Информационный проект "Куклотерапия как способ формирования эмоционнального состояния "
Оценка 4.8

Информационный проект "Куклотерапия как способ формирования эмоционнального состояния "

Оценка 4.8
docx
16.04.2024
Информационный проект "Куклотерапия как способ формирования эмоционнального состояния "
Куклотерапия.docx

 

             Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение

           «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени                               

                                               Н.И.Жиронкина»

 

 

 

 

              ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

 

               «КУКЛОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

                  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

 

 

 

 

                                                                            Автор работы:

                                                                            Абрамова Валерия

                                                                            Васильевна,     

                                                                            учащаяся 11 «А» класса

 

                                                                            Руководитель:

                                                                            Бобкова Ирина Александровна

                                                                            педагог-психолог

 

 

 

                                                   Горшечное, 2024

                                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

 

I.КУКЛОТЕРАПИЯ

 

I.1ЧТО ТАКОЕ КУКЛОТЕРАПИЯ?........................................................5

 

I.2ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «КУКЛОТЕРАПИИ»…………...6

 

I.3ВИДЫ КУКЛОТЕРАПИИ…………………………………………….8

 

II.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

 II.1 СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ.11

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………14

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….15

 

 

 

 

                                                                                                  

                                                                                             

                                                               2

Введение

 

Актуальность

Кукла имеет особое значение для личностного развития. Благодаря воле и воображению она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Человек переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Проблема коррекции эмоционально-личностного развития особенно актуальна в отношении людей, имеющих отклонения в психоречевом развитии, а также с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Куклотерапия – средство достижения основной цели: развить речь, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение.

Цель 

Изучить куклотерапию как способ изменения  эмоционального состояния человека.

Задачи

1.Изучить, проанализировать литературу по  куклотерапии.

2. Выяснить, что такое куклотерапия, историю её возникновения.

3. Описать виды куклотерапии, методы её использования.

4. Изучить области применения куклотерапии.

 

                                                                 3

Методы работы:

 

анализ литературы и материалов различных источников информации,  сети интернет, обработка информации, обобщение.

 

Практическая значимость

Практическая значимость заключается в использовании данного материала для регулирования эмоционального состояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        4

 

I.КУКЛОТЕРАПИЯ

I.1ЧТО ТАКОЕ КУКЛОТЕРАПИЯ?

Что такое куклотерапия?

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в этом направлении коррекции является связующим звеном между ведущим и клиентом. Она позволяет возникнуть чувству безопасности у клиента. Метод куклотерапии признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует. Именно через куклу ребёнок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины личностных проблем ребёнка. То есть, кулотерапия является не только коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы. Наблюдая за манипуляциями, которые ребёнок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об уровне его нравственности. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

 

 

 

                                                           5

I.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «КУКЛОТЕРАПИИ»

Точное время возникновения термина «куклотерапия» не сохранилось в истории. Но известно, что еще в 1926 году невропатолог Малколм Райт из Уэльса использовал кукольный театр, чтобы снимать детские неврозы, связанные с прививками.

У славянских племён кукла была не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку. Играя, малыш получал свой первый опыт предметного манипупулирования. Ещё ранее, женщины шили кукол из тканей и наполняли их горохом и целебными травами. Считалось, что запах лекарственных трав оказывает благотворное влияние на психическое состояние ребенка. Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребёнок отказывался кушать, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит. Если ребёнок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего малыш спокойно укладывался в постель. Истоки куклотерапии также можно найти в психодраме Морено. В 1940 году Якоб Леви Морено основал Институт социометрии и психодрамы в США. Он создал специальный целебный театр, в котором воспроизводил те самые ситуации, которые сильно травмировали его пациентов, и назвал его психодрамой. Врачи, пациенты и их родственники совместными усилиями писали сценарии и ставили спектакли. Зрительный зал также состоял из больных, родственников и лечебного персонала.

 

 

 

                                                         6

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как  И.Медведева и Т.Шишова, впервые предложившие кукольные детские театры как форму досуга, укрепляющую психологическое здоровье подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          7

 

I.3 ВИДЫ КУКЛОТЕРАПИИ.

Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый. Он будет зависеть и от личности взрослого, и от возраста и характера ребёнка, и, конечно же, от ситуации, которую необходимо проработать и скорректировать.

В самом общем виде методы кукольной терапии напрямую зависят от типов кукол, которые использует психолог. Это могут быть:

Куклы- марионетки:

Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая - руками.

Пальчиковые куклы:

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Плоскостные куклы:

Бумажные, картонные или пластиковые, эти фигурки просты в плане изготовления, ведь нужно уметь только рисовать и вырезать, а этими навыками к трём годам владеет абсолютно любой ребёнок. Не нужно недооценивать возможности таких кукол-рисунков: может, они не так человекоподобны, как марионетки или перчаточные куклы, но связь с ними пациент обязательно почувствует.

                                                             8

 

Теневые куклы:

Используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы:

Веревочные куклы являются многофункциональными» Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями. Веревочные куклы могут использоваться в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стесняются петь сами. Когда у ребенка на руках плоская кукла, да еще величиной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она.

Перчаточные куклы:

Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

                                                        9

 Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен Петрушка. Перчаточные куклы очень подвижные и выразительные. Голова перчаточной куклы может быть размером от шарика для пинг-понга до крупного яблока. Слишком большая голова затрудняет работу актёра, ведь её вес приходится на его один палец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                        10

II.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

 II.1 СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ПРИМЕНЕНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ.

Куклотерапию используют в разных видах деятельности, в индивидуальной работе, на занятиях, в практической деятельности, в игре на занятиях.

В дошкольном возрасте игра является мощнейшим инструментом воздействия на детей. В коррекционных занятиях куклотерапия помогает решить самые разнообразные и сложные задачи. Куклы, в разных вариантах хорошо развивают дошкольников в нравственном и эмоциональном вопросе.

Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

В современном мире отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития детей.

 

 

                                                       11

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить в себя интересы ребёнка и задачи воспитателя. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребёнка, способности управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность сюжета.

Кроме того, возможности куклотерапии позволяют решить другие важные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель. Перенос образа на куклу научит детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека, включиться в игру, развивает навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, развивает умение правильно выражать свои эмоции и чувства, обогащает словарный запас.

     Куклотерапия может широко использоваться для разрешения интра- и интерперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка, кукла “участвует в постановке спектакля”. Необходимо добиться того, чтобы сказка захватила ребенка и он сочувствовал основным ее героям. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает, любимый герой попадает в страшную историю, но в конце успешно с ней справляется. 

                                                        12

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как:

1.     Зажатость, закомплексованность;

2.     Последствия психотравмы (в том числе и скрытой, до конца не осознаваемой);

3.     Отторжение реальности;

4.     Сложность выражения эмоций;

5.     Трудности в построении общения с другими людьми;

6.     Аутичность или аутизм.

Кукла в данном методе психологической помощи выступает посредником между ребёнком и кооректирующим взрослым. Сначала нуждающийся в коррекции малыш создаёт свою куклу, а затем под руководством помощника «играет» с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними.

 

 

 

 

 

 

                                                            13

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении можно сказать, что я выполнила назначенную цель: изучила куклотерапию как способ изменения эмоционального состояния человека.

А также выполнила следующие задачи: изучила литературу по куклотерапии; выяснила, что такое кулотерапия, историю её возникновения; описала виды, методы её использования, области её применения; подготовила презентацию.

Итак, куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол, метод комплексного воздействия на людей для обогащения и закрепления знаний.

Она зародилась ещё в древние времена, у славянских племён. Родители использовали куклу для формирования нужных моделей поведения у ребёнка. А на просторах нашего времени куклотерапию развивали советские учёные И.Медведева и Т.Шишова.

Методы кулотерапии напрямую зависят от типов кукол:: куклы-марионетки, пальчиковые куклы, плоскостные куклы, теневые куклы, верёвочные куклы, перчаточные куклы.

Куклотерапию используют в различных видах деятельности, в индивидуальной работе, на занятиях, в практической деятельности, в игре на занятиях. Куклотерапия помогает решить такие писхологические проблемы, как: зажатость, закомплексованность; последствия психотравмы; отторжение реальности; сложность выражения эмоций; трудности в построении общения с другими людьми; аутичность или аутизм.

 

 

                                                        14

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гребенщикова, Л. Г. (2007). Основы куклотерапии: галерея кукол. Санкт-Петербург: "Речь".

2.Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. – СПб: Речь, 2006.

3.Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. –Спб: Речь.2003.

4.Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. –  М.: Эксмо, 2007.

5.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. С-Петербург Детство-пресс, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 15


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

Муниципальное казеное общеобразовательное учреждение «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Введение Актуальность Кукла имеет особое значение для личностного развития

Введение Актуальность Кукла имеет особое значение для личностного развития

Методы работы: анализ литературы и материалов различных источников информации, сети интернет, обработка информации, обобщение

Методы работы: анализ литературы и материалов различных источников информации, сети интернет, обработка информации, обобщение

I.КУКЛОТЕРАПИЯ I.1ЧТО ТАКОЕ КУКЛОТЕРАПИЯ?

I.КУКЛОТЕРАПИЯ I.1ЧТО ТАКОЕ КУКЛОТЕРАПИЯ?

I.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «КУКЛОТЕРАПИИ»

I.2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «КУКЛОТЕРАПИИ»

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как

На наших просторах куклотерапию развивали и популяризировали такие советские учёные, как

I.3 ВИДЫ КУКЛОТЕРАПИИ. Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый

I.3 ВИДЫ КУКЛОТЕРАПИИ. Использование кукол в общении с ребёнком — путь очень творческий и непредсказуемый

Теневые куклы: Используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги

Теневые куклы: Используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги

Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен

Иначе её называют петрушечная, потому что именно так устроен

II.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ

II.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как: 1

Куклотерапия – это одна из направлений арт-терапии и игротерапии, помогающая решить психологические проблемы, такие как: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении можно сказать, что я выполнила назначенную цель: изучила куклотерапию как способ изменения эмоционального состояния человека

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении можно сказать, что я выполнила назначенную цель: изучила куклотерапию как способ изменения эмоционального состояния человека

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2024