ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Россия – одна из немногих стран, которая смогла оперативно справиться с вызовами пандемии, не прервав процесс обучения. При этом новые технологии, которые начали массово применять во время пандемии, дополняют и усиливают традиционные методики преподавания.
Ставшие популярными в последнее время мифы о цифровизации школы, например о том, что современные технологии вводят для замены учителя. Компьютер никогда не заменит живого общения педагога с учениками, но может облегчить труд преподавателя, сделать обучение школьников более эффективным и адаптированным к современным требованиям рынка труда.
В настоящее время усиливается влияние на процесс обучения информационно-коммуникационных технологий, теперь он полностью погружен в информационно- образовательную среду. В этих условиях изменяется дидактический подход к обучению, усиливается роль активной деятельности обучающихся, важным становится формирование у них умения учиться, самостоятельно решать разнообразные познавательные и практические задачи. В методическом пособии показано, как изменяется процесс обучения в условиях усиления влияния цифровых технологий. Рассмотрение указанных методов осуществлено на примерах преподавания конкретных учебных предметов социально-гуманитарного циклов.
По мнению И. Я. Лернера, структура метода обучения выглядит следующим образом
Из опыта работы
Моей целью на уроках и во внеурочной деятельности, литературы, окружающий мир, классных часах, ОРКСЭ, на всех уроках социально-гуманитарного циклов является формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Широко использую следующие методы обучения:
* Интервью. В формате интервью осуществляется также рефлексия по итогам работы класса на некоторых уроках или по итогам изучения темы
* Создаем создание собственных рисунков, видеоролики, фотоколлажи по результатам выполнения задания.
* Составление словаря-глоссария -способствуя систематизации и усвоению учебного материала. Большое значение этот метод имеет для формирования умений работать с информацией.
* Работа с текстом: чтение историй, художественных рассказов, притч и т. д.
* Используя интернет-ресурсы, даже провожу заочные экскурсии.
Интерактивные доски
Появление интерактивных досок позволяет вести обучение на качественно новом уровне. Когда я использую интерактивную доску, у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, я не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т. е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Иллюстрации в учебнике слишком маленькие по размеру и не очень четкие; благодаря режиму масштабирования я могу увеличить любой элемент иллюстрации. Для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Кейс-метод
Использование интернета позволяет ученикам осуществить самостоятельный поиск информации в информационном пространстве, ее анализ, использование для решения проблемы.
· печатный кейс (содержит графики, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
· мультимедиакейс (включает видеоаудиофрагменты — это зависит от технического оснащения школы);
· видеокейс (обсуждаемая ситуация представлена в видеоролике).
В зависимости от функций кейсов выделяются следующие их типы:
а) тренировочный (тренировка навыков деятельности в изменяющихся ситуациях,);
б) обучающий (овладение знаниями динамично развивающихся наук — лингвистики
в) аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности — анализ явлений, объектов и процессов)
г) исследовательский (выступает моделью для получения нового знания, обучения навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательского проекта);
д) систематизирующий (систематизация ситуационного знания )
е) прогностический (получение сведений о развитии определенной системы — прогноз развития событий в литературном произведении)
Создание кейса проходит следующие этапы:
— определение раздела учебной программы;
— формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом; — определение проблемной ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели;
— поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;
— определение источников и методов сбора информации;
— выбор техники работы с данным кейсом; определение желаемого результата .
Считаю, что с применением кейс-метода на уроках и во внеурочной деятельности литературы, окружающий мир, ОРКСЭ, классных часах, да и на всех уроках содержание образования остается неизменным, преобразуется форма обучения, больше времени отводится для группового и межгруппового взаимодействия на уроках.
Кейс отличается от простой учебной задачи тем, что учебная задача предполагает один вариант решения, а кейс — несколько. Поскольку в основе кейс-метода лежит проблемная ситуация, предполагающая несколько вариантов ее решения, то нам интересен не ответ, а путь к нему.
Работа в группах и микрогруппах развивает в первую очередь коммуникативные и социальные компетенции учащихся.
Кейс-метод имеет широкие образовательные возможности. Применение в общеобразовательной школе данного метода решает ряд важнейших задач:
1) повышение мотивации к обучению (кейс — это всегда жизненная ситуация);
2) развитие навыков обработки информации (информация подается в различных видах): анализ, выделение главных тем;
3) развитие коммуникативной компетенции (опыт командной работы, высказывание и отстаивание своей точки зрения);
4) развитие речевой культуры (умение аргументировать, представлять интересы).
Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:
— работа в малых группах (4–5 человек);
— перед каждой группой ставится одна и та же задача;
— задача не должна иметь однозначного решения;
— обязательное наличие информационного материала
— информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;
— обязательным условием является выработка решения внутри группы, а затем общего решения.
При оценке работы учащихся учитель принимает во внимание способность школьников к выработке совместных решений, выстраиванию аргументов, умению выслушать и принять другую точку зрения.
Для меня кейс-метод на сегодняшний день стал весьма актуальным в сфере преподавания. Его преимущества в том, что он обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми; развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции.
Считаю, применение ИКТ изменяет традиционные методы обучения: делает их удобнее для применения, усиливает эмоциональное воздействие, позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Список использованных источников
1. Леонтьев A.M. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983.
2. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.