Использование информационных технологий на уроках ОРКСЭ
Начало 21 века - время бурно развивающейся науки и техники, когда компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Использование интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ обучения позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов, и выходить далеко за их рамки.
Учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.
Информационные технологии заняли одно из ведущих мест в современном образовании. Оправдано их применение и на уроках ОРКСЭ, так как позволяет:
· сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу той или иной эпохи;
· соотнести знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
· придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер;
· раскрыть предмет с разных сторон.
Использование ИКТ на уроках ОРКСЭ дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический.
Использование ИКТ увеличивает объём материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи.
Применение информационных технологий, я считаю, эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока:
· мультимедийной лекции с элементами беседы,
· урока - наблюдения,
· урока – практикума,
· урока - виртуальной экскурсии.
Особенности урока с применением информационных технологий следующие:
· Этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.
· Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.
· Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – учебником, доской и словом учителя.
На уроках ОРКСЭ (модуль ОПК) видеоматериалы могут служить:
· основным источником знаний – информация, иллюстративный материал;
· дополнительным источником знаний – информация;
· иллюстрацией рассказа учителя или текста учебника.
Использование видеоматериалов может осуществляться на разных этапах урока:
· как форма проверки домашнего задания;
· как способ создания проблемной ситуации;
· как способ объяснения нового материала;
· как форма закрепления изученного;
· как способ проверки знаний в процессе урока.
Исключительная роль наглядности в процессе обучения подтверждена всем педагогическим опытом человечества. Понимание ее необходимости объединяет самые различные системы образования, самые противоположные концепции обучения, самые отдаленные поколения учителей. Это требование остается в силе и сегодня, когда наглядные материалы стали доступны и разнообразны. И если технические средства кабинета позволяют, то возможности учителя безграничны. Мой кабинет оснащён компьютером и проектором.
Использование видеоматериала на уроках будет эффективным, если:
· видеоматериал понятен, доступен, интересен детям, т.е. соответствует возрастным особенностям школьников;
· просмотр видеоматериала разумно дозирован;
· применяется систематически, в течение всего года, так как систематичность в использовании видеоматериалов создает дополнительные условия для обогащения личности каждого учащегося;
· видеоматериал на уроке воспринимается детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы;
· учитель методически грамотно вводит видеоматериал в структуру урока.
Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, способствует творческому осмыслению содержания урока, расширению кругозора и повышает мотивацию учения.
Так же обучающимся нравится составлять кроссворды, викторины и разного рода задания (доскажи слово, закончи фразу, переведи фразу на современный язык, соедини парами и т. п.) Ребята могут составлять их для закрепления материала и для контроля.
Часто на уроках просматриваем видеоролики, созданные специально для урока или отрывки из мультфильмов, фильмов или даже фильмы. Это позволяет наглядно представить, прочувствовать с героем, учит сопереживать.
Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала, осуществить процесс «свертывания» информации.
Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий. Ведь не в каждой школе есть возможность посетить храм или мечеть, музей или галерею. Можно провести туда заочную (виртуальную) экскурсию, где представлены экспонаты ведущих художественных музеев и картинных галерей мира, 3D модели залов, позволяющие в реальном времени «путешествовать» по музею, получать необходимую информацию из всплывающих подсказок и аудиофайлов. Большинство картин представлено в высоком разрешении, что позволяет зрителю разглядеть мельчайшие детали художественного произведения, недоступные при использовании репродукций. Рассматриваемые сюжеты и образы должны выражать основные идеологические, этические, эстетические доминанты.
Применение ИКТ формирует навык исследовательской деятельности, способствует повышению качества образования, развивает личностные, регулятивные, метапредметные УУД.
Информационные
технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности
вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и
позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс
обучения.
Внедрение ИКТ на уроках позволили мне реализовать идею развивающего
обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума,
увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке
домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ
позволили мне вместе с моими учениками погрузиться в другой мир. Компьютер
обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий,
для работы по осмыслению и восприятию трудного материала связанного с
осознанием культурного и духового мира людей.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся.
Мой опыт работы обучения ОРКСЭ при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:
• ученик работает активно и самостоятельно;
• применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
• у ученика вырабатывается умение работать, соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
• формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, что бы обеспечить одно из главных прав ученика – право на качественное образование.
Девизом каждого учителя пусть станут слова немецкого философа Канта «Я знаю, что я мало знаю, но я знаю, где это можно найти…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.