«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык +1
Взрослым
07.08.2018
Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и образовании. По мере развития глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве, позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для формирования знаний умений и навыков в технологическом образовании. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.
Выступление на м.о..docx
Выступление
на методическом объединении
учителей английского языка
«Информационнокоммуникативные технологии в обучении
иностранному языку»
(из опыта работы учителя английского языка)
1 Содержание
Введение……………………………………………………………..……3
Роль ИКТ в обучении…………………………….……………………..4
Обучение всем видам речевой деятельности с использованием сети
Интернет………….……………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы …………………………………15
Введение
2 Современное общество характеризует процесс активного использования
информационного ресурса компьютерных технологий во всех сферах
жизнедеятельности общества, в том числе и образовании. По мере развития
глобальных информационных сетей всё активнее проявляется потребность в
обучении правилам и навыкам навигации в информационном пространстве,
позволяющим находить и анализировать необходимую информацию для
формирования знаний умений и навыков в технологическом образовании.
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и
отличные оценки? Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. Всем понятно,
что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности,
разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных
программ, особенно в основной школе стремительно усложняется, уровень
требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.
С одной стороны мы как педагоги хотим, чтобы учащиеся были
всесторонне развитыми личностями, в совершенстве владели школьным
предметом, а с другой стороны знания и умения в области технологий ИКТ и
их систематическое применение на уроках.
Информационнокоммуникационные технологии заняли прочное место в
процессе обучения иностранному языку. Компьютер – средство при обучении
детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей
деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения
большее количество материала, организовать самостоятельную работу и
эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения
английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и
обучению практическому владению языком.
Роль ИКТ в обучении
3 Информационные и телекоммуникационные технологии обучения – это
процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством
осуществления которых является компьютер.
В последнее время всё больше и больше педагоговпрактиков понимают,
что использование информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в
учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала
учащимися. Применение ИКТ на уроках дает возможность в любой момент
извлечь из памяти и использовать языковой материал, относящийся к разным
проводить углубленное
разделам изучаемого иностранного языка,
структурирование данного материала, располагать его в любой приемлемой
форме, использовать цвет, анимацию, графические и звуковые возможности,
регулировать динамическую последовательность их предъявления. Более
адекватная форма презентации языковых знаний дает положительный
психологический эффект, в результате обеспечивается лучшее понимание
языкового материала.
Внедрение современных образовательных технологий в процесс
преподавания иностранного языка доступно каждому учителю, важно, чтобы
изучение материала заинтересовало бы детей, заставило их задуматься о том,
что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для
того, чтобы чувствовать себя образованным человеком. Применение
современных образовательных технологий способствует повышению
мотивации, интереса к предмету, желанию изучать язык и общаться на нем.
Одним из вариантов достижения цели является применение
информационнокоммуникационных технологий, где в качестве источников
информации все шире используются электронные средства. Каждый урок
4 иностранного языка должен быть направлен на практический результат, на
достижение коммуникативной компетентности, т.е., определенного уровня
языковых, страноведческих знаний, коммуникативных умений и речевых
навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение. Использование на
уроках ИКТ, позволяет разнообразить процесс обучения, представить
учебный материал более наглядным и доступным для восприятия учащимися.
Любая схема, иллюстрация, анимация, звукозапись, используемые при
организации учебного процесса, становятся не просто украшением урока, а
делают его более содержательным.
Использование ИКТ при изучении иностранных языков способствует:
развитию творческих возможностей и способностей учащихся;
созданию условий для самообразования учеников в интересующих их
областях знаний;
повышению уровня использования наглядности на уроке;
повышению производительности урока;
установлению межпредметных связей;
приобретению реального опыта межкультурного общения на
иностранном языке;
обогащению знаний учащихся об истории и культуре стран изучаемого
языка;
развитию умения ориентироваться в современной иноязычной
информационной среде.
5 Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя
их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических
задач, в частности, на уроке английского языка:
а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя
материалы сети разной степени сложности
б) совершенствовать умения восприятия иноязычной речи на слух на
основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет,
подготовленных учителем текстов.
а также
в) совершенствовать умения монологического и диалогического
высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем
или кемто из учащихся материалов сети;
г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально, в
письменной форме составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке
рефератов, сочинений, других видов переписке в процессе совместной
деятельности партнеров;
д.) совершенствование лексикограмматических навыков, путем
тренировки при помощи программ, игр, тестов.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении
мультимедийных презентаций, onlineтестов и программных продуктов
позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в
английской пословице “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает
только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит;
5070% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% при
самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда
6 обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в
самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения,
формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на
90%.
На начальном этапе изучения иностранного языка очень важно
правильно и грамотно научить произносить звуки. Именно фонетическая
сторона владения языком влияет на правильное восприятия языковых единиц
и формирования общей культуры речи. При правильном формировании
фонетической стороны речи, ребенок будет не просто правильно произносить
лексические единицы, но и с легкостью воспринимать на слух материал на
иностранном языке, что является неотъемлемой частью грамотного овладения
устной речью.
При обучении фонетике можно использовать презентации с аудио и
видео материалами, словарные статьи, озвученные носителями языка. Также
очень важно учитывать возрастные особенности и уровень владения языком.
При отработке звуков, можно использовать программытренажеры,
которые ведут контроль за произношением слова, и ребенок не сможет
перейти на новый этап, не произнеся предыдущие лексические единицы верно.
Чтение это неотделимая часть при обучении языку. На данном этапе очень
помогают гипертексты. Гипертекст – это возможность не только прочитать
текст, но и более подробно изучить те явления, которые встречаются в тексте.
На начальном этапе, можно использовать различные тренажеры с
упражнениями типа «вставь пропущенную букву, найди одинаковую букву,
раздели слова по правилам чтения и т.п.»
Используя ИКТ на уроках при отработке грамматических форм, дети
гораздо быстрее усваивают полученную информацию, представленную в
7 наглядной форме, чем просто с использованием схем и таблиц. Когда ребенок
видит ситуацию, он ее проживает и оказывается в ней.
Применение проектной методики особенно актуально на средней и
средней
ступени обучения иностранным языкам
старшей
общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на
первый план выступает самостоятельное использование информационных
технологий и иностранных языков как средства получения новой информации,
обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и
применения их в новых областях окружающей действительности.
Интернет неограниченные возможности для обучения английскому
языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети:
электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные
каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео
конференции, телеконференции.
Сочетание различных видов работы на уроке с использованием
информационных технологий может решить проблему развития мотивации
учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче
осуществить личностноориентированный подход к обучению разноуровневых
учащихся.
Использование мультимедийных презентаций даёт возможность
управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации; усиление
мотивации учения; систематизацию изученного материала; формирование
компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и и
обучающегося. Кроме того, они являются самым современным на
сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися.
Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые
можно скачать с Интернета, также существуют программы по тренировке
8 грамматики, известный учебник по грамматике Murphy “Grammar in use” и т.
д.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и
письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и
валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и
Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся
могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю
по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице
учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки
или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя
тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно
разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий
удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в
себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более
эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что
коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать
посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном
языке
Эффективность использования ИКТ:
Общекультурное развитие учащихся
Совершенствование навыков владения компьютером
Совершенствование языкового уровня
9 Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
Самоутверждение учащихся
Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки
проходят “на одном дыхании”)
Экономия расходования материалов учителем
(нет
необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
Эстетичность презентации учебных материалов
Совершенствование процесса проверки работ учащихся
Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).
В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся
качественно новое информационнообразовательное пространство, в котором
увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников
процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения
навыками самообразования.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить
организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное
мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного
процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны
приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их
в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных
технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его
практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в
10 образовательном процессе, и создаются условия для их успешной
самореализации в будущем.
Обучение всем видам речевой деятельности с использованием сети
Интернет
Использование сети Интернет на уроках английского языка дает
возможность разнообразить работу по обучению учащихся всем видам
речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение.
Обучение чтению с помощью Интернет может быть весьма
разнообразным изза наличия в нём множества текстов разных жанров.
Прежде всего, использование онлайн версий зарубежных газет. Неоспоримое
достоинство версий газет, представленных на сайтах Интернет, в сравнении с
их печатными аналогами это их актуальность. Естественно, и для учащихся
чтение и обсуждение последних мировых новостей интереснее и полезнее, чем
работа со старыми печатными версиями изданий. Можно предложить
учащимся выбрать из любой англоязычной газеты три заголовка, которые
привлекут их внимание, переписать их в форме трёх грамматически полных
предложений, предположить содержание статьи до её прочтения, а затем
прочитать и сравнить результат это позволяет развивать аналитические
навыки школьников, особенно важные при чтении текстов с высокой
информативной и лексической нагрузкой, развивать языковую догадку, темп
чтения и т.п. На подобных уроках всегда получается органично сочетать
11 работу над навыками чтения и устной речи, поскольку обсуждение
предполагает и монолог, и диалог, особенно когда речь идёт о текущих
событиях в мире. Не менее полезно бывает взглянуть на одно и то же событие
с разных точек зрения: например, то, как английские, американские и
российские газеты освещают его или какие новости разные газеты выбирают
для своих первых полос. Это отличная возможность поговорить о различии
культур, менталитетов разных народов и о том, что их объединяет.
Обучение устной речи является неотъемлемой частью работы с
Интернет. Главное поощрять использование английского, а не родного языка.
Глобальная сеть может предложить массу тем для обсуждения с красочным и
постоянно изменяющимся иллюстративным материалом, то есть от самого
учителя, целей и задач урока будет зависеть выбор темы для каждого нового
занятия. С использованием сети Интернет можно организовать работу по
любой теме, например "Искусство". Учащиеся выбирают интересный им вид
искусства, находят и изучают сайт, посвященный ему. Конечно, никакая
электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете
порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров.
Можно предложить учащимся описать наиболее понравившуюся картину,
объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и
творчестве художника с помощью сети Интернет, электронных энциклопедий,
задать вопросы другим учащимся. На заключительном уроке ученики
защищают творческую работу, посвящённую скульптору или художнику,
который наиболее их заинтересовал. Работа может быть представлена в
любом интересном учащимся виде.
Обучение письму выглядит не менее интересным элементом работы с
Интернет прежде всего изза возможностей работы с электронной почтой. Все
виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже
является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ,
12 можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и
отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит
учебную ситуацию к реальной жизненной. Сейчас в некоторых школах есть
контакты с образовательными учреждениями в других странах и учащиеся
имеют возможность вести переписку на английском языке со своими
сверстниками. Преимущество данного вида работы отстраненность учителя,
реальная коммуникация, личная ответственность за письменное слово.
Обучение аудированию. Использование сети Интернет дает
возможность в прямом эфире прослушать или увидеть интервью на
английском языке с известным человеком. Сложность предлагаемых
материалов должна подбираться с учетом возможностей группы, требований
программы и необходимого уровня подготовки к ЕГЭ.
13 Заключение
Современные компьютерные технологии проникли во все области нашей
жизни, в том числе и в образование. Учитель английского языка может найти в
средствах ИКТ не только способ достижения цели обучения иностранному
языку учащихся разного возраста, но и выгодные варианты представления
творческих идей. Конечно, используемые ранее формы и методы остались
актуальными, но теперь к ним добавились новые с применением ИКТ.
Применение современных технологий на уроке меняют отношение учащихся к
предмету и учителю, повышают познавательный интерес и мотивацию,
позволяют интенсифицировать процесс обучения и как следствие повысить
качество обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за
изменениями в преподаваемом языке, традициях, культуре англоязычных
стран, методике преподавания английского языка в нашей стране и за
рубежом, использовать опыт других педагогов и представлять свои
разработки.
14 Следует отметить, что как бы ни было заманчиво применять средства
ИКТ на уроках постоянно, ничто не заменит учителя и живого общения.
Компьютерные технологии должны являться одним из компонентов учебного
процесса и применяться там, где это целесообразно.
Список используемой литературы
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК
“Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ,
№3, 2002. с 3341.
3. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим.
М., 2007.
4. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152159.
5. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного
языка потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
15 6. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6,
1997., с 27.
7. Потапова Р.К. Новые информационные технологии и филология.
СПБ., 2004.
8. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников
иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 5256.
9. Телицина Т. Н., А.Ф. Сидоренко Использование компьютерных
программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
10. Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в
начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 4347.
16
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
«Информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.