Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»Кофи Аннан. 1998
Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
Дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII видов.
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь.
Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.
Инклюзия должна начинаться с «низов» (дошкольные учреждения) и по восходящей идти к ВУЗам через общеобразовательные школы.
Программы поддерживающие инклюзию в образовании:
«Наша новая школа», принята 4 февраля 2010 г.
«Доступная среда» на 2011 – 2015 годы.
Правовая основа обучения детей с ограниченными возможностями
1948 г.Всеобщая Декларация прав человека
1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка
1990 г. Всемирная Декларация по образованию для всех
1993 г. Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов
1994 г. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями
2000 г. Всемирный форум по образованию
2001 г. Пилотный проект программы «Образование для всех»
2005 г. Конвенция ООН о правах инвалидов
Федеральное законодательство
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», 1995 г.
Закон РФ «Об образовании в РФ», от 29.12 2012 г.
(проект)Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».
Протокол №1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Инклюзивное образование
Включающее образование базируется на восьми принципах
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Создание адаптивной среды;
Создание в образовательном учреждении общего типа надлежащих материально-технических условий;
Образовательные программы;
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение;
Подготовка педагогического коллектива;
Специалисты;
Информационно-просветительская работа
Правила инклюзивной школы:
Все ученики равны в школьном сообществе
Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
Планируется и проводится эффективное обучение
Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
Семьи активно участвуют в жизни школы.
Инклюзивное образование
Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей.
Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех.
Является динамичным процессом, который постоянно в развитии.
Признает, что все дети могут учиться
Достоинства инклюзивного образования (в интересах ребёнка и общества)
Воспитание отзывчивости у здоровых. Гуманизация общества.
Полноценное образование
Общение со сверстниками
Понимание проблем инвалидов,улучшениесоц. системы
Уверенность ребенка в себе
Адаптация и интеграция в социум
Существующие барьеры:
Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах;
Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки;
Архитектурная недоступность школ, учреждений
Для успешной реализации идеи инклюзии в общеобразовательном учреждении необходимо соблюсти следующие условия:
психологическая готовность ребенка к совместному обучению с нормально развивающимися детьми;
желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми;
наличие возможностей оказывать детям с ОВЗ квалифицированную помощь;
уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в сроки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.