Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс.
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок-обобщение
Тема урока: «Роль имени прилагательного в речи. Роль прилагательного в создании образа учителя.»
Цель деятельности учителя: углубить понятия о разрядах прилагательных, обобщить знания общих грамматических признаков имени прилагательного.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) |
Начать урок хочу с эпиграфа. „Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться.“ - О Каком наставнике идет речь? Как вы понимаете это высказывание? К. Д. Ушинский является известным педагогом, который создал основы Русской педагогики. Он жил в 1824-1873 гг. и стал автором многочисленных трудов в области науки обучения. Вклад Ушинского в педагогику проявился и в России, и за рубежом – во многих странах мира. Его основными вкладами в педагогику являются: Понятие воспитания, как осознанного процесса развития личности. Перед вами дано одно из его рассуждений. Выберите качества человека, которые необходимо развивать. И образуйте слова, которые помогут нам описать этого человека. Ушинский считал, что в человеке нужно развивать честность, гуманность, нравственность, скромность и трудолюбие. Какая часть речи помогает нам описывать человека? Как вы думаете, кого мы будем описывать на уроке? Попробуем сформулировать тему и цель урока |
Об учителе
Честность – честный, Гуманность – гуманный, Нравственность – нравственный. Скромность – скромный, Трудолюбие – трудолюбивый
Имя прилагательное
Учителя
Роль прилагательного в описании учителя Обобщить знания об именах прилагательных |
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) |
Вспомним всё то, что мы уже знаем об именах прилагательных.
-Какие разряды имен прилагательных вы знаете?
-Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное? Каким образом? -Как изменяется имя прилагательное?
-Какими членами предложения чаще всего бывает имя прилагательное? |
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой?/каков?/чей? -Качественные/относительные/притяжательные -Качественные могут быть в полной/краткой форме, в положительной/сравнительной/превосходной степени. - Существительное. В числе, роде, падеже.
По числам, родам (только в ед.ч.) и падежам (кроме краткой формы) Определение или сказуемое. |
|
Динамическая пауза (2 мин.) |
-А теперь немного отдохнем. Вы должны поднять руки вверх, если прилагательное качественное, руки к плечам если относительное, руки вниз, если прилагательное притяжательное. Веселый, деревянный, глупый, фиолетовый, медвежий, ловкий, умный, лисий, радостные. |
Учащиеся выявляют разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. |
|
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) |
1.Работа с художественным текстом. Мы пришли в школу 1 сентября со своими портфелями, белыми бантами и букетами цветов. Я очень хорошо помню, что все мы очень боялись, что у нас будет непременно строгий, старый, злой учитель. Но нас встретила молодая женщина. Она красива, умна, современна. Мы почувствовали доверие к этой чудесной учительнице. Она сразу нас всех познакомила, сама представилась, и нам стало намного спокойнее. Мы начали изучение предметов именно с ней, она с каждым днем все открывала нам этот удивительный мир. Она знала о нас все, даже родители столько не знали. У нас были свои тайны и секреты и мы точно знали, что никто о них никогда не узнает. Наш учитель мог сразу определить потенциальные возможности каждого из нас, как уж она это делала, для меня до сих пор остается неразгаданной тайной. Скорее всего, она просто была на своем месте и любила свою работу и нас тоже. Умению учить детей учат в институтах, а вот уметь их любить, не научат нигде. Это не всем дано, здесь, как мне кажется, нужен особый талант. -Какие имена прилагательные использует автор сочинения в описании учителя? Выпишите прилагательные, от первых трех прилагательных образуйте всевозможные степени сравнения. Трем следующим прилагательным выполните морфологический разбор. Синтаксический разбор предложения. Мы почувствовали доверие к этой чудесной учительнице. |
Строгий – строже, более строгий/менее строгий, строжайший, самый строгий, строже всех. Старый – старее/старше, более старый/менее старый, старейший, старше всех/старее всего, самый старый. Злой – злее, более злой/менее злой, злейший, самый злой, злее всех. молодая – прил., кач., полож., полн., ед.ч., ж.р., им.п., опредление. Она красива, умна, современна. (повест., невоскл., прост., нераспр., осложнено однородными сказуемыми). Красива, умна, современна – прил., кач., полож., кр.ф., ед.ч., ж.р., сказуемое. Мы почувствовали доверие к этой чудесной учительнице.(повест., невоскл., прост., распр., неосложн.) Чудесной – прил., кач., полож., полн., ед.ч., ж.р., д.п., опредление. |
|
5.Рефлексия. (5 мин.) |
Рефлексия. Подведем итоги сегодняшнего урока. Обратитесь к именам прилагательным, которые мы сегодня использовали на уроке, постарайтесь собрать образ учителя, какого вы хотели бы видеть на всех уроках. Можно добавить свои. Какую роль выполняют имена прилагательные в речи? Для чего они нужны? -Давайте оценим нашу работу на уроке. У кого остались затруднения? |
Оценивают свою работу на уроке. |
|
6.Домашнее задание |
Подготовиться к контрольной работе по разделу имя прилагательное. |
Записывают домашнее задание. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.