МУНИЦИПАЛЬЕОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №153 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Информация к педагогическому совету:
« Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников»
Подготовила:
Кособрюхова Е.В.
Воспитатель группы
раннего возраста
МДОУ №153
Донецк 2020-2021
На педагогов, воспитателей и родителей возлагается миссия воспитания здорового всесторонне развитого человека готового самосовершенствоваться, принимать важные решения, быть свободным и толерантным, ответственным за себя, семью и государство.
Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие. Приоритет семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнёрство».
Партнёрство — это определённая форма сотрудничества в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:
- равноправие при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса;
- уважение и взаимный учёт интересов;
- взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве;
- добровольность принятия взаимных обязательств;
- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье.
В первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников ставятся следующие задачи:
- изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, с целью установления партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника.
Только сотрудничество педагогов, родителей и детей способно обеспечить возможность наполнения жизни дошкольников социально значимым ценностным содержанием.
По силе влияния ни один из институтов воспитания человека не может сравниться с семьей. Приоритет физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка находится в руках родителей или законных представителей.
Семья обеспечивает интеграцию личности в общество, определяет приоритет интересов и потребностей. Находясь в ней длительный период своей жизни, ребенок априори принимает семейный уклад и атмосферу. Именно ближайшее окружение с первых дней участвует в развитии его личностных качеств, умений и способностей, формирует модель поведения и привычки. От семейного микроклимата зависит и эффективность педагогического воздействия.
Воспитательные функции семьи и дошкольного образовательного учреждения различны. Поэтому доступ к педагогической информации позволяет родителям быть достаточно подкованными в вопросах воспитания.
Тандем семьи и детского сада подразумевает совместное решение возникающих педагогических задач через межличностное общение и конструктивное взаимодействие.
Можно выделить следующие формы партнерского взаимодействия с семьей.
Индивидуальные:
· анкетирование, опросы родителей;
· индивидуальные беседы («Телефон доверия», «Алло, справочное бюро?»);
· индивидуальные консультации;
· экскурсии по группе;
· посещение семьи (визиты);
· дежурства в группах: посещение родителями группы, наблюдение деятельности детей;
· мини-встречи во время приема и ухода детей;
· индивидуальные блокноты, записки, открытки, приглашения и др.
Коллективные:
· групповые и общие родительские собрания;
· коллективные консультации;
· анкетирование;
· круглый стол;
· вечера вопросов и ответов;
· лекции, лектории;
· конференции;
· школа молодых родителей;
· диспуты;
· семинары, семинары-практикумы;
· дни открытых дверей;
· клубы (клуб знатоков, клуб любителей и защитников природы, клуб бабушек, клуб эрудитов и т. д.);
· вечера (вечер семьи, вечер профессий, танцевальные вечера, родительские концерты и т. д.);
· живые зрелищные мероприятия с участием детей и родителей;
· устный журнал (например, «Лето и Ваш ребенок»);
· мероприятия в виде популярных игр и телепередач (КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай» и др.), викторины и т. д.
Наглядные и письменные:
· информационные стенды (родительские уголки, ширмы);
· выставки, фотомонтажи;
· выставки детских работ, авторские выставки детей;
· папки-передвижки;
· рукописные журналы;
· летопись группы;
· памятки;
· уголок «Родители — родителям» (опыт семейного воспитания);
· семейные альбомы из опыта воспитания детей;
· книги для родителей («Про вас и для вас», и т. д.),
· ежемесячные бюллетени: поздравления с днем рождения, с праздником, объявления, просьбы, текущая информация, сообщение, чем будут заниматься с детьми и т. д.
Прежде чем начать работу с семьей ее необходимо изучить.
Методы изучения семьи следующие:
наблюдение за общением родителей и детей, опросы родителей, беседа с ними, посещение семей на дому — домашние визиты, анализ рисунков детей по темам: «Мой дом», «Моя семья», анкетирование.
Это изучение индивидуальных особенностей микросоциума и определения субъектной позиции родителей в развитии детей.
Использование современных информационно-аналитических форм работы (анкетирование, опрос, личные беседы, «почтовый ящик для родителей») помогают собрать необходимую информацию о социальном составе семьи, ее ожиданиях от нахождения ребенка в ДОУ.
Это помогает найти подход к каждому родителю, наладить уважительные и доброжелательные отношения. Посредством «почтового ящика» родители делятся своими идеями и пожеланиями, задают вопросы сотрудникам детского сада. Эта педагогическая задумка выручает, когда у воспитателя нет времени для личной встречи с родителями.
Условно можно выделить три группы родителей:
- родители - активисты, которые с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;
- родители — исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
-родители — наблюдатели, не желают принимать участие в жизни ДОУ.
К сожалению, наблюдателей среди родителей большинство. Следовательно, необходимо пытаться создать условия, при которых родители начнут интересоваться жизнью группы и детского сада, стремиться к возникновению общности интересов. Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Безусловно, приобщить родителей к участию в жизни ДОУ непросто.
Современный ритм жизни порой не позволяет родителям полностью окунуться в
воспитательный процесс. Однако организовав педагогическое сопровождение и
поддержку семьи, повышая уровень воспитательных умений и педагогической
культуры родителей, мотивируя их к систематическому сотрудничеству, мы можем
установить эффективное партнерское взаимодействие.
В практической
реализации данного аспекта возникает потребность в использовании
традиционных форм сотрудничества с семьей, но дающих стабильно
положительные результаты и внедрение инновационных технологий,
направленных на установление партнерских отношений между педагогами
и родителями.
К традиционным формам относятся родительские собрания, наглядная и индивидуальная формы работы. Родительские собрания в группе необходимо стараться проводить в атмосфере доверия, которая помогает родителям говорить о насущных проблемах и приходить к успешному их решению.
В конце учебного года на итоговом родительском собрании родителям предоставлять полный отчёт о проделанной работе за прошедший год. Родителей, активно участвующих в жизни группы и детского сада можно наградить почётными грамотами и благодарностями: "За организацию интересной жизни в группе" (совет родителей), "За активное участие в жизни группы и детского сада", "За помощь в благоустройстве территории детского сада", "За творческий подход в воспитании ребёнка" и т. д.
Наглядная форма работы представляется в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого родители могут ознакомиться с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получить необходимую информацию и добрый совет. Но в наш век развитых компьютерных технологий этого мало. Можно создать и вести открытое сообщество группы на сайте WK или создать группу в вайбере. Где
родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать вопросы воспитателю, высказать своё мнение.
Также к традиционным формам относятся праздники, досуги, развлечения. Родители с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам. Это способствует приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом (спортивные праздники: «Папа, мама, я — спортивная семья», « Олимпийцы среди нас»; «Делай с нами, делай лучше нас», «Праздник двора», «Ярмарка», «Папа, мама, я — дружная семья», и др.).
Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» позволяет обсудить с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка. В такой беседе родители могут делиться с педагогом своими сомнениями, трудностями в воспитании ребёнка, попросить дать совет и получить исчерпывающий ответ.
Переходя к инновационным формам работы с родителями, хочется особо отметить проектную деятельность. К ней родители относятся с особым интересом. Данная деятельность увлекает их и детей, погружая в мир взаимодействия и сотрудничества, создавая условия для личностного развития не только детей, но и родителей, формирования таких качеств как ответственность, самостоятельность, активная жизненная позиция, инициативность.
Таким образом, достигается общность интересов родителей, детей и педагога, постепенный «переход» родителя из группы наблюдателей в активисты.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Активное использование игр помогает наладить контакт с родителями, и развить потребность в сотрудничестве с педагогами ДОУ. С целью воспитания навыков безопасного поведения воспитанников можно организовать сюжетно-ролевые игры на знание, например, правил дорожного движения. Они помогают раскрыть детям основные правила поведения, выбрать верное решение в экстремальной ситуации.
Родителям подобные занятия служат поводом задуматься о соблюдении правил безопасной жизнедеятельности, т. к. от этого зависит здоровье и жизнь детей.
В повседневной жизни мы часто становимся участниками конфликтных ситуаций. Критичное столкновение противоположных точек зрения часто становится катализатором развития конфликта. Полноценное общение родителей и педагогов ДОУ предотвращает недопонимание. При совместном моделировании конфликтов можно предлагать детям пути их решения. Например, организовывая чаепитие с детьми и родителями, можно проводить беседы о морали и общечеловеческих ценностях. Так же помогает организация литературных гостиных с совместным чтением и обсуждением книг и тематические экскурсии.
После такой совместной деятельности можно провести выставки рисунков и поделок.
Проводя беседы с родителями необходимо помнить правила:
1. Нельзя начинать беседу с указания на отрицательные факты поведения ребенка.
2. Выслушивать сомнения, недовольства, замечания родителей следует внимательно и терпеливо.
3. Указывать на ошибки в воспитании детей необходимо тактично.
4. Следует давать только исчерпывающие и обоснованные ответы на вопросы родителей, рекомендации по волнующим их темам.
5. Необходимо вызвать у родителей веру в своего ребенка при условии партнерского взаимодействия с учреждением дошкольного образования.
Выполнение этих правил поможет вызвать веру родителей в правильном подходе и отношении к детям со стороны воспитателя.
Для успешного партнерского взаимодействия важно:
- для обсуждения отбирать наболевшие, близкие семьям вопросы, требующие не только положительных однозначных ответов;
- использовать интересные, неординарные формы проведения мероприятий, чтобы на них проходило живое обсуждение проблемы, а не нудное чтение докладов, чтобы каждый родитель имел возможность и хотел высказать свое мнение (круглый стол, дискуссия, диспут);
- приглашать (желательно!) на такие встречи специалистов: ученых, психологов, представителей культуры и т. д.);
- заинтересовывать родителей демонстрацией наглядного материала (выставки и др.);
- использовать аудиозапись высказываний детей по некоторым вопросам, касающимся их семей;
- предлагать решение разных педагогических ситуаций, проблемных задач;
- приобщать родителей к детским праздникам.
Мастерство воспитателя и его профессионализм, педагогическая культура
родителей и желание совершенствовать ключевые родительские компетенции — залог
создания комфортных условий для развития ребенка. Это удовлетворение интересов
родителей и детей, активизация их воспитывающих умений, поддержка уверенности в
собственных педагогических способностях, и помощь в подготовке ребенка к жизни
в современном обществе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.