Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" 5 класс
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.02.2023
Технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное" 5 класс
урок 02.02 русский.docx

Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Быстрова Е.А

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: вводный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о признаках прилагательных, познакомить с общими грамматическими признаками имени прилагательного.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

1. Игра» Четвертый лишний»

Наблюдать, записывать, восхищаться, удивительный.

Край, пейзаж, фотоаппарат, живописный

Прекрасно, красиво, чудесно, папин.

Я, ты, он, она, богат.

На какой вопрос отвечают эти прилагательные? Какой? Чей? Каков? Занесите в таблицу вопросы. Составьте  словосочетания с прилагательными,  используя слова из задания в тетрадях. 

2. В руках у меня мяч. Какой он? (круглый - по форме, резиновый – по материалу, из которого он сделан, красный – по цвету, маленький – по размеру, мягкий - качество предмета, Танин  мяч - по принадлежности к кому-либо). Ч то обозначает имя прилагательное?

 

 

 

 

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

На экране даны словосочетания:

Прекрасная погода, свежим  ветром, лазурного неба ( у доски 3 человека)

– Прочтите словосочетания. Какое слово в словосочетании главное? Докажите. В скобках напишите род, число, падеж.

 На ваших столах лежат 2 варианта текста.

-Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Текст 1.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…) стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…) деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Текст 2.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

-Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

 

 

 

 

 

 

-К какой части речи относятся данные слова.

-Значит, для чего в речи используются имена прилагательные?

 

 

-С именем прилагательным вы познакомились в начальной школе, поэтому предлагаю вам вспомнить все, что вы о нем знаете.

-Имя прилагательное - самостоятельная или служебная часть речи?

-Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?

 

-Как изменяется имя прилагательное?

 

-Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное? Как, каким образом?

 

 

-Какими членами предложения чаще всего бывает имя прилагательное?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глухой ритмичный стук, черная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

К имени прилагательному.

Для того, чтобы называть предметы более точно. С именами прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, вы разительным.

Самостоятельная часть речи.

 

Признак предмета. Какой? Какая? Какое? Какие?

По родам, числам и падежам.

С именем существительным, они стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Чаще определение, но бывает сказуемым.

3. Этап открытия новых знаний (10 мин.)

 

-Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

-Именно о них мы поговорим на сегодняшнем уроке.

-Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета. Под признаком понимаются отличительные свойства и качества человека. Эти свойства и качества различны.

-Обратите внимание на слайд.

Имена прилагательные могут обозначать:

1.Качественные признаки.

Они характеризуют предмет по размеру, внешнему иду, форме, состоянию. Например, круглый шар, грустный мальчик, белый щенок. Эти прилагательные называются качественными.

2.Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь, например к материалу, из которого он сделан, соломенная шляпа -шляпа из соломы, стеклянный стакан-стакан из стекла, деревянный стол-стол из дерева. Эти прилагательные называются относительные.

3. Признаки предмета по его принадлежности кому-либо: Танин портфель, лисий хвост, медвежья нора.

Эти прилагательные называются притяжательными.

Знакомятся с признаками прилагательных.

 

 

 

 

Динамическая пауза (2 мин.)

-А теперь немного отдохнем. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным.

Веселый, птичка, деревянный, глупый, бегают, фиолетовый, летают, медвежий, ловкий, мальчики, умный, девочки, лисий, играют, радостные.

-Вы заметили, какими признаками обладали имена прилагательные, которые я называла?

Учащиеся выявляют прилагательные из списка слов.

Были качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

1.Работа с художественным текстом.

-Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

-Послушайте строки Сергея Есенина.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

-Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

-Выпишите все прилагательные из текста с существительными, к которому они относятся.

-Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебрянное?

-Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

-Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

С этим художественным средством мы уже знакомы, предлагаю вам вспомнить, что такое эпитет.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

-Молодцы!

2. Упражнение 214 стр. 153.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учеников.

Потому что он использовал прилагательные.

 

Роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.

 

Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красиво.

 

 

Использование эпитетов.

 

Работают с понятием эпитет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Рефлексия. (5 мин.)

Рефлексия.

Подведем итоги сегодняшнего урока.

На столах у вас лежат карточки. Ваша задача заполнить их грамматическими признаками имени прилагательного, и объяснить свой выбор.

-Давайте оценим нашу работу на уроке.

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

6.Домашнее задание

Упражнение 216 стр. 154..

Записывают домашнее задание.




 

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Имя прилагательное

Вопросы

 

Обозначает

 

Согласуются с кем и в чем

 

Постоянные морфологические признаки

 

Художественно-выразительное средство

 

Синтаксическая роль

 

 


 

Класс: 5класс УМК: Русский язык 5 класс

Класс: 5класс УМК: Русский язык 5 класс

Р2, планирование своих дйствий,

Р2, планирование своих дйствий,

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Имя прилагательное

Имя прилагательное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2023