Информационные технологии
в управлении образовательной организацией
Актуальность
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, очевидно, что и современное образование ориентировано на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В настоящее время развитие информационных технологий оказывает большое влияние на сферу образования, поскольку они могут очень эффективно применяться не только в процессе передачи знаний, но и в управлении образовательным процессом.
В связи с ростом требований к информационно-аналитической деятельности руководителей образовательного учреждения в управленческой науке идёт активный поиск путей эффективного сбора, хранения и анализа школьной педагогической информации. Повышение качества управления образовательным учреждением нуждается в разработке новых технологий управления информационными потоками.
Актуальность темы обусловлена рядом факторов:
- объём информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса становится выше, чем уровень достаточного понимания этой информации;
- механическая обработка без определённого стандартного алгоритма не даёт оперативных данных, позволяющих принимать оптимальные управленческие решения по результатам деятельности;
- работа образовательного учреждения в инновационном режиме требует
многогранного анализа образовательной деятельности, оперативного прослеживания динамики изменений и своевременной корректировки;
- сложные информационные модели (автоматизированные системы управления образовательной организацией), как правило, не оправдывают себя с финансовой точки зрения, поэтому необходимо и целесообразно компьютерные технологии вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами.
В работах В.С. Аванесова, В.П. Беспалько, И.А. Зимней, М.М. Поташника,
А.И.Субетто, Н.А. Селезнёвой, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Т.К. Чекмарёвой, М.А.Сергеевой и др. созданы теоретические предпосылки проектирования эффективной действующей системы управления качеством образовательного процесса, информационного обеспечения образовательного учреждения.
Соловьёв В.Н., Матрос Д.Ш., Мельникова Н.Н., Белушкин С.Д., Перегудов Ф.И., Новожилова Н.В., Швецова С.В., Каракозова Е.Н. и др. рассматривают теоретико-методологические основы компьютеризации и автоматизации системы управления образовательным учреждением.
Реальный процесс позитивных преобразований в общеобразовательной школе на основе использования информационных технологий в управлении характеризуется определёнными противоречиями:
- между необходимостью строить процесс компьютеризации управления на научной системной основе и фактическим осуществлением его путём развития отдельных направлений – составных элементов системы (технического оснащения, обеспечения программными средствами, подготовки кадров и др.);
- между научно-технократической и гуманитарной парадигмами процесса управления образовательным учреждением, обусловленными, с одной стороны, прогрессом техники и достижениями науки управления, с другой стороны, необходимостью реализации человекоцентристского подхода в управлении, основанном на субъект-субъектных отношениях;
- между необходимостью организации управления с применением новых информационных технологий и недостаточным уровнем подготовки педагогических кадров для работы с современным программным обеспечением.
Учитывая эти противоречия и была выбрана тема проекта «Информационные технологии в управлении образовательной организацией», а проблема сформулирована следующим образом: выяснить, каковы условия и механизмы использования в управлении МБОУ «Черемшанский лицей» информационных технологий.
Цель проекта: создание условий для внедрения информационных технологий в управление образовательным учреждением.
Объектом исследований является система внутришкольного управления в МБОУ «Черемшанский лицей»
Предмет исследования – процесс использования информационных технологий в управлении МБОУ «Черемшанский лицей»
Основные задачи:
1. Обоснование процесса использования информационных технологий (далее – ИТ) в управлении образовательным учреждением.
2. Разработка теоретической модели управления образовательным учреждением с применением информационных технологий.
3. Разработка методических рекомендаций по использованию ИТ в управлении для МБОУ «Черемшанский лицей»
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность действующей системы управления образовательным учреждением (далее – ОУ) может быть повышена, если:
- процесс управления ОУ будет строиться с учётом современных требований, в единстве с совершенствованием информационных технологий, что обеспечивает создание единого информационного пространства образовательного учреждения;
- будут созданы информационные банки, способствующие сокращению времени и затрат на выполнение операций, снижению вероятности появления ошибочной информации в отчётных документах;
- средства информационных технологий своевременно обеспечат администратора исчерпывающей информацией в наиболее удобной форме;
- будет создана совокупная общеобразовательная информационная среда с другими школами и учреждениями.
По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе управления ОУ можно поделить на:
1) использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами;
2) использование ИКТ в процессе управления ОУ;
3) использование ИКТ при организации образовательно-воспитательного процесса с детьми;
4) использование ИКТ в
процессе взаимодействия с родителями (законными представителями).
В ходе работы над проектом была проведена оценка уровня использования ИКТ
в МБОУ «Черемшанский лицей».
К техническим средствам на базе ИКТ, используемых в работе образовательного учреждения относятся: компьютеры; ноутбуки; ученические нетбуки; моноблоки; мультимедийные проекторы; интерактивные доски; интерактивные панели; планшеты; сканеры; принтеры; цифровой фотоаппарат; видеокамера; мультимедийное оборудование и пр.
Выделим также базовые прикладные программные средства, владение которыми необходимо каждому педагогу, а также руководителю образовательного учреждения. К ним относятся: текстовые и табличные процессоры, почтовые клиенты и другие средства связи, поисковые системы.
Также в рамках работы была произведена оценка уровня информатизации системы управления учреждением, в соответствии со следующими критериями. Результаты анализа отображены в таблице 1.
Таблица 1. Оценка уровня информатизации системы управления МБОУ «Черемшанский лицей» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
№ |
Функция информационной системы управления |
Уровень реализации |
1 |
Автоматизация процессов анализа и контроля за результатами образовательной деятельности |
Частично |
2 |
Автоматизация организации и управления учебным процессом |
Частично |
3 |
Автоматизация кадрового делопроизводства |
Частично |
4 |
Автоматизация системы ресурсного обеспечения деятельности лицея |
Частично |
5 |
Автоматизация организации и управления учебным процессом |
Частично |
6 |
Поддержка технологии нормативно-правового обеспечения деятельности лицея |
Частично |
7 |
Реализация системы электронного документооборота лицея |
Частично |
Таким образом, проведенный анализ показал, что использование информационных технологий в управлении применяется, не так активно, как этого требует информатизация образования.
Замысел проекта
- Создание локальной сети;
- Обновление компьютерной техники и создание автоматизированных рабочих мест сотрудников администрации лицея;
- Приобретение соответствующего программно-методического обеспечения, антивирусных программ, программ защиты информации.
- Обучение педагогического коллектива ИКТ, организация курсов повышения квалификации, проведение консультаций.
- Разработка единой формы базы данных образовательного учреждения:
1. Документы, регламентирующие деятельность МБОУ «Черемшанский лицей»:
Устав, локальные акты, образовательные программы, программа развития ОУ, учебный план, расписание.
2. Внутришкольная документация и внутришкольный контроль:
сведения об учащихся, отчеты, учебная нагрузка, тарификация.
3. Накопление и систематизация методического материала для создания единой базы данных образовательного учреждения:
электронное портфолио педагогов, учащихся.
График КПК.
Планы работы.
4. Создание соответствующих проекту локальных актов.
Сроки реализации проекта: 2018 – 2023 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный (2018 г.)
- анализ состояния информационного обеспечения образовательного учреждения;
- выявление уровня сформированности информационной культуры педагогов;
- определение приоритетных потребностей педагогов в овладении информационными технологиями и потребностей образовательного учреждения в информационном обеспечении;
- актуализация проблемы информатизации и мотивация всех субъектов образовательного процесса;
- формирование управленческой команды и распределение обязанностей и полномочий членов команды;
- разработка программы деятельности.
2 этап: формирование информационной среды МБОУ «Черемшанский лицей» (2019 – 2022 гг.)
- Формирование материальной базы: приобретение аппаратных средств, приобретение и создание программного обеспечения, устройство сетевых коммуникаций, создание локальной сети, освоение www-пространства;
- Формирование информационной культуры субъектов образовательного процесса:
организация изучения информационно – коммуникационных технологий всеми педагогами лицея;
- Информатизация внутришкольного управления: компьютеризация управленческой деятельности всех уровней, создание и использование базы данных по учащимся и учителям, создание банка компьютерных обучающих средств, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе лицея;
- Создание и организация работы информационной среды МБОУ «Черемшанский лицей».
3 этап: аналитический (2023 г.)
- мониторинг состояния информационной среды образовательного учреждения;
- подведение итогов и анализ результатов;
- определение жизнеспособности проекта.
Таблица 2. Риски и их предупреждение
1.Недостаточное оснащение материально-технической базы информационными ресурсами |
1.Использование универсального мобильного оборудования (переносных интерактивных досок, ноутбуков) |
2.Нехватка высококвалифицированных, заинтересованных, инициативных педагогов.
|
1.Повышение квалификации работающих педагогов через мини-курсы в учреждениях, где работают педагоги; проведение мастер-классов, обмена опытом среди педагогов учреждений муниципалитета. 2.Направление на курсы повышения квалификации. 3.Моральное и материальное поощрение творчески работающих педагогов. |
3.Администрация ОУ не в полной мере осознает эффективность использования новых технологий в процессе управления ОУ, а именно в экономии времени. |
1.Проявление интереса к проблеме всех участников образовательного процесса (поддержка учредителя МБОУ «Черемшанский лицей», родительской общественности, членов коллектива, высокий уровень осознания значимости, актуальности направления работы). 2.Высокие показатели управления МБОУ «Черемшанский лицей»- образовательно-воспитательного процесса. 3.Широкое освещение деятельности МБОУ «Черемшанский лицей» в СМИ, социальных сетях, на сайте лицея. 4.Открытость деятельности МБОУ «Черемшанский лицей» |
Предполагаемые результаты:
- Автоматизированность документооборота в МБОУ «Черемшанский лицей»;
-Накапливаемость на электронных носителях и постоянное обновление информации, необходимой для решения всех задач управления лицеем;
- Достижение высокого уровня информационной культуры педагога.
Таблица 3. Критерии успешности проекта
Задачи |
Критерии |
Показатели |
1.Формирование информационно-технологической инфраструктуры управления системой внутришкольного образования |
Обновление технического оснащения (приобретение компьютеров) |
Количество новых компьютеров |
Эффективное использование информационной среды Интернет |
Объем трафика |
|
Эффективная и понятная рядовому пользователю автоматизированная система управления образовательным учреждением |
Частота и продуктивность использования всеми участниками |
|
2.Подготовка педагогических, административных кадров образовательного учреждения, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии |
Обученность педагогов ИКТ |
100% |
Электронное портфолио педагогов, учащихся |
Наполняемость, обновляемость, использование в образовательном процессе |
|
Применение педагогами ИКТ в образовательном процессе |
Своевременность и достоверность отчетной документации |
|
3. Совершенствование и наполнение информационной среды МБОУ «Черемшанский лицей» учебным и информационным материалом |
Создание электронного архива; использование локальной сети |
Уменьшение временных затрат на оформление отчетной документации |
Работа сайта МБОУ «Черемшанский лицей» |
Повышение имиджа лицея Отзывы родителей, жителей района |
|
4.Разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение информационных технологий в управление МБОУ «Черемшанский лицей» |
Обеспечение нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение информационных технологий в управление лицеем |
Локальные нормативные акты |
Модель управления МБОУ «Черемшанский лицей» с использованием информационных технологий
Выстраивая модель управления лицеем на основе информационных технологий, мы учитывали, что приоритетным направлением является формирование интеллектуально развитой личности. С нашей точки зрения, эта идея в полной мере отражает веление времени и процессы, происходящие в образовании сегодня.
Цель – управление развитием МБОУ «Черемшанский лицей» на основе информационных технологий – определила следующие задачи:
- на I уровне (управления):
1. активизировать методическую работу педагогов, превращая её в научно-методическую;
2. стимулировать экспериментальную работу педагогов;
3. создать оптимальный учебный план;
4. создать систему управленческого мониторинга, на основе образовательного и социально-психологического комплексных исследований;
- на II уровне (педагога):
1.оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения;
2.создать надежную систему мониторинга и контроля с учётом психологических особенностей ученика;
3.построить процесс обучения в режиме субъект-субъектных отношений;
4.повышать педагогическую квалификацию и профессиональное мастерство учителя;
- на III уровне (ученика)
1. определить зоны ближайшего развития каждого ученика на основе социально-психологического мониторинга;
2. осуществлять дифференцированный подход к обучению;
3. формировать положительную мотивацию учебной деятельности.
Системный принцип организации образовательного процесса предполагает взаимосвязь всех его составляющих: содержания образования, образовательного мониторинга, социально-психологического мониторинга, которые в свою очередь определяют характер и содержание методической и научно-методической работы лицея.
Рис.1. Вертикальная структура управления МБОУ «Черемшанский лицей»
Заключение
Управленческая деятельность современного руководителя образовательной организации становится всё более интеллектуальной и научной. Её эффективность обусловлена опытно-экспериментальной работой в области внутришкольного управления. Потоки информации, обрушивающиеся со всех сторон на участников образовательного процесса, не оставляют времени для раздумий о необходимости изменений в традиционном процессе управления образовательным учреждением. Столь важно, поэтому, в настоящее время обосновать аспекты управленческого экспериментирования, которые определены кардинальными изменениями во взглядах на личность в целом и личность ученика в частности.
Создание условий для самореализации всех участников образовательного процесса, освобождение руководителя от рутинной «бумажной» работы и высвобождение времени на творческую, научную деятельность связано с поиском новых школьных моделей и технологий управления их внедрением. Организация опытно-экспериментальной работы в указанном направлении приобретает первостепенное значение.
Приступая к построению информационной модели управления МБОУ «Черемшанский лицей» мы предполагаем, что:
1. Использование информационных технологий в управлении развитием лицея благотворно скажется не только на целеполагании, но и на таких управленческих функциях, как планирование, руководство и контроль, с точки зрения эффективности и снижения затрат всех видов обеспечивающих ресурсов.
2. Современное управление в значительной степени превращается в управление информационными потоками.
3. Проблема управления информационными потоками в свою очередь распадается на целый ряд задач, как технического, так и нравственно-педагогического свойства:
- Обеспечение надёжной защиты информации;
- Определение круга её потребителей;
- Структурирование информации таким образом, чтобы каждый пользователь имел доступ к ней в пределах своей профессиональной компетенции.
4. Чёткая организация информационных потоков в лицее потребует перевода всех субъектов в режим регулируемого взаимного информационного обеспечения.
Список используемой литературы
1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. 2012. URL: http://pedsovet.org (дата обращения: 28.05.2014)
2. Градова Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в управлении образовательным учреждением. 2010. URL: http://journal.kuzspa.ru/articles/42/ (дата обращения: 28.03.2014)
3. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения. 2012. URL: http://www.moluch.ru (дата обращения: 12.04.2014)
4. Зайцева И. П. Классификация программного обеспечения. 2011. URL: http://knowledge.allbest.ru/programming/2c0b65635b2ad78a5c53a88421306d27_0.html (дата обращения: 10.04.2014)
5. Кананыхина М. А. Современные дидактические средства и информационные технологии. 2013. URL: http://revolution.allbest.ru (дата обращения: 31.03.2014)
6. Комарова В. Г. Классификация программного обеспечения. Виды программного обеспечения и их характеристики. 2009. URL:http://www.altstu.ru/media/f/Tema-6-Klassifikaciya-PO. (дата обращения: 10.04.2014)
7. Кореко А. В. ИКТ в профессиональном самоопределении старшеклассников. Волгоград, 2011. 199с.
8. Ларшин Г. А. Программные средства учебного назначения. 2008. URL: http://xreferat.ru (дата обращения: 16.05.2014)
9. Марченко О. Г. Глобальная сеть Интернет. 2007. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-87524.html (дата обращения: 1.04.2014)
10. Машонская Е. В. Использование ИКТ в образовательных учреждениях. 2010. URL: http://shakhty-edu.ru/node/204 (дата обращения: 18.05.2014)
11. Никишова Е. С. Использование ИКТ на уроках истории в начальной школе. 2009. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1385187.html (дата обращения: 28.03.2014)
12. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат [и др.]. Москва, 2012. 272 с.
13. ООО «Кирилл и Мефодий» КМ-Школа. 2009. URL: http://www.km-school.ru/r1/arm/a1.asp (дата обращения: 20.04.2014)
14. Подвинцева О.В. Что такое компьютер? 2013. URL: http://informatika.sch880.ru (дата обращения: 1.04.2014)
15. Разработка Института дистанционного образования Российского университета дружбы народов. Использование информационно-коммуникационных технологий в общем среднем образовании. 2006. URL: http://www.ido.rudn.ru (дата обращения: 31.03.2014)
16. Силютина С. Н. Использование ИКТ на уроках английского языка на второй ступени обучения. 2012. URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 1.04.2014)
17. Солдатова Н.М. Пакет методических материалов по организации единой информационной образовательной среды в образовательных учреждениях. Владивосток, 2011. 16с.
18. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2009. URL: http://www.infsoft.itais.ru/index.php/ittech/71-konsult (дата обращения: 29.03.2014)
19. Балдин, К.В. Информационные технологии в менеджменте / К. В. Балдин. – М.: Академия, 2012. - 283 с.
20. Захарова, И.Г. Информационные технологии в управлении образовательными учреждениями / И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2012. - 190 с.
21. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М.: [б.и.], 1997. – 47 с.
22. Моисеев, А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть / А.М. Моисеев. – М.: Сентябрь, 2001. – 160с.
23. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, В.И. Огарев. СПб; Воронеж: [б.и.], 1995. - 231с.
24. Смирнов, Э.А. Теория организации / Э.А. Смирнов. - М.:ИНФРА-М, 2003. – 248с.
25. Телекоммуникационные технологии управленческой деятельности руководителя / Н.В. Новожилова // Школьные технологии. – 2003.- №2. – С.7-9.
26. Третьяков, П.И. Школа: управление по результатам / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 2001. – 85с.
27. Управление современной школой / М.М. Поташник. - М.: Новая школа, 2001. – 83с.
28. Ямбург Е. Единое информационное пространство школы : педагогический аспект / Е. Ямбург. – М.:[б.и.], 2003. – 87с.
29.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.