Ø ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и д. р.;

Ø продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

Ø наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Ø овладение способностью к реализации  собственных  творческих замыслов через понимание  целей;  выбор способов решения проблем поискового характера;

Ø применение знаково-символических  и речевых средств,   для  решения  коммуникативных и познавательных   задач;

Ø готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

Ø планирование,  контроль и оценка собственных  учебных действий, понимание их успешности или причин неудач, умение корректировать свои действия;

Ø участие в совместной деятельности на основе  сотрудничества, поиска  компромиссов,  распределение функций и ролей:

Ø уметь воспринимать окружающий мир во всем его  природном, культурном, социальном и художественном  многообразии.

К   предметным результатам  относятся:

v развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой  деятельности;

v развитое художественное восприятие,  умение оценивать  произведения музыкального искусства, размышлять о музыке как способе  выражения  духовных переживаний  человека;

v общее понятие  о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном  развитии,  знание основных закономерностей музыкального искусства;

v представление о художественной  картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко-культурной,  этнической, региональной самобытности музыкального искусства;

v использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания  музыки в различных видах  музыкальной и учебно-творческой  деятельности;

v готовность  применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации  различных проектов во внеурочной и внешкольной деятельности;

v устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

v общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

v элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

v участие в создании театрализованных и музыкальных  пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций,  участие в театральных спектаклях, конкурсах, фестивалях и др.

Виды сольмизации

Существует два вида сольмизации, которые предполагают направленность на определенный круг задач и развитие определенных навыков. Несмотря на то, что существуют сторонники и противники каждого вида, едва ли найдутся люди, придерживающиеся только одного из них.

Относительная сольмизация – пение слогами, обозначающими ступени, то есть положение звука в звукоряде. Этот вид сольмизации также называют релятивным, а англоязычных странах – «подвижное до» (movable do). Он помогает развитию ладового чувства, интервального слуха, дает возможность пения без знания нот. Релятивное сольфеджирование зарекомендовало себя как эффективная начальная ступень музыкального образования у детей. Все древнейшие системы сольмизации были относительными: пентатоническая в Китае, семиступенные саргамы в Индии, тетрахордовая в античной Греции, гексахордовая в средневековой Европе и т.д. На сегодняшний день относительная сольмизация распространена в странах германской группы языков, странах Содружества, США, Японии и Китае.

Абсолютная сольмизация – пение слогами, обозначающими ноты, то есть абсолютную высоту звука. Такая сольмизация иначе называется натуральным сольфеджированием, поскольку при этом не учитываются знаки альтерации, а также «фиксированное до» (fixed do) в англоязычной традиции. Абсолютный вид сольфеджирования направлен на практическое освоение музыкальных произведений, без которого невозможны занятия на музыкальном инструменте, способствующие развитию музыкального слуха. Абсолютная сольмизация превалирует в странах романской и славянской групп языков, в том числе странах СНГ, Монголии, Иране, Турции, Ливане, Израиле и на Тайване.

Учитывая плюсы и минусы каждой из систем, наблюдается тенденция к объединению этих подходов. Чаще всего это заключается в постепенном переходе от относительной к абсолютной сольмизации в процессе обучения, а кроме того большого количества авторских методик.

Стоит добавить, что в музыкальной педагогике часто употребляется такой термин как ритмическая сольмизация – чтение условными слогами музыкально-ритмических групп и элементов без интонирования. С исторической точки зрения такое употребление термина сольмизации не совсем верно, однако широко используется. Ритмическая сольмизация фокусируется на развитии ритмического мышления и восприятия, как основы мышления и восприятия музыкального.

 

 

 

 


 

Понятие нотной грамоты Что входит в понятие нотной грамоты?

Понятие нотной грамоты Что входит в понятие нотной грамоты?

Сами ноты обозначаются головками овальной формы

Сами ноты обозначаются головками овальной формы

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности

Конечно, в музыке используются и более мелкие длительности

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число…

Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число…

ТЕМБР Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается

ТЕМБР Тембр звуков – это область, которая нотной грамотой для начинающих почти совсем не затрагивается

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к

К предметным результатам относятся: v развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой деятельности; v развитое художественное восприятие, умение…

К предметным результатам относятся: v развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальному искусству и различным его видам в музыкально-творческой деятельности; v развитое художественное восприятие, умение…

Виды сольмизации Существует два вида сольмизации, которые предполагают направленность на определенный круг задач и развитие определенных навыков

Виды сольмизации Существует два вида сольмизации, которые предполагают направленность на определенный круг задач и развитие определенных навыков

Учитывая плюсы и минусы каждой из систем, наблюдается тенденция к объединению этих подходов

Учитывая плюсы и минусы каждой из систем, наблюдается тенденция к объединению этих подходов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021