Инклюзивное обучение на уроках математики.
Оценка 4.8

Инклюзивное обучение на уроках математики.

Оценка 4.8
docx
09.04.2023
Инклюзивное обучение на уроках математики.
1 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ.docx

Инклюзивное обучение на уроках математики.

 

В нашей школе инклюзивное образование практикуется не первый год. В этом учебном году у нас обучается 17 учеников, 8 из которых обучаются по программе УО, 1 ученик с ТНР, остальные с ЗПР. В начальной школе обучаются 2 учащихся, 15 человек в 5-9 классах.

Основная масса детей, обучающихся в сельской школе – это дети с ЗПР и УО. Сопровождение таких детей в сельских школах усложняется отсутствием психологов и логопедов, что затрудняет оказание квалифицированной и своевременной помощи ребенку. Все функции берут на себя учителя-предметники и классные руководители.

Основной формой обучения является урок и перед учителем стала задача организовать учебный процесс с учетом возможностей и способностей каждого обучающегося.

Предыдущий опыт работы в специальной и коррекционной школах, позволил мне ответить на такие вопросы:

как поддерживать учащихся с ОВЗ, как выстраивать учебный процесс так чтобы все дети могли чувствовать себя комфортно, как оценивать разных детей.

Мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы в инклюзивных классах

Рабочей группой педагогов, были разработаны адаптированная основная общеобразовательная программа, положение о РП с ОВЗ, критерии оценивания предметных умений, а также даны рекомендации по составлению КИМ.

В адаптированном варианте календарно-тематического планирования темы разбиты на три группы: необходимые для изучения; предложенные в варианте ознакомления; темы, недоступные для изучения.

Дети с ЗПР обучаются по основной программе. Программа детей с УО очень сильно отличается от этой программы. Варианты для организации работы на уроке в инклюзивном классе, при обучении детей, по отличающимся программам.

Первый вариант работы —дети с ОВЗ работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям). Здесь можно предложить детям карточки на отработку предыдущего урока. При этом карточка может содержать слова-подсказки или предложения с пропущенными словами, чтобы детям было проще дать определение понятию. Также можно использовать задания на установление соответствия. После предложить карточки с практическими примерами.

Второй вариант — дети с ОВЗ вовлечены в работу микрогрупп или фронтальную работу класса.

Третий вариант — пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит работу с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. После этого предлагается выполнить практическое задание на доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.

Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала. Учителю важно понять степень усвоения и в этом случае на помощь приходят сигнальные карточки (красного, зеленого и желтого цветов – желтый: не уверен в ответе или не знает, как этот пример решается). Возможны два варианта работы с ними: дети оценивают ответы одноклассников или оценивают готовое решение. Такая работа способствует активизации деятельности учащихся с ОВЗ.

Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

При объяснении нового материала термин ввожу не через определение понятия, а через образ. Новые правила, ученики пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

Например,:

ввод определения взаимно обратных чисел – провожу ……………………………

условия взаимного положения графиков линейных функции происходит в формате исследовательской деятельности, частично выполненной дома.

или ставлю перед детьми проблему: установить взаимосвязь между коэффициентами приведенного квадратного уравнения и его корнями. Решение проблемы происходит в процессе проверки домашнего задания. 

Прием многократного объяснения нового материала

Суть приема заключается в том, что учитель несколько раз объясняет новый материал.

После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе — они выполняют предназначенное для них дифференцированное здание.

Для тех учеников, которые не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует другую наглядность, материалы учебника. Второе объяснение должно быть более кратким, сжатым, обращается внимание только на главные выводы. После этого еще часть детей приступают к самостоятельной работе. Они выполняют дифференцированное задание 2.

Для учащихся со слабой подготовкой и низкой обучаемостью иногда необходимо и третье объяснение, в котором акцент делается на наиболее трудные моменты.

Ребенок лучше усваивает правило, когда контролирует другого человека, будь то взрослый или ребенок. Поэтому приучаю детей с ОВЗ проводить опрос по теории на уроках, конечно у ребенка имеется конспект с правильным правилом, в котором выделены основные слова. В ходе данной работы ребенок приобретает навык составления вопросов, что часто формулировки не совпадают с произносимым правилом, а ребенок должен сказать правильно или нет. Правда такая работа требует предварительной работы с учеником, но цель оправдывает средства. Ребенок запоминает правило и воспринимает информацию на слух

Для формирования вычислительных навыков важную роль играет устный счет, который может проводиться на любом этапе урока и зависит от главной цели урока. Эту работу провожу обязательно со всем классом, ведь отработка простейших вычислительных навыков необходима и детям с хорошей математической подготовкой. Часто организую эту работу в формате составления по ответам опорного слова, термина, высказывания, темы урока.

Учебники, по которым я работаю, не предназначены для обучения детей с ЗПР и поэтому мне много времени приходится уделять составлению заданий и оформлению индивидуальных карточек.

Работа с учебником затруднена. Трудности чтения вызывают в свою очередь непонимание текста задания. Поэтому для работы с текстом предварительно выделяю текст выделителем и ручкой.

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Привлекаю к поверке работы по критериям и шаблону. В ходе работы дети научатся находить свои ошибки и оценивать свою работу, познакомятся с критериями оценки результатов учебной деятельности, потренируются с их помощью оценивать свою работу на уроке вместе со всеми детьми.

Обязательно делаю выставку творческих работ учеников, в ходе выполнения которых они находят практическое применение приобретенным умениям.

Дистанционное обучение – это обучение, основанное на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью компьютеров и ресурсов сети интернет. Этот тип обучения расширяет возможности образовательных услуг, предоставляя возможность корректировать знания и интегрировать ребят в социум:

- использую социальную сеть для оказания направляющей помощи при подготовке ДЗ;

- в случае непосещения ребенком ОУ передача обучающихся материалов;

- совместные работы группы или класса в формате удаленного сотрудничества (интелект-карты, работа с гугл-формами)

Технологию перевернутый класс организована с помощью гугл-блога, на котором для ребенка подбираю видеоурок (продолжительностью не более 7 минут) интерактивные и тестовые задания, которые

с такими учениками использую ресурсы  на сайтах: Решу ОГЭ https://math-oge.sdamgia.ru, Росийская электронная школа http://resh.edu.ru/,  интернетуроки https://interneturok.ru,  конструктор интерактивных заданий https://learningapps.org/ конструктор онлайн-тестов https://onlinetestpad.com/ru

В ходе урока необходимо учитывать особенности слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на уроке необходимо менять разные виды деятельности и обязательно проводить физкультминутки. Активные двигательные физминутки проводить не желательно. После них ребенок долго настраивается на работу.

Музыка — это прекрасная возможность расслабиться. Правильные ритмы благоприятно воздействуют на организм человека, активизируют нейроны мозга, в результате чего повышается не только настроение, но и самочувствие.

Благодаря этому улучшается память, и даже повышаются способности к творчеству. 

Отличным выбором музыки для расслабления будет спокойная классическая музыка. Например, всем известная «Лунная соната» Бетховена

Успокаивающе действуют на психику человека звуки деревянных духовых инструментов. К таким можно отнести флейту или свирель. Они также будут способствовать снятию стресса.

В 5 – 6 классах часто провожу рефлексию деятельности с помощью фразеологизмов, что позволяет всем без исключения учащимся дать в большей степени правдивую оценку своей работы на уроке. В 7-9 классах использую метод продолжи предложение.

В параллели, для группы детей ОВЗ проводятся дополнительные занятия один раз в неделю по адаптивной программе, таким образом, при работе в коллективе дети должны будут работать в таком же темпе, как и весь класс. Для одаренных учеников проводятся внеурочные занятия по решению олимпиадных заданий «Занимательная математика».

Этим детям необходима постоянная организующая помощь педагога. Поэтому в ходе выполнения самостоятельной работы стараюсь контролировать выполнение задания и в случае необходимости оказываю направляющую помощь

В итоге хотелось бы подвести анализ результатов своей работы.

Мальчик с ТНР обучался 1-5 класс в специализированном интернате, 6-9 класс в моем классе (окончил 9 классов с 4 по математике, свою оценку подтвердил на ГВЭ), ученик 5-7 класс обучался в моем классе, после переезда (МПМК определена основная программа обучения) обучался в классе с углубленным изучением математики. Все обучающие подтверждают свои оценки на ГВЭ. У одного ученика в 8 классе МПМК диагноз УО изменен на ЗПР – справился с ГВЭ.

По результатам проведенного контроля математических знаний в классе, где обучаются дети с ОВЗ построена сводная диаграма результатов.


 

Скачано с www.znanio.ru

Инклюзивное обучение на уроках математики

Инклюзивное обучение на уроках математики

Решение проблемы происходит в процессе проверки домашнего задания

Решение проблемы происходит в процессе проверки домашнего задания

Музыка — это прекрасная возможность расслабиться

Музыка — это прекрасная возможность расслабиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023