ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В. И. Владарский
ГБОУ ЛНР «Стахановский колледж технологий машиностроения»
В основе метода творческого проектирования лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления.
Ключевые слова: информационные источники, информационные технологии, творческое проектирование, ресурсы интернета, электронные библиотеки и энциклопедии, открытые базы данных, обучающие онлайн порталы, офисные пакеты приложений, мультимедиа технологии, сайт учебного заведения
Направления информационных технологий в проектной деятельности
В проектной деятельности свое применение получили следующие направления информационных технологий:
‒ Ресурсы Интернета: поисковые системы и отдельно взятые сайты.
‒ Электронные библиотеки и энциклопедии как распределенного, так и централизованного характера, позволяющие по-новому реализовать доступ обучающимся к мировым информационным ресурсам.
‒ Информационные среды на основе открытых (доступных) баз данных и баз знаний, позволяющие осуществить как прямой, так и удаленный доступ к информационным ресурсам.
‒ Обучающие онлайн порталы различных тематик.
‒ Прикладные и инструментальные программные средства, обеспечивающие выполнение конкретных учебных операций (обработку текстов, составление таблиц, редактирование графической информации). Для этих целей можно использовать различные офисные пакеты приложений, таких, как MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice, StarOffice и др.
‒ Мультимедиа технологии. В их числе существует огромное количество различных видеоэнциклопедий, электронных учебников, интерактивные путеводителей, обучающие программы, видеокурсы в формате онлайн, ситуационно-ролевые игры и др.
‒ Телекоммуникационные системы, реализующие электронную почту, телеконференции и т. д. и позволяющие осуществить выход в мировые коммуникационные сети, сайты учебного заведения и/или преподавателя, дающие возможность опубликовать работу в сети Интернет.
‒ Электронные настольные типографии, позволяющие в индивидуальном режиме с высокой скоростью осуществить выпуск печатных материалов и документов на различных носителях.
‒ Системы защиты информации различной ориентации (от несанкционированного доступа при хранении, от плагиата, от искажений при передаче и т.д.).
Ресурсы Интернета
Большое распространение в сфере образования получил Интернет. Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Диапазон применения Интернета простирается от самостоятельной работы по поиску ответа на простейший вопрос до технологий дистанционного обучения и получения образования. Среди всего этого множества информации действительно ценной, оригинальной и достоверной может быть достаточно малое количество. Поэтому навыки поиска необходимой информации в сети Интернет с помощью составления продуманных поисковых запросов позволяют не заблудится в этом «зеркальном лабиринте» данных и отсеять зерна действительно полезных информационных ресурсов от плевел их двойников, пустышек и прочего интернет-мусора.
Электронные библиотеки и энциклопедии
Трудно переоценить тот объем информации, которую могут получить юные исследователи в обычной библиотеке. Даже в рядовой библиотеке можно найти весь, необходимый для работы над проектом, материал. С развитием сети Интернет в ее недрах стали появляться различные электронные библиотеки (например, lib.ru) и энциклопедии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными библиотеками. На этих Интернет-ресурсах не придется ожидать, когда вернет необходимую книгу предыдущий читатель; в этих электронных источниках информации, как правило, имеется поиск по нескольким параметрам, позволяющий быстро отыскать необходимую информацию, как в конкретной книге, так и среди нескольких источников. Информацию можно всегда скопировать, чтобы детально и основательно проработать позже, в удобное время; информацию можно быстро переработать и изменить под требования проекта.
Ярким примером электронной энциклопедии является всем известная Википедия (wikipedia.org). Ее характерной чертой является использование собственной технологии wiki, лежащей в основе функционирования многих других электронных энциклопедических справочников различных тематик. И хотя подобные Википедии ресурсы не могут являться полноценными заменителями книг, все же они позволяют быстро отыскать ответ на конкретный вопрос, что позволяет грамотно распоряжаться временем и сосредотачиваться на более сложных этапах создания проекта.
Открытые базы данных
Как
известно, с течением времени ранее секретные данные становятся рассекреченными.
К этим данным очень часто могут получить доступ не только профессионалы, но и
любые интересующиеся люди. Иногда эти данные оцифровываются и размещаются в
сети Интернет для большего удобства исследователей. К подобным электронным
банкам документов, помогающим обучающимся в поиске материала для
исследовательской работы, можно отнести и различные онлайн ресурсы, хранящие
оцифрованную периодику разных лет. Ведь любая газета – это оттиск того времени,
когда она была напечатана, и зачастую она более информативна и лучше передает
дух изучаемого отрезка времени, нежели самые подробные исторические фолианты,
выпущенные в наше время.
Если различные электронные энциклопедии и
ресурсы сети Интернет дают общую картину происходивших событий, рассматриваемых
в рамках проекта, то хранилища документов позволяют обучающимся почувствовать
себя настоящими историками, ведь они работают с подлинными, пусть и
оцифрованными документами. Подобная работа вносит в создаваемый проект
исследовательские нотки, дух первооткрывателя, что напрямую влияет на
заинтересованность в подобной работе школьников.
Обучающие онлайн порталы
Более современной формой обучения в наше время стала дистанционная форма обучения – получение знаний без посещения образовательного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное образование дает возможность обучаться удаленно от места обучения в удобное для себя время и в привычном темпе, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Это позволяет современному человеку обучаться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая обучение с основной деятельностью. Кроме того, обучающемуся для поступления не требуется определенного образовательного уровня, и каждый может обучаться столько, сколько ему необходимо для освоения предмета и получения зачетов.
Подобные образовательные порталы нередко абсолютно бесплатны, где зарегистрироваться и начать заниматься самостоятельно не вызывает каких-либо трудностей. В то же время, занимаясь онлайн, обучающийся не только имеет возможность использовать онлайн лекции в разработке проекта, но и приобретает необходимую для дальнейшей его защиты эрудицию и самостоятельность.
Офисные пакеты приложений
Многие из перечисленных технологий существенно облегчают не только сбор информации, ее обработку, но и оформление готового проекта. Например, программы MicrosoftOffice позволяют структурировать информацию, создавать схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, которые необходимы как на начальном этапе проекта, так и на заключительном, когда предоставляется готовый продукт. Проект может быть представлен в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint. При подготовке обучающимися презентаций формируются важнейшие навыки работы с информацией: критическое осмысление, выделение главного в сообщении, систематизирование и обобщение, грамотное представление и оформление проекта в рамках единого стиля.
Мультимедиа технологии
Мультимедиа технологии – возможность представления информации пользователю во взаимодействии различных форм (текст, графика, анимация, звук, видео) в интерактивном режиме; это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. В связи с этим технологии мультимедиа идеально подходят для обучения с использованием компьютерных технологий в научно-просветительской и образовательной сферах. Показываете ли вы учащимся обучающее видео с помощью обычного видео плеера или перелистываете проецируемые проектором страницы электронного учебника, моделируете ли на интерактивной доске ситуационно-ролевую игру, – все это мультимедиа технологии, уже достаточно прочно закрепившиеся в нашем современном мире. И, конечно же, эти технологии удобно использовать при создании и защите проектов.
Сайт учебного заведения
Большинство образовательных заведений имеет собственные сайты, где и можно разместить учебные проекты. Существующие технологии позволяют преподавателю, не обладающему техническими знаниями в области веб-программирования, веб-дизайна и др. создать свой собственный сайт, с помощью которого можно делиться накопленным опытом с коллегами и обучающимися, имеющими доступ к сети Интернет.
Работа над проектом, используя последние достижения информационных технологий, позволяет обучающимся усваивать учебную информацию с большим интересом и отдачей, идя в ногу со временем, положительно влияет на развитие у обучающихся навыков общения со всеми участниками проекта, дает дополнительную мотивацию к обучению, а также формирует творческие способности обучающихся.
Доступность для образовательных целей всего многообразия информационных технологий позволяет не только продуктивно и с отдачей обучать обучающихся, но и поощрять их старания, публикуя их работы в сети Интернет. Ведь размещение работы на сайте образовательного учреждения или преподавателя дает возможность ощутить себя частью информационного пространства, где ты не только используешь чью-то информацию, но вносишь и свой вклад.
Список используемых источников
1. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.
2. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
3. Клименко А. В., Подколзина О. А. Проектная деятельность учащихся. //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. №9.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
5. Полат Е. С. Как рождается проект. М., 1995
6. www.intuit.ru Левин В. И. История информационных технологий, 2007.
7. www.sibuch.ru
8. www.sgu.ru
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.