Информационные технологии как средство организации учебного занятия и воспитательного мероприятия
Требования времени, развитие компьютерных технологий привели к тому, что в современном мире основным, и уже привычным, техническим средством передачи и обработки информации стал компьютер. Он знаком и понятен обучающимся и педагогам. Применение компьютерной техники в процессе обучения широко обсуждается в педагогической среде. Сегодня трудно найти учителя, который, хотя бы эпизодически, не использовал компьютер в подготовке и проведении уроков и мероприятий. Проведение таких занятий имеет ряд особенностей.
Рассмотрим основные моменты, связанные с использованием компьютерной техники в процессе организации обучения и воспитания.
Компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы являются средствами обучения и воспитания и составляют информационную среду образовательного учреждения. Пользователями этой среды являются педагоги, обучающиеся, родители. Для них появляется возможность:
· расширить возможности выбора средств, форм и методов обучения;
· оптимизировать темп изучения образовательных областей;
· обеспечить доступ к различной информации, содержащейся в фондах библиотек, музеев, архивов;
· повысить интерес обучающихся к обучению;
· использовать такие методы, как обсуждение учебных проблем в чатах, на форумах, обмениваться оперативной информацией;
· формировать установку на непрерывное образование в течение жизни.
Использование компьютера в образовательном процессе позволяет:
· применять предметно ориентированные электронные средства обучения;
· демонстрировать и моделировать эксперименты и опыты, которые невозможно наблюдать в режиме реального времени;
· применять презентационные программы: видео, анимации, слайд- и фильмшоу;
· многократно обращаться к интерактивным заданиям, тренажерам;
· применять справочный материал: интерактивные карты, плакаты и таблицы, виртуальные словари и библиотеки, выставки и музейные экспозиции;
· технологизировать процесс подготовки занятия и ведения мониторинга собственного труда.
Формы организации занятий с компьютерной поддержкой
Понятие компьютерная поддержка встречается еще в 80-е годы ХХ в. в работах Ершова А.П. Данное понятие рассматривается в контексте значения слова «поддержка» («помощь, содействие, опора») и компьютер рассматривается как вспомогательное средство, которое способствует процессу обучения и обеспечивает двусторонний характер взаимодействия педагога и обучающегося.
Использование компьютерной техники на уроке (презентации, интерактивные карты, задания, тесты) должно быть организовано в строгом соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания.
Обучающиеся должны знать:
· правила техники безопасности при работе с компьютером;
· основные понятия «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «ярлык программы» и пр.;
· устройства ввода информации – клавиатура и манипулятор «мышь»;
· основные инструменты текстового редактора;
· основные инструменты графического редактора.
Обучающиеся должны уметь:
· пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
· использовать манипулятор «мышь»;
· работать с командами, создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.
Существует несколько подходов к использованию компьютерной техники на занятии.
Фронтальная форма обучения. На занятии можно использовать компьютер учителя, компьютеры в компьютерном классе или личные компьютеры обучающихся.
При использовании одного компьютера педагога речь идет об организации занятия демонстрационного типа, на котором компьютер используется в качестве «электронной доски». Для применения в качестве демонстрационного устройства, компьютер используется вместе с мультимедийным проектором. Они легко транспортируются, что позволяет оперативно организовать занятие с компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время и в любом кабинете. Такой вариант использования компьютерной техники позволяет обеспечить сопровождение наглядным материалом урок объяснения нового материала, а также урок повторения и закрепления. При этом монитор компьютера педагога может использоваться не только в режиме демонстрации, но и в режиме приглашения к нему обучающихся для выполнения заданий, предусмотренных электронным средством обучения.
Использовать один компьютер и проектор в учебном классе целесообразнее всего в ситуациях, когда:
· предусмотрена компьютерная демонстрация или иллюстрация изучаемого материала;
· предусмотрено представление результатов проектной или исследовательской деятельности;
· не предусмотрена самостоятельная работа обучающихся.
· занятия за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах;
· просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения не должен превышать 10 минут в 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
· просмотр телепередач не должен превышать 15 минут в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 30 минут в 8-11 классах;
· просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения не должен превышать 15 минутв 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 30 минут в 8-11 классах;
· работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой не должна превышать 15 минутв 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
· прослушивание аудиозаписи не должно превышать 20 минут в 1-2 классах, 20 минут в 3-4 классах, 25 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
· прослушивание аудиозаписи в наушниках не должно превышать 10 минут в 1-2 классах, 15 минут в 3-4 классах, 20 минут в 5-7 классах, 25 минут в 8-11 классах;
· наблюдать, анализировать и обсуждать явления, представленные в таблицах, видеороликах, схемах;
· работать с понятиями, определениями, правилами, составлять кластеры;
· моделировать различные ситуации;
· коллективно выполнять предложенные задания;
· работать со справочниками и энциклопедиями;
· составлять информацию для докладов, проектов, презентаций, используя текстовый и иллюстративный материал.
· конкурсы, викторины, олимпиады;
· виртуальные экскурсии;
· интерактивные творческие задания;
· школьные и интернет-проекты;
· выпуск электронных и печатных изданий;
· конкурсы презентаций, фото и видео-сюжетов;
· работа школьного телевидения.
При организации фронтальной работы с использованием компьютеров и педагога и обучающихся применяется технология передачи информации по локальной сети. При этом содержание экрана компьютера учителя транслируется на экраны компьютеров учеников. Здесь можно использовать программу управления классом ClassroomManagement (программное обеспечение Classroom Management позволяет организовывать виртуальные классы — среду, где формируется живой образовательный процесс, использующий школьную сеть и Интернет. Виртуальный класс позволяет обучающимся и учителю вести урок и общаться в сети в режиме реального времени.).
Используя компьютерную технику, необходимо учитывать Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения:
−непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской в 1 - 4 классах не должна превышать 5 минут, в 5 - 11 классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски в 1 - 2 классах составляет не более 25 минут, 3 - 4 классах и старше - не более 30 минут.
После использования средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.
Групповая форма обучения. Следует использовать компьютеры обучающихся, подключенные по локальной сети к компьютеру педагога, который может выполнять роль сервера. Обучающиеся распределяются по группам, которым предоставляется доступ к информационным ресурсам. Такой вариант использования компьютерной техники позволяет обеспечить наглядным материалом творческие группы обучающихся и эффективно организовать обучение методом проектов, организовать индивидуальное (дифференцированное) обучение, обучение в малых группах. При этом работа за компьютером в группе должна регулироваться педагогом таким образом, чтобы один обучающийся выполнял свою работу на компьютере не более 7-10 минут, а остальные члены группы в это время выполняли часть работы, в которой компьютер не задействован. Оптимальное количество обучающихся в группе не более 4-5 человек.
В малых группах, используя один компьютер, обучающиеся могут:
Особенно следует отметить, что на первых уроках в компьютерном классе, целесообразно присутствие учителя информатики или коллеги, знакомого с работой компьютерного класса. Это нужно для того, чтобы оперативно решать возникающие проблемные вопросы, связанные с неполадками оборудования и программного обеспечения.
Внеурочная форма учебной деятельности. Организуется педагогом с целью активизации познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, повышения интереса к участию в конкурсных и проектных работах.
Формы внеурочной деятельности с использованием компьютерной техники:
Принципы разработки уроков с компьютерной поддержкой.
При планировании основы будущего занятия необходимо решить задачу подбора дидактического материала и его использования, т.е. методическую задачу, и задачу организации урока.
Факторы, влияющие на построение урока.
· Методическая цель урока и определяемый ею тип урока.
· Численность обучающихся в классе и количество имеющихся компьютеров.
· Гигиенические требования к работе обучающихся за компьютером.
· Уровень подготовки класса. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то, в зависимости от цели и задач урока, выделяют три подгруппы обучающихся (сильные, средние и слабые), могут быть и «смешанные» группы.
· Готовность обучающихся к работе с компьютерной техникой. От того, насколько обучающиеся хорошо владеют приемами работы с компьютером, с компьютерными программами, с мышью и клавиатурой, зависит скорость и успешность выполнения поставленных задач.
В ходе предварительной подготовки к уроку с использованием компьютерной техники, педагогу необходимо спланировать организацию работы обучающихся с компьютером, способы подачи учебного и дидактического материала. Особое внимание необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые обучающиеся будут использовать электронные средства обучения.
При подготовке к учебному занятию или внеклассному занятию с использованием компьютерной техники педагог:
· анализирует учебную программу, учебники, пособия;
· анализирует наличие и состояние компьютерной техники, дополнительной аппаратуры, изучает варианты ее использования;
· проверяет имеющиеся необходимые по теме урока (занятия) дидактические материалы: электронные средства обучения, аудиофайлы, кино- и видеофильмы, иллюстрации и др.;
· устанавливает технику в нужном кабинете или делает соответствующую заявку специалисту образовательного учреждения;
· прослушивает и просматривает весь отобранный материал, так как не всегда тема, указанная в названии электронного пособия, соответствует его содержанию. Например, для использования на уроке необходимо только несколько кадров фильма; или же визуальный ряд создан в соответствии с темой, содержанием урока, а текст подписей или комментарий надо убрать;
· осуществляет хронометраж, чтобы определить время, необходимое для применения этих средств обучения;
· определяет, с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или экранно-звуковое средство; в какой части урока наиболее целесообразно использовать этот материал;
· выясняет, какими сведениями, фактами, уже известными обучающимся, можно оперировать, на что необходимо обратить внимание обучающихся перед началом или в ходе просмотра, какие вопросы сформулировать после него;
· разбивает всю отобранную информацию на части в соответствии с характером учебного материала;
· планирует рациональный способ использования каждой части информации, сочетание кадров (записей и др.) со словом, опытом, практической работой;
· готовит вопросы и задания по каждой части информации и по всему материалу;
· планирует работу с учебником в сочетании с компьютерной техникой;
· готовит и тиражирует необходимый раздаточный материал;
· адаптирует отобранную информацию к возрасту и возможностям своих воспитанников.
· целесообразность;
· соблюдение санитарных норм;
· соблюдение баланса между техническими средствами и средствами человеческого общения;
· соответствие информационного материала возрастным особенностям обучающихся;
· конкретность и понятность указаний к выполнению каждого задания;
· активность обучающихся;
· ощущение комфортности у всех участников урока;
· рефлексия.
· Соблюдение технических, санитарно-гигиенических требований. Соблюдение временных норм непрерывной работы обучающихся за компьютером, соответствие интерфейса используемых программных средств уровню восприятия, степени сформированности умений у обучающихся работать с компьютерной техникой.
· Использование компьютерной техники в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и программой обучения. При выборе средств обучения за основу принимают понятия учебной программы, выделяют четкие цели использования ресурсов, обозначают планируемые результаты обучения.
· Создание условий для формирования активной познавательной позиции обучающихся.
· Обеспечение и повышение эффективности обучения через возможность построения индивидуальной траектории обучения, интерактивность, коммуникативность, рефлексивность.
· Влияние использования компьютерной техники на результативность обучения. Оценивается влияние применения компьютерной техники для достижения цели, выполнения плана урока, эффективности этапа закрепления материала, оперативности контроля знаний обучающихся на уроке.
Основные критерии эффективности применения компьютерной техники на уроке:
Анализ занятия с компьютерной поддержкой
Выделяются пять функциональных блоков, направлений в оценке урока с компьютерной поддержкой.
Ключевые моменты. Подготовка к проектированию урока с использованием компьютерной техники включает в себя:
· определение роли и места урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями;
· формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса;
· планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в ходе урока;
· уточнение способов контроля и оценки уровня достижения целей урока;
· изучение учебника, методических пособий, электронных изданий по данной теме;
· выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности обучающихся; выбор форм и способов организации этой деятельности;
· отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная практическая работа и т.д.), основных видов деятельности обучающихся;
· оценка вариантов реализации учебной ситуации – с применением компьютера и без применения; определение места работы с компьютерной техникой в структуре урока;
· подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования;
· разработка структуры, планирование этапов урока.
При проектировании учебного занятия или мероприятия с использованием информационных технологий педагогу необходимо обратить внимание на соблюдение санитарных норм, провести детальный анализ имеющихся технических ресурсов, спрогнозировать эффективность использования каждого ресурса, определить методику проведения занятия и основные виды деятельности с этими ресурсами.
1. Иванова Е.О. Теория обучения в информационном обществе / Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М.: Просвещение, 2011
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
3. Дементиевская Н.П., Морзе Н.В. Компьютерные технологии для развития учеников и учителей // Информационные тенологии и средства учебы: Сб. науч. Трудов / Под ред. В.Ю.Быкова, Ю.О.Жука. – К.: Атака, 2005
4. Мадзигон В.М. Проблематика и перспектива информатизации образования. – К.: Лыбидь, 2006
5. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецова А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. – М., 2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.