«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
Оценка 4.8

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык +1
Взрослым
07.08.2018
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании. По мере развития глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний умений и навыков в технологическом образовании. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.
Выступление на м.о..docx
Выступление на методическом объединении учителей английского языка  «Информационно­коммуникативные технологии в обучении иностранному языку» (из опыта работы учителя английского языка)                                      1 Содержание Введение……………………………………………………………..……3 Роль ИКТ в обучении…………………………….……………………..4 Обучение   всем   видам   речевой   деятельности   с  использованием   сети Интернет………….……………………………………………………..11 Заключение………………………………………………………………14 Список использованной литературы …………………………………15 Введение 2 Современное общество характеризует процесс активного использования информационного   ресурса   компьютерных   технологий   во   всех   сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании.   По мере развития глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим   находить   и   анализировать   необходимую   информацию   для формирования   знаний   умений   и   навыков   в   технологическом   образовании. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный   уровень   мотивации   обучения,   да   и   содержание   образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.  С   одной   стороны   мы     как   педагоги   хотим,   чтобы   учащиеся   были всесторонне   развитыми   личностями,   в   совершенстве   владели   школьным предметом, а с другой стороны  знания и умения в области технологий ИКТ и их систематическое применение на уроках. Информационно­коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Компьютер – средство при обучении детей,   усиливающее   и   расширяющее   возможности   его   обучающей деятельности.   Применяя   компьютер   на   уроках,   можно   добиться   усвоения большее   количество   материала,   организовать   самостоятельную   работу   и эффективный   контроль.   Что   соответствует   основным   целям   обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком. Роль ИКТ в обучении 3 Информационные и телекоммуникационные технологии обучения – это процессы   подготовки   и   передачи   информации   обучаемому,   средством осуществления которых является компьютер.  В последнее время всё больше и больше педагогов­практиков понимают, что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным   проводить   углубленное разделам   изучаемого   иностранного   языка, структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности, регулировать   динамическую   последовательность   их   предъявления.   Более адекватная   форма   презентации   языковых   знаний   дает   положительный психологический   эффект,   в   результате   обеспечивается   лучшее   понимание языкового материала. Внедрение   современных   образовательных   технологий   в   процесс преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, важно, чтобы изучение материала заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того,   чтобы   чувствовать   себя   образованным   человеком.   Применение современных   образовательных   технологий   способствует   повышению мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нем. Одним   из   вариантов   достижения   цели   является   применение информационно­коммуникационных   технологий,  где   в   качестве   источников информации   все   шире   используются   электронные   средства.   Каждый   урок 4 иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на достижение   коммуникативной   компетентности,   т.е.,   определенного   уровня языковых,   страноведческих   знаний,   коммуникативных   умений   и   речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на уроках   ИКТ,   позволяет   разнообразить   процесс   обучения,   представить учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися. Любая   схема,   иллюстрация,   анимация,   звукозапись,   используемые   при организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а делают его более содержательным. Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует: ­ развитию творческих возможностей и способностей учащихся; ­ созданию условий для самообразования учеников в интересующих их областях знаний; ­ повышению уровня использования наглядности на уроке; ­ повышению производительности урока; ­ установлению межпредметных связей; ­   приобретению   реального   опыта   межкультурного   общения   на иностранном языке; ­ обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого языка; ­   развитию   умения   ориентироваться   в   современной   иноязычной информационной среде. 5 Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач, в частности, на уроке английского языка: а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на основе   аутентичных   звуковых   текстов   сети   Интернет, подготовленных учителем текстов.   а   также в)   совершенствовать   умения   монологического   и   диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем­то из учащихся материалов сети; г)   совершенствовать   умения   письменной   речи,   индивидуально,   в письменной   форме   составляя   ответы   партнерам,   участвуя   в   подготовке рефератов,   сочинений,   других   видов   переписке   в   процессе   совместной деятельности партнеров; д.)   совершенствование   лексико­грамматических   навыков,   путем тренировки при помощи программ, игр, тестов. Классические   и   интегрированные   уроки   в   сопровождении мультимедийных   презентаций,   online­тестов   и   программных   продуктов позволяют   учащимся   углубить   знания,   полученные   ранее,   как   говорится   в английской пословице ­ “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил” Как   показали   исследования   немецких   ученых,   человек   запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50­70%   запоминается   при   участии   в   групповых   дискуссиях,   80%   ­   при самостоятельном   обнаружении   и   формулировании   проблем.   И   лишь   когда 6 обучающийся   непосредственно   участвует   в   реальной   деятельности,   в самостоятельной   постановке   проблем,   выработке   и   принятии   решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. На   начальном   этапе   изучения   иностранного   языка   очень   важно правильно   и   грамотно   научить   произносить   звуки.   Именно   фонетическая сторона владения языком влияет на правильное восприятия языковых единиц и   формирования   общей   культуры   речи.   При   правильном   формировании фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения устной речью. При   обучении   фонетике   можно   использовать   презентации   с   аудио   и видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком. При   отработке   звуков,   можно   использовать   программы­тренажеры, которые   ведут   контроль   за   произношением   слова,   и   ребенок   не   сможет перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно. Чтение ­ это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте. На   начальном   этапе,   можно   использовать   различные   тренажеры   с упражнениями типа «вставь пропущенную букву, найди одинаковую букву, раздели слова по правилам чтения и т.п.» Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, дети гораздо   быстрее   усваивают   полученную   информацию,   представленную   в 7 наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней. Применение   проектной   методики   особенно   актуально   на   средней   и средней ступени   обучения   иностранным   языкам   старшей   общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый   план   выступает   самостоятельное   использование   информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения   словарного   запаса,   расширения   лингвистических   знаний   и применения их в новых областях окружающей действительности. Интернет   ­   неограниченные   возможности   для   обучения   английскому языку.   Для   этого   можно   использовать   практически   все   возможности   сети: электронную   почту,   разговор   в   сети,   поисковые   системы,   справочные каталоги,   доступ   к   информационным   ресурсам,   публикации,   видео конференции, телеконференции. Сочетание   различных   видов   работы   на   уроке   с   использованием информационных   технологий   может   решить   проблему   развития   мотивации учащихся.   Учителю   при   наличии   новейших   технических   средств,   легче осуществить личностно­ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся. Использование   мультимедийных   презентаций   даёт   возможность управления   вниманием   учащихся   за   счет   эффектов   анимации;   усиление мотивации   учения;   систематизацию   изученного   материала;   формирование компьютерной   мультимедийной   компетентности,   как   учителя,   так   и   и обучающегося.   Кроме   того,   они   являются   самым   современным   на сегодняшний   день   способом   для   индивидуальных   занятий   с   учащимися. Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые можно   скачать   с   Интернета,   также   существуют   программы   по   тренировке 8 грамматики, известный учебник по грамматике Murphy “Grammar in use” и т. д. Учащиеся   используют   ИКТ   для   выполнения   проектных   заданий   и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки,  используя  приёмы  работы   в Power  Point, Adobe Photo Shop  и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по   электронной   почте   или   оставить   сообщение   на   персональной   странице учителя в Интернет. Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel. Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе   огромный   мотивационный   потенциал,   позволяет   делать   занятия   более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные   задачи   на   уроке   в   первую   очередь   необходимо   решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке Эффективность использования ИКТ:  Общекультурное развитие учащихся  Совершенствование навыков владения компьютером  Совершенствование языкового уровня 9  Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)  Самоутверждение учащихся  Повышение   мотивации   в   изучении   иностранного   языка   (уроки проходят “на одном дыхании”)  Экономия   расходования   материалов   учителем   (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)  Эстетичность презентации учебных материалов  Совершенствование процесса проверки работ учащихся  Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”). В   процессе   информатизации   образовательного   учреждения   создаётся качественно новое информационно­образовательное пространство, в котором увеличивающийся   информационный   поток   заставляет   всех   участников процесса   переходить   от   модели   накопления   знаний   к   системе   овладения навыками самообразования. Информационные   технологии   позволяют   коренным   образом   изменить организацию   процесса   обучения   учащихся,   формируя   у   них   системное мышление;   использовать   компьютеры   с   целью   индивидуализации   учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. Технологии   более   не   являются   частью   будущего,   и   учителя   должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий   расширяет   рамки   образовательного   процесса,   повышает   его практическую   направленность.   Повышается   мотивация   учащихся   в 10 образовательном   процессе,   и   создаются   условия   для   их   успешной самореализации в будущем. Обучение всем видам речевой деятельности с использованием сети Интернет Использование   сети   Интернет   на   уроках   английского   языка   дает возможность   разнообразить   работу   по   обучению   учащихся   всем   видам речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение. Обучение   чтению с   помощью   Интернет   может   быть   весьма разнообразным   из­за   наличия   в   нём   множества   текстов   разных   жанров. Прежде всего, использование он­лайн версий зарубежных газет. Неоспоримое достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с их печатными аналогами ­ это их актуальность. Естественно, и для учащихся чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем работа   со   старыми   печатными   версиями   изданий.   Можно   предложить учащимся   выбрать   из   любой   англоязычной   газеты   три   заголовка,   которые привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных предложений,   предположить   содержание   статьи   до   её   прочтения,   а   затем прочитать   и   сравнить   результат   ­   это   позволяет   развивать   аналитические навыки   школьников,   особенно   важные   при   чтении   текстов   с   высокой информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп чтения   и   т.п.   На   подобных   уроках   всегда   получается   органично   сочетать 11 работу   над   навыками   чтения   и   устной   речи,   поскольку   обсуждение предполагает   и   монолог,   и   диалог,   особенно   когда   речь   идёт   о   текущих событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие с   разных   точек   зрения:   например,   то,   как   английские,   американские   и российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет. Обучение   устной   речи является   неотъемлемой   частью   работы   с Интернет. Главное ­ поощрять использование английского, а не родного языка. Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и постоянно   изменяющимся   иллюстративным   материалом,   то   есть   от   самого учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового занятия.   С   использованием   сети   Интернет   можно   организовать   работу   по любой теме, например ­ "Искусство". Учащиеся выбирают интересный им вид искусства,   находят   и   изучают   сайт,   посвященный   ему.   Конечно,   никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров. Можно   предложить   учащимся   описать   наиболее   понравившуюся   картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью сети Интернет, электронных энциклопедий, задать   вопросы   другим   учащимся.   На   заключительном   уроке   ученики защищают   творческую   работу,   посвящённую   скульптору   или   художнику, который   наиболее   их   заинтересовал.   Работа   может   быть   представлена   в любом интересном учащимся виде. Обучение письму выглядит не менее интересным элементом работы с Интернет прежде всего из­за возможностей работы с электронной почтой. Все виды   текстов,   писем,   открыток,   документов,   обучение   которым   тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, 12 можно не просто тренировать  в классе  или  дома  в  рабочей тетради,  но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной. Сейчас в некоторых школах есть контакты с образовательными учреждениями в других странах и учащиеся имеют   возможность   вести   переписку   на   английском   языке   со   своими сверстниками. Преимущество данного вида работы ­ отстраненность учителя, реальная коммуникация, личная ответственность за письменное слово. Обучение   аудированию. Использование   сети   Интернет   дает возможность   в   прямом   эфире   прослушать   или   увидеть   интервью   на английском   языке   с   известным   человеком.   Сложность   предлагаемых материалов должна подбираться с учетом возможностей группы, требований программы и необходимого уровня подготовки к ЕГЭ. 13 Заключение Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей жизни, в том числе и в образование. Учитель английского языка может найти в средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному языку   учащихся   разного   возраста,   но   и   выгодные   варианты   представления творческих   идей.  Конечно,  используемые   ранее   формы   и   методы   остались актуальными,   но   теперь   к   ним   добавились   новые   с   применением   ИКТ. Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к предмету   и   учителю,   повышают   познавательный   интерес   и   мотивацию, позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями   в   преподаваемом   языке,   традициях,   культуре   англоязычных стран,   методике   преподавания   английского   языка   в   нашей   стране   и   за рубежом,   использовать   опыт   других   педагогов   и   представлять   свои разработки. 14 Следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства ИКТ   на   уроках   постоянно,   ничто   не   заменит   учителя   и   живого   общения. Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно. Список используемой литературы 1.   Биболетова   М.З.   Мультимедийные   средства   как   помощник   УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.  2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33­41. 3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007. 4. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152­159. 5. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка ­потребность времени.ИЯШ,№5, 2005  15 6. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 1997., с 2­7.    7.   Потапова   Р.К.   Новые   информационные   технологии   и   филология. СПБ., 2004.   8.   Самылина   Т.   И.   ,   Фомина   Н.   А.   Обучение   дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52­56.   9.   Телицина   Т.   Н.,   А.Ф.   Сидоренко   Использование   компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.  10. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43­47. 16

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»

«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018