ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА: ЗА И ПРОТИВ
Оценка 4.6

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА: ЗА И ПРОТИВ

Оценка 4.6
docx
12.01.2021
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА: ЗА И ПРОТИВ
икт технология.docx

информационно-коммуникационные технологии в работе учителя-логопеда: за и против

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, в содержании технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с нарушениями речи являются их большие возможности в разнообразии предоставляемого учебного материала.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу учителя-логопеда является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы Power Point. 

Целью разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ и в результате формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности.

Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.

 Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.


           Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном

          Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.   

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания.

Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей-визуалов. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен. Звуковые сигналы активизируют внимание всех детей и дают хорошие результаты при работе с аудиалами. Так как в подгруппе, как правило, присутствуют дети-кинестетики, отличным стимулом является возможность самим действовать мышью. Схематичное изображение правильной артикуляции может быть помещено на каждый слайд.

Положительно оценивается логопедами-практиками такая готовая программная продукция, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142», а также серия интерактивных  игр фирмы «Мерсибо».

Программы позволяют эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых на рушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые персонажи делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 

   Также в работе я использую обучающие компьютерные игры с озорной Бабой-Ягой компании «МедиаХауз», в основе которых методика опережающего обучения.

Игра «Баба-Яга учиться читать» - предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.

Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома.

Считается, что мы с Вами, как современные люди, живём в информационном обществе и ощущаем влияние ИКТ на все сферы нашей деятельности. Логопеды, конечно, не участвуют в "производстве наукоёмкого программного обеспечения", но, в силу своих возможностей, не остаются в стороне от процессов информатизации образования.

Наибольшую популярность среди логопедов получили компьютерные игры, широко представленные в компьютерно-игровой индустрии. И как-то остаётся в стороне тот факт, что направления  использования ИКТ в работе логопеда значительно шире...

Современный логопед в своей работе, на мой взгляд, может использовать идею фототерапии. Это один из методов арт-терапии, связанный с лечебно-коррекционным применением фотографий, которые могут быть готовые или непосредственно созданные.

 

Практически в каждой семье сегодня есть фотоаппарат, мобильный телефон с встроенной фотокамерой, предоставляющий возможности мгновенного просмотра готовых изображений, редактирования на компьютере, сохранения на носителе и т.п.

В качестве домашнего задания по некоторым лексическим темам я предлагаю не вырезать или рисовать в тетради необходимые картинки, а создать фотоальбом из запечатлённых снимков машин, цветов, насекомых и т.д.

При просмотре на компьютере ребёнок подбирает название (словарная работа) и печатает его (обучение грамоте), создаёт тематические альбомы (классификация) и многое другое... Всё это вызывает неподдельный интерес как со стороны детей, так и взрослых, не говоря о развитии творчества и самостоятельности! А также совместного активного проведения времени с родителями. Подготовленные и записанные на электронные носители фоторепортажи мы просматриваем вместе с детьми в свободное от занятий время.

        

Но не стоит забывать и об отрицательных аспектах использования ИКТ. На первый взгляд компьютер играет в общей совокупности ИКТ не первостепенную роль, но он представляет собой реальную угрозу, разрушая социальные связи и подменяя их виртуальными. К этому добавляется сильное воздействие на детей свойственное всей экранной технике. Есть и некоторые прямые последствия для здоровья детей от использования медиатехнологий. Например, у детей группы риска игры, с мигающими изображениями на светлом фоне, могут вызвать эпилептические припадки; неудобные и неустойчивые позы во время игр ведут к нарушению опорно-двигательного аппарата. Детская развивающаяся сенсомоторная система биологически рассчитана на подвижный образ жизни.

Маленьким детям требуется в день 3-4 часа активных игр, обеспечивающих нормальное развитие, а большинство современных детей предпочитают смотреть телевизор или видео, а не играть в подвижные игры. Слишком частое использование компьютера становится причиной близорукости, нарушает гормональный баланс и приводит к увеличению риска заболевания раком и преждевременного полового созревания.

Медиатехнологии привели к существенному изменению образа детства в нашем обществе. Не надо учить детей играть на компьютере. Необходимо с самого начала прививать детям "культуру общения" с компьютером - он не для развлечений, а для работы и учебы! Главное, чтобы компьютер не заменял живого общения.

Учитывая всё вышесказанное, в своей работе мы должны использовать средства ИКТ с максимальной пользой и минимальным риском для здоровья детей, грамотно вести работу с родителями, просвещая их в отношении положительного и негативного влияния ИКТ. Научить их правильно подбирать игровые, развивающие программы, дозированно их использовать, чередовать просмотр телевизионных передач и прогулки на свежем воздухе.

Эффективность работы высока только в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.

3. Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.

4. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

5. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004. 

6. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.

7. Никитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.

8. http://logoburg.com/index.php

9. www.delfam.ru

10. www.logoblog.by Логопедия для нас


 

Скачано с www.znanio.ru

В настоящее время в России идет становление новой системы образования

В настоящее время в России идет становление новой системы образования

В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность

В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность

Также в работе я использую обучающие компьютерные игры с озорной

Также в работе я использую обучающие компьютерные игры с озорной

При просмотре на компьютере ребёнок подбирает название (словарная работа) и печатает его (обучение грамоте), создаёт тематические альбомы (классификация) и многое другое

При просмотре на компьютере ребёнок подбирает название (словарная работа) и печатает его (обучение грамоте), создаёт тематические альбомы (классификация) и многое другое

ИКТ. Научить их правильно подбирать игровые, развивающие программы, дозированно их использовать, чередовать просмотр телевизионных передач и прогулки на свежем воздухе

ИКТ. Научить их правильно подбирать игровые, развивающие программы, дозированно их использовать, чередовать просмотр телевизионных передач и прогулки на свежем воздухе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021