Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Оценка 4.8

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
10.02.2017
Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Материал содержит теоретическую часть информационно-практико-ориентированного проекта "Мы с вами, мы рядом!". Основная тема проекта - социализация детей через педагогическое сопровождение семьи. В настоящее время в практику дошкольного учреждения стали включаться дети из приемных семей. Данный проект направлен на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам педагогической компетенции по вопросам социализации детей.теоретическая часть проекта
Проект.docx
Управление образования Серпуховского муниципального района Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Райсеменовский детский сад комбинированного вида «РОДНИЧОК» Информационно­практико­ориентированный проект  семьи социализация детей через педагогическое сопровождение «Мы с вами, мы рядом! » Подготовили Рассыпных Валентина Ивановна, Карпова Елена Сергеевна Воспитатели 2015 год СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА...........................................................5 ЭТАПЫ ПРОЕКТА.................................................................................................8 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МЫ С ВАМИ, МЫ РЯДОМ!»...........12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................15 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В настоящее время, когда научно­технический прогресс достиг   высокого   уровня   развития,   особую   ценность   приобретает   активный человек   с   высоким   творческим   потенциалом,   способный   к   быстрому   и конструктивному   принятию   решений,   гармонично   взаимодействующий   с окружающим миром. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.   Именно   в   этот   период   начинается   процесс   социализации, устанавливается   связь   ребенка   с  ведущими   сферами   бытия:   миром   людей, природы,   предметным   миром.   Происходит   приобщение   к   культуре,   к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным критерием   социализации   ребенка,   должна   выступать   степень   развития самостоятельности, инициативности и творчества личности. Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Так, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И.  Лисина,  Д.   Б.  Эльконин,   С.   Л.  Рубинштейн   утверждают,   что   именно   в детском   возрасте   у   человека   формируется   самосознание   и   закладываются первые   представления   о   самом   себе,   образуются   устойчивые   формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.  Проблема социализации детей из приемных семей очень важна, т.к. до перехода в семью, эти дети воспитывались в закрытости, изолированности и отстраненности от реальной жизни, не имея образцов социального поведения и усвоения социального опыта. С недоверием и боязнью внешнего мира дети приходят в приемную семью. Семья   и   дошкольное   учреждение   —   два   самых   важных   института социализации   дошкольников,   которые,   выполняя   свои   особые   функции,   не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Именно тесное сотрудничество семьи и детского сада, их взаимодополняемость   ­   основные   условия   для   реализации   эффективного процесса   Устанавливая взаимоотношения с семьей, ДОУ создает условия для полноценного процесса социализации,   и   если   семья   ребенка   будет   принимать   непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. ребенка­дошкольника.     социализации Кроме   этого   тесное   взаимодействие   семьи,   особенно   семьи, воспитывающей приемного ребенка, и детского сада позволяет дошкольнику погрузиться в пространство семьи, почувствовать причастность к своей семье, что немаловажно для духовно­нравственного развития ребенка. Работая   над   проблемой   по   социализации   дошкольников,   особенно   из приемной семьи, мы сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи посредством разнообразных форм. Проблемный   вопрос:  как   повысить   педагогическую   компетентность родителей в вопросах детско­родительских отношений и социализации детей, воспитывающихся в приемной семье? Описание проекта:   все  это   натолкнуло   нас   на  организацию   проекта «Мы   с   вами,   мы   рядом!».   В   реализации   данного   проекта   предполагается участие детей, родителей, родителей и детей из приемных семей, педагогов. В осуществлении данного проекта планируется использовать разные формы взаимодействия для достижения положительных результатов. Таким   образом,   эта   взаимосвязь   поможет   родителям   лучше познакомиться   друг   с   другом,   поделится   опытом   семейного   воспитания, активизировать   творческое   общение   родителей   с   детьми,   повысить педагогическую компетентность в вопросах детско­родительских отношений. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Мы с вами, мы рядом!» Тема   проекта:  социализация   детей   через   педагогическое сопровождение семьи Цель   проекта:  вовлечение   семьи   в   единое   образовательное пространство,   повышение   педагогической   компетентности   родителей   в вопросах   детско­родительских   отношений   и   социализации   детей, воспитывающихся в приемной семье. Задачи проекта: Установить доверительные и партнерские отношения с родителями. Объединить усилия для развития и воспитания детей. Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и 1. 2. 3. воспитания детей. 4. Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми. Цели – ориентиры для педагогов детского сада: ­ взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; ­   повышение   и   содействие   общей   культуры   семьи   и   педагогической компетентности родителей; ­ оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через   трансляцию   основ   теоретических   знаний   и   формирование   умений   и навыков практической работы с детьми; ­ установление доверительных и партнерских отношений с родителями; ­ объединение усилий для развития и воспитания детей; ­   повышение   педагогической   культуры   родителей   в   вопросах   развития   и воспитания детей; ­ привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми. Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников): ­ совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка; ­ обмен опытом; ­ приемные родители получат эффективное сопровождение педагогов; ­   формирование   позиции   сотрудничества,   умения   организовывать   и осуществлять детскую деятельность; ­ наполнение жизни семьи созидательной энергией; Тип проекта: информационно­практико­ориентированный. Вид проекта: комплексный. Участники   проекта:  Дети,   родители   (законные   представители), педагоги. Формы работы над проектом: 1. Информационно – аналитические: анкетирование, опросы, консультации, метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок». 2. Наглядно­информационные формы: открытый показ НОД для родителей, фотовыставки, стендовые доклады, дни открытых дверей. 3.   Познавательные:   родительские   собрания,   совместная   работа   по тематическому плану проекта, мастер­классы, круглый стол. 4. Досуговые: совместные праздники, досуги, развлечения, участие родителей в конкурсах, выставках, акциях. Продолжительность проекта:  долгосрочный (сентябрь 2015 – январь 2017 г.г) Ожидаемые результаты: Родители станут участниками педагогического процесса. 1. Повышается   педагогическая   компетентность   в   вопросах   детско­ 2. родительских   отношений   и   социализации   детей,   воспитывающихся   в приемных семьях. Совместная работа коллектива МДОУ с семьёй будет способствовать 3. созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых. 4. Педагогическое и личностное развитие всех участников проекта. Для детей: Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей. Интерес   к   совместной   исследовательской   деятельности   «ребенок   — 1. 2. ребенок», «ребенок — взрослый». 3. 4. успешной социализации, а также условия для развития этих навыков. Элементы творческого мышления. Дети из приемных семей получат необходимые умения и навыки для Для педагогов: 1. Повышение   педагогической   компетентности   по   взаимодействию   с родителями и детьми из приемных семей. 2. Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй. 3. Мотивация   использования   метода   проектов   в   педагогической деятельности. 4. Умение планировать проектную деятельность. 5. У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и родителями. Для родителей: 1. У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские отношения с детьми и педагогами. 2. Участие   в   различных   акциях,   открывающих   детям   любящих, творческих, добрых родителей. 3. Формирование чувства ответственности, гордости, любви. 4. Активизируется   деятельность   родителей   в   жизни   ребенка   в дошкольном учреждении. Продукт проекта:  ­ презентация проекта «Мы с вами, мы рядом!» на родительском собрании, педагогическом совете в ДОУ; ­ стендовый доклад «Мы с вами, мы рядом!» ЭТАПЫ ПРОЕКТА 1 ЭТАП – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2015 г.) 1. Сбор, изучение, анализ информации по теме проекта.  2. Разработка концепции проекта ­ постановка целей и задач, определение целевых ориентиров, прогнозирование конечного результата, разработка проекта, подготовка документации и материала по реализации проекта.  Информирование   участников   проекта   о   создании   проекта   и   его 3. реализации. Анализ развивающей предметно­пространственной среды. 4. 5. Мониторинг   детей   по   образовательной   области   «Социально­ коммуникативное   развитие   (в   процессе   наблюдений,   бесед,   создания проблемных ситуаций). 6. представителями).   опрос   и   беседы   с   родителями   (законными Анкетирование, 2 ЭТАП – основной (декабрь 2015 г – декабрь 2016 г.) Работа с детьми НОД: ­   «Я   и   моя   семья!» (познание); ­   «Россия   –   Родина моя!» (познание);  ­   «Дом,   в   котором   я живу» ­ «Дом из бревнышек», «Праздничный   пирог», «Украсим   торт   ко   дню рождения» (лепка); ­   «Мой   дом   –   моя крепость», «Друзья для вагончики паровозика из       Взаимодействие с  родителями  (законными  представителями) Родительские  собрания: ­ «Адаптация ребенка в ДОУ»; ­ «Один  день  из  жизни нашей группы»; ­   «Чтоб   ребенок   рос здоровым!»   ­   в   форме телепередаче   «Жить здорово!». Совершенствование  ППРС по теме проекта   ­   оформление   группы «Волшебное   дерево   с фотографиями детей»; ­ изготовление настольного полотна по ПДД   для   обыгрывания детьми; ­ изготовление  напольного полотна по  ПДД;  ­ изготовление дорожек  здоровья совместно с  родителями ­ кормушек, изготовление   птиц   из «Заботимся Ромашкова» (аппликация); ­ «Мой дом», «Цветы на моем окне» (нетрадиционные техники),   «Нарисуйте машинам   колеса   и окна»   (дорисовывание элементов) ­рисование Коммуникативная деятельность: Беседы: о ­ малышах   и   пожилых людях»; ­  «Как   и   чем   можно порадовать близких»; ­   «Самая   красивая птичка»; ­ «Моя семья»;  ­   «Праздники   в   моей семье»; ­   «В   нашей   семье   все трудятся»;  ­   «Любимые   занятия членов нашей семьи»; Обсуждение ситуаций:  ­ «Ты заблудился»;  ­   «Ребенок   разбил любимую   мамину   вазу, как поступить? (сломал дедушкины очки, размотал   бабушкины клубки   для   вязанья   и другие)»; ­   «Если   будешь ссориться, если будешь драться». Продуктивная деятельность:     изготовление ­       ­ разного материала.   ­ подборка  стихотворений,  пословиц иллюстраций  по теме; ­ приобретение игрушек для сюжетно­ролевых  игр «Магазин»,  «Семья»; ­   приобретение   новых игр «Пазлы», «Мозаика»,   «Кубики», дидактические   ЛОТО, конструктор; ­ организация зимнего  огорода на окне с  привлечением  родителей и детей,  воспитывающихся в  приемной семье; ­ создание презентаций:  «Моя малая Родина – д. Райсеменовское»,  «Один день наших  детей в детском саду»;       совместное ­ оформление   участка   – снежных создание скульптур   для обыгрывания детьми; ­ оформление стенгазет с привлечением родителей к праздникам; оформление ­ стенгазеты   «Солнце, воздух   и   вода   –   наши лучшие друзья»; ­      Акция  добрых дел   «С каждого по зёрнышку; Конкурсы: с ­ «Золотая осень», ­   «История   далекая   и близкая»,  ­ «Зимняя фантазия»     Консультации: ­   «Семья   и   ее   роль   в социализации дошкольников»; презентация ­ «Отрицательные и положительные аспекты влияния компьютера на ребенка»; Материал информационного стенда: ­   «Правила   дорожного движения   в   зимний период»;   ­   «Особенно   будьте внимательны!»; ­ «Безопасность зимних прогулок» для   Рождественские образовательные чтения ­   сценка   с   участием детей   и   родителей «Непослушный медвежонок». ­   участие   родителей   в проведении   праздников для детей.  В.   Осеева   Пантелеев открыток,   подарков, для   родителей   к праздникам; ­ сценка ко Дню матери «Лучшая мама»; Ознакомление художественной литературой:  ­ «Отомстила»; ­ В. Осеева «Девочка с куклой»; ­ В. Осеева «Волшебное слово»; ­   Л. «Честное слово»; ­ Л. Пантелеев «Трус»; ­ Б. Житков «Как тонул один мальчик»; ­   М.   Ивенсен   «Кто поможет?»; ­   С.Маршак   «Сказка   о глупом мышонке»;  ­ С. Маршак «Сказка об умном мышонке». ­ «Катя в яслях; Игровая деятельность:  д\и: ­  «Какой   букет   цветов ты   хотел   бы   подарить маме?»;   «Вежливые слова»,   «Позвони   по телефону маме (папе)», «Мой портрет», «Помоги   маме   (папе)», «Где   мы   были,   что   мы видели»,   «Кому,   что нужно   для   работы?», «Кто,   что   любит делать?»,   «Кто   о   нас   Александрова   З. театрализованные заботится»,   «Подбери инвентарь (инструмент)», «Подбери одежду ­  сюжетно   –   ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»; ­ игры: ­   по   сказкам   «Три медведя»,   «Колобок», «Теремок» Совместные   мероприятия   детей   и   родителей (законных представителей: ­ Мастер­класс «Игровые технологии в обучении детей по ПДД»; ­ Мастер­класс «Покормите птиц зимой»; ­ НОД с привлечением родителей «А вот и я! Что же есть у меня?!»; ­ НОД с участием детей и родителей «Моя семья – моя гордость!»; ­ оформление стенгазеты на тему «Здоровье – это здорово!»; ­ Выставка совместного творчества взрослых и детей «Что нам Осень принесла?!»; 3 ЭТАП – заключительный (январь 2017 г) 1 Подведение итогов реализации проекта. 2 Обсуждение полученного результата. 3 Презентация   проекта   «Мы   с   вами,   мы   рядом!»   на   родительском собрании, педагогическом совете. 4 Постановка новых целей, задач по теме проекта. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МЫ С ВАМИ, МЫ РЯДОМ!» 1. В основе создания проекта «Мы с вами, мы рядом!» лежит появление в группе   детей   из   приемных   семей,   а   также   результаты   проведенного мониторинга   по   образовательной   области   «Социально­коммуникативное развитие»   в   сентябре   2015   года.   Исследование   детей   проводилось   в   ходе наблюдений   и   специально   созданных   ситуациях.   Оценивались   следующие критерии по 5 – балльной системе: ­ ребенок старается соблюдать правила поведения в общественных местах, при общении со взрослыми и сверстниками, к природе; ­  ребенок понимает социальную оценку поступков  сверстников  или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается; ­ ребенок понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики; ­ ребенок имеет представления о мужских и женских профессиях; ­ ребенок проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, может поддерживать ролевые диалоги; ­ ребенок готовит к занятиям рабочее место, убирает материалы по окончании работы; ­ ребенок принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в игре, может объяснить сверстнику правило игры. Сравнительный   результат   на   начало   и   конец   данного   проекта   можно увидеть на рисунке 1. Социально-коммуникативное развитие детей 4.5 3.2 социально-коммуникативное развитие сент ябрь 2015 г январь 2017 г 4.5 4 3.5 3 2.5 2 1.5 1 0.5 0 Рис. 1 Социально­коммуникативное развитие детей  Вывод: из данных мониторинга мы видим, что при реализации проекта «Мы с вами, мы рядом!» получили следующие результаты: ­   родители   и   законные   представители   стали   активными   участниками педагогического процесса; ­ повысилась педагогическая компетентность в вопросах детско­родительских отношений и социализации детей, воспитывающихся в приемных семьях; ­ совместная работа коллектива МДОУ с семьёй способствовала созданию единого   образовательного   пространства   для   детей   и   воспитывающих   их взрослых; ­ дети постоянно чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей и педагогов; ­ повысился интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый»;  ­ развитие элементов творческого мышления; ­   дети   из   приемных   семей   получили   необходимые   умения   и   навыки   для успешной социализации, а также условия для развития этих навыков; ­   педагоги   повысили   свою   педагогическую   компетентность   по взаимодействию с родителями и детьми из приемных семей, интерес к новому виду сотрудничества с семьёй. Планирование дальнейшей работе по теме проекта: продолжать работу по педагогическому   (законными представителями)   с   целью   создания   условий   для   полноценного   процесса социализации детей дошкольного возраста. взаимодействию   с   родителями СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2­е изд., перераб. И доп. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с. 2.   Актуальные   проблемы   дошкольного   образования   /   под   ред.   Т.   М. Бабуновой. – Магнитогорск, 2003. 3.   Андреева   Г.   М.   Социальная   психология.   Учебник   для   высших   учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. –376 с. 4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с. 46 –51. 5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ­ПРЕСС, 2004. 6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. С. 398­464. 7.   Венгер   А.   Л.   Психологические   рисуночные   тесты:   иллюстрированное руководство / А. Л. Венгер. – М.: Издательство Владос­пресс, 2005 8.   Взаимодействие   дошкольного   учреждения   с   социумом.   –   Пособие   для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003. 9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. – № 4. – С. 27­39. 10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. 11.  Гуров  В.   Н.  Семья   в   системе   формирования   современной   личности. // Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 29­40. 12.   Давыдова   О.   И.   Технология   организации   контакта   и   взаимопонимания между   педагогами   и   родителями   детей   дошкольного   возраста   в   новых социальных   условиях   //   Психолого­педагогические   проблемы   современного образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Изд­во БГПУ, 2001.– с. 119 13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ/ М., 2005. 14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1986. 15. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов   учреждений,   обеспечивающих   получение   дошкольного образования / Т. П. Елисеева; ­ Мн.: Лексис, 2004.

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи

Информационно-практико-ориентированный проект        социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017