Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»
Оценка 4.9

Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»

Оценка 4.9
docx
20.03.2023
Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»
Терроризм._Выстрел_в_будущее.docx

Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»

                                                             

План

1. Организационный момент. Объявление цели занятия.

2. Представление результатов работы 1 группы учащихся «Беслан. Трагедия, которую нельзя забыть».

3. Представление результатов работы 2 группы учащихся «Парни, закрывшие сердцем детей».

4. Представление результатов работы 3 группы учащихся «ИГИЛ и молодежь».

5. Представление результатов работы 4 группы учащихся «Сохраним жизнь»

6. Подведение итогов занятия.

Введение

Цель – формирование представлений учащихся о ценности человеческой жизни, о терроризме как опаснейшем преступлении против человечества.
Задачи:

·        Продолжить формирование представлений учащихся об особенностях современного терроризма.

·        Познакомить учащихся с историей развития терроризма в России в XIX-начале XXI вв.

·        Формировать непримиримое отношение учащихся к проявлениям терроризма на примере трагедии, произошедшей в Беслане в сентябре 2004 года.

·        Способствовать развитию у детей эмоциональной чуткости и чувства эмпатии через анализ психологического и физического состояния жертв террористов. 

·        Ознакомить учащихся с историей создания специальных подразделений Центра специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации «Альфа» и «Вымпел» и их основными задачами.

·        Формировать представление учащихся о служении ближнему, как одной из главных жизненной задач на примере подвига, совершенного сотрудниками спецназа.

·        Ознакомить учащихся с деятельность террористической организации «Исламское государство» с целью защиты подростков от влияния экстремистских идей.

·        Рассмотреть причины, по которым молодые люди чаще всего поддаются вербовке в ряды террористов.

·        Продолжить знакомство учащихся с правилами обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.

·        Развивать способность анализировать жизненную ситуацию, ситуацию, представленную в видеоматериалах Интернета.

·        Способствовать повышению личной ответственности за собственную жизнь

Ход занятия

Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада встрече с вами! Все вы знаете, что сегодня наше занятие будет посвящено актуальной проблеме. Но сначала я предлагаю вам посмотреть очень коротенький сюжет… (видео или презентация с 1 сентября)  

 

Учитель. Скажите, пожалуйста, ребята, какие чувства вы испытали при просмотре ролика? А о чем вы обычно думаете в этот первый сентябрьский день, о чем мечтаете?

Предполагаемые ответы детей: (Радость, желание встретиться с друзьями, одноклассниками, учителями, узнать много нового и т.п.)

 

Учитель. Скажите, пожалуйста, а в эти радостные минуты, минуты встречи со своими друзьями, одноклассниками, учителями, когда всё вокруг так живо, празднично, красиво, задумывались ли вы над тем, что что-то вдруг может помешать вашей радости?

Предполагаемые ответы детей

 

Учитель. Очень часто так случается, что мы живем, не ожидая угрозы нашему здоровью или даже жизни. Но эта опасность может возникнуть в любой момент. Предположите, что может стать угрозой нашей безопасности?

Предполагаемые ответы детей

 

Учитель.  Терроризм, несомненно, является одной из самых опасных угроз современному человеку. Ребята, давайте вспомним, что такое терроризм и о каких двух особенностях террористических действий нам всегда необходимо помнить? 

Терроризм – это опаснейшее преступление против человечества, крайняя форма проявления насилия и жестокости в отношении человека и организаций, а также уничтожение имущества и других материальных ценностей, действия, создающие опасность гибели людей либо причинения значительного имущественного ущерба

Террористические действия могут быть разнообразны, но всех их объединяет два общих элемента:

во-первых, они направлены на подрыв государственной власти и,

во-вторых, создают у населения чувство страха и беспомощности, возникающих под влиянием организованного и жестокого насилия террористов. 

 

Учитель. Запомните! Террористы осуществляют свои безжалостные действия без предупреждения! Жертвами террора чаще всего становятся ни в чем не повинные люди.

 

На уроках ОБЖ вы уже получили общие понятия о терроризме и экстремизме, узнали, что международный терроризм является страшной угрозой национальной безопасности любого государства, в том числе и России. Вы познакомились с видами терроризма (политический, терроризм, прикрывающийся религиозными мотивами, криминальный, терроризм, использующий межнациональные противоречия и конфликты, технологический, ядерный, кибертерроризм), пристально изучали основные особенности современного терроризма, уделили серьезное внимание знакомству с нормативно-правовой базой противодействию терроризму и экстремизму, очень надеюсь, что хорошо усвоили правила обеспечения личной безопасности при угрозе теракта.

 

Казалось бы – все изучено и зачем вновь обращаться к этой теме?

 

Предполагаемые ответы детей

 

Учитель. Мне очень хотелось бы ребята, чтобы на нашем сегодняшнем занятии вы еще глубже осознали, что самой большой ценностью в мире является человеческая жизнь (очень хочется добавить – особенно детская жизнь, т.к. дети самая уязвимая и беззащитная часть человечества) и никто не имеет право ее отнять.

Мне очень хотелось бы, чтобы у вас окончательно сложилось представление  о терроризме как опаснейшем преступлении против человечества. Чтобы у вас было выработано непримиримое отношение к любым проявлениям экстремизма и терроризма.

 

Давайте обратимся к исследованиям 1 группы. Им было поручено выполнить следующие задания:

 

1)    Ознакомиться  с  историей развития терроризма в нашем государстве в XIX-XXI вв. Сделать выводы. Какие преступления, на ваш взгляд, являются самыми страшными?

 

2)    Подготовить мини-проект о террористическом акте в Беслане. Обратить особое внимание на число участников и жертв этой трагедии, требования террористов? Возможно ли было удовлетворить требования террористов?

 

3)    Какие чувства вы испытываете и жертвам этого теракта?

 

·        Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

 

Представление результатов работы 1 группы[1].

 

Учитель. Одним из чувств, которые мы испытываем к людям, оказавшимся в руках террористов, является желание помочь, прийти на помощь. В те страшные дни такая благородная и очень ответственная участь выпала на долю сотрудников различных ведомств.

 

Обратимся к результатам работы 2 группы. Ребятам было поручено:

1)    Выяснить представители каких ведомств были привлечены к антитеррористической операции в Беслане.

2)    Подготовить краткую информацию об Управлениях «А» и «В» Центра специального назначения ФСБ России 

3)     Подготовьте мини-проект о сотрудниках спецподразделений, погибших во время освобождения заложников. 

4)    Какими личностными морально-нравственными качествами обладали герои?

5)    Какие качества личности свойственны, на ваш взгляд, террористам?

6)    Каковы ценности обеих сторон?

7)    На чьей стороне вы находитесь?

 

·        Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

 

Представление результатов работы 2 группы.

 

Просмотр видеоролика, посвященного трагедии в Беслане.

 

Учитель. Казалось бы, совершенно очевидно, что терроризм является явным злом. Трудно представить  человека, который бы находясь в здравом уме, сознательно стал на сторону терроризма. Однако, к сожалению, сегодня это встречается. И встречается довольно часто. О том, что такое ИГИЛ и как не стать жертвой вербовщиков размышляла 3 группа учащихся

 

Ребята пыталась найти ответы на следующие вопросы:

1)    Что такое ИГИЛ и где он находится?

2)    Что вам известно о Варваре Карауловой.

3)    В чем вы видите причины, заставившие девушку направиться в ИГИЛ?

4)    Укажите причины, по которым молодые люди могут переходить на сторону террористов и превращаться в преступников – убийц ни в чем не повинных людей?

5)    Что защищают, на ваш взгляд, террористы?

 

·        Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

 

Представление результатов работы 3группы

 

Учитель. У каждой группы был один общий вопрос:

 

·        Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

 

Заслушиваются мнения каждой группы

 

Подведение итогов. Вывод

 

Учитель. Терроризм – зло. Он внезапен и жесток. Рассчитывать на то, что преступник сжалиться над своей жертвой и помилует ее – нельзя. Запомните! Такого не бывает! Несмотря на то, что спецслужбы ведут усиленную работу по предотвращению террористических актов, они все-  таки происходят. Поэтому каждый из нас должен четко знать, как действовать в условиях угрозы теракта.

 

4 группа учащихся обратилась к проблеме обеспечения личной безопасности. Ребята подготовили буклеты, памятки и инструкции, содержащие правила безопасного и должного поведения в различных чрезвычайных ситуациях, связанных с угрозой теракта.  

 

Видеоролик «Жить».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

1 группе учащихся было предложено ознакомиться с неполным перечнем террористических актов, совершенных в России в XIXXXI вв. (https://ru.wikipedia.org/wiki). На основании анализа данных материалов учащиеся приходят к следующим выводам:

В Российской империи основным видом террора были индивидуальные убийства революционерами высокопоставленных чиновников. Нередко при этом страдали сопровождающие их лица и случайные свидетели. Так, например, во время последнего покушения на  Александра II 1 марта 1881 года, после того как на Екатерининском канале прогремел взрыв, император приказал кучеру остановить карету, так как он увидел двух окровавленных казаков и кричащего от боли мальчика, случайно оказавшегося рядом. Этот факт сыграл роковую роль в судьбе правителя.

Одним из самых кровавых покушений на П.А.Столыпина стал взрыв на Аптекарском острове. Взрыв был такой силы, что рухнули комнаты первого этажа и подъезд, обрушились верхние помещения. Пострадали более 100 человек: 27 человек погибли на месте, 33 – тяжело ранены, многие потом скончались. Сам премьер-министр не пострадал, однако серьезно пострадали сын и дочь премьер-министра - Аркадий и Наталья. Дочери министра даже хотели ампутировать ноги, но их удалось спасти благодаря мастерству врачей.

В Советском Союзе акты терроризма были исключительными случаями. Их мотивы были самыми разнообразными: от попыток покушения на руководителей государства,доосуществления планов побега заграницу.

Одним из самых страшных был совершен в 1988 году, когда семья Овечкиных (участников группы «Семь Симеонов»)  совершила захват пассажирского самолёта, летевшего из Иркутска в Ленинград через Курган. Их требование – посадка в Лондоне. Самолёт приземлился под Выборгом, после чего начался штурм, результатом которого стала гибель трёх человек и ранения нескольких пассажиров. Самолёт сгорел.

В современной России самые громкие теракты связаны с Чеченской войной и деятельностью бандформирований с Северного Кавказа. Теперь к ним добавились террористические действия ИГИЛ. Это в основном взрывы и захваты заложников, которые отличаются огромными человеческими жертвами.

Наиболее страшными террористическими актами в современной России, на наш взгляд являются:

Захват в 1995 году в Будённовске сто девяносто пятью террористами  городской больницы. Заложниками оказались около тысячи шестисот человек. Результатом этого страшного теракта стала смерть ста двадцати девяти человек, более четырёхсот оказались ранены.

Взрывы жилых домов в 1999 году:

в Дагестане в Буйнакске, результатом этого теракта стала гибель шестидесяти четырёх человек. Без малого сто пятьдесят человек были ранены.

В российской столице с разницей в четыре дня были взорваны террористами два жилых дома. Один дом находился на Каширском шоссе, второй – на улице Гурьянова. Взрывы унесли жизни двухсот двадцати четырёх человек.

В Волгодонске ранеными и пострадавшими оказались более тысячи человек, девятнадцать жителей дома погибли.

В 2002 году в столице России произошёл захват террористами зрителей в театре на Дубровке. Чеченские боевики удерживали в Театральном центре девятьсот человек.Во время штурма всех боевиков уничтожили, погибли сто двадцать заложников.

В 2011 году в аэропорту Домодедово в Москве террорист-смертник привёл в действие взрывной механизм. Так погибли тридцать семь человек. Сам террорист был среди погибших.И, конечно же, самым страшным террористическим актом продолжает оставаться  захват  школы в Беслане.

Один из самых жестоких террористических актов в Российской истории  произошёл в сентябре 2004 года в Беслане. Этот небольшой городок находится в Республике Северная Осетия-Алания. В школе № 1 только что закончилась торжественная линейка. Дети вместе с родите­лями заходили в здание. В 9 часов 15 минут группа боевиков, посланных Басаевым, на двух автомобилях подъехала к школе. Сотрудники мили­ции, присутствовавшие на линейке, вступили в перестрелку с бандитами. Несколько человек с обеих сторон были убиты.

 В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 заложников. Ими стали учащиеся, их младшие бра­тья и сестры, родите­ли, а также их бабушки и дедушки, учителя.

Боевики загнали людей в здание. Разбили окна, чтобы невозможно было использовать усыпляющий газ. Быстро заминировали спортзал, где было собрано свыше тысячи заложников.

Бандиты предупредили: если кто-то попытается в них стрелять, то за каждого убитого они будут расстреливать по 50 заложников. И взорвут спортзал, в котором находятся сотни людей. Боевики стали постепенно «сортировать» за­ложников: крепких молодых мужчин выводили из спорт­зала и... расстреливали. Так они начали шантажировать власти и спецслужбы.

Далее захватчики выдвигают первые требования: выпустить бое­виков, арестованных ранее за нападение на Ингушетию. А еще через 4 часа они уже требуют вывести все войска из Чечни.

Так они занялись основным делом всех террористов – вымогательством.

Еще двое суток продолжался кошмар. Без пищи и воды силы заложников истощались. Дети устали плакать, а их родители обезумели от страха за жизни своих детей.

Но именно это и нужно было террористам: чем больше ужаса, тем легче добиться своего. Они знали, что за стенами школы мечутся обезумевшие от горя родственники заложников. Они видели из окон, что отцы захваченных детей рвутся к оружию. Все это воздействовало на власти, заставляло их лихорадочно искать выход из ситуации. Ведь власти понимали, что они не должны принимать усло­вия террористов. Но еще лучше они понимали, что не имеют права допустить гибели заложников!

А дальше произошло то, что навсегда останется в памя­ти людей как чудовищная трагедия.

3 сентября. 13 часов 05 минут. В районе школы прогреме­ли два мощных взрыва – по каким-то причинам сработали ми­ны, заложенные боевиками. Началась беспорядочная стрель­ба. Вскоре из школы выбежала группа заложников. Раздался третий взрыв. В школе обрушилась часть крыши... Спецназов­цы, вместе с родителями, рванулись на помощь заложникам.

Ворвавшись в спортивный зал, бойцы спецназа ФСБ увидели массу человече­ских тел – живых и мертвых. Офицеры стали выносить из завалов людей, кото­рые подавали признаки жизни. Бандиты с верхних этажей с заранее подготовлен­ных позиций стреляли в спины бежавшим заложникам и спасавшим их офицерам. Сотрудники спецназа ФСБ России свои­ми телами закрывали детей от кинжаль­ного огня.

Спецназовцы приняли ответственное решение и, жертвуя маскировкой и скрытностью, встали в полный рост. Сотрудники «Альфы» и «Вымпела» живой стеной закрыли детей!

В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, большинство из которых составили заложники, включая 186 детей.

 

Приложение №2

Антитеррористическое подразделение «Альфа» берет свое начало 29 июля 1974 года, когда оно было создано по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Андропова и начальника Седьмого управления КГБ СССР Алексея Бесчастного. Основной задачей группы считалась борьба с террористами и другими экстремистскими образованиями, в том числе освобождение захваченных террористами заложников, транспортных средств, государственных объектов, находящихся как на территории СССР, так и за его пределами.

19 августа 1981 года Председатель КГБ СССР Ю.В.Андропов подписал приказ о формировании в составе КГБ группы специального назначения, впоследствии получившей название "Вымпел".  Цель – проведение операций за пределами страны в «особый период».Попадали в группу лучшие из лучших. Бойцы получили боевое крещение в Афганистане, побывали во всех горячих точках, боролись с террористами и освобождали заложников. Для этого элитного подразделения не существует слова "невозможно".

Когда 3 сентября прозвучал первый взрыв, большинство сотрудников спецназа ФСБ находились именно там – за 13 километров. Положение тогда казалось безнадежным.  Площадка перед школой была открытым стрельбищем. Казалось, дети обречены. Все боевые группы, быстро, насколько могли, выдвинулись на место и «с колес» ринулись в бой. На многих не было бронешлемов, кто-то остался без пластины в бронежилете, но это никого не остановило. Некоторые сотрудники сознательно «облегчали» снаряжение, чтобы быть мобильнее и иметь возможность нести на себе больший вес – заложников. Просидевшие почти 3 дня на полу без еды и воды, в нечеловеческих условиях, в страшной духоте, женщины и маленькие дети, скорее всего не будут способны собраться и сделать рывок… Людей придется выносить на себе – в этом никто не сомневался. Они шли спасать людей под свинцовым дождем. Спецназу пришлось нелегко: бойцы эвакуировали людей и одновременно вели бой!

Ранены тогда были все. Не было никого, кто не получил бы пулю или осколок. При этом никто не оставил поле боя.

Обычный, среднестатистический человек с развитым инстинктом самосохранения в состоянии опасности волнуется, прежде всего, за себя, близких, родных ему людей. Но только не эти парни! Во время операции спецназовцы прежде всего, спасают заложников, потом прикрывают товарищей по оружию и уж только затем, если остается время, в самую последнюю очередь успевают подумать и о своей жизни. А она порою бывает очень короткой…

Список сотрудников ЦСН ФСБ России, погибших при проведении спецоперации по освобождению заложников в г. Беслан, РСО-А 3.09.2004 г.
Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Разумовский Дмитрий Александрович.
Герой Российской Федерации (посмертно) подполковник Ильин Олег Геннадьевич.
Герой Российской Федерации (посмертно) майор Перов Александр Валентинович.
Герой Российской Федерации (посмертно) лейтенант Туркин Андрей Алексеевич.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Велько Андрей Витальевич.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Катасонов Роман Викторович.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Кузнецов Михаил Борисович.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) майор Маляров Вячеслав Владимирович.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Лоськов Олег Вячеславович.
Кавалер ордена «3а заслуги перед Отечеством» IV степени (посмертно) прапорщик Пудовкин Денис Евгеньевич

Приложение №3

 

«Исламское государство» (ранее «Исламское государство Ирака и Леванта» — ИГИЛ) – террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии, ведет пропагандистскую работу в разных регионах нашей страны. Результат –около двух тысяч граждан РФ, в том числе и недавние студенты, воюют в рядах боевиков на территории Сирии и Ирака.

 

В мае 2015 года студентка второго курса МГУ Варвара Караулова втайне от родителей улетела в Стамбул. Оттуда ее отвезли на границу с Сирией. Родители устроили масштабные поиски 19-летней девушки. В результате ее удалось выследить и задержать. Караулову передали отцу, и они вместе вернулись в Москву.

Караулова планировала примкнуть к «Исламскому государству».Отец девушки утверждает, что ее завербовали. Варвара Караулова всерьез увлеклась исламом и влюбилась в жителя Казани, уехавшего в Сирию и звавшего ее к себе. Незадолго до отъезда в Турцию девушка сменила имя в мессенджере на Амину.

Караулова была задержана не одна. Вместе с ней на турецко-сирийской границе задержали 14 россиян.

К студентке МГУ у правоохранительных органов не было претензий. После возвращения из Турции Караулову допросили в качестве свидетеля. 23 июля Следственный комитет РФ заявил, что следователи окончательно решили не возбуждать против нее уголовное дело. 

В октябре 2015 года стало известно, что на Караулову все же завели уголовное дело. Так как появились доказательства, что Караулова не прекратила общаться со своим знакомым из «Исламского государства». Это стало поводом для возбуждения дела по статье 30 и части 2 статьи 205.5 УК РФ. Статья 205.5 предусматривает наказание за участие в запрещенной организации, а статья 30 означает приготовление к этому преступлению. То есть, по версии правоохранительных органов, Караулова готовилась участвовать в запрещенной организации. Варвара Караулова арестована судом.

Декан философского факультета МГУ Владимир Миронов считает, что студентка должна понести наказание. «Занимать здесь позицию: это наша студентка, мы должны ее защищать – мы не будем. Это исключено! Она взрослый человек. Почему-то у нас молодого человека, который идет в армию и которому дают оружие в руки, считают взрослым. Когда человек в таком же возрасте совершает такой поступок, мы начинаем говорить: „Ах, она еще маленькая, ах, она еще девочка!“ Она замуж собиралась! Можно сказать, уже вышла. Она совершила преступление и должна отвечать по закону», — заявил Миронов. 

 



 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Правила поведения при угрозе террористического акта

 

К наиболее опасным террористическим актам от­носятся:

- взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вок­залов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.);

- захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников;

- похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического унич­тожения заложника;

- воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опас­ные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы мо­жет вызвать массовое поражение людей);

- отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний;

- искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

 

Правила поведения при возможной опасности взрыва

Наиболее характерными действиями террористов является организация взрыBOBв местах массового проживания и нахождения людей.

 

Запомните

Своевоевременное обнаружение взрывоопасных предметов позволит сохранить жизнь вам и другим людям.

 

К великому сожалению, взрывы на улице, во дворе, в доме и автомобиле стали частью нашей обычной жизни. Террористы очень изобретатель­на, и у них имеется богатый арсенал — от самодельных взрывных устройств догранат и мин, применяемых в вооружённых силах.

 

Это необходимо знать!

 

О том, что возникла опасность взрыва, можно судить по следующим признакам:

- неизвестная деталь в машине, в подъезде, во дворе дома и т. д. (взрывноеустройство может быть замаскировано в пивной банке, пачке сигарет, бутылке, может находиться в обрезке трубы, молочном пакете, в любом свёртке или ящике);

- остатки различных материалов, нетипичных для данного места; натянута проволока, шнур;

- из-под машины свисают провода или изоляционная лента;

- свежие царапины и грязь на стёклах, дверях и других предметах;

- незнакомый запах там, где его никогда не было, например суповой приправы (так пахнут некоторые взрывчатки);

- выделяющиеся участки свежевырытой или высохшей земли, которых раньше не было;

у вашей квартиры свежие следы ремонтных работ (краска, штукатурка идр.), о которых вы не знаете;

- чужая сумка, портфель, коробка или другой предмет, оказавшийся поблизости от вашего автомобиля, дома, квартиры.

 

Запомните!

Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику орга­нов внутренних дел или другому должностному лицу. Не прикасайтесь к находке и не подпускайте к ней других людей!

 

Если вдруг произошёл взрыв

1. Постарайтесь успокоиться и уточнить обстановку.

2. Продвигайтесь осторожно, не трогайте руками повреждённые кон­струкции и провода.

3. В разрушенном или повреждённом помещении из-за опасности взры­ва скопившихся газов не пользуйтесь открытым пламенем (спичками, зажи­галками, свечами, факелами и т.п.).

4. При задымлении защитите органы дыхания смоченным платком (лос­кутом ткани, полотенцем).

5. В случае вынужденной эвакуации возьмите необходимые носильные вещи, деньги, ценности. Изолируйте квартиру (закройте все двери и окна), немедленно сообщите о случившемся по телефону в соответствующие ор­ганы правопорядка. Оповестите соседей об эвакуации. Помогите престаре­лым и инвалидам покинуть помещение. Возьмите на учёт лиц, оставшихся в помещении. Входную дверь плотно прикройте, не закрывая на замок.

6. При невозможности эвакуации необходимо принять меры, чтобы о вас знали: выйдите на балкон или откройте окно и зовите на помощь.

7. Выходя из дома, отойдите на безопасное расстояние от него и не предпринимайте самостоятельных решений об отъезде к родственникам и знакомым.

8. Действуйте в строгом соответствии с указаниями должностных лиц.

 

Если вас завалило обломками стен

Постарайтесь взять себя в руки не падать духом, дышите глубоко, ров­но, не торопясь. Приготовьтесь терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей. Если вы находитесь глубоко от поверхности земли, перемещайте влево-вправо любой металлический предмет (кольцо, ключи, кусок трубы и т. п.) для обнаружения вас металлоискателем.

Если пространство около вас относительно свободно, не зажигайте спич­ки — берегите кислород.

Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового обвала, ориенти­руйтесь по движению воздуха, поступающего снаружи.

При возможности с помощью подручных предметов (доски, кирпича и т. п.) укрепите обвисающие балки, потолок от разрушения и дожидайтесь помощи.

При сильной жажде положите в рот небольшой лоскут ткани (гладкий камешек) и сосите его, дыша носом.

Если вы слышите голоса или шаги появившихся вблизи людей, то сту­ком и голосом сигнализируйте о себе.

 

Обеспечение безопасности в случае захвата вас (попытки захвата) в заложники или похищения

Один из распространённых видов терроризма — взятие людей в залож­ники и похищение людей с целью получения за них выкупа.

Любой человек, тем более дети, может стать потенциальным заложни­ком. В последние годы во всём мире, в том числе и в Российской Феде­рации, участились случаи захвата заложников. Эти уголовные преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захвачен­ных граждан, причинением им моральных и физических страданий, телес­ных повреждений или даже смертью.

В этом случае вам необходимы наличие соответствующих знаний в ви­де правил (рекомендаций), выработанных практикой ведения переговоров с террористами при освобождении заложников.

 

Правила поведения в случае захвата вас в заложники

- Не подвергайте себя излишнему риску, старайтесь ограничить любые контакты с преступниками, не вызывайте у них агрессии своими действия­ми или словами, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

- Старайтесь по мере возможности смягчить враждебность преступников к себе, оставаясь покладистым, спокойным и миролюбивым.

- Не прибегайте к крайним мерам для того, чтобы освободиться самосто­ятельно, если непосредственно при захвате вам не удалось вырваться и спастись бегством.

- С момента захвата контролируйте свои действия. Старайтесь фиксиро­вать все действия преступников.

- Оцените своё местоположение и не поддавайтесь панике. Старайтесь ос­таваться спокойным даже в тех условиях, когда преступники угрожают вам физической расправой, а также пытаются ограничить вам подвижность, зре­ние или слух, создают тяжёлые бытовые условия, например, ограничивают в пище, воде.

- Используйте любую возможность для сообщения (передачи информации) о своём местонахождении, приметах преступников, особенностях их поведения своим родственникам или правоохранительным органам.

- Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза — это может вызвать по отношению к вам дополнительную агрессию. Выполняйте требования тер­рористов и спрашивайте у них разрешение на любые ваши действия.

- В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своём месте, не перемещайтесь по салону, старайтесь меньше привлекать к себе внимание преступников.

- Избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров, особенно при захвате террориста ми воздушных судов.

- В случае силового освобождения заложников (при штурме спецподразделения) попытайтесь укрыться за предметами (креслом, столом и другими предметами мебели), прикрыть своё тело от пуль подручными средствами, всем тем, что способно ослабить пробивное действие пуль.

- Попытайтесь отойти от входных дверей, окон, иллюминаторов, люков и занять горизонтальное положение, оставаясь в таком положении до по­ступления команды на выход из помещения от командира штурмовой груп­пы. В дальнейшем беспрекословно выполняйте все его команды.

- В момент штурма не берите в руки оружие преступников, так как вас могут принять за бандитов и открыть по вам огонь на поражение.

- Старайтесь по возможности не позволить бандитам занять место среди заложников.

 

Правила поведения, если вы подверглись нападению с целью похищения

Постарайтесь поднять как можно больше шума для привлечения внима­ния окружающих и отбиться от нападающих.

Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих мер предосторожности:

- необходимо хорошо знать местность, где вы проживаете, её уединён­ные участки;

- если чувствуете, что кто-то преследует вас, повернитесь и проверьте свои подозрения. В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняй­те направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством;

- не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль;

- категорически следует отказаться, особенно девушкам, от вечерних про­гулок через пустыри и строительные площадки;

- в повседневной жизни старайтесь избегать демонстрации имеющихся у вас крупных сумм денег, дорогих украшений и иных материальных цен­ностей — всего того, что привлекает к вам дополнительное внимание и мо­жет стать причиной нападения и похищения;

- никогда не открывайте дверь квартиры, если не знаете, кто звонит, осо­бенно если находитесь дома одни.

 

Запомните!

От вашей выдержки и умения ориентироваться в сложной обстанов­ке зависит успех вашего освобождения.

 

Обеспечение безопасности при захвате самолёта

Нужно помнить, что самолёт чаще всего захватывают дважды: сначала террористы, затем спецподразделение. Эти ситуации опасны, и самая глав­ная заповедь — беспрекословно выполнять команды.

Запомните!

Как правило, заложники часто страдают не от физического насилия, а от сильнейшего психологического шока.

Вот некоторые рекомендации, как необходимо вести себя, если са­молёт, в котором вы находились, захватили террористы:

- прежде всего необходимо успокоиться самому и по возможности успо­коить соседа;

- внимательно осмотрите место, где вы находитесь, отметьте места, где можно укрыться в случае перестрелки;

- старайтесь не выделяться в группе заложников и ничем не раздражать бандитов;

- не стоит громко кашлять, сморкаться, плакать или выражать своё недо­вольство;

- если вы хотите встать, перейти на другое место или открыть сумочку, спросите разрешение;

- старайтесь занять себя — читать, писать или рисовать;

- отдайте личные вещи, которые требуют террористы;

- при стрельбе укройтесь за сиденьем и прикройте голову руками, но ни­куда не бегите.

Захват самолёта может продолжаться несколько дней, в течение кото­рых наблюдается улучшение отношения преступников к пассажирам, поэто­му не теряйте веру в благополучный исход.

Часто в ходе переговоров бандиты освобождают детей, женщин и боль­ных. Если вы попали в их число, то должны максимально помочь оставшим­ся на борту самолёта пассажирам. Необходимо как можно больше собрать информации: число захватчиков, в какой части самолёта они находятся, как одеты, их поведение (агрессия, воздействие наркотиков, алкоголя), кто главный в группе и другие приметы, которые вы смогли заметить.

Запомните!

Если в самолёте находятся только террористы и заложники, то луч­ше сидеть около прохода.

При появлении группы захвата безопаснее находиться у стены или иллюминатора.

При захвате самолёта спецподразделениями необходимо:

- закрыть глаза и задержать дыхание, так как может быть применён сле­зоточивый газ;

- не тереть глаза;

- локтями прикрыть бока и живот (наиболее безопасное положение ру­ки за голову на шее);

не бежать и не стоять после того, как прозвучала команда упасть на пол;

- не покидать самолёт до тех пор, пока не прозвучит команда;

- после команды выходить как можно быстрее;

- не тратить время на поиск своей ручной клади — самолёт ещё может загореться или взорваться.

 

Обеспечение безопасности при перестрелке

Человек может оказаться под градом пуль по самым разным причинам: криминальным, политическим, военным. В последнее время такая ситуация стала довольно частой и даже привычной. Поговорим о том, как вести се­бя в этой ситуации мирному жителю.

Правила поведения при перестрелке:

- Нельзя находиться в помещении рядом с окнами. Это опасно не толь­ко из-за угрозы прямого попадания пули, осколка, снаряда, но и из-за опас­ности рикошета. Опыт показывает, что пуля, залетев в комнату, может срикошетить от стен и потолка не один раз, особенно в бетонных до­мах.

- Необходимо немедленно отойти от окон. Если есть ванная комната, то желательно укрыться там, лечь на пол или в ванну.

- Находясь в своём укрытии, нужно следить за появлением дыма и огня. Каждая 3—5-я пуля — трассирующая, поэтому риск пожара высок.

- Если пожар начался, а стрельба не прекратилась, необходимо ползком покинуть горящую комнату (квартиру), прикрыв за собой двери. В подъез­де лучше всего спрятаться подальше от окон, например в нише.

- Опасно подходить к окнам и выходить на балкон и в том случае, если стреляют далеко от вашего дома.

- Находясь на улице, необходимо найти укрытие. Им может служить вы­ступ здания, каменные ступени, памятник, фонтан, бетонный столб, кирпич­ный забор или бордюрный камень. К укрытию необходимо пробираться ползком. Бежать опасно — могут принять за противника.

- Если вы спрятались за автомобилем, то учтите, что его металл тонкий, а в баке — горючее. В любом случае даже такое укрытие лучше, чем ни­какое.

В подобных случаях нет однозначных советов, решение необходимо принимать на месте.

Конечно, есть и безусловные вещи: не позволять зевакам стоять и на­блюдать за перестрелкой, в первую очередь следует спасать детей, престарелых людей и женщин.

 

О порядке приёма сообщений, содержащих угрозы террористического характера,

по телефону

Правоохранительным органам значительно помогут для предотвращения совершения преступлений и для розыска преступников следующие ваши действия.

Постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бу­маге.

По ходу разговора отметьте пол, возраст звонящего (звонящей) и осо­бенности его (её) речи:

- голос — громкий или тихий, низкий или высокий; темп речи — быстрая или медленная;

-произношение — отчётливое, искажённое, с заиканием, с заиканием ше­пелявое, с акцентом или диалектом;

- манера речи — развязная, с издёвкой, с нецензурными выражениями.

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодо­рожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса и др.), а так­же характер звонка (городской или междугородный).

Обязательно зафиксируйте точное время начала разговора и его про­должительность.

В любом случае постарайтесь в ходе разговора получить ответы на сле­дующие вопросы:

- Куда, кому, по какому телефону звонит этот человек?

- Какие конкретные требования он (она) выдвигает?

- Выдвигает ли требования он (она) лично, выступает ли в роли посред­ника или представляет какую-либо группу лиц?

- На каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?

- Как и когда с ним (с ней) можно связаться?

- Кому вы можете или должны сообщить об этом звонке?

Постарайтесь добиться от звонящего максимально возможного проме­жутка времени для принятия вами и вашими родителями решений или со­вершения каких-либо действий.

Если возможно, ещё в процессе разговора сообщите о нём родителям, если нет — немедленно по его окончании.

Не распространяйтесь о факте разговора и его содержании. Максималь­но ограничьте число людей, владеющих полученной информацией.

При наличии автоматического определителя номера (АОН) запишите определившийся номер телефона в тетрадь, что позволит избежать его слу­чайной утраты.

Успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если вы, граждане страны, будете проявлять бдительность и наблюдательность, свое­временно информировать правоохранительные органы и спецподразделения о замеченных признаках возможного теракта. Только общими усилиями го­сударства и всего населения страны можно снизить эффективность терро­ристических преступлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Интернет-ресурсов:

 

1.Терроризм в России: к истории вопроса

https://www.rbc.ru/society/01/09/2004/5703c4519a7947dde8e0c27e

2. Террористическое государство «Исламское государство»

https://tass.ru/info/1264570

3. «Я не перестаю себя корить»

https://www.gazeta.ru/social/2019/04/16/12304771.shtml

4. История Группы специального назначения "Вымпел" КГБ СССР

https://ria.ru/20110819/419422103.html

5. «Альфа» - лучший спецназ в мире

https://histrf.ru/read/articles/alfa-luchshii-spietsnaz-v-mirie

6. Беслан. Трагедия, которая не должна повториться

https://histrf.ru/read/articles/beslan-tragediya-kotoraya-ne-dolzhna-povtoritsya

 

 

 

 

 

                                          


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Результаты работы групп представлены в приложениях к конспекту

Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»

Информационный час по теме «Терроризм: выстрел в будущее…»

Способствовать повышению личной ответственности за собственную жизнь

Способствовать повышению личной ответственности за собственную жизнь

На уроках ОБЖ вы уже получили общие понятия о терроризме и экстремизме, узнали, что международный терроризм является страшной угрозой национальной безопасности любого государства, в том…

На уроках ОБЖ вы уже получили общие понятия о терроризме и экстремизме, узнали, что международный терроризм является страшной угрозой национальной безопасности любого государства, в том…

Представление результатов работы 1 группы [1]

Представление результатов работы 1 группы [1]

Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

Какие меры необходимо предпринять, чтобы предотвратить переход людей в ряды террористов?

Приложение №1 1 группе учащихся было предложено ознакомиться с неполным перечнем террористических актов, совершенных в

Приложение №1 1 группе учащихся было предложено ознакомиться с неполным перечнем террористических актов, совершенных в

И, конечно же, самым страшным террористическим актом продолжает оставаться захват школы в

И, конечно же, самым страшным террористическим актом продолжает оставаться захват школы в

Приложение №2 Антитеррористическое подразделение «Альфа» берет свое начало 29 июля 1974 года, когда оно было создано по инициативе председателя

Приложение №2 Антитеррористическое подразделение «Альфа» берет свое начало 29 июля 1974 года, когда оно было создано по инициативе председателя

Кавалер ордена «3а заслуги перед

Кавалер ордена «3а заслуги перед

Приложение № 4 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Приложение № 4 Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Запомните! Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику орга­нов внутренних дел или другому должностному лицу

Запомните! Заметив бесхозную вещь, немедленно обратитесь к работнику орга­нов внутренних дел или другому должностному лицу

В этом случае вам необходимы наличие соответствующих знаний в ви­де правил (рекомендаций), выработанных практикой ведения переговоров с террористами при освобождении заложников

В этом случае вам необходимы наличие соответствующих знаний в ви­де правил (рекомендаций), выработанных практикой ведения переговоров с террористами при освобождении заложников

В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняй­те направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством; - не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль; -…

В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняй­те направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством; - не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль; -…

Обеспечение безопасности при перестрелке

Обеспечение безопасности при перестрелке

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодо­рожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса и др

Обязательно отметьте звуковой фон (шум автомашин или железнодо­рожного транспорта, звуки теле- или радиоаппаратуры, голоса и др

Список Интернет-ресурсов: 1

Список Интернет-ресурсов: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023