Теоретическое обоснование использования кейсового метода в обучении иностранному языку
( на примере зарубежной и отечественной методики)
В связи со стремительным развитием образования осуществляется поиск новых эффективных методов обучения. Появляется необходимость в совершенствовании процесса обучения. Специалисты обращаются к интенсивным методам, один из которых, кейс-метод, находит широкое применение в системе современного образования. Вслед за Г.А. Китайгородской, мы понимаем под интенсивным методом особым образом организованное обучающее общение, в ходе которого происходит ускоренное познавательное обогащение и активное развитие личности через систему управляемых групповых взаимодействий[22. – с.10]. Метод кейсов является одним из интенсивных методов и представляет собой активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе учащихся обсуждения задания, представляющего собой описание ситуации с явной или скрытой проблемой. Однако внедрение метода кейсов в процесс обучения иноязычному говорению является противоречивым вопросом. С одной стороны – это потребность современной системы образования в новых методах обучения, с другой – приверженность педагогов к традиционной методике преподавания.
В переводе с английского Case означает:
- портфель, чемодан, сумка, папка;
- ситуация, случай, казус, в ряде случаев - их сочетание[9].
Суть метода кейсов заключается в том, что учащимся предлагают реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим при решении данной проблемы. Особенностью кейс-метода является его образовательная открытость с одной стороны и замкнутость, жесткость в результативности обучения с другой. Грамотно созданный «кейс» порождает дискуссию, обращая студентов к реальным фактам, позволяет смоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике [27. – с. 67].
Цели кейс-метода заключаются в:
· активизации студентов;
· повышении мотивации к обучению;
· обучении навыкам анализа ситуаций и нахождении оптимального
количества решений;
· отработке навыков работы с информацией, в том числе умения воспользоваться дополнительной информацией с целью решения задачи;
· моделировании решений в соответствии с заданием, применении различных подходов к разработке планов действий, ориентированных на конечный результат;
· принятии правильного решения на основе группового анализа ситуации;
· приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме;
· отстаивании своей точки зрения;
· выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки[33. – c. 54].
Впервые метод кейсов был применен в Гарвардской школе права в 1870 году. Именно Гарвардская юридическая школа считается основоположником кейс-метода. В 1910 году доктором Коуплендом – одним из преподавателей Гарвардской школы в качестве дополнения к лекциям были введены студенческие обсуждения. В период с 1909 по 1919 год применение метода активно практиковалось в бизнес-школе. В первую программу под названием «Master» of Business Administration» («Магистр делового администрирования») был включен обязательный курс – метод ситуационного анализа «Искусство ведения бизнеса». Курс посещали владельцы собственного бизнеса с целью представления и обсуждения проблемы из их собственной практики. В течение двух дней каждый студент сдавал письменный отчет, содержащий аналитический разбор проблемы и рекомендуемое решение, после чего бизнесмен обсуждал свой отчет с группой.
В 1921 году доктор Коупленд опубликовал первый учебник по написанию ситуационных упражнений. В дальнейшем был осуществлен перевод системы обучения менеджменту на кейс-стади. В последующие годы метод стал широко использоваться в большинстве учебных бизнес-программ не только в США, но и по всему миру.
В настоящее время существуют две классические школы кейс-стади - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках Гарвардской школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения. Манчестерская, напротив, предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объёму: около 20-25 страниц текста и 8-10 страниц иллюстраций. Европейские кейсы, как правило, в 1,5-2 раза короче [26. – c.164].
Ведущей компанией сбору и распространению кейсов является The Case Clearing House of Great Britain and Ireland, созданная в 1973 году по инициативе 22 высших учебных заведений. С 1991 года он переименован в European Case Clearing House (ECCH). ECCH – это некоммерческая организация, связанная с компаниями, предоставляющими и использующими кейсы в различных странах мира. Сегодня в состав ECCH входит около 340 организаций, среди которых The Harvard Business School Publishing, Институт развития менеджмента (IMB) в Лозанне, в Швейцарии, INSEAD, в Фонтенбло во Франции, IESE в Испании, Лондонская бизнес-школа в Англии, а также Школа менеджмента в Кранфилде. У каждой организации своя коллекция кейсов, право на распространение которых, имеет ECCH [32. – c.34].
Л. Б. Барнс дает развернутое определение метода кейсов «кейс стади - это метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем, работа с информацией и осмысление значения деталей, описанных в ситуации, анализ и синтез информации и аргументов, работа с предположениями и заключениями, оценка альтернатив, формирование навыков групповой работы» [4. – c. 413].
Кейс-метод – технология обучения, использующая описание реальных социальных, педагогических и других ситуаций. Это своего рода деловая игра, объединяющая в себе как профессиональную, так и игровую деятельность [31. – c. 43].
В основу работы по кейс-методу положен опыт работы преподавателя Гарвардской школы бизнеса (США) Роберта Мери, а также его последователей. М. Мюнтером, Дж. Эрскином и М. Линдерсом была разработана технология написания кейсов[1. – c.305].
Международные компании оказывают большой вклад в развитие практики решения бизнес-кейсов как образовательного процесса. Многие современные компании используют метод кейсов в собеседованиях при приёме на работу. Такой способ позволяет на ранней стадии выявить у кандидатов способность к анализу и синтезу, умение чётко формулировать и излагать свои мысли. В качестве отбора часто используется корпоративный кейс-чемпионат. Всемирно известная компания Microsoft проводит ежегодный Microsoft Case Competition, объединяющий лучшие студенческие команды.
В Украине метод кейсов был представлен в институте государственного управления и местного самоуправления при Кабинете Министров Украины специалистами Школы государственного управления имени Дж. Кеннеди Гарвардского университета в 1992 году. В 1995-1996 году команда российских, канадских и украинских специалистов начала использовать интерактивные методы обучения в рамках курса «Государственное управление». Результаты оказались положительными. При поддержке Демократического Фонда Посольства США центром инноваций и развития было опубликовано два методических пособия «Как преподавать ситуационные упражнения» и «Кейс-метод: из опыта преподавания в украинской бизнес-школе». В 2000-м году был снят учебный фильм «Ситуационный метод преподавания: путь к профессиональному развитию успешных менеджеров». Более 150 специалистов приняли участие во Всеукраинском конкурсе по написанию ситуационных упражнений. Лучшие упражнения широко используются в вузах Украины [39. – c. 235].
В нашей стране метод кейсов был известен преподавателям экономических дисциплин уже в 20-е годы. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей по экономическим дисциплинам в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов обучения, в том числе метод проектов или метод казусов. С октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с методом казусов в одном из американских экономических журналов (Harvard Business Review) – органе Гарвардского университета.
Уже в 70-80 годы метод кейсов начал широко использоваться в СССР. Метод использовался в экономических вузах, как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение данного метода внесли Г.А.Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д.Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт, Ю.П. Сурмин и другие. Тем не менее, использование кейсового метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. Использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но давление идеологии, доминирование преподавания истории КПСС, которые предполагали однозначность решений, постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.
Реформирование экономики в 90-е годы обусловило спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуации неопределенности, умеющих анализировать и принимать решения. Обновление преподаваемых дисциплин в российских вузах повлекло за собой расширение числа интерактивных методов. В этот период кейс-метод находит широкое применение в системах общего и профессионального образования: в медицине, юриспруденции, политологии и т.д.
История метода кейсов в России связана с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Обучение большого числа специалистов методу кейс-стади было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.
В начале 2000-х годов в московских вузах были созданы первые студенческие кейс-клубы: с 2004 года начинает функционировать Кейс-клуб «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2006 году начинает работать A-club при МГИМО, ещё через год создаётся кейс-клуб Progress в РУДН. В 2007 году был впервые проведен чемпионат кейсов Mind Wrestling. Проведение чемпионата было настолько успешным, что в последующие годы спонсорами чемпионата становятся около 30 международных компаний, а в чемпионате принимают участие 3500 студентов из 15 городов России. С 2011 года компания Future Today разыгрывает Кубок кейсов Future Today. С 2012 года Кубок разыгрывается на федеральном уровне, а количество участников достигает 4210 человек.
В настоящее время метод широко используется в обучении экономике, управлению, бизнес-образовании, а также как исследовательский метод. Примером может служить реализация исследовательской программы в 2003 году в Томске «Исследование феноменов и тенденций перехода к Открытому образовательному пространству», в рамках которой метод кейс стадии был использован как исследовательский метод. Первый этап реализации программы завершился выходом сборника кейсов «Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стади» под редакцией Г.Н. Прозументовой [32.–c.56].
А. Земскова характеризует кейс-метод как практический метод организации учебного процесса, метод дискуссии с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также метод лабораторно-практического контроля и самоконтроля. Автор отмечает, что кейс-метод является многоструктурным методом, так как включает в себя моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы [19.- c. 31].
А.М. Деркач под методом кейсов подразумевает «активный метод обучения, основанный на организации преподавателем в группе студентов обсуждения задания, представляющего собой описание ситуации с явной или скрытой проблемой»[12. – c. 44].
А. Долгоруков видит цель метода кейсов в том, чтобы совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию - кейс, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение, после чего происходит оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы[14. – c.44].
О.Г. Смолянинова утверждает, что метод кейсов «позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации» [38. – c. 103].
Тем не менее, внедрение кейсового метода в практику образования обусловлено двумя тенденциями:
· общая направленность развития образования, которое ориентировано в большей мере на получение конкретных знаний, чем на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, умение работать с информацией;
· особые требования к специалисту, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, а так же системностью и эффективностью действий в условиях кризиса[38. – c.130].
Под кейсом мы подразумеваем интенсивный метод обучения, основанный на организации учителем дискуссии, направленной на обсуждение проблемной ситуации.
При достаточно быстром распространении метода в образовании возникают и определённые трудности. Основная причина в поверхностном отношении преподавателей к методологической основе метода. Часто под применением метода кейс-стади подразумевается включение в учебный процесс «псевдо» ситуаций, так называемых «примеров из жизни», а образовательная дискуссия заменяется разговором «про жизнь». Кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Тем не менее, происходит активное внедрение данного метода в систему современного образования. В целом кейс метод является весьма эффективным средством организации обучения, но его не следует считать универсальным для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.
Список используемой литературы
1.Erskine, J.A. Learning with cases [Text] / J. A. Erskine, M.R. Leenders, L.A. Mauffette-Leenders. - Canada, 1981. – 305 с.
2.Барнс, Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций [Текст] / Л.Б.Барнс, Р.К. Кристенсен, Э.Дж.Хансен. - М., 2000. – 502 с.
3.Википедия – свободная энциклопедии [Электронный ресурс] / - Режим доступа http// http://wikipedia.org/wiki/.
4.Деркач, А.М. Кейс метод в обучении органической химии: составление и использование заданий. [Текст] / А.М. Деркач. – М., 2010. – 223 с.
5.Долгоруков, А.М. Сase study как способ понимания. [Текст] /А.М. Долгоруков. - М., 2002. – 144 с.
6.Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе [Текст] / А.С. Земскова. – М.,2008. –216 с.
7., Г. А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика [Текст] /Г. А. Китайгородская. – М.,2009. - 205 с.
8.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия [Текст] / Е.И. Михайлова . – М.,1999. – 137 с.
9.Михайлова, Е.А. Кейс и кейс – метод: процесс написания кейса. [Текст] / Е.А. Михайлова. – М.,1999. – 189 с.
10.Полат, Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. [Текст] / Е.С. Полат. - М., 2001,- 272 с.
11.Прозументова, Г.Н. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии [Текст] / Г.Н. Прозументова. – Томск, 2003. – 256 с.
12.Прозументова, Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Феноменология образовательных инноваций [Текст]: монография / Г.Н. Прозументова. - Томск,2005.-196 с.
13.Смолянинова, О.Г. Информационные технологии и методика Сasestudy в профессиональном обучении студентов педагогического вуза [Текст] / О.Г.Смолянинова.- Красноярск, 2000.- 34 с.
14.Сурмин, Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода. [Текст] / Ю. П. Сурмин. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.