Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс. В основу программы положен процесс обучения азам шахматной игры, способствующий развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оценка 5

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс. В основу программы положен процесс обучения азам шахматной игры, способствующий развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.

Оценка 5
docx
01.11.2020
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" 1 класс. В основу программы положен процесс обучения азам шахматной игры,  способствующий развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности.
шахматы 1 А.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная

школа №29

 

 

 

          СОГЛАСОВАНО:                                                                     УТВЕРЖДАЮ:                                                  

Заместитель по ВВВР                                                                 Директор  МБОУСОШ №29

В.Н.Симаков ___________                                                       ___________ М.Б.Светлова                                        «______»_____2020 г.                                                             «______»__________ 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 (общеразвивающая) ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Шахматы»

 

на 2020--2021 учебный год

в 1 А классе

 

 

 

 

 

 

 

 

  Возраст обучающихся 6 - 7 лет (д.14, м.13)

Количество человек – 27

Количество часов в неделю - 1 ч.

Количество часов в год  33ч

 

 

Педагог, реализующий программу

Казыбаева Жанна Чахметовна

 

 

                                                     

 

 

 

СУРГУТ

2020

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на общеобразовательную программу дополнительного образования «Шахматы», руководитель Казыбаева Жанна Чахметовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы  

№ 29 города Сургута.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности

Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Идеальным инструментом для формирования умственных действий  представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. Поэтому шахматы как внеурочное занятие имеет структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Из всего многообразия шахматного материала отобран такой, который позволяет поэтапно сформировать внутренний план действий.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. при знакомстве с шахматными фигурами.

2. при изучении шахматной доски.

3. при обучении правилам игры;

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур,

Программа «Шахматы» соответствует требованиям, предъявляемым к разработке программ: пояснительная записка, в которой отражены цель и задачи; тематическое планирование с указанием разделов и тем по разделам, нумерацией занятий и количества часов по темам, а также планируемые сроки проведения; ожидаемые личностные, предметные и метапредметные результаты; условия и ресурсы реализации программы; список литературы, соответствующий содержанию программы.

            В программе выделена система педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога, работающего по данной программе. Автор пытается  осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Программа соответствует основным требованиям, предъявленным к программам дополнительного образования и может быть рекомендована для использования в школьной практике.

 

Заместитель директора по ВВВР                                  _________ В.Н.Симаков

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности     составлена на основе следующих нормативных документов:

  Федеральный уровень:

  Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014); 

  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.  № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);

  Письмо Минобразования России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»;

  Приказ Министерства Просвещения от 9 ноября 2018 года №196 «О Порядке осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам дополнительного образования», зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 29.11.2018 г. рег№52831

  Региональный уровень:

  Постановление правительства ХМАО-Югры от 26.09.2013 № 378-П «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»;

  постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2014 г. № 17-П «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 г. № 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы;

  «Концепция развития дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года».

   Муниципальный уровень:

  Регламент информационного взаимодействия по учету занятости обучающихся общеобразовательных учреждений в муниципальной системе дополнительного образования детей;

  Информационно-методическое письмо Департамента образования Администрации г,Сургута  «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам внеурочной деятельности в учреждениях, подведомственных департаменту образования Администрации города, в 2020-2021 учебном году»

  Информационно-методическое письмо МКУ «Информационно –методический центр» от 28.11.2016 г. №9360/16 «Об реализации федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы -школе» для обучающихся 1-х классов

  Положением о Внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ПРОГРАММЫ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБОУ СОШ№29

Название программы

Шахматы

Направленность программы

Общеинтеллектуальная

Ф.И.О. педагога, реализующего  дополнительную общеобразовательную программу

Казыбаева Жанна Чахметовна

Год разработки

2020г.

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Методический Совет Протокол №1 от  31.08.2020г.

Информация и наличии рецензии

В основу программы положен процесс обучения азам шахматной игры,  способствующий развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности

Цель

 

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи

 

1. Научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;

2. Создавать условия для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

3. Развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;

4. Формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   

5. Развить навыки групповой работы;

6. Способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;

7. Заложить идеи развития у подростков собственной активности, целепологания, личной ответственности;

8. Воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени;

9. Поддерживать увлеченность обучающихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.

Ожидаемые результаты освоения программы

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка.

    - Развитие коммуникативных способностей, инициативности,     толерантности, самостоятельности.

    -Развитие наглядно-образного мышления и логики.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре

    -Результативное участие в соревнованиях различных уровней.

    - Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

Количество часов в неделю –

Количество часов в год:33 ч.

Возраст обучающихся

6 – 7 лет

Методы и формы занятий

 

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Формы

1. Практическая игра.

Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Методическое обеспечение

 

Учебно-методический комплекс «Шахматы, второй год» состоит из программы «Шахматы, второй год», учебника для первоклассников «Шахматы, второй год, или  «Там клетки черно-белые чудес и тайн полны», пособия для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» автор И.Г. Сухин

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Компьютер с программным обеспечением

Интернет ресурсы

http://chess.cs.msu.su.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 2020/2021 учебный год

Учебно-тематический план составлен в соответствии  с программой «Шахматная азбука», разработанной  на основе  авторской  программы  И.Г.Сухина «Шахматы – школе»,  и   рекомендованной к реализации методическим советом МБОУ СОШ№29 от  31 .08.2020г.                                                                                                                    

Направленность дополнительной общеобразовательной программы – общеинтеллектуальная

Вид деятельности - познавательная

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы..

 Основные задачи :

  1. научить школьника самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной учебной деятельности;
  2. создание условий для формирования и развития ключевых компетенций  учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
  3. развивать интеллектуальные процессы, творческое мышление;
  4. формировать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).   
  5. развить навыки групповой работы;
  6. способствовать развитию управления своими эмоциями и действиями;
  7. заложить идеи развития у подростков собственной активности, целепологания, личной ответственности;
  8. воспитывать целеустремлённость, самообладание, бережное отношение ко времени;

поддерживать увлеченность обучающихся каким-либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

В результате изучения данной программы во 1-ом классе обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

-                             Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-                             В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов

Регулятивные УУД:

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметных результатов: 

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь ориентироваться на шахматной доске;

 -определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2020 /2021 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1 год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

6 - 7 лет

Количество обучающихся в текущем учебном году

     29

Количество часов в неделю

Общее количество часов в год

33ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

№п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Знакомство с шахматной доской

2 ч

2

Знакомство с шахматными фигурами

18 ч

3

Шах

2 ч

4

Мат

4 ч

5

Ничья, пат

2 ч

6

Рокировка

2 ч

7

Игра всеми фигурами из начального положения

2 ч

8

Повторение изученного материала

1 ч

 

 

 

 

Итого

33ч

                             

                                 

 

 

Тематика курса

 

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника.

 

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

 

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

 

 

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

 

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.

Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

 «Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся

 

 

ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

 Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.

Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.

 

 

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

 

 

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

 

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

 

 

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

 

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения в 2х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017.

  • Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  • Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.

 

Цифровые образовательные ресурсы при реализации дистанционной формы обучения:

Интерактивная образовательная онлайн-платформа  https://uchi.ru/

Образовательная  онлайн-платформа "Видеоуроки в интернете" https://videouroki.net/

Образовательный портал «Инфоурок» https://infourok.ru/

 


Тематическое планирование

курса «Шахматы»

1а класс

 

Тема занятия

Содержание

Педагогические условия

Интеграция

Знакомство с шахматной доской 2ч

1

Шахматная доска

 

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные ноля квадратные

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки»

2

Шахматная доска

Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль"

 

Знакомство с шахматными фигурами 18 ч

 

3

Знакомство с шахматными фигурами

Белые и черные.

Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Ход ладьи. Взятие. «Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). "Ограничение подвижности". Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Игра на уничтожение: (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения).

Ограничение подвижности.

Термин "стоять под боем"

Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадай-ка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая"

4

Начальное положение

Просмотр диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч"

5

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

 

6

Ладья в игре

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

7

Знакомство  с шахматной фигурой. Слон

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

 

8

Слон в игре

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Зашита контрольного поля"

9

 

Ладья против слона

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля»,"Защита контрольного поля"

10

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Просмотр диафильма "Волшебные

11

Ферзь в игре

шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

12

Ферзь против ладьи и слона

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

13

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

14

Конь в игре

Дидактические игры "Захват контрольного поля"

15

 

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактическая  игра "Захват контрольного поля"

16

Знакомство с пешкой

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

17

Пешка в игре

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин»

18

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита"

19

Знакомство с шахматной фигурой. Король

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в иоле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга"

20

 

Король против других фигур

Дидактические задания "Перехитри часовых1', "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля"

Шах 2 ч

 

21

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Открытый шах.

Двойной шах.

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах"

22

Шах

 

Мат 4 ч

 

23

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры)

 

 

Дидактическое задание "Мат или не мат"

 

24

Мат

Дидактическое задание "Мат или не мат"

 

25

Ставим мат

Дидактическое задание "Мат в один ход".Дидактическое задание "Дай мат в один ход"

 

26

Ставим мат

Дидактическое задание "Мат в один ход".Дидактическое задание "Дай мат в один ход"

 

 

Ничья, пат- 2ч

27

Ничья, пат

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат

Дидактическое задание «Пат или не пат»

28

Ничья, пат

Дидактическое задание «Пат или не пат»

 

                                                                                 Рокировка- 2 ч

 

29

Длинная рокировка

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки

Дидактическое задание "Рокировка"

30

Короткая рокировка

Дидактическое задание "Рокировка"

 

                                                                                 Игра всеми фигурами из начального положения - 2ч

31

Игра всеми фигурами из начального положения

 Дидактическая игра "Два хода".

 

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

32

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

                                                                              Повторение изученного материала- 1ч.

 

33

Повторение изученного материала

Шахматный турнир

Обучающиеся играют попарно

 

 

 

Календарно-тематическое планирование (1 а класс)

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

По плану

 

1

Знакомство с шахматной доской

Шахматная доска

1

 

 

 

Шахматная доска

1

 

 

 

2

Знакомство с шахматными фигурами

 

Знакомство с шахматными фигурами

1

 

 

 

Начальное положение

1

 

 

 

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья

1

 

 

 

Ладья в игре

1

 

 

 

 

Знакомство  с шахматной фигурой. Слон

1

 

 

 

 

Слон в игре

1

 

 

 

 

 

Ладья против слона

1

 

 

 

 

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь

1

 

 

 

 

Ферзь в игре

1

 

 

 

 

Ферзь против ладьи и слона

1

 

 

 

 

Знакомство с шахматной фигурой. Конь

1

 

 

 

 

Конь в игре

1

 

 

 

 

 

Конь против ферзя, ладьи, слона

1

 

 

 

 

Знакомство с пешкой

1

 

 

 

 

Пешка в игре

1

 

 

 

 

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

1

 

 

 

 

Знакомство с шахматной фигурой. Король

1

 

 

 

 

 

Король против других фигур

1

 

 

 

3

Шах

 

Шах

1

 

 

 

Шах

 

1

 

 

 

4

 

Мат

Мат

1

 

 

 

Мат

1

 

 

 

Ставим мат

1

 

 

 

Ставим мат

 

 

 

 

6

Ничья, пат

Ничья, пат

1

 

 

 

Ничья, пат

1

 

 

 

7

Рокировка

Длинная рокировка

1

 

 

 

Короткая рокировка

1

 

 

 

8

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

1

 

 

 

Игра всеми фигурами из начального положения

1

 

 

 

9

Повторение изученного материала

Повторение изученного материала

1

 

 

 

 

 

 

33ч

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29

РЕЦЕНЗИЯ на общеобразовательную программу дополнительного образования «Шахматы», руководитель

РЕЦЕНЗИЯ на общеобразовательную программу дополнительного образования «Шахматы», руководитель

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов : —

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности составлена на основе следующих нормативных документов : —

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Ожидаемые результаты освоения программы -

Ожидаемые результаты освоения программы -

Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Шахматная азбука» , разработанной на основе авторской программы

Учебно-тематический план составлен в соответствии с программой «Шахматная азбука» , разработанной на основе авторской программы

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем)

Учебно-тематический план №п/п

Учебно-тематический план №п/п

Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя

Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Рождение шахмат

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ Рождение шахмат

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

Литература И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или

Литература И.Г. Сухин. Шахматы, первый год, или

Тематическое планирование курса «Шахматы» 1а класс №

Тематическое планирование курса «Шахматы» 1а класс №

Ограничение подвижности". Место слона в начальном положении

Ограничение подвижности". Место слона в начальном положении

Двойной шах . Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха"

Двойной шах . Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха"

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

Король против других фигур 1 3

Король против других фигур 1 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020