А. А. Шайхлисламова
Россия, г. Челябинск
Информационные технологии в работе с учащимися
7-9 классов на уроках английского языка
В настоящее время быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий способствует ряду изменений в нашей жизни, а так же в образовательном процессе. Английский язык занимает лидирующие позиции в мире как средство международного общения и связано это, прежде всего, с развитием высоких технологий, экономики, PR-кампаний. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как международный язык. В настоящее время иностранные языки, в первую очередь английский, требуются исключительно для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.
Одной из основных целей уроков иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Как считают современные ученые (Е.С. Полат), чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Все это способствует тому, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания. Самое главное, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формулирования своих мыслей.
Основная идея данного подхода к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент с выполнения различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, которые должны владеть определенными языковыми средствами для оформления своего высказывания и своей речи в целом. Коммуникативный подход способен подготовить учащегося к спонтанному общению на иностранном языке.
В методике преподавания иностранных языков известны разные средства развития коммуникативных способностей. Наш опыт связан с применением информационных технологий. В работе с учащимися предпочтение отдается информационным технологиям по следующим направлениям:
1. Проведение медиа - уроков
От того, насколько грамотно методически и технологически разработан урок, зависят возможности развития интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Современный урок не может обойтись без использования информационных технологий, которые привлекают внимание детей, развивают у них наглядно-образное мышление, формируют стойкий интерес к предмету.
2. Организация дистанционного обучения
Потенциальными пользователями такой системы являются учащиеся, проявляющие повышенные интеллектуальные способности в каком-то научном направлении, но не имеющие опытного наставника. Такое обучение может подойти учащимся, родителям которых приходится часто менять место жительства, а так же учащимся с ограниченными возможностями. Необходимо так же отметить, что дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и профильного обучения. А так же дистанционное обучение пользуется успехом во время карантина или морозов.
3. Организация и проведение интернет - олимпиад
Онлайн олимпиады – это олимпиады, которые проходят в режиме реального времени. Участвовать в такой олимпиаде может любой учащийся, имеющий доступ к сети Интернет. Такого рода соревнование имеет ряд преимуществ.
Во-первых, проверка алгоритмов, составленных учениками, возложена на компьютер. Человек к этому процессу отношения не имеет, поэтому субъективизм оценивания полностью исключен.
Во-вторых, за ходом олимпиады можно наблюдать во время выполнения заданий, а результаты увидеть сразу после её окончания.
В-третьих, можно попробовать свои силы в решении задач высокого уровня сложности, встречающихся на олимпиадах Всероссийского уровня.
4. Проведение интернет - тестирования
Это очень удобный метод оценки знаний, а также самооценки своих способностей. Учащимся предоставляется возможность оценить свои знания, а учителю оценить пробелы и скорректировать план работы с учащимися разного уровня владения иностранным языком.
5. Проведение интерактивных недель
Используя цифровые образовательные ресурсы, учащиеся имеют возможность погрузиться в какую-то одну тему или полностью в раздел курса. Особенно актуально и полезно проведение таких недель для учащихся старших классов, позволяющее проводить тренинги по подготовке к ЕГЭ.
Перспективным направлением работы с учащимися средствами информационных технологий является создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, организации и проведении самостоятельного и группового научного исследования.
Таким образом, использование инновационных технологий с учащимися позволяет не только осуществлять эффективное обучение, но и поддерживать деятельность учителей образовательных учреждений в рамках учебного процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также естественным способом ввести инновационные компоненты в культуру преподавания предметов, замотивировав преподавателя на новые формы и технологии учебного процесса.
Список литературы
1. Владимирова Л. П. Интернет на уроках
иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
2. Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
3. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. (в
вопросах и ответах). СПБ., 2001.
4. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ,
№4, 2002. с. 73-78.
5. Пахомова Н. Ю. Компьютер в работе педагога М., 2005, с. 152-159.
6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка
-потребность времени.ИЯШ,№5, 2005
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.