Класс: 5класс
УМК: Русский язык 5 класс. Быстрова Е.А
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: вводный урок
Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»
Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о признаках прилагательных, познакомить с общими грамматическими признаками имени прилагательного.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) |
1. Игра» Четвертый лишний» Наблюдать, записывать, восхищаться, удивительный. Край, пейзаж, фотоаппарат, живописный Прекрасно, красиво, чудесно, папин. Я, ты, он, она, богат. На какой вопрос отвечают эти прилагательные? Какой? Чей? Каков? Занесите в таблицу вопросы. Составьте словосочетания с прилагательными, используя слова из задания в тетрадях. 2. В руках у меня мяч. Какой он? (круглый - по форме, резиновый – по материалу, из которого он сделан, красный – по цвету, маленький – по размеру, мягкий - качество предмета, Танин мяч - по принадлежности к кому-либо). Ч то обозначает имя прилагательное? |
|
Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) |
На экране даны словосочетания: Прекрасная погода, свежим ветром, лазурного неба ( у доски 3 человека) – Прочтите словосочетания. Какое слово в словосочетании главное? Докажите. В скобках напишите род, число, падеж. На ваших столах лежат 2 варианта текста. -Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой? Текст 1. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…) стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…) деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. Текст 2. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. -Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.
-К какой части речи относятся данные слова. -Значит, для чего в речи используются имена прилагательные?
-С именем прилагательным вы познакомились в начальной школе, поэтому предлагаю вам вспомнить все, что вы о нем знаете. -Имя прилагательное - самостоятельная или служебная часть речи? -Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?
-Как изменяется имя прилагательное?
-Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное? Как, каким образом?
-Какими членами предложения чаще всего бывает имя прилагательное? |
Глухой ритмичный стук, черная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь. К имени прилагательному. Для того, чтобы называть предметы более точно. С именами прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, вы разительным. Самостоятельная часть речи.
Признак предмета. Какой? Какая? Какое? Какие? По родам, числам и падежам. С именем существительным, они стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное. Чаще определение, но бывает сказуемым. |
|
3. Этап открытия новых знаний (10 мин.)
|
-Какие признаки может обозначать имя прилагательное? -Именно о них мы поговорим на сегодняшнем уроке. -Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета. Под признаком понимаются отличительные свойства и качества человека. Эти свойства и качества различны. -Обратите внимание на слайд. Имена прилагательные могут обозначать: 1.Качественные признаки. Они характеризуют предмет по размеру, внешнему иду, форме, состоянию. Например, круглый шар, грустный мальчик, белый щенок. Эти прилагательные называются качественными. 2.Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь, например к материалу, из которого он сделан, соломенная шляпа -шляпа из соломы, стеклянный стакан-стакан из стекла, деревянный стол-стол из дерева. Эти прилагательные называются относительные. 3. Признаки предмета по его принадлежности кому-либо: Танин портфель, лисий хвост, медвежья нора. Эти прилагательные называются притяжательными. |
Знакомятся с признаками прилагательных.
|
|
Динамическая пауза (2 мин.) |
-А теперь немного отдохнем. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным. Веселый, птичка, деревянный, глупый, бегают, фиолетовый, летают, медвежий, ловкий, мальчики, умный, девочки, лисий, играют, радостные. -Вы заметили, какими признаками обладали имена прилагательные, которые я называла? |
Учащиеся выявляют прилагательные из списка слов. Были качественные, относительные и притяжательные прилагательные. |
|
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) |
1.Работа с художественным текстом. -Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту. -Послушайте строки Сергея Есенина. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. -Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? -Выпишите все прилагательные из текста с существительными, к которому они относятся. -Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебрянное? -Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит? -Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? С этим художественным средством мы уже знакомы, предлагаю вам вспомнить, что такое эпитет. Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным. -Молодцы! 2. Упражнение 214 стр. 153. |
Ответы учеников. Потому что он использовал прилагательные.
Роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.
Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красиво.
Использование эпитетов.
Работают с понятием эпитет.
|
|
5.Рефлексия. (5 мин.) |
Рефлексия. Подведем итоги сегодняшнего урока. На столах у вас лежат карточки. Ваша задача заполнить их грамматическими признаками имени прилагательного, и объяснить свой выбор. -Давайте оценим нашу работу на уроке. |
Оценивают свою работу на уроке. |
|
6.Домашнее задание |
Упражнение 216 стр. 154.. |
Записывают домашнее задание. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья. И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь. |
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь. |
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
|
Имя прилагательное |
Вопросы |
|
Обозначает |
|
Согласуются с кем и в чем |
|
Постоянные морфологические признаки |
|
Художественно-выразительное средство |
|
Синтаксическая роль |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.