Кроссворд как активная форма обучения на уроках истории
Оценка 4.6

Кроссворд как активная форма обучения на уроках истории

Оценка 4.6
docx
27.02.2020
Кроссворд как активная форма обучения на уроках истории
Статья Кроссворд – одна из активных форм обучения на уроках общественно-гуманитарного цикла.docx

Кроссворд – одна из активных форм обучения на уроках

общественно-гуманитарного цикла

Селезнёва Светлана Вячеславовна

учитель истории

ГУ «Средняя школа № 1 города Тобыл»

отдела образования акимата Костанайского района

E-mail: sveta230468@mail.ru

 

 

 

 

Аңдатпа

 

Автор өзінің мақаласында қоғамдық- гуманитарлық цикл сабақтарында оқытудың белсенді түрлерінің бірі ретінде сөзжұмбақтарды қолдану және оқушылардың өзін-өзі реттеу туралы айтады.Ұсынылып отырған мақала мақсаттарымен құрылымын және сөзжұмбақтың негізгі технологиясын жариялап отырады.Автор сөзжұмбақтарды құрастыру және шешу артықшыларын оқу үрдісінде оқушылардың уәждемесін арттыру тәсілдерінің бірі ретінде анықтайды, соның салдарынан білім сапасы жақсарту.

Аннотация

В своей статье автор рассказывает о применении на уроках общественно-гуманитарного цикла кроссвордов как одной из активных форм обучения и само регуляции учащихся. Предлагаемая статья освещает цели, структуру и основные технологии кроссворда. Автор выявляет преимущества составления и решения кроссвордов, как одного из приёмов повышения мотивации учащихся в процессе обучения, и, как следствие, улучшения качества знаний.

Abstract

 

In his article, the author talks about the use of crossword puzzles in the lessons of the social and humanitarian cycle as one of the active forms of learning and self-regulation of students. This article highlights the goals, structure and basic technologies of the crossword puzzle. The author reveals the advantages of compiling and solving crossword puzzles, as one of the ways to increase students' motivation in the learning process, and, as a result, improve the quality of knowledge.

 

Негізгі сөздер: тұлға, оқу, бірлескен орта, технология, кроссворд, ойлау, өзін-өзі реттеу, ынталандыру, өзін-өзі реттеу

 

Ключевые слова: личность, обучение, колаборативная среда, технологии, кроссворд, мышление, само регуляция, мотивация, само регуляция

 

Keywords: personality, learning, collaborative learning, technology, crossword, thinking, self regulation, motivation, self regulation

                   Задача современной школы - подготовка конкурентоспособной личности, способной мыслить критически, умеющей предлагать нестандартные методы и приёмы решения проблем. Теория и практика современного обучения направлена на формирование всесторонне развитой и сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и само реализующейся.

             Новые подходы в образовательном процессе  заставляют педагогов пересматривать традиционные формы работы, переосмысливать содержание образования. Это не означает, что следует полностью перечеркнуть традиционные методы обучения. Всем хорошо известна поговорка «Новое – это хорошо забытое старое». Можно использовать проверенные формы и методы работы, привнося в них элемент творчества, нестандартности, что не вменьшей степени способствует развитию думающих молодых людей, способных творчески, нестандартно подходить к решению проблем, принимать самостоятельные решения.

            В современной школе особое место занимают активные формы обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ученика и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Такие формы обучения значительно повышают процент самостоятельной работы учащихся на уроке, что значительно улучшает качество усвоения материала и, как следствие, качество знаний по предмету.  При такой форме работы учитель выполняет роль координатора, отходя от привычной роли «транслятора» знаний.

           Наиболее популярная активная форма обучения – это, конечно же, игры. Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.Игра имеет такое же значение в жизни ребенка, как для взрослого значима его работа, служба. Игра только на первый взгляд кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, знаний, выдержки, самостоятельности. Многими современными педагогами доказано, что играя можно учиться.Среди множества игровых видов деятельности на уроке,  достойное место, несомненно, занимает такой вид, как разгадывание и составление кроссвордов.

Что такое кроссворд?

Кроссворд - это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. cross - пересечение и word - слово) и переводится как «крест-слово». При раскопках древнеримского поселения Коринум в 1868 году в Англии была найдена плита с изображенным на ней рисунком, очень похожим на кроссворд. Находка датировалась III–IV веками. Нечто подобное было обнаружено и на колонне в знаменитых Помпеях при раскопках 1936 года. Это творение относилось к 79 году нашей эры и поражало тем, что кроссворд мог читаться одинаково слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх.Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.   Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, а также способствуют развитию сообразительности.

Методика использования кроссвордов на уроках

                Составление и отгадывание кроссвордов до сих пор относится к нестандартным и активным формам проверки знаний. Применение кроссвордов, их составление, решение способствует развитию мышления, учит чётко, логично и лаконично выражать свои мысли. Чаще всего, кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретённых в ходе изучения пройденного учебного материала: преподаватель может установить уровень словарного запаса ученика, вид контроля стимулирует у школьников интереса к обучению. Ученики, разгадывая кроссворд, получают объективную информацию о результатах своей учебной деятельности. Таким образом, использование данного метода позволяет:

- снять напряжение во время контроля и создать в эмоциональном плане игровое состояние;

- угадать забытое слово при знании остальных;

- сократить время на запись ответа;

- уменьшить трудоёмкость проверки;

                 Существует множество видов кроссвордов. Я остановила свой выбор на кроссворде «кейворд». В сетку вписывается ключевое понятие, слово, чтобы упростить процесс разгадывания. Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела учебной программы, обычно состоят из 10-15, 15-20 слов. (в зависимости от сложности и объёма темы)

               Чтобы у ребят не пропадал интерес к решению кроссвордов, надо разнообразить их содержание и форму предъявления:

1)      Индивидуальная работа (для сильных учащихся) - в этом случае оцениванию подлежат успехи отдельного ученика.

2)      Групповая работа – через создание колаборативной среды все учащиеся вовлечены в учебный процесс

3)      Коллективная работа - некоторые кроссворды можно отгадывать всем классом, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого.

4)      Весьма полезный вид самостоятельной работы учащихся - составление кроссвордов самими школьниками. Особенно целесообразно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания выбранной темы, умения чётко формулировать определения понятий. Можно предложить такие задания на составление тематических кроссвордов: - сообщается только перечень терминов и слов по теме. Требуется сконструировать сетку, пронумеровать ее, расставить слова, сформулировать вопросы (как правило, это задание группе); — называется только тема курса, всё остальное учащиеся делают сами (задание выполняется группами или индивидуально в качестве домашнего).

5)      Анализ составленных учащимися кроссвордов мы проводим по таким критериям:

А) количество вопросов;

В) их качество. С учетом последнего можно выделить такие типы вопросов:

- Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления. Такие вопросы активизируют работу памяти, стимулируют повторение того, что усвоено при изучении конкретной темы.

- Содержащие указания на причины явления, на установление причинных связей. Подобного рода вопросы предполагают установление связей между явлениями, выделение в изучаемой теме узловых моментов, определенной систематизации знаний.

- Акцентирующие внимание на причинно-следственных связях между явлениями, изучаемыми в разных темах (разделах) курса. Подобные вопросы требуют обобщения, проведения аналогий, выдвижения гипотез и т.п.; они побуждают к установлению многогранных связей всего изученного материала, анализ усвоенных знаний под новым углом зрения.

 - Выражающие межпредметные связи.

Таким образом, работая с кроссвордами, учащиеся:

- лучше усваивают программный материал;

- выделяют и анализируют главное;

- делают логические выводы, используя опорные слова;

- проявляют больший интерес к предмету;

               Кроссворд - удобная форма активизации мышления школьников, независимо от возраста. В процессе подготовки кроссворда ученику необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала, обучающиеся, без сомнения, более глубоко усваивают уже полученный материал и приобретают дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало.

              Таким образом, использование такой формы работы, как составление тематических кроссвордов, позволяет добиться более качественного усвоения материала дисциплины при повышении заинтересованности школьников  в результатах работы и развитии их творческого потенциала.

 

 

Список литературы:

1.     http://pish.ru/application/historymethod/historylessonelement/413 2.

2.     http://knijkindom.blogspot.ru/2011/12/blog-post_9295.html

3.     http://fizik.bos.ru/kross/metod.htm#1 http://www.e-crossword.ru/history/

4.     История кроссвордов. – Электронный ресурс – Режим доступа: http://www. Pomozgui.ru

5.     Создание кроссвордов. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www. Bidei.ru

6.     Пометун О., Фрейман Г. Методика преподавания обществознания в школе / О.Пометун, Г.Фрейман. –, 2005. – 328 с.



 

Скачано с www.znanio.ru

Кроссворд – одна из активных форм обучения на уроках общественно-гуманитарного цикла

Кроссворд – одна из активных форм обучения на уроках общественно-гуманитарного цикла

Задача современной школы - подготовка конкурентоспособной личности, способной мыслить критически, умеющей предлагать нестандартные методы и приёмы решения проблем

Задача современной школы - подготовка конкурентоспособной личности, способной мыслить критически, умеющей предлагать нестандартные методы и приёмы решения проблем

Этим средством и стал кроссворд

Этим средством и стал кроссворд

Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления

Указывающие на сущность понятия, на характерные признаки явления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020