Информационные технологии в образовании
Оценка 5

Информационные технологии в образовании

Оценка 5
Документация
docx
математика
Взрослым
22.11.2018
Информационные технологии в образовании
В настоящее время сформировалась новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами, с другой стороны — с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети, компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком, искусственный интеллект, автоматизированные системы моделирования сложных процессов и многие другие.
Информационные технологии в образовании.docx
Информационные технологии в образовании       XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Федеральные   программы   «Развитие   единой   образовательной   информационной   среды» и «Электронная  Россия» создали достаточно мощную инфраструктуру  информатизации, которая   позволила   обеспечить   практически   все   учебные   заведения   современной вычислительной техникой. А самое главное, дала возможность использовать материалы глобальной   телекоммуникационной   сети   Internet.   И   преподаватели,   оценившие   эту возможность,   стали   активно   внедрять   в   педагогическую   практику   информационно­ коммуникационные технологии в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего качество и эффективность. В настоящее время сформировалась новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных   образовательных   сред.   Эта   область   тесно   соприкасается,   с   одной стороны,   с   педагогическими   и   психологическими   проблемами,   с   другой   стороны   —   с результатами,   как телекоммуникационные   технологии   и   сети,   компьютерные   системы   обработки, визуализации   информации   и   взаимодействия   с   человеком,   искусственный   интеллект, автоматизированные системы моделирования сложных процессов и многие другие.   достигнутыми   в   таких   научно­технических   направлениях, Слово  технология  происходит   от   греческого   techne,   что   в   переводе   означает «искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные понятия   могут   трактоваться   как   процессы.   Под  процессом  обычно   принято   понимать совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели. Под информационно­коммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс, использующий   совокупность   средств   и   методов   сбора,   обработки   и   передачи   данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).  Информационные   технологии   обучения   (ИТО)  —   совокупность   методов   и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению техническими и социальными процессами.   Е.И.Машбиц   и   Н.Ф.Талызина   рассматривают   ИТО   как   некоторую   совокупность обучающих   программ   различных   типов:   от   простейших   программ,   обеспечивающих контроль   знаний,   до   обучающих   систем,   базирующихся   на   искусственном   интеллекте. В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса обучения  и усвоения  знаний,  в котором находят применение средства  информатизации образования.   Содержательный   анализ   приведенных   определений   показывает,   что   в настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидактический процесс, организованный с использованием   совокупности   внедряемых   в   системы   обучения   принципиально   новых средств   и   методов   обработки   данных   (методов   обучения),   представляющих целенаправленное   создание,   передачу,   хранение   и   отображение   информационных продуктов   (данных,   знаний,   идей)   с   наименьшими   затратами   и   в   соответствии   с закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет о   создании   определенной   технической   среды   обучения,   в   которой   ключевое   место занимают используемые информационные технологии. С помощью  сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно­ методической   и   научной   информации,   организация   оперативной   консультационной помощи, моделирование научно­исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. Позитивная   возможность   современных   Internet­технологий   –   возможность   использовать уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором атомной   станции,   воспользоваться   для   перевода   учебного   текста   онлайн­словарём, пройтись по залам музеев мира.          Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели ­ развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших исследовательских   работ,   сочинений,   гипертекстовых   рефератов   не   только   дают возможность   ученикам   выполнить   мини­исследование,   но   и   помогут   преподавателю формировать банк материалов по изучаемому предмету.  Информационные технологии в образовании   можно   отнести   к   числу   крупных   инноваций,   применяемых   в   системе образования в последние несколько лет. Возможности компьютера позволяют обучаться, помогают   улучшить   усвоение   нового   материала.   На   уроках,   когда   преподаватель использует компьютер, он имеет возможность вести наблюдение за своими слушателями и четко   фиксировать   проявление   различных   качеств   у   них,   таких   как:   поиск   новой информации, закрепление изученного материала, использование уже готовых источников.      Среди преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:      активная позиция учащегося; переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой­ либо предмет осознанно и самостоятельно; информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИКТ; «погружение»   обучающегося   в   особую   информационную   среду,   которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения; интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, справочники,   словари)   и   образовательными   сообществами   (учителя, консультанты).  Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко используются в системе образования.       Обучающие программы (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они содержат   пояснения,   правила,   образцы   выполнения   заданий,   что   способствует максимальной   активизации   обучаемых,   индивидуализируя   их   работу   и   предоставляя возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь частью всей  системы обучения, следовательно,  должны  быть увязаны  со всем  учебным материалом.       Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно­справочные материалы по учебной дисциплине,   а   также   программное   обеспечение,   которое   позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.          Электронный   учебник   можно   использовать   как   в   целях   самообразования,   так   и   в качестве методического обеспечения какого­либо курса, точно так же, как и бумажный учебник.  Мультимедиа   –   еще   один   из   плюсов   электронного   учебника.   Использование звуковых файлов, анимация рисунков, видеоролики позволяют повысить качество усвоения материала.      Одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний, вызывающая массу дискуссий ­ это тестовая система компьютерного контроля.   Использование компьютера   помогает   преподавателю   сократить   рутинную,   малоинтересную   работу   по проверке   тестов,   что   позволяет   проводить   контроль   чаще и   даже   снижает   фактор субъективности.   Работу   учеников   на  уроке   с   компьютерной   поддержкой  можно   организовать несколькими способами:  учащиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к работе за компьютером; учащиеся работают на компьютере по указанию учителя; работа с текстом электронного учебника или пособия.   Работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к   обучению,   стимулирует   профессиональный   рост.   Интерактивная   доска   ­   ценный инструмент   для   обучения   всего   класса.   Это   визуальный   ресурс,   который   помогает преподавателю излагать новый материал живо и увлекательно. Использование интерактивной доски имеет свои преимущества:     возможность работать с веб­сайтами и другими ресурсами; совместимость с программами всех лет обучения; возможность   сделать   занятия   интересными   и   увлекательными   благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов; большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему учащиеся   начинают   понимать   более   сложные   идеи   в   результате   более   ясной, эффективной и динамичной подаче материала; освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске; позволяет увеличить темп занятия; возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом;  предоставляет   большие   возможности   для   коллективной   работы,   для   развития личных и социальных навыков.      Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.  Совершенствование   организации   преподавания,   повышение   индивидуализации обучения;  Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;  Индивидуализация работы самого учителя;  Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;  Усиление мотивации к обучению;  Активизация   процесса   обучения,   возможность   привлечения   учащихся   к исследовательской деятельности;  Обеспечение гибкости процесса обучения. Функциональные   свойства   современных   информационных   технологий   предоставляют образовательному   процессу   реализацию   множества   возможностей,   которые   могут способствовать повышению качества образования.  И.В.Роберт   [155,   156,   157,   158,   159]   рассматривает   возможности   компьютера   с точки   зрения   целевого   подхода   в   обучении   и   выделяет   следующие   основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий: 1. Интенсификация  всех уровней учебно­воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:     повышение эффективности и качества процесса обучения; повышение активности познавательной деятельности; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: развитие различных видов мышления; развитие коммуникативных способностей;    формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты  решения в сложной ситуации; эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии  мультимедиа;  формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку  информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию;  формирование умений осуществлять экспериментально­исследовательскую  деятельность. Е.И.Машбиц [88] к набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями относит следующее: 1.   Информационные   технологии   значительно   расширяют   возможности   предъявления учебной   информации.   Применение   цвета,   графики,   звука,   всех   современных   средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. 2.   ИКТ   вовлекают   учащихся   в   учебный   процесс,   способствуя   наиболее   широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. 3. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач   и   управления   процессом   их   решения.   Компьютеры   позволяют   строить   и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений. 4. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. 5. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает   возможность   обучающимся   наглядно   представить   результат   своих   действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее. Перечисленные   возможности   компьютера   могут   способствовать   не   только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него   способностей,   формированию   умений   и   желания   учиться,   созданию   условий   для усвоения в полном объеме знаний и умений. Итак,   проникновение   современных   информационных   технологий   в   сферу образования   позволяет   педагогам   качественно   изменить   содержание,   методы   и организационные   формы   обучения.   Целью   этих   технологий   в   образовании   является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация,   индивидуализация,   интенсификация   процесса   обучения   и   повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы. Литература 1. Информационные   технологии   в   образовании/   авт.­сост.О.А.Минич: Красико­Принт, 2008. 2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе/ И.В.Галузо. Витебск, 2003. 3. Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в  образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677­679. — URL  https://moluch.ru/archive/86/16204/ (дата обращения: 20.11.2018). 4. О.И.   Пащенко.   Информационные   технологии   в   образовании.   Учебно­ методическое пособие. Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. — 227 с.

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании

Информационные технологии в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2018