Информационная справка педагога-психолога
Результаты школьной адаптации учащихся 1-х класов
2016 учебный год. (Второй этап).
Срок: ноябрь - январь.
Цель: посмотреть и сравнить какие произошли изменения на втором этапе адаптационного периода.
Количество обследованных: 35 человек
Использовались следующие методики: Проективная методика «Что мне нравиться в школе?», Методика "Изучение саморегуляции", Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)
1. Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики «Что мне нравиться в школе?» 1 «А» класса (18 человек)
ЦЕЛЬ: методика выявляет отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.
Диаграмма 1
Учебная ситуация – (4 человека) Савинов Кирилл, Муцольгов Мустафа, Скокова Вероника, Лялин Сергей.
Таким детям свойственна высокая школьная мотивация и учебная активность, наличие у них познавательных учебных мотивов.
Ситуация неучебного характера – (8 человек) Кириллов Данил, Кицану Филипп, Муталиев Микаил, Муцольгов Ибрагим, Сизов Игорь, Сизова Василиса, Тумгоева Хади, Хаддад Гхена.
Таким детям свойственна положительное отношение к школе, но большей направленность на внешние школьные атрибуты.
Игровая ситуация – ( 4 человека) Булгачиев Аслан, Носихин Андрей, Пьянзина Ульяна, Талеева Анастасия.
Таким детям свойственна положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой ситуации.
И 2 человека (11,1%) из класса- Гулёмина Дарина и Осипов Ярослав не поняли поставленной задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
Диаграмма 2 «Динамика мотивов первого и второго периода адаптации»
Из диаграммы видно, что произошло снижение учебной ситуации на 16,7%, а ситуация не учебного характера повысилась на 16,6%.
Это может быть:
1. недостаточная самостоятельность мышления, потребность в постоянной опоре на подсказку
2. малая осознанность интеллектуальной деятельности, стремление работать методом «проб и ошибок», совершая обобщение в образной форме с опорой на образец;
3. недостаточная гибкость интеллекта, трудность перестройки при переходе на новые условия, стремление к использованию знакомых способов и действий, приверженность к деятельности без планирования и контроля своих действий;
Результаты исследования, полученные в ходе проведения проективной методики «Что мне нравиться в школе?» 1 «Б» класса (17 человек)
Диаграмма 1
Учебная ситуация – (6 человек ) Золотарёв Ярослав, Чудов Богдан, Дзгоева Александра, Хамдуш Лара, Безруков Никита, Коптяков Иван, .
Таким детям свойственна высокая школьная мотивация и учебная активность, наличие у них познавательных учебных мотивов.
Ситуация неучебного характера – (5 человек) Дмитрова Анисья, Соколова Анна, Пугоев Ислам, Борисов Максим, Гагиев Джабраил.
Таким детям свойственна положительное отношение к школе, но большей направленность на внешние школьные атрибуты.
Игровая ситуация – ( 5 человек ) Кодзоев Магомед – Тагир, Девяткин Глеб, Лощакова Василиса, Козлова Вероника, Савельев Артём.
Таким детям свойственна положительное отношение к школе, но с преобладанием игровой ситуации.
И 1 человек (5,8%) из класса- Торшхоева Милана не поняла поставленной задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
Диаграмма 2 «Динамика мотивов первого и второго периода адаптации»
Из диаграммы видно, что произошло повышение учебной ситуации на 5,9%, а ситуация не учебного характера снизилась на 6%.
Диаграмма 3 «Результаты 1А и 1 Б класса»
Из выше перечисленного можно сделать следующие выводы у 65,7 % обучающихся преобладает высокая школьная мотивация и учебная активность с наличием познавательных, учебных мотивов. У 34,3 % обучающихся ситуация не учебного характера.
2. Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)»
1 «А» класса (18 человек)
Цель: Изучение эмоционального и функционального состояния учащихся.
Диаграмма 2 «Динамика тревожности первого и второго периода адаптации»
Так же в этой методике мы рассматривали следующие эмоциональные и функциональные состояния: утомление, напряжение, стресс
Диаграмма 2
Таблица 1
|
тревога |
утомление |
напряжение |
стресс |
1. Булгачёв Аслан |
- |
- |
- |
низкий |
2. Гулемина Дарина |
- |
- |
- |
- |
3. Кириллов Данил |
- |
- |
- |
низкий |
4. Кицану Филипп |
средний |
низкий |
- |
- |
5. Лялин Сергей |
низкий |
низкий |
низкий |
- |
6. Муталиев Микаил |
- |
низкий |
низкий |
низкий |
7. Муцольгов Ибрагим |
- |
- |
- |
низкий |
8. Муцольгов Мустафа |
- |
средний |
- |
низкий |
9. Носихин Андрей |
средний |
- |
средний |
низкий |
10. Пьянзина Ульяна |
низкий |
- |
- |
- |
11. Осин Ярослав |
- |
- |
- |
низкий |
12. Сизов Игорь |
низкий |
- |
- |
- |
13. Сизова Василиса |
- |
- |
низкий |
- |
14. Савинов Кирилл |
средний |
- |
- |
- |
15. Скокова Вероника |
низкий |
- |
низкий |
- |
16. Талеева Анастасия |
- |
- |
- |
- |
17. Тумгоева Хади |
- |
средний |
- |
низкий |
18. Хаддад Гхена
|
- |
- |
- |
высокий |
У Хаддад Гхены высокий уровень стресса.
Психологический стресс – это состояние, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Психологический стресс может оказывать как положительное мобилизирующее, так и отрицательное влияние на учебную мотивацию и деятельность.
У остальных обучающихся эмоциональное состояние в норме. Обучающийся может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Восьмицветовой тест М.Люшера (модификация Вольнефера)»
1 «Б» класса (15 человек)
Диаграмма 2 «Динамика тревожности первого и второго периода адаптации»
Так же в этой методике мы рассматривали следующие эмоциональные состояния: утомление, напряжение, стресс.
Диаграмма 2
Таблица 2
|
тревога |
утомление |
напряжение |
стресс |
1. Безруков Никита |
высокий |
- |
низкий |
|
2. Борисов Максим |
низкий |
- |
средний |
средний |
3. Гагиев Джабраил |
низкий |
низкий |
средний |
- |
4. Девяткин Глеб |
|
|
|
|
5. Дзгоева Александра |
- |
- |
- |
- |
6. Дмитрова Анисья |
- |
- |
- |
- |
7. Золотарёв Ярослав |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
8. Кодзоев Магомед - Тагир |
- |
низкий |
- |
низкий |
9. Козлова Вероника |
- |
низкий |
- |
- |
10. Коптяков Иван |
средний |
низкий |
средний |
- |
11. Лощакова Василиса |
- |
- |
- |
- |
12. Пугоев Ислам |
- |
средний |
средний |
средний |
13. Соколова Анна
|
- |
- |
средний |
- |
14. Торшхоева Милана |
- |
низкий |
- |
низкий |
15. Хамдуш Лара |
средний |
- |
- |
низкий |
16. Чудов Богдан |
- |
- |
- |
- |
17. Савельев Артём |
- |
высокий |
низкий |
низкий |
У Безрукова Никиты высокий уровень тревоги это свидетельствует о том, что мальчик склонен к переживанию беспредметного страха, возникает это состояние в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.
У Савельева Артёма высокий уровень утомления это свидетельствует о трудностях адаптации, дети в такой ситуации требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психолога.
Обратить внимание на Золотарёва Ярослава. У мальчика присутствуют все эмоциональные и функциональные состояния – это свидетельствует о трудностях адаптации, дети в такой ситуации требуют повышенного внимания со стороны педагогов и психолога.
У остальных обучающихся эмоциональное состояние в норме. Обучающийся может радоваться, печалиться, поводов для беспокойства нет, адаптация протекает в целом нормально.
3. Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова, 1994)
1 «А» класса (18 человек)
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Диаграмма 3
Таблица 3
|
уровни |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|
1. Булгачёв Аслан |
|
|
|
|
+ |
2. Гулемина Дарина |
|
|
+ |
|
|
3. Кириллов Данил |
|
|
|
+ |
|
4. Кицану Филипп |
+ |
|
|
|
|
5. Лялин Сергей |
|
+ |
|
|
|
6. Муталиев Микаил |
|
|
|
+ |
|
7. Муцольгов Ибрагим |
|
|
|
+ |
|
8. Муцольгов Мустафа |
|
+ |
|
|
|
9. Носихин Андрей |
+ |
|
|
|
|
10. Пьянзина Ульяна |
|
|
|
+ |
|
11. Осин Ярослав |
|
|
|
|
+ |
12. Сизов Игорь |
|
+ |
|
|
|
13. Сизова Василиса |
+ |
|
|
|
|
14. Савинов Кирилл |
+ |
|
|
|
|
15. Скокова Вероника |
|
|
|
+ |
|
16. Талеева Анастасия |
|
|
+ |
|
|
17. Тумгоева Хади |
|
|
|
|
+ |
18. Хаддад Гхена
|
|
|
|
|
+ |
Результаты исследования, полученные в ходе проведения методики «Изучение саморегуляции» (У. В. Ульенкова, 1994)
1 «Б» класса (17 человек)
Диаграмма 3
Таблица 3
|
уровни |
||||
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Ниже среднего |
Низкий |
|
1. Безруков Никита |
+ |
|
|
|
|
2. Борисов Максим |
|
|
+ |
|
|
3. Гагиев Джабраил |
|
|
|
+ |
|
4. Девяткин Глеб |
|
|
+ |
|
|
5. Дзгоева Александра |
|
+ |
|
|
|
6. Дмитрова Анисья |
|
|
|
+ |
|
7. Золотарёв Ярослав |
|
|
+ |
|
|
8. Кодзоев Магомед – Тагир |
|
|
|
|
|
9. Козлова Вероника |
|
|
|
+ |
|
10. Коптяков Иван |
|
|
|
+ |
|
11. Лощакова Василиса |
+ |
|
|
|
|
12. Пугоев Ислам |
|
+ |
|
|
|
13. Соколова Анна
|
|
|
|
+ |
|
14. Торшхоева Милана |
|
|
|
|
+ |
15. Хамдуш Лара |
+ |
|
|
|
|
16. Чудов Богдан |
|
+ |
|
|
|
17. Савельев Артём |
|
+ |
|
|
|
Обучающимся с высоким уровнем и выше среднего ориентируются на заданную систему требований, могут сознательно контролировать свои действия. Высокие показатели объема и концентрации внимания. Осознают правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено.
Рекомендации: поддержка и развитие сформированного уровня контроля и уровня оценки
Обучающимся с средним уровнем и ниже среднего ориентируются на систему требований недостаточно, что обусловлено средним уровнем развития произвольности. Средние показатели объема и концентрации внимания. Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.
Рекомендации: включить в урок упражнения на развитие объема и концентрации внимания.
Дети с низким уровнем регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым. Низкий уровень развития произвольного внимания. Не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.
Рекомендации:коррекционные занятия, обучение методу речевого самоконтроля, включить в урок упражнения, развивающие внимание.
Выводы: По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о достаточной адаптированности учащихся первых классов к обучению в школе. У большинства детей преобладает хорошая школьная мотивация. Эмоциональное состояние подавляющего числа детей находится в норме. На основании проведенного исследования выделена группа педагогического риска - Осин Ярослав, Тумгоева Хади, Гулёмина Дарина, Торшхоева Милана.
В целом обучающиеся показали хорошие результаты, позволяющие прогнозировать успешное овладение ими учебной программы.
Рекомендации:
Обеспечить оптимальный процесс физиологической адаптации, т.е. помнить, что длительное напряжение, утомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья, т.е.
· обеспечить своевременную смену видов деятельности;
· не давать задания, требующие длительного сосредоточения взгляда на одном предмете, монотонных движений;
· отводить большее место практическим действиям с предметами, работе с наглядностью.
Главное помнить
· Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
· Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить;
· Если ребёнку удаётся достичь желаемого – он учится надежде;
· Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь!
И пусть удача сопутствует Вам, уважаемые коллеги! В вашем искреннем стремлении пробудить и развить дар в ребенке, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.