Селезнёва С. В.
учитель истории
ГУ «Средняя школа № 1 города Тобыл»
отдела образования акимата Костанайского района
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Ключевые слова: особые образовательные потребности, само регуляция, мотивация, кругозор, самооценка, адаптация.
Аннотация
В статье автор анализирует проблемы в обучении детей с особыми образовательными потребностями и предлагает некоторые формы и методы, применяемые им в своей работе.
«Если ребенок не может учиться так,
как мы его учим, возможно,
нам следует учить так, как учит он.»
(Игнасио Эстрада)
Дети с особыми образовательными потребностями обладают общими характерными недостатками. К ним можно отнести: недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор, заторможенность в развитии речи, некоммуникабельность, проблемы с познавательной деятельностью, пессимизм, низкая самооценка, неуверенность в своих силах. Кроме этого, дети с ООП быстро утомляются и нуждаются в частой смене видов деятельности на уроке.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями направлена на то, чтобы с помощью специфических методов устранить эти общие недостатки. Задачи обучения детей с ООП Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор. Дифференцированное обучение детей с особыми образовательными потребностями для того, чтобы выявить и развить способности и задатки учащихся, стимулировать их к самостоятельным действиям и принятию собственных решений. Задача педагога заключается в том, что создать все необходимые условия для развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.
. Обновлённое содержание программы образования ставит перед учителем истории сложные задачи – не только знание и понимание учащимися основных событий в истории, но и умение интерпретировать, делать логические заключения, выводы, выявлять закономерности исторических процессов, анализировать, и, что самое сложное, оценивать события и роль личности в истории. Кроме того, программа по всемирной истории и истории Казахстана содержит огромное количество факто логического материала: даты, цифры, имена, термины, без знания, которого невозможно изучение истории
Итак, перед современным учителем стоит масса вопросов и проблем:
- Как все эти задачи воплотить в работе с детьми с ООП?
- Каким способом вызвать у детей интерес к предмету?
- Что сделать для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя изгоем среди своих одноклассников?
- Как повысить мотивацию к учёбе?
В нашей школе дети с особыми образовательными потребностями присутствуют в каждом классе. Количество таких детей от 1 до 3. Анализируя свою работу в школе (стаж как учителя истории 26 лет), сделала для себя определённые выводы и в соответствии с ними разрабатываю следующие задания:
Предпочитаемые виды деятельности |
Задания |
1. Любят рисовать |
Нарисуйте и подпишите названия вооружения тюркского воина (не менее трёх) |
Прочитайте текст. Раскрасьте одежду каждой социальной группы в сакском обществе. |
|
Дорисуйте недостающий фрагмент. Подпишите, как он называется. |
|
2. Составляют мини-рассказ по иллюстрации |
Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Составьте по ней три предложения, используя слова для справок. |
3. «Данетка» |
Прочитайте текст. Отметьте в таблице верное и неверное утверждение. |
4. «Историческое лото» |
На поле изображения предметов. На карточках их подробное описание. |
5. Несложный текст |
Заполните пропуски, используя слова для справок. |
6. Решение кроссвордов |
Решите кроссворд, используя слова для справок |
7 Составление кроссвордов |
Составьте кроссворд, используя слова для справок |
8. Работают с картой. |
Рассмотрите карту. Используя образец, нанесите на контурную карту названия трёх государств (городов, рек, морей). Закрасьте разным цветом территорию трёх государств и т.д. |
9. Ролевые игры |
Внимательно прочитай текст. Выбери себе роль, постарайся изобразить своего героя как можно более достоверно. |
10. Работа с Интернетом |
Пользуясь материалами интернета, написать 3-4 предложения на заданную тему, найти значение нового термина, дату и т.д. |
В заключении хочу сказать, что главное в работе учителя с детьми с особыми образовательными потребностями - это:
- через измеримые и посильные задания, создавать для ребёнка ситуацию успеха;
- дать понять детям, что они могут при желании получить самую высокую оценку;
- не акцентировать внимание всего класса на недостатках в работе учащихся с ООП, а наоборот хвалить и поощрять даже за самые незначительные успехи и достижения;
- во время групповой работе не следует ребёнку с ООП давать индивидуальное задание. Пусть он работает в коллективе в меру своих возможностей, а товарищи оказывают ему необходимую помощь и поддержку;
- помощь одноклассников не должна выражаться в виде подсказки или полностью выполненной работы; это должна быть разумная поддержка в виде помощи в определении правильного решения задания; При этом достигаются две цели – адаптивная (учащиеся с ООП вовлекаются в групповую работу, и, следовательно, становятся более активными на уроке), и морально-нравственная (сплочение классного коллектива).
Список источников:
1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011. - N 1. -С. 83-92. - Библиогр.: с. 91
2. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - N 1. -С. 79-83. - Библиогр.: с. 82-83
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.