Частное общеобразовательное учреждение"Александринская монастырская православная школа"
(Монастырская Православная школа)
ул. Школьная,д.12, с.Дивеево, Дивеевский муниципальный округ, Нижегородская область, 607320
Конспект урока русского языка в 5 классе
по теме "Слово и его лексическое значение".
Составила учитель русского языка и литературы:
Щербакова Ольга Ивановны
Тема урока: "Слово и его лексическое значение".
Тип урока: урок "открытия нового знания"
Цель урока: закреплять умение определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.
Формируемые УУД:
личностные: формирование мировоззренческих понятий, формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков
предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.
метапредметные:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью; слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Применяемые технологии: развивающее обучение, проблемное обучение обучение в группах и в парах, самодиагностики (коррекции)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации
Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении
Основные понятия: слово, лексика, лексикология, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, толковый словарь
Оборудование: презентация, Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля, сигнальные карточки у каждого ученика, раздаточный материал (карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии)
Ход урока
I Организационный этап
Цель этапа: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне
Добрый день. Пожелаем друг другу успеха и в работу включаться начнём. Как включимся мы с вами в работу, так успешно урок проведём.
Обратите внимание на своё рабочее место, проверьте , все ли готовы к проведению урока и настроены на активную работу на уроке?
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
Сегодня, ребята, мы с вами будем изучать новую тему. Но для этого нам необходимы знания предыдущих уроков.
Орфографическая работа
Запишите , вставляя пропущенные орфограммы и объясните правописание слов.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грус...ную,
В белёном сарафан...чик...,
С платоч...камив карман...чиках,
С кр...сивыми застё...ками,
С зелёными серё...ками.
(А.Прокофьев)
2задание.Выпишите из предложения слово, в котором буква Ё обозначает два звука.
Пришёл Серёжин друг и принёс огромную ёлку.
Давайте вспомним какие разделы мы с вами изучили и кратко их охарактеризуйте
Свой ответ начните словами «Я знаю, что…». ( ситаксис, фонетика, орфография, морфология. ..
III. Определение темы урока
Сегодня мы познакомимся еще с одним разделом науки о языке, о нем вы узнаете чуть позже, а пока постараемся определить тему нашего урока.
Чтобы определить тему, посмотрите на слайд (стихотворение на слайде)
В жизни многое зависит от слов...
Всё от слов...от ласковых и грубых...
От одних пересыхают губы....
От других заледенеет кровь...
Да, дела, конечно же, всему мерилом.
Делом мы самим себе даём ответ.
Только слово-дело предварило,
Если мыслей нет из слов - и дела нет.
Дело основательней всего иного
Нас приводит к нужной высоте...
Но вначале всё равно бывает слово,
что рождает это дело в голове.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о словах).
- Все ли в нашем мире названо словами?( конечно)
Послушайте что о слове сказал Ладур( чтение учителем вслух, высказывание на слайде) (Михаил Филиппович Ладур -деятель искусства, художник театра, критик)
(высказывание Ладура):
Слово! Великое русское слово! Как много в нём оттенков, как много красок и глубины!
Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских "цветных слов" оберегали умные и чуткие люди.
-Почему слова он назвал цветными?
Правильно, они как цветные карандаши все разные, карандаши отличаются цветом , а слова -значением.
Как будет звучать тема нашего урока? (Слово и его лексическое значение)
Запишите тему урока . (Тема урока на слайде)
IV. Определение целей урока
- А теперь поставим цели нашему уроку:
1. Узнать, что такое «слово», «лексическое значение слова», «грамматическое значение слова».
2. Узнать, какой раздел науки о языке занимается изучением лексики русского языка.
3. Учиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря; определять грамматическое значение.
V. Открытие нового знания
1. Обращение к теоретическому материалу учебника п.55-56 Запишите слова , которые у нас сегодня на уроке будут ключевыми.
2. Какие корни имеет слово лексикология? Что значит в переводе с греческого «логос»?
Лексика словарный состав языка.
Слово называет понятия, предметы, признаки, действия, состояния, оценки.
Слово – значимая единица языка. Слово имеет внешнюю оболочку (звуки и буквы) и внутреннюю оболочку (значение и смысл).
Слово имеет лексическое и грамматическое значение.
СЛОВО= лексическое значение + грамматическое значение
Лексиколо́гия (от др.-греч. λέξις — слово, выражение, λόγος — суждение) — раздел языкознания, изучающий словарный состав языка, или лексику
Лексикология как самостоятельная наука сложилась к середине XX века. Предмет изучения - слово.
Узнать слово- значит узнать то, что оно обозначает, понять его значение
Слово представляет собой единство лексического и грамматического значений.
Вспомните фразу из Евангелия "Вначале было Слово".Слово имеет основополагающую роль. Все в мире названо : предметы, явления, действия, признаки предметов и действий.
Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
— О чем эта цитата?
Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).
Лексика русского языка очень богата и изменчива. Как вы думаете, почему это происходит? (открытия, новые понятия, исчезают предметы, вещи, и слова, обозначающие их, устаревают, выходят из нашего употребления).
- Ребята, а как вы думаете, по тому, как говорит человек, какие слова он использует в своей речи, можно о нем что-то сказать?
-Каким должен быть запас взрослого человека – точного ответа нет. К примеру, словарь В.И. Даля содержит более 200 тыс. слов, академический словарь русского языка – примерно 130 тыс. слов, последнее издание словаря С.И. Ожегова – 70 тыс. слов. Очевидно, что даже самые эрудированные люди не владеют таким объемом лексики. По последним данным исследований, активный запас взрослого составляет от 5 тыс. до 35 тыс. слов, пассивный – от 20 тыс. до 100 тыс. слов.
Человек с высшим образованием знает порядка 8 тыс. слов, словарный запас А.С. Пушкина - 313 тысяч слов, а у М.Ю. Лермонтова – 326 тысяч слов!
-Как вы думаете, сколько слов составляет ваш словарный запас?
(По современным оценкам словарный запас учащегося средней школы составляет 3000 слов).
Какова наша с вами задача?
Наша задача – расширять свой словарный запас, совершенствовать свою речь. Когда у человека грамотная, красивая речь, он пользуется уважением в обществе, его интересно слушать, с ним интересно общаться.
Леонардо да Винчи говорил: "Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет".
Поэтому так важно для каждого человека продолжать свое интеллектуальное развитие, при этом пополняя свой словарный запас. (высказывание на слайде)
Проведение физкультминутки "Ветер дует нам в лицо"
Работа со словарем. Значение
этих слов можно узнать
в Толковых словарях
Обратите внимание на слайд. Перед вами словари русского языка.
Что же такое словарь?
Словарь - сборник слов в алфавитном порядке с пояснением, толкованием или переводом на другой язык; совокупность всех слов данного языка, а также слов, употребляемых каким-нибудь писателем. Например, поэтический словарь Пушкина.
- Сколько значений имеет слово "словарь"? (Слово"словарь" имеет два значения.)
Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)
1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)
3. "Словарь русского языка" ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. "Словарь русского языка" С.И.Ожегов ( более 50000 слов)
5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах ( академический) , более 120000 слов
6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С. Лапатухин, Е.В. Скорлуповская
Слово учителя
Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.
Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.
В каждом из них даны слова, но рассматриваются они с разных сторон. В словарях отражается словарное богатство языка.
Существуют языковые (лингвистические), орфографические, толковые, фразеологические, иностранные словари, словари антонимов, синонимов и др.
Эти словари могут быть вашими друзьями и помощниками.
Где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов?
Почему словарь называется «толковый»?
Что значит слово толковать? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)
Кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. В статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Это называется словарная статья. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме
Цель: показать межпредметную связь
УУД: коммуникативные, личностные
Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников
Основной вид деятельности учащихся: работа в группах. творческая деятельность
Подготовленные ученики рассказывают о творчестве В.И.Дале.
Выступление учащихся Что же был за человек В.И. Даль?
Он был человек необыкновенный. Его мать говорила детям: «Надо зацеплять всякое знанье, какое встретиться в пути», и Даль всю жизнь следовал этому правилу. (слайд высказывание и портрет Даля)
Он был моряком, врачом, писателем, чиновником, натуралистом. Плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, строил мост, написал для школьников учебники «Ботаника» и «Зоология». С детства он любил, по собственному его признанию, «копаться над какой-нибудь работой»: умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. И где бы ни ездил Даль, чем бы ни занимался, он всегда собирал слова.
Подсчитали, что Даль, среди всех своих дел, в течение полувека каждый час записывал и объяснял одно слово.
«Человек рожден на труд», - говорил Даль.
В 1819 году юный Даль окончил Петербургский морской корпус и ехал служить на Черноморский флот. Сани легко катились по снежному полю. Ветер гудел, мёл снег низом. Ямщик, закутанный в тяжёлый тулуп, понукая лошадей, через плечо поглядывал на седока. Тот жался от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Ямщик ткнул кнутовищем в небо, пробасил, утешая:
- Замолаживает…
-Как это «Замолаживает»?...
- Пасмурнеет, - коротко объяснил ямщик. - К теплу.
Даль вытащил из кармана записную книжку, карандашик, подул на закоченевшие пальцы, вывел старательно: «ЗАМОЛАЖИВАТЬ – иначе пасмурнеть…»
Этот мартовский день оказался главным в жизни Даля. На дороге, затерянной в новгородских снегах, он принял решение, которое повернуло его жизнь, озябшими пальцами записал в книжке первое слово.
Большое количество слов записывал Даль во время русско-турецкой войны. Он служил военным врачом, солдаты были вчерашние крестьяне со всех концов России, они принесли с собой в армию свои слова. Тетрадки и записные книжки Даля быстро заполнялись, набралось их так много, что они не умещались ни в один чемодан.
Даль собрал двести тысяч слов. Слова были записаны в тетради, а из тетрадей разнесены на полоски бумаги (Даль называл их «Ремешками»). Но в тетрадях и на «ремешках» бесценное сокровище принадлежало только самому Далю. А он хотел подарить его всем. Для этого надо было составить словарь.
Даль разбирался в записках, как старый мельник, прилаживал, подгонял одну к другой разрозненные части. Он верил, что настанет время, печатные машины бессчетно умножат его сокровище – оно станет общим богатством.
Выступление второго учащегося
Весь словарь построил по алфавиту. Но слова в нем расставил не по отдельности, а гнездами. Он стремился построить словарную статью так, чтобы под каждым словом, которое выражает наиболее общее понятие, находились бы однословы с разными отливами и оттенками, а также все слова для обозначения понятий подчиненных».
В «Толковом словаре «В.И. Даль применяет для приема объяснения значения слов: во-первых, использует подбор синонимов (тождесловов, по определению В.И. Даля) и, во вторых, дает самые разнообразные частные сведения о предмете.
Значение слова Наушник (наушники)
«Наушник м. или -ники мн.- пришитые к шапке боковые лопасти, или отдельная повязка, накладка для защиты ушей от стужи.
Тайный клеветник, лазутчик, переносчик, наговорщик.
Временщики да наушники- Божья кара.
Наушничать-переносить, нашептывать высшему, клеветать, наговаривать и лазутничать.
Словарь Даля называют энциклопедией русской народной жизни первой половины XIX века. Из него можно узнать, что крестьянин сеял, как строил дом, какие употреблял сельскохозяйственные орудия, что носил, какие у него были праздники и обычаи.
Многие заметки в словаре Даля – маленькие рассказы о быте народа и о его труде, о производствах, ремеслах, промыслах, об орудиях труда и предмете обихода, о народных обычаях, поверьях, нравах – о народной жизни, которую хорошо и подробно знал Владимир Иванович.
Даль собирал не только слова, но и народные изречения- пословицы. В пословицах народ коротко и метко высказывает свои суждения о жизни, свой вековой опыт. Народ говорит: «Пословица недаром молвится».
Даль собрал больше тридцати тысяч пословиц.
«Толковый словарь» В.И. Даля был высоко оценен еще при жизни составителя.
Географическое общество наградило В.И. Даля в 1862 г. Золотой медалью, а в 1869 г. за создание словаря ему была присуждена академическая Ломоносовская премия.
После смерти В.И. Даля в 1872 г. «Толковый словарь живого великорусского языка» неоднократно переиздавался.
Учитель. Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмём, например, слово НАДЁЖДА, надёжа. Как объяснить его значение? (зачитать значение на слайде)
-упованье , состоянье надеющегося;
-опора, прибежище, приют;
-отсутствие отчаянья, верящее выжиданье и призыванье желаемого, лучшего;
-вера в помощь, в пособие.
Я потерял надежду- не надеюсь.
Надёжа-государь-привет.
Надёжный -верный, несомненный, прочный, твёрдый, крепкий; на что или на кого можно положиться, что не обманет.
Надёжность. Надеяться на что- верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, считать исполнение своего желанья вероятным; это частица авось, выраженная глаголом.
На чужое надейся, а своё паси. Надеянье, надея, надеюшка.
Скажите на что мы будем надеяться? (на успех)
Творческое задание по группам. Определить слова по толкованию их лексического значения. Задание на карточках. Самостоятельное выполнение задания.
1 группа
1.Капли воды, которые падают из туч?
2.Заранее намеченный путь следования. Мысленно представить себе что-либо.
3.Человек, совершивший подвиг.
4.Вход в здание.
2группа
1.Автомобиль для большого числа пассажиров.
2.Извещени о чём-либо , написанное и вывешенное где -либо.
3.Место для стоянки судов.
4.Поэтическое предание о каком-либо лирическом событии.
5.Сосуд для содержания и разведения водяных животных растений.
Проверка задания. Проведение гимнастики для глаз.
Работа по учебнику. Выполнение упражнений 326 , 327(диференцированно) .
Проверка выполнения заданий
ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.
Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования
УУД: регулятивные, коммуникативные
Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ
Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют
- Как вы считаете, у кого всё получилось?
- Что было самым сложным в вашей работе?
- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?
- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?
Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.
У вас на парте лежат смайлики с различным настроением , выберите и поднимите тот, который соответствует вашему настроению. (показ смайликов)
Оценивание учащихся. Выставление оценок.
Этап 7. Домашнее задание
Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания
УУД: регулятивные
- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.
Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328
- Толковый словарь подскажет не только лексическое значение слова,
но и правильность его написания, произношения, подскажет отдельные
морфологические признаки. Толковый словарь будет для вас
помощником и справочником при выполнении домашних и классных
заданий.
– Помни, слово требует обращения осторожного. Слово может стать живой водой, но может и обернуться сухим палым листом, пустой гремучей жестянкой, а то и ужалить гадюкой. И слово может стать чудом. А творить чудеса – счастье. Но ни впопыхах, ни холодными руками чуда не сотворишь и Синюю птицу не ухватишь. Желаем тебе счастья! Скажут: для чудотворства ко всему нужен талант. Еще бы! Чем больше талантов, тем лучше. Но надо ли доказывать, что и не обладая редкостным, выдающимся даром можно хорошо, добросовестно, с полной отдачей делать свое дело? А для этого нужно прежде всего, превыше всего – знать, любить, беречь и никому не давать в обиду родной наш язык, чудесное русское слово. ( Нора Галь)
Приложение
"Живое и мертвое слово".Константин Паустовский
Еще в юности я вычитал у какого-то древнего мудреца изречение: «От одного слова может померкнуть солнце».
Я тотчас забыл это изречение и никогда не вспоминал о нем. Но однажды случилось незначительное на первый взгляд событие.
Действительно, после этого события мне показалось, что солнце померкло и скучный сумрак затянул все, что перед этим сверкало вокруг разнообразными красками, светом и теплотой.
Случилось это на Оке, вблизи Рязани, около наплавного моста.
Я перешел по мосту на луговой берег, на пески. От нагретой лозы пахло вялой сладостью. По Оке нехотя проплывало отраженное небо, все в летних белых облаках.
На песчаном пляже сидел человек с сизым затылком, в черном френче и сапогах. Рядом с ним лежал портфель, раздувшийся от бумаг, как откормленный кот.
Посреди реки купались, рыча и повизгивая, два человека.
Неожиданно сидевший на берегу человек сердито закричал:
– Эй, товарищи! Закругляйте купаться!
– Мгновенно, товарищ начальник! – бодро крикнул в ответ молодой человек.
– Лимит времени прошу соблюдать! – снова прокричал человек в черном френче.
Солнце в моих глазах померкло от этих слов. Я как-то сразу ослеп и оглох. Я уже не видел блеска воды, воздуха, не слышал запаха клевера, смеха белобрысых мальчишек, удивших рыбу с моста.
Мне стало даже страшно. Что это? – спрашивал я себя. Шутит ли этот человек или говорит всерьез? Если всерьез, то это отвратительно, а если шутит, то это еще отвратительнее.
Я подумал: до какого же холодного безразличия к своей стране, к своему народу, до какого невежества и наплевательского отношения к истории России, к ее настоящему и будущему нужно дойти, чтобы заменить живой и светлый русский язык речевым мусором.
В сотый раз пришла в голову мысль, что мы – нерадивые потомки своих отцов. Для чего Пушкин, Языков, Лермонтов, Герцен, Толстой, Чехов, Лесков, Салтыков-Щедрин создавали величайший в мире по красоте и зримой образности русский язык? Для чего в тысячах деревень этот язык приобретал меткость, силу, задушевность, блеск и певучесть?
Для чего в этом языке существует неизмеримое количество великолепнейших слов, способных передать все богатство духовного мира нашего человека? И не только духовное богатство, но и все богатства природной жизни страны – ее шумов, ее очарований – от соловьиного боя до гула сосновых вершин и от мгновенной зарницы до жгучей росы на траве.
Для чего был вызван к жизни этот волшебный, свободный, крылатый и живой язык, живой потому, что он всегда выражал живую душу народа? Неужели для того, чтобы свести его к косноязычию, к словарной нищете, к фонетическому безобразию, иными словами – к языку мертвому?
Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/zhivoe-i-mertvoe-slovo.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.