Доклад на педсовет учителя МКОУ
Тамтачетской СОШ Кожух Л.А.
«Информационно-образовательное пространство
школы как сфера профессионального становления педагога»
Из текста «Национальная образовательная
инициатива
"Наша новая школа"
Модернизация
и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать
конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим
гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено
так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей,
умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических. Одним из направлений реализации данной цели является информатизация образования, использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном и воспитательном процессе.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особое внимание уделено идее перехода к информационному обществу, что обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, восприятием, пониманием и использованием, формированием информационной компетентности. Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «Образование без границ». Незаменимым становится применение ИКТ для обобщения, построения логических связей, систематизации знаний. Кроме того, применение компьютера дает возможность организации оперативного контроля за усвоением темы, осуществление персонифицированного сопровождения ученика.
Соединение образования с информационно-коммуникативными
технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств:
· Обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. (система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика.)
· Расширяют возможности для развития современного образования прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.
Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности . Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удаленных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности. Однако профессиональная подготовка педагогических кадров не должна сводиться только к обучению информационным и коммуникационным технологиям, но и к обучению современным педагогическим технологиям (личностно-ориентированное обучение, метод проектов, обучение в малых группах и т.д.). Данные технологии дополняют друг друга: через современные педагогические технологии к современным средствам обучения - ИКТ и наоборот.
В системе подготовки педагогических кадров в области ИКТ с целью методической поддержки учителей создаются сетевые педагогические сообщества, виртуальные методические объединения учителей. В отдельных городах и регионах страны успешно действуют свои образовательные порталы, школьные сети, предпринимаются попытки организации профессиональной деятельности учителей в сети через сетевые сообщества: Всероссийский августовский виртуальный педсовет (http://pedsovet.alledu.ru), "Сеть творческих учителей" (www.it-n.ru), портал Федерального центра информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru), городской школьный портал информационный портал МО РО. Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) предлагает учителям образовательные ресурсы для самообразования, оказывает квалифицированную консультационную помощь, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) представляет собой крупнейшее Интернет-хранилище электронных ресурсов, предназначенных для свободного распространения и использования в образовательном процессе в качестве средств обучения или их компонентов (http://school-collection.edu.ru).
Повышение квалификации учителей средствами дистанционного обучения организовано на базе ресурсных центров, обладающих высококвалифицированными педагогическими кадрами. В последние годы в нашей стране в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды" по заказу Министерства образования и науки РФ Федерацией Интернет Образования были созданы региональные центры дистанционного обучения. Анализ зарубежного опыта дистанционного обучения, проведенный Е.С. Полат, показывает, что растет число университетов, предлагающих услуги дистанционной формы обучения. В нашей стране также растет число вузов, предлагающих дистанционную форму обучения не только для студентов, но и для дополнительного профессионального образования.
На основе стандартов Международного общества информатизации
образования в каждой стране вырабатываются конкретные требования к формированию
базовой информационно-коммуникационной компетенции преподавателей, которая
предполагает владение навыками использования ИКТ в своей практике не только для
интеграции в учебный процесс, но и как средства повышения квалификации и
профессионального развития.
Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:
· общие представления в области информационных технологий;
· планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;
· интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;
· использование информационных технологий для оценки результатов обучения;
· использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;
· понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.
В нашей стране реализуются программы обучения учителей компаниями Intel и Microsoft. Постепенно, но идет процесс обучения учителей современным образовательным технологиям. Однако успешность процесса информатизации образования в нашей стране зависит от решения на государственном уровне проблем обеспечения информационно-коммуникационными технологиями всех учебных заведений, подготовки педагогических кадров в области ИКТ и современных педагогических технологий с целью формирования информационно-коммуникационной и профессиональной компетенций. Достаточное внимание уделяется совершенствованию информационно-образовательной среды: формированию коллекции качественных образовательных ресурсов, организации и проведении курсов повышения квалификации учителей, в том числе через дистанционную форму.
Таким образом, быстрое развитие ИКТ и возрастание их роли в учебном процессе школы требует пересмотра подхода к обучению в целом. Построение учебного процесса в современной школе уже невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий в школе.
Структурная схема интеграции образовательного пространства школы
Рассматривая структурную схему интеграции образовательного пространства школы можно выделить следующие составные элементы данного процесса: учебные и факультативные занятия по предметам школьного цикла с применением ИКТ, проектная деятельность учителя и учащихся с включением дистанционного компонента работы, научно- исследовательская работа учащихся по профильным направлениям с использованием ИКТ и внедрение системы автоматизации контроля качества и управления учебным процессом для администрации школы. Это приводит к изменению объема и содержания учебного материала и углублению предметной сферы, так и к расширению сферы самостоятельной работы с элементами исследовательской деятельности с использованием инструментальных программных средств, с целью развития логического, наглядно- образного мышления, а также формирования вербально - коммуникативных и практических умений.
Интеграция образовательного пространства школы можно
разделить на несколько этапов:
1 этап - освоение учителями компьютерной грамотности и использование ИКТ в учебном процессе. За последние пять лет практически все учителя нашей школы прошли курсы связанные с ИКТ технологиями, но не все учителя применяют те знания, которые они получили в своей деятельности в полном объеме, так как учебные кабинеты не оснащены компьютерной и проектной техникой. К сожалению надо отметить и тот факт, что многие учителя не хотят показать свои навыки владения компьютером, хотя и владеют ими в достаточной степени.
2 этап - оптимальность проведения интегрированных уроков по предметам школьного цикла с использованием электронных учебных пособий и мультимедийных систем. Уроки, содержащие мультимедийные презентации и с использованием электронных учебных пособий всегда на несколько уровней эффективней и более запоминающиеся, чем уроки, проведенные в традиционной форме.
3 этап более полной интеграции с другими дисциплинами во внеурочной деятельности с использованием метода проектов.
4 этап - введение дистанционного компонента интегрированного обучения, позволяющие не только расширить рамки учебного процесса, но и перейти к пятому этапу - научно- исследовательской деятельности учащихся. Участвуя в конкурсах, школьник видит, что он не хуже других, а иногда даже лучше, что дает повод для самоутверждения личности, побуждает к новым действиям, к желанию достичь более высокой цели. Локальные и глобальные сети могут рассматриваться в качестве систематизирующей, связующей, практической составляющей учебного процесса в школе.
5 этап - участие в сетевых олимпиадах, творческих конкурсах, викторинах становится одной из форм проверки уровня освоения учебного материала. Знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным трудом. При этом решаются очень многие учебные задачи, имеющие исследовательскую, организационную, конструкторскую и технологическую направленность. В ходе работы над проектом сильнее выражаются и ярче проявляются способности и интересы детей
6 этап предусматривает информатизацию управленческой деятельности для успешного внедрения систем контроля качества и управления учебным процессом.
Последним, заключительным этапом является 7 этап - перенос опыта работы на дистанционную платформу, непрерывное расширение и модернизация системы с учетом опыта педагогического сообщества. Дистанционное обучение осуществляет работу по организации научно-практических конференций, семинаров, олимпиад наиболее удобным и эффективным образом, вовлекая участников, не ограничиваясь их численностью и не накладывая условий территориального плана и статуса.
Таким образом, современный учебный процесс предполагает внедрение инновационных форм работы и предусматривает новые роли в системе «учитель - ученик»; учителя как организатора и консультанта, а ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебных задач и широко использующего информационные технологии для получения необходимых знаний.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что проблемы освоения
Интернет- технологий ждут своего решения, начиная с организации открытого
доступа учителей-предметников к компьютеру и выходу в Интернет, необходимости
подготовки учителей к использованию Интернет- технологий, разработки вопросов
методики, интеграции ИКТ в урочную деятельность, проблемы дидактического плана.
Профессиональное развитие педагогов является
одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим потенциалом.
В нашем коллективе имеются творчески работающие коллеги, у которых есть чему поучиться.
Сегодня на педсовете они расскажут о педагогических технологиях, которые используют в своей работе, эффективности и результативности их применения.
ИТОГ:
Что получилось?
Владение компьютером
Создание и использование презентаций
Использование Интернет-ресурсов
Использование готовых электронных
образовательных ресурсов.
Трудности
Недостаточное количество компьютеров в школе,
неоснащенные учебные кабинеты.
Ограничена возможность выхода в ИНТЕРНЕТ
учителей-предметников.
Польза для ученика
Повышение интереса к предмету
Формирование ИК - компетенций
Приобретение навыков самостоятельной работы и
публичных выступлений
Учащимся легче адаптироваться в информационном
обществе
Владение компьютером на более высоком уровне
Изучение новых компьютерных технологий
Заключительные слова:
Вспомним, что говорил король одной планеты в
сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему
генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это
будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?
По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.
Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.