В настоящее время сформировалась новая перспективная предметная область — «Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения, информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной стороны, с педагогическими и психологическими проблемами, с другой стороны — с результатами, достигнутыми в таких научно-технических направлениях, как телекоммуникационные технологии и сети, компьютерные системы обработки, визуализации информации и взаимодействия с человеком, искусственный интеллект, автоматизированные системы моделирования сложных процессов и многие другие.
Информационные технологии в образовании.docx
Информационные технологии в образовании
XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий.
Федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды»
и «Электронная Россия» создали достаточно мощную инфраструктуру информатизации,
которая позволила обеспечить практически все учебные заведения современной
вычислительной техникой. А самое главное, дала возможность использовать материалы
глобальной телекоммуникационной сети Internet. И преподаватели, оценившие эту
возможность, стали активно внедрять в педагогическую практику информационно
коммуникационные технологии в качестве средства обучения, совершенствующего процесс
преподавания, повышающего качество и эффективность.
В настоящее время сформировалась новая перспективная предметная область —
«Информационные технологии в образовании». К этой области относится проблематика
интеллектуальных обучающих систем, открытого образования, дистанционного обучения,
информационных образовательных сред. Эта область тесно соприкасается, с одной
стороны, с педагогическими и психологическими проблемами, с другой стороны — с
результатами,
как
телекоммуникационные технологии и сети, компьютерные системы обработки,
визуализации информации и взаимодействия с человеком, искусственный интеллект,
автоматизированные системы моделирования сложных процессов и многие другие.
достигнутыми в таких научнотехнических направлениях,
Слово технология происходит от греческого techne, что в переводе означает
«искусство», «мастерство», «умение». С определенной точки зрения, все перечисленные
понятия могут трактоваться как процессы. Под процессом обычно принято понимать
совокупность определенных действий, направленных на достижение поставленной цели.
Под информационнокоммуникационной технологией (ИКТ) понимается процесс,
использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных
(первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта,
процесса или явления (информационного продукта).
Информационные технологии обучения (ИТО) — совокупность методов и
технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления
информации, расширяющей знания людей и развивающей их возможности по управлению
техническими и социальными процессами.
Е.И.Машбиц и Н.Ф.Талызина рассматривают ИТО как некоторую совокупность
обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих
контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее содержания как отрасль
дидактики, занимающуюся изучением планомерно и сознательно организованного процесса
обучения и усвоения знаний, в котором находят применение средства информатизации
образования. Содержательный анализ приведенных определений показывает, что в
настоящее время существует два явно выраженных подхода к определению ИТО. В первом
из них предлагается рассматривать ИТО как дидактический процесс, организованный с
использованием совокупности внедряемых в системы обучения принципиально новых
средств и методов обработки данных (методов обучения), представляющих
целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных
продуктов (данных, знаний, идей) с наименьшими затратами и в соответствии с
закономерностями познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае речь идет
о создании определенной технической среды обучения, в которой ключевое место
занимают используемые информационные технологии.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно
методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научноисследовательской деятельности, проведение виртуальных
учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Позитивная возможность современных Internetтехнологий – возможность использовать
уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного
шара: вести наблюдения звездного неба на настоящем телескопе или управлять реактором
атомной станции, воспользоваться для перевода учебного текста онлайнсловарём,
пройтись по залам музеев мира.
Ещё одна возможность, которую успешно используют современные преподаватели
развитие и поощрение творческого потенциала учащихся. Публикации в Internet лучших
исследовательских работ, сочинений, гипертекстовых рефератов не только дают
возможность ученикам выполнить миниисследование, но и помогут преподавателю
формировать банк материалов по изучаемому предмету. Информационные технологии в
образовании можно отнести к числу крупных инноваций, применяемых в системе
образования в последние несколько лет. Возможности компьютера позволяют обучаться,
помогают улучшить усвоение нового материала. На уроках, когда преподаватель
использует компьютер, он имеет возможность вести наблюдение за своими слушателями и
четко фиксировать проявление различных качеств у них, таких как: поиск новой
информации, закрепление изученного материала, использование уже готовых источников.
Среди преимуществ компьютерного обучения наиболее значимыми являются:
активная позиция учащегося;
переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой
либо предмет осознанно и самостоятельно;
информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением
ИКТ;
«погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая
наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения;
интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки,
справочники,
словари) и образовательными сообществами (учителя,
консультанты).
Рассмотрим более подробно программные средства обучения, которые наиболее широко
используются в системе образования.
Обучающие программы (ОП) – это специфическое учебное пособие, предназначенное
для самостоятельной работы учащихся. Такие программы носят обучающий характер: они
содержат пояснения, правила, образцы выполнения заданий, что способствует
максимальной активизации обучаемых, индивидуализируя их работу и предоставляя
возможность им самим управлять своей познавательной деятельностью. ОП являются лишь
частью всей системы обучения, следовательно, должны быть увязаны со всем учебным
материалом.
Электронные учебники – это автоматизированная обучающая система, включающая в
себя дидактические, методические и информационносправочные материалы по учебной
дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно
использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Электронный учебник можно использовать как в целях самообразования, так и в
качестве методического обеспечения какоголибо курса, точно так же, как и бумажный
учебник. Мультимедиа – еще один из плюсов электронного учебника. Использование
звуковых файлов, анимация рисунков, видеоролики позволяют повысить качество усвоения
материала.
Одна из самых распространенных компьютерных систем контроля знаний, вызывающая
массу дискуссий это тестовая система компьютерного контроля. Использование
компьютера помогает преподавателю сократить рутинную, малоинтересную работу по проверке тестов, что позволяет проводить контроль чаще и даже снижает фактор
субъективности.
Работу учеников на уроке с компьютерной поддержкой можно организовать
несколькими способами:
учащиеся одновременно работают с учителем, на определенном этапе переходят к
работе за компьютером;
учащиеся работают на компьютере по указанию учителя;
работа с текстом электронного учебника или пособия.
Работа с интерактивной доской вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов
к обучению, стимулирует профессиональный рост. Интерактивная доска ценный
инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает
преподавателю излагать новый материал живо и увлекательно.
Использование интерактивной доски имеет свои преимущества:
возможность работать с вебсайтами и другими ресурсами;
совместимость с программами всех лет обучения;
возможность сделать занятия интересными и увлекательными благодаря
разнообразному и динамичному использованию ресурсов;
большие возможности для взаимодействия и обсуждения в классе, благодаря чему
учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной,
эффективной и динамичной подаче материала;
освобождение учеников от необходимости записывать учебный материал благодаря
возможности сохранять и распечатывать всё, что появляется на доске;
позволяет увеличить темп занятия;
возможность для преподавателей делиться материалами друг с другом;
предоставляет большие возможности для коллективной работы, для развития
личных и социальных навыков.
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации
обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к
исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения.
Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляют
образовательному процессу реализацию множества возможностей, которые могут
способствовать повышению качества образования.
И.В.Роберт [155, 156, 157, 158, 159] рассматривает возможности компьютера с
точки зрения целевого подхода в обучении и выделяет следующие основные
педагогические цели использования средств современных информационных технологий:
1. Интенсификация всех уровней учебновоспитательного процесса за счет применения
средств современных информационных технологий:
повышение эффективности и качества процесса обучения;
повышение активности познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей;
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации. 2. Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях
информационного общества:
развитие различных видов мышления;
развитие коммуникативных способностей;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты
решения в сложной ситуации;
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии
мультимедиа;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации; развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
формирование умений осуществлять экспериментальноисследовательскую
деятельность.
Е.И.Машбиц [88] к набору существенных преимуществ использования компьютера в
обучении перед традиционными занятиями относит следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления
учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств
видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
2. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому
раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
3. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных
задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и
анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.
4. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая
при этом гибкость управления учебным процессом.
5. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа
дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий,
определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.
Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только
обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у
него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для
усвоения в полном объеме знаний и умений.
Итак, проникновение современных информационных технологий в сферу
образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и
организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является
усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также
гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение
качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Литература
1. Информационные технологии в образовании/ авт.сост.О.А.Минич:
КрасикоПринт, 2008.
2. Галузо, И.В. Мультимедийные технологии в учебном процессе/ И.В.Галузо.
Витебск, 2003.
3. Романкова А. А., Титова Е. И. Информационные технологии в
образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 677679. — URL
https://moluch.ru/archive/86/16204/ (дата обращения: 20.11.2018).
4. О.И. Пащенко. Информационные технологии в образовании. Учебно
методическое пособие. Изд-во Нижневарт.гос. ун-та, 2013. — 227 с.
Информационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.