Урок в 5 классе. Суффиксы
Оценка 4.6

Урок в 5 классе. Суффиксы

Оценка 4.6
Работа в классе +1
docx
русский язык
5 кл
20.03.2023
Урок в 5 классе. Суффиксы
Урок в 5 классе. Суффиксы -чик- и -щик-
Технологическая карта урока в 5 классе по русскому языку.docx

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Краткая характеристика класса: ученики 5 класса лицея

Тема урока: правописание суффиксов –чик-, -щик-.

Тип урока: урок изучения нового

Цель урока: добиться от учащихся усвоения способа определения верного написания суффиксов –чик- и –щик-; вырабатывать умение опознавать орфограмму и умение правильно определять производящую (исходную) основу и ее конечный согласный.

Задачи:

-  научить обучающихся грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; формировать умения и навыки применения теории на практике и умения графически обозначать изученную орфограмму;

- развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у обучающихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

- воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно, воспитывать любовь к родному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Планируемые результаты:

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Предметные

Осознание ценности изучаемого правила, практической его важности, ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат

Умение оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

 

Умение определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

 

Выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы

Предметные: знание правила написания суффиксов –ЧИК-; -ЩИК-, умение применять изученное правило на письме

Оборудование: презентация, проектор, доска, рабочие листы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

действия

 

 

 

 

 

 

 

1-ый этап (организационный момент)

Проверка готовности учащихся к работе. Говорит об оценивании познавательной деятельности на протяжении всего урока (задание выполнено - плюс, задание требует доработки – знак вопроса)

 

 

 

 

 

 

2 этап  – мотивационный

Предлагает на доске одному ученику записать транскрипцию слов танцовщик, грузчик, парковщик. После записи транскрипций другой обучающийся записывает слова верно в соответствии с орфографическими правилами

Далее предлагает определить тему и цель урока. Указывает на заполнение листов самоконтроля.

запись фонетической транскрипции, постановка проблемы (в данных словах слышится одинаково [щик], а пишется по – разному: в одном случае пишется суф. –чик-, а в другом –щик-).

аргументировать актуальность проблемы, постановка цели и задач урока

весь класс во фронтальном режиме взаимодействует, отвечая на вопросы

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, способы взаимодействия

контролируют правильность ответов друг друга; ставят цель урока;

оценивают свои возможности, оценивают степень недостаточности знаний

целеполагание;

самостоятельный анализ условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

 

                           3 этап –актуализация знаний и первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся

 

рассказ лингвистической сказки; графическое представление правила в виде звезды для легкого запоминания условий написания суффикса –чик-; чтение правила в учебнике. Заполнение листов самоконтроля.

 

слушают сказку, определяют условия написания суффиксов

развитие умения осуществлять поиск необходимой информации, используя статью учебную статью,

умения строить простые рассуж­дения

 

формулирование правила написания суффиксов

слушают учителя; читают правило, находят новую информацию

взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

 

коррекция знаний

прогнозирование результатов, самоконтроль и коррекция

 

4 этап – закрепление изученного материала

организует первичное закрепление под руководством учителя посредством повторения, частичных выводов, выполнение упражнения 743(один учащийся у доски, остальные –в тетради). Для сильных учащихся организуется работа с «Обратным словарем» А. Зализняка.

Заполнение листов самоконтроля.

зафиксировать во внешней речи алгоритм выполнения перед выполнением упражнения; активное использование полученной информации в конкретном упражнении.

применение полученных знаний на практике

 осмысление темы нового материала и ос­новных вопросов, подлежащих усвоению

- применение на практике и последующее повторение нового материала

 

умение слушать в соответствии с целевой

установкой

-принимать и сохранять учебную цель и

задачу

-дополнять, уточнять высказанные мнения

 

контролируют работу на доске, оценивают свою работу, корректируют.

контроль, коррекция,

самоконтроль, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и необходимые коррективы

5 этап - тематическая физкультминутка

предлагается упражнение для снятия напряжения: -чик-: нужно 1 раз сесть, -щик-  -  сделать 2 прыжка,  нет таких суффиксов -3 хлопка.                                

Слова: груз…ик, свар…ик, заказ…ик, клю…ик, налад…ик,мя..ик.

 Ценностное отношение к здоровому образу жизни. Охрана здоровья, развитие двигательной активности, положительный эмоциональный фон для продолжения работы.

6 этап- закрепление знаний (работа с текстом на смешиваемые деформации)

с сильными обучающимися организуется работа с текстом  (презентация), где необходимо найти искомую орфограмму, выписать ее, разграничить с другими правилами, слабые обучающиеся работают с карточками по изучаемому правилу без применения деформированного текста. Работа с листами самопроверки.

сформировать на основе нового знания собственное аргументированное представление об изучаемом.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

 

взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

самоконтроль за выполнением задания, оценка собственных знаний

контроль, коррекция, адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и необходимые коррективы

7этап -  первичный контроль знаний

предлагает выполнить тест разного уровня сложности по теме, сделать взаимопроверку. Сильные обучающиеся проверяют у слабых и наоборот. Заполнение листов самоконтроля.

умение целостно обобщать информацию, применяя ее к конкретному языковому материалу

 

 

взаимодействуют друг с другом.

самоконтроль, контроль за выполненным заданием одноклассника

адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия

8 этап – оценивание учащихся, рефлексия

предлагает оценить достижения за урок, оценивает выполнение задачи. Выставление отметок.

проводят самоанализ и самооценку своей деятельности

 

 

комментируют работу  своих одноклассников на уроке.

Высказывают собственные мнения об уроке

самооценка достижений за урок, оценка результата решения поставленной в начале урока проблемы

самооценка

9 этап – домашнее задание(дифференцированного типа)

предлагает домашнее задание: записать историю про суффиксы –чик- и –щик- для сильных учеников, нарисовать рисунок, объясняющий данную орфограмму для слабых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Лингвистическая сказка

 В стране Грамматике, почти на окраине её  обширных земель, жили – были два братца – суффиксы Чик и ЩИК.

Старший брат ЩИК был трудолюбивый: рано вставал, одевался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и ЩИК с удовольствием им всем помогал. Мастера своё дело знали, но никак не могли обойтись без ЩИКа. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него ЩИК появляется: обой-ЩИК, закрой-ЩИК, фонар ЩИК. Вскоре работы стало так много, что братец ЩИК перестал с ней справляться. Тогда мастера решили заставить работать и второго брата – ЧИКа, но это было не просто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы   д – т, з – с, ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, ЧИК принимается за работу. Сами смотрите: смаз ЧИК, груз ЧИК, лёт ЧИК


 

Технологическая карта урока Предмет : русский язык

Технологическая карта урока Предмет : русский язык

Урок в 5 классе. Суффиксы

Урок в 5 классе. Суффиксы

Планируемые результаты :

Планируемые результаты :

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Деятельность учителя Деятельность обучающихся

Предлагает на доске одному ученику записать транскрипцию слов танцовщик, грузчик, парковщик

Предлагает на доске одному ученику записать транскрипцию слов танцовщик, грузчик, парковщик

Заполнение листов самоконтроля

Заполнение листов самоконтроля

Для сильных учащихся организуется работа с «Обратным словарем»

Для сильных учащихся организуется работа с «Обратным словарем»

Работа с листами самопроверки

Работа с листами самопроверки

Выставление отметок. проводят самоанализ и самооценку своей деятельности комментируют работу своих одноклассников на уроке

Выставление отметок. проводят самоанализ и самооценку своей деятельности комментируют работу своих одноклассников на уроке

Лингвистическая сказка В стране

Лингвистическая сказка В стране
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2023