Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу
Оценка 5

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Оценка 5
docx
12.10.2024
Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу
Инклюзивное образование.docx

 

Содержание

Введение. 4

    1.1 Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу. 5

1.2 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы, требования к современной школе. 6

1.3 Практическая работа педагогов МОУ «Лицей №53» по реализации инклюзивного образования. 11

Заключение. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь...». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по – детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях жизни и зачастую требуют посторонней помощи. Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все инвалиды могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Поэтому, в настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

 

Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой. В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов. Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

 

1.2 Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы, требования к современной школе

 

Образование было и остается органической частью сложных исторических процессов функционирования и развития культуры в целом. К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ограниченными возможностями здоровья создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение. «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса.

Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ограниченными возможностями здоровья, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания, открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, становится очевидным, что выделение особых классов в школах и групп в детском саду ведет к исключению детей с ограниченными возможностями здоровья из социальной жизни детского сада, школы и создает определенные барьеры во взаимодействии и общении детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии — совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

 Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы. Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

 Инклюзию в образовании отражают следующие принципы:

• признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;

• повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;

• реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;

• избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;

 • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;

 • различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;

• признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;

• улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;

• признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;

• развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеурочная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития.

С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна:

· обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования;

· обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;

· создать «безбарьерную» образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы принятия и взаимопомощи;

· создать комплексную модель деятельности специалистов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования;

· разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);

· активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании;

· обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;

· обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В целом же внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении.

Разработка содержания и организационных принципов деятельности субъектов помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, (школьной психологической службы, коррекционно-педагогической службы, социальной службы) возможна только на основе целостного представления о комплексной модели деятельности специалистов различного профиля: врачей-психиатров, невропатологов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, которые ныне достаточно разобщены, их деятельность не скоординирована и не сфокусирована на нуждах детей. Разрозненные их усилия не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психо-коррекционной, профилактической работе.

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, готовых прийти в образовательное учреждение.

- Психологическая готовность руководителя и коллектива образовательного учреждения (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.

 - Наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьютеров) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции.

 - Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.

 - Возможность повышения квалификации педагогов.

 

 

1.3 Практическая работа педагогов МОУ «Лицей №53» по реализации инклюзивного образования

 

В наших классах (втором и третьем) обучаются дети с особенностями развития. Педагоги, работающие в этих классах, имеют соответствующее повышение квалификации.

Во втором классе обучается ребёнок по программе 8.3 (обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью), к сожалению, ребёнок с таким диагнозом не может обучаться инклюзивно в связи с особенностями болезни. Для него в нашем лицее организовано обучение на дому, приобретены специальные учебные пособия. Для мальчика проводятся не только уроки, но и творческие занятия, которые способствуют не только развитию воображения и мелкой моторики, но и развитию речи, мышления, памяти. Очень полезно проводить занятия с помощью песочной терапии, с помощью ни ребёнок развивает способность создавать символы, что помогает ему справляться с внешней и внутренней ситуацией в моменты растерянности.

В третьем классе обучается ребёнок по программе 7.2 (ЗПР, замедленный темп, неравномерное становление познавательной деятельности). Обучающийся занимается со всеми детьми в классе лицея. Во время обучения мы столкнулись с трудностями в виде непонимания ситуации со стороны родителей здоровых детей, а также непонимания самими детьми, но проведение воспитательных мероприятий даёт свои плоды, мальчик получает поддержку от сверстников и чувствует себя комфортно в обстановке классного коллектива.

В реализации обучения и образовательных программ активное участие принимают логопед и педагог-психолог.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы отметить: поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

«Инклюзивное» образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в классе обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.

Инклюзивное образование в настоящее время является важным шагом в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей образовательной системы и является естественным продолжением программы интегрированного образования, учитывает созданные условия.

В нашем лицее учатся дети с особенностями в развитии, для каждого создаются необходимые условия настолько, насколько это возможно, весь педагогический коллектив, во главе с его руководителем, всегда готов поделиться опытом работы с особенными детьми, а также перенять его от коллег.


 

Скачано с www.znanio.ru

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Введение «Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь

Введение «Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Инклюзивное образование – путь к толерантному обществу

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы, требования к современной школе

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы, требования к современной школе

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества

Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе

Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе

В целом же внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении

В целом же внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении

Разрозненные их усилия не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психо-коррекционной, профилактической работе

Разрозненные их усилия не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психо-коррекционной, профилактической работе

Практическая работа педагогов

Практическая работа педагогов

Заключение В заключении хотелось бы отметить: поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача…

Заключение В заключении хотелось бы отметить: поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2024