Информация к педагогическому совету: « Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников»
Оценка 5

Информация к педагогическому совету: « Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников»

Оценка 5
docx
05.01.2021
Информация к педагогическому совету: « Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников»
Докладл на педсовет.docx

МУНИЦИПАЛЬЕОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №153 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

Информация к педагогическому совету:

« Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                                     Кособрюхова Е.В.

                                                                                                     Воспитатель группы

                                                                                                     раннего возраста

                                                                                                     МДОУ №153

 

 

 

 

 

 

Донецк 2020-2021


 На педагогов, воспитателей и родителей возлагается миссия воспитания здорового всесторонне развитого человека готового самосовершенствоваться, принимать важные решения, быть свободным и толерантным, ответственным за себя, семью и государство.

  Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнёрство».

Партнёрство — это определённая форма сотрудничества в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

-  равноправие при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;

-  уважение и взаимный учёт интересов;

-  взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;     

- добровольность принятия взаимных обязательств;

- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

  Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.

  В первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников ставятся следующие задачи:

-  изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;

-  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника.

  Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность наполнения жизни дошкольников социально значимым ценностным содержанием.

  По силе влияния ни один из институтов воспитания человека не может сравниться с семьей. Приоритет физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка находится в руках родителей или законных представителей.

Семья обеспечивает интеграцию личности в общество, определяет приоритет интересов и потребностей. Находясь в ней длительный период своей жизни, ребенок априори принимает семейный уклад и атмосферу. Именно ближайшее окружение с первых дней участвует в развитии его личностных качеств, умений и способностей, формирует модель поведения и привычки. От семейного микроклимата зависит и эффективность педагогического воздействия. 

          Воспитательные функции семьи и дошкольного образовательного учреждения различны. Поэтому доступ к педагогической информации позволяет родителям быть достаточно подкованными в вопросах воспитания.

  Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических задач через межличностное общение и конструктивное взаимодействие.

Можно выделить следующие формы  партнерского взаимодействия с семьей.

Индивидуальные:

·         анкетирование, опросы родителей;

·         индивидуальные беседы («Телефон доверия», «Алло, справочное бюро?»);

·         индивидуальные консультации;

·         экскурсии по группе;

·         посещение семьи (визиты);

·         дежурства в группах: посещение родителями группы, наблюдение деятельности детей;

·         мини-встречи во время приема и ухода детей;

·         индивидуальные блокноты, записки, открытки, приглашения и др.

Коллективные:

·         групповые и общие родительские собрания;

·         коллективные консультации;

·         анкетирование;

·         круглый стол;

·         вечера вопросов и ответов;

·         лекции, лектории;

·         конференции;

·         школа молодых родителей;

·         диспуты;

·         семинары, семинары-практикумы;

·         дни открытых дверей;

·         клубы (клуб знатоков, клуб любителей и защитников природы, клуб бабушек, клуб эрудитов и т. д.);

·         вечера (вечер семьи, вечер профессий, танцевальные вечера, родительские концерты и т. д.);

·         живые зрелищные мероприятия с участием детей и родителей;

·         устный журнал (например, «Лето и Ваш ребенок»);

·         мероприятия в виде популярных игр и телепередач (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.), викторины и т. д.

Наглядные и письменные:

·         информационные стенды (родительские уголки, ширмы);

·         выставки, фотомонтажи;

·         выставки детских работ, авторские выставки детей;

·         папки-передвижки;

·         рукописные журналы;

·         летопись группы;

·         памятки;

·         уголок «Родители — родителям» (опыт семейного воспитания);

·         семейные альбомы из опыта воспитания детей;

·         книги для родителей («Про вас и для вас»,  и т. д.),

·         ежемесячные бюллетени: поздравления с днем рождения, с праздником, объявления, просьбы, текущая  информация, сообщение, чем будут заниматься с детьми и т. д.

Прежде чем начать работу с семьей ее необходимо изучить. 

Методы изучения семьи следующие:

наблюдение за общением родителей и детей, опросы родителей, беседа с ними, посещение семей на дому — домашние визиты, анализ рисунков детей по темам: «Мой дом», «Моя семья», анкетирование.

  Это изучение индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.

Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ.

  Это помогает найти подход к каждому родителю, наладить уважительные и доброжелательные отношения. Посредством «почтового ящика» родители делятся своими идеями и пожеланиями, задают вопросы сотрудникам детского сада. Эта педагогическая задумка выручает, когда у воспитателя нет времени для личной встречи с родителями.

Условно можно выделить три группы родителей:

- родители - активисты, которые с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

-родители — наблюдатели, не желают принимать участие в жизни ДОУ.

   К сожалению, наблюдателей среди родителей большинство. Следовательно, необходимо пытаться создать условия, при которых родители начнут интересоваться жизнью группы и детского сада, стремиться к возникновению общности интересов. Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

  Безусловно, приобщить родителей к участию в жизни ДОУ непросто. Современный ритм жизни порой не позволяет родителям полностью окунуться в воспитательный процесс. Однако организовав педагогическое сопровождение и поддержку семьи, повышая уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей, мотивируя их к систематическому сотрудничеству, мы можем установить эффективное партнерское взаимодействие.
В практической реализации данного аспекта возникает потребность в использовании традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно положительные результаты и внедрение инновационных технологий, направленных на установление партнерских отношений между педагогами и родителями.

К традиционным формам относятся родительские собрания, наглядная и индивидуальная формы работы. Родительские собрания в группе необходимо стараться проводить в атмосфере доверия, которая помогает родителям говорить о насущных проблемах и приходить к успешному их решению. 

  В конце учебного года на итоговом родительском собрании родителям предоставлять полный отчёт о проделанной работе за прошедший год. Родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада можно наградить  почётными грамотами и благодарностями: "За организацию интересной жизни в группе" (совет родителей), "За активное участие в жизни группы и детского сада", "За помощь в благоустройстве территории детского сада", "За творческий подход в воспитании ребёнка" и т. д.

 Наглядная форма работы представляется  в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого родители могут ознакомиться с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получить необходимую информацию и добрый совет. Но в наш век развитых компьютерных технологий этого мало. Можно создать и вести открытое сообщество группы  на сайте WK или создать группу в вайбере.  Где

родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать вопросы воспитателю, высказать своё мнение.

Также к традиционным формам относятся праздники, досуги, развлечения. Родители с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам.  Это способствует приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом (спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортивная семья», « Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай лучше нас», «Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — дружная семья»,  и др.).

  Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» позволяет обсудить с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка. В такой беседе родители могут делиться с педагогом своими сомнениями, трудностями в воспитании ребёнка, попросить дать совет и получить исчерпывающий ответ.

  Переходя к инновационным формам работы с родителями, хочется особо отметить проектную деятельность. К ней родители относятся с особым интересом. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность.

Таким образом, достигается общность интересов родителей, детей и педагога, постепенный «переход» родителя из группы наблюдателей в активисты.

  Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Активное использование игр помогает наладить контакт с родителями, и развить потребность в сотрудничестве с педагогами ДОУ. С целью воспитания навыков безопасного поведения воспитанников можно организовать сюжетно-ролевые игры на знание, например,  правил дорожного движения. Они помогают раскрыть детям основные правила поведения, выбрать верное решение в экстремальной ситуации.

Родителям подобные занятия служат поводом задуматься о соблюдении правил безопасной жизнедеятельности, т. к. от этого зависит здоровье и жизнь детей.

  В повседневной жизни мы часто становимся участниками конфликтных ситуаций. Критичное столкновение противоположных точек зрения часто становится катализатором развития конфликта. Полноценное общение родителей и педагогов ДОУ предотвращает недопонимание. При совместном моделировании конфликтов можно предлагать детям пути их решения. Например, организовывая чаепитие с детьми и родителями,  можно проводить беседы о морали и общечеловеческих ценностях. Так же  помогает организация литературных гостиных с совместным чтением и обсуждением книг и тематические экскурсии.

После такой совместной деятельности можно провести выставки рисунков и поделок.

Проводя беседы с родителями необходимо помнить   правила:

1.     Нельзя начинать беседу с указания на отрицательные факты поведения ребенка.

2.     Выслушивать сомнения, недовольства, замечания родителей следует внимательно и терпеливо.

3.     Указывать на ошибки в воспитании детей необходимо тактично.

4.     Следует давать только исчерпывающие и обоснованные ответы на вопросы родителей, рекомендации по волнующим их темам.

5.     Необходимо вызвать у родителей веру в своего ребенка при условии партнерского взаимодействия с учреждением  дошкольного образования.

Выполнение этих правил поможет вызвать веру родителей в правильном подходе и отношении к детям со стороны воспитателя.

Для успешного партнерского взаимодействия важно:

- для обсуждения отбирать наболевшие, близкие семьям вопросы, требующие не только положительных однозначных ответов;

- использовать интересные, неординарные формы проведения мероприятий, чтобы на них проходило живое обсуждение проблемы, а не нудное чтение докладов, чтобы каждый родитель имел возможность и хотел высказать свое мнение (круглый стол, дискуссия, диспут);

-  приглашать (желательно!) на такие встречи специалистов: ученых, психологов, представителей культуры и т. д.);

- заинтересовывать родителей демонстрацией наглядного материала (выставки и др.);

- использовать аудиозапись высказываний детей по некоторым вопросам, касающимся их семей;

- предлагать решение разных педагогических ситуаций, проблемных задач;

- приобщать родителей к детским  праздникам.

Мастерство воспитателя и его профессионализм, педагогическая культура родителей и желание совершенствовать ключевые родительские компетенции — залог создания комфортных условий для развития ребенка. Это удовлетворение интересов родителей и детей, активизация их воспитывающих умений, поддержка уверенности в собственных педагогических способностях, и помощь в подготовке ребенка к жизни в современном обществе.


 



 

МУНИЦИПАЛЬЕОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬЕОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

На педагогов, воспитателей и родителей возлагается миссия воспитания здорового всесторонне развитого человека готового самосовершенствоваться, принимать важные решения, быть свободным и толерантным, ответственным за себя, семью…

На педагогов, воспитателей и родителей возлагается миссия воспитания здорового всесторонне развитого человека готового самосовершенствоваться, принимать важные решения, быть свободным и толерантным, ответственным за себя, семью…

От семейного микроклимата зависит и эффективность педагогического воздействия

От семейного микроклимата зависит и эффективность педагогического воздействия

Наглядные и письменные: · информационные стенды (родительские уголки, ширмы); · выставки, фотомонтажи; · выставки детских работ, авторские выставки детей; · папки-передвижки; · рукописные журналы; ·…

Наглядные и письменные: · информационные стенды (родительские уголки, ширмы); · выставки, фотомонтажи; · выставки детских работ, авторские выставки детей; · папки-передвижки; · рукописные журналы; ·…

Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равно ответственными участниками образовательного процесса

Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равно ответственными участниками образовательного процесса

Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай лучше нас», «Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — дружная семья», и др

Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай лучше нас», «Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — дружная семья», и др

Нельзя начинать беседу с указания на отрицательные факты поведения ребенка

Нельзя начинать беседу с указания на отрицательные факты поведения ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2021