Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 3
Детсад
10.02.2017
Материал содержит теоретическую часть информационно-практико-ориентированного
проекта "Мы с вами, мы рядом!". Основная тема проекта - социализация детей через педагогическое сопровождение семьи.
В настоящее время в практику дошкольного учреждения стали включаться дети из приемных семей. Данный проект направлен на взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам педагогической компетенции по вопросам социализации детей.теоретическая часть проекта
Проект.docx
Управление образования Серпуховского муниципального района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Райсеменовский детский сад комбинированного вида
«РОДНИЧОК»
Информационнопрактикоориентированный
проект
семьи
социализация детей через педагогическое сопровождение
«Мы с
вами,
мы
рядом!
»
Подготовили
Рассыпных Валентина Ивановна,
Карпова Елена Сергеевна
Воспитатели
2015 год СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА...........................................................5
ЭТАПЫ ПРОЕКТА.................................................................................................8
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МЫ С ВАМИ, МЫ РЯДОМ!»...........12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................15 ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В настоящее время, когда научнотехнический прогресс
достиг высокого уровня развития, особую ценность приобретает активный
человек с высоким творческим потенциалом, способный к быстрому и
конструктивному принятию решений, гармонично взаимодействующий с
окружающим миром.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей,
природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Главным
критерием социализации ребенка, должна выступать степень развития
самостоятельности, инициативности и творчества личности.
Дошкольное детство — время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Так, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М.
И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн утверждают, что именно в
детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются
первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы
межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
Проблема социализации детей из приемных семей очень важна, т.к. до
перехода в семью, эти дети воспитывались в закрытости, изолированности и
отстраненности от реальной жизни, не имея образцов социального поведения и
усвоения социального опыта. С недоверием и боязнью внешнего мира дети
приходят в приемную семью.
Семья и дошкольное учреждение — два самых важных института
социализации дошкольников, которые, выполняя свои особые функции, не
могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка. Именно тесное сотрудничество семьи и детского сада, их
взаимодополняемость основные условия для реализации эффективного
процесса
Устанавливая
взаимоотношения с семьей, ДОУ создает условия для полноценного процесса
социализации, и если семья ребенка будет принимать непосредственное
участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного
учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность.
ребенкадошкольника.
социализации
Кроме этого тесное взаимодействие семьи, особенно семьи,
воспитывающей приемного ребенка, и детского сада позволяет дошкольнику
погрузиться в пространство семьи, почувствовать причастность к своей семье,
что немаловажно для духовнонравственного развития ребенка. Работая над проблемой по социализации дошкольников, особенно из
приемной семьи, мы сделала вывод, что для решения проблемы обеспечения
социализации личности необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и
семьи посредством разнообразных форм.
Проблемный вопрос: как повысить педагогическую компетентность
родителей в вопросах детскородительских отношений и социализации детей,
воспитывающихся в приемной семье?
Описание проекта: все это натолкнуло нас на организацию проекта
«Мы с вами, мы рядом!». В реализации данного проекта предполагается
участие детей, родителей, родителей и детей из приемных семей, педагогов.
В осуществлении данного проекта планируется использовать разные формы
взаимодействия для достижения положительных результатов.
Таким образом, эта взаимосвязь поможет родителям лучше
познакомиться друг с другом, поделится опытом семейного воспитания,
активизировать творческое общение родителей с детьми, повысить
педагогическую компетентность в вопросах детскородительских отношений. МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Мы с вами, мы рядом!»
Тема проекта:
социализация детей через педагогическое
сопровождение семьи
Цель проекта:
вовлечение семьи в единое образовательное
пространство, повышение педагогической компетентности родителей в
вопросах детскородительских отношений и социализации детей,
воспитывающихся в приемной семье.
Задачи проекта:
Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
Объединить усилия для развития и воспитания детей.
Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и
1.
2.
3.
воспитания детей.
4.
Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для педагогов детского сада:
взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
повышение и содействие общей культуры семьи и педагогической
компетентности родителей;
оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников
через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и
навыков практической работы с детьми;
установление доверительных и партнерских отношений с родителями;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и
воспитания детей;
привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):
совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка;
обмен опытом;
приемные родители получат эффективное сопровождение педагогов;
формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и
осуществлять детскую деятельность;
наполнение жизни семьи созидательной энергией;
Тип проекта: информационнопрактикоориентированный.
Вид проекта: комплексный.
Участники проекта:
Дети, родители (законные представители),
педагоги.
Формы работы над проектом: 1. Информационно – аналитические: анкетирование, опросы, консультации,
метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок».
2. Наглядноинформационные формы: открытый показ НОД для родителей,
фотовыставки, стендовые доклады, дни открытых дверей.
3. Познавательные: родительские собрания, совместная работа по
тематическому плану проекта, мастерклассы, круглый стол.
4. Досуговые: совместные праздники, досуги, развлечения, участие родителей
в конкурсах, выставках, акциях.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2015 – январь
2017 г.г)
Ожидаемые результаты:
Родители станут участниками педагогического процесса.
1.
Повышается педагогическая компетентность в вопросах детско
2.
родительских отношений и социализации детей, воспитывающихся в
приемных семьях.
Совместная работа коллектива МДОУ с семьёй будет способствовать
3.
созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих
их взрослых.
4.
Педагогическое и личностное развитие всех участников проекта.
Для детей:
Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей.
Интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок —
1.
2.
ребенок», «ребенок — взрослый».
3.
4.
успешной социализации, а также условия для развития этих навыков.
Элементы творческого мышления.
Дети из приемных семей получат необходимые умения и навыки для
Для педагогов:
1. Повышение педагогической компетентности по взаимодействию с
родителями и детьми из приемных семей.
2. Интерес к новому виду сотрудничества с семьёй.
3. Мотивация использования метода проектов в педагогической
деятельности.
4. Умение планировать проектную деятельность.
5. У педагогов – должны сформироваться доверительные, партнерские
отношения с детьми и родителями.
Для родителей:
1. У родителей – должны сформироваться доверительные, партнерские
отношения с детьми и педагогами.
2. Участие в различных акциях, открывающих детям любящих,
творческих, добрых родителей.
3. Формирование чувства ответственности, гордости, любви. 4. Активизируется деятельность родителей в жизни ребенка в
дошкольном учреждении.
Продукт проекта:
презентация проекта «Мы с вами, мы рядом!» на родительском собрании,
педагогическом совете в ДОУ;
стендовый доклад «Мы с вами, мы рядом!» ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 ЭТАП – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2015 г.)
1. Сбор, изучение, анализ информации по теме проекта.
2. Разработка концепции проекта постановка целей и задач, определение
целевых ориентиров, прогнозирование конечного результата, разработка
проекта, подготовка документации и материала по реализации проекта.
Информирование участников проекта о создании проекта и его
3.
реализации.
Анализ развивающей предметнопространственной среды.
4.
5.
Мониторинг детей по образовательной области «Социально
коммуникативное развитие (в процессе наблюдений, бесед, создания
проблемных ситуаций).
6.
представителями).
опрос и беседы с родителями (законными
Анкетирование,
2 ЭТАП – основной (декабрь 2015 г – декабрь 2016 г.)
Работа с детьми
НОД:
«Я и моя семья!»
(познание);
«Россия – Родина
моя!» (познание);
«Дом, в котором я
живу»
«Дом из бревнышек»,
«Праздничный пирог»,
«Украсим торт ко дню
рождения» (лепка);
«Мой дом – моя
крепость»,
«Друзья
для
вагончики
паровозика
из
Взаимодействие с
родителями
(законными
представителями)
Родительские
собрания:
«Адаптация ребенка в
ДОУ»;
«Один день из жизни
нашей группы»;
«Чтоб ребенок рос
здоровым!» в форме
телепередаче «Жить
здорово!».
Совершенствование
ППРС по теме проекта
оформление группы
«Волшебное дерево с
фотографиями детей»;
изготовление
настольного полотна по
ПДД для обыгрывания
детьми;
изготовление
напольного полотна по
ПДД;
изготовление дорожек
здоровья совместно с
родителями
кормушек,
изготовление
птиц из «Заботимся
Ромашкова»
(аппликация);
«Мой дом», «Цветы на
моем
окне»
(нетрадиционные
техники),
«Нарисуйте
машинам колеса и
окна» (дорисовывание
элементов) рисование
Коммуникативная
деятельность:
Беседы:
о
малышах и пожилых
людях»;
«Как и чем можно
порадовать близких»;
«Самая красивая
птичка»;
«Моя семья»;
«Праздники в моей
семье»;
«В нашей семье все
трудятся»;
«Любимые занятия
членов нашей семьи»;
Обсуждение
ситуаций:
«Ты заблудился»;
«Ребенок разбил
любимую мамину вазу,
как поступить? (сломал
дедушкины
очки,
размотал бабушкины
клубки для вязанья и
другие)»;
«Если будешь
ссориться, если будешь
драться».
Продуктивная
деятельность:
изготовление
разного материала.
подборка
стихотворений,
пословиц иллюстраций
по теме;
приобретение игрушек
для сюжетноролевых
игр «Магазин»,
«Семья»;
приобретение новых
игр
«Пазлы»,
«Мозаика», «Кубики»,
дидактические ЛОТО,
конструктор;
организация зимнего
огорода на окне с
привлечением
родителей и детей,
воспитывающихся в
приемной семье;
создание презентаций:
«Моя малая Родина – д.
Райсеменовское»,
«Один день наших
детей в детском саду»;
совместное
оформление участка –
снежных
создание
скульптур
для
обыгрывания детьми;
оформление стенгазет
с
привлечением
родителей
к
праздникам;
оформление
стенгазеты «Солнце,
воздух и вода – наши
лучшие друзья»;
Акция добрых дел «С
каждого по зёрнышку;
Конкурсы: с
«Золотая осень»,
«История далекая и
близкая»,
«Зимняя фантазия»
Консультации:
«Семья и ее роль в
социализации
дошкольников»;
презентация
«Отрицательные
и
положительные аспекты
влияния компьютера на
ребенка»;
Материал
информационного
стенда:
«Правила дорожного
движения в зимний
период»;
«Особенно будьте
внимательны!»;
«Безопасность зимних
прогулок»
для
Рождественские
образовательные чтения
сценка с участием
детей и родителей
«Непослушный
медвежонок».
участие родителей в
проведении праздников
для детей.
В.
Осеева
Пантелеев
открыток,
подарков,
для родителей к
праздникам;
сценка ко Дню матери
«Лучшая мама»;
Ознакомление
художественной
литературой:
«Отомстила»;
В. Осеева «Девочка с
куклой»;
В. Осеева «Волшебное
слово»;
Л.
«Честное слово»;
Л. Пантелеев «Трус»;
Б. Житков «Как тонул
один мальчик»;
М. Ивенсен «Кто
поможет?»;
С.Маршак «Сказка о
глупом мышонке»;
С. Маршак «Сказка об
умном мышонке».
«Катя в яслях;
Игровая
деятельность:
д\и:
«Какой букет цветов
ты хотел бы подарить
маме?»;
«Вежливые
слова», «Позвони по
телефону маме (папе)»,
«Мой
портрет»,
«Помоги маме (папе)»,
«Где мы были, что мы
видели», «Кому, что
нужно для работы?»,
«Кто,
что любит
делать?», «Кто о нас
Александрова
З. театрализованные
заботится», «Подбери
инвентарь
(инструмент)»,
«Подбери одежду
сюжетно – ролевые
игры:
«Семья»,
«Парикмахерская»,
«Больница»,
«Магазин»;
игры:
по сказкам «Три
медведя», «Колобок»,
«Теремок»
Совместные мероприятия детей и родителей
(законных представителей:
Мастеркласс «Игровые технологии в обучении
детей по ПДД»;
Мастеркласс «Покормите птиц зимой»;
НОД с привлечением родителей «А вот и я! Что
же есть у меня?!»;
НОД с участием детей и родителей «Моя семья
– моя гордость!»;
оформление стенгазеты на тему «Здоровье – это
здорово!»;
Выставка совместного творчества
взрослых и детей «Что нам Осень принесла?!»;
3 ЭТАП – заключительный (январь 2017 г)
1 Подведение итогов реализации проекта.
2 Обсуждение полученного результата.
3 Презентация проекта «Мы с вами, мы рядом!» на родительском
собрании, педагогическом совете.
4 Постановка новых целей, задач по теме проекта. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА «МЫ С ВАМИ, МЫ РЯДОМ!»
1.
В основе создания проекта «Мы с вами, мы рядом!» лежит появление в
группе детей из приемных семей, а также результаты проведенного
мониторинга по образовательной области «Социальнокоммуникативное
развитие» в сентябре 2015 года. Исследование детей проводилось в ходе
наблюдений и специально созданных ситуациях. Оценивались следующие
критерии по 5 – балльной системе:
ребенок старается соблюдать правила поведения в общественных местах,
при общении со взрослыми и сверстниками, к природе;
ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев
иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается;
ребенок понимает значение слов, обозначающих эмоциональное состояние,
этические качества, эстетические характеристики;
ребенок имеет представления о мужских и женских профессиях;
ребенок проявляет интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых
героев, может поддерживать ролевые диалоги;
ребенок готовит к занятиям рабочее место, убирает материалы по окончании
работы;
ребенок принимает роль в игре со сверстниками, проявляет инициативу в
игре, может объяснить сверстнику правило игры.
Сравнительный результат на начало и конец данного проекта можно
увидеть на рисунке 1. Социально-коммуникативное развитие детей
4.5
3.2
социально-коммуникативное развитие
сент ябрь 2015 г
январь 2017 г
4.5
4
3.5
3
2.5
2
1.5
1
0.5
0
Рис. 1 Социальнокоммуникативное развитие детей
Вывод: из данных мониторинга мы видим, что при реализации проекта
«Мы с вами, мы рядом!» получили следующие результаты:
родители и законные представители стали активными участниками
педагогического процесса;
повысилась педагогическая компетентность в вопросах детскородительских
отношений и социализации детей, воспитывающихся в приемных семьях;
совместная работа коллектива МДОУ с семьёй способствовала созданию
единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их
взрослых;
дети постоянно чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей
и педагогов;
повысился интерес к совместной исследовательской деятельности «ребенок
— ребенок», «ребенок — взрослый»;
развитие элементов творческого мышления;
дети из приемных семей получили необходимые умения и навыки для
успешной социализации, а также условия для развития этих навыков;
педагоги повысили свою педагогическую компетентность по
взаимодействию с родителями и детьми из приемных семей, интерес к новому
виду сотрудничества с семьёй.
Планирование дальнейшей работе по теме проекта: продолжать работу по
педагогическому
(законными
представителями) с целью создания условий для полноценного процесса
социализации детей дошкольного возраста.
взаимодействию
с
родителями СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – 2е изд., перераб. И
доп. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с.
2. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М.
Бабуновой. – Магнитогорск, 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. –376 с.
4. Антонова Е. В., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей
раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – с. 49 – 53; № 6 – с.
46 –51.
5. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться
понимать своего ребенка. – М.: АСТПРЕСС, 2004.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:
Просвещение, 1968. С. 398464.
7. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное
руководство / А. Л. Венгер. – М.: Издательство Владоспресс, 2005
8. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. – Пособие для
практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2003.
9. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999.
– № 4. – С. 2739.
10. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004.
11. Гуров В. Н. Семья в системе формирования современной личности. //
Педагогическое образование и наука. 2001. – №4. С. 2940.
12. Давыдова О. И. Технология организации контакта и взаимопонимания
между педагогами и родителями детей дошкольного возраста в новых
социальных условиях // Психологопедагогические проблемы современного
образования: Сборник научных статей. – Барнаул: Издво БГПУ, 2001.– с. 119
13. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в
ДОУ/ М., 2005.
14. Детский сад и семья/ Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1986.
15. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для
педагогов учреждений,
обеспечивающих получение дошкольного
образования / Т. П. Елисеева; Мн.: Лексис, 2004.
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Информационно-практико-ориентированный проект социализация детей через педагогическое сопровождение семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.