ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ
Оценка 4.6

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

Оценка 4.6
Домашнее обучение +13
docx
Междисциплинарный 7
Взрослым
05.02.2019
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ
В данной статье рассматривается вопрос доступности образования для людей с особенностями развития. Что же необходимо для данной категории студентов, для того, чтобы обучаться на общей основе с целью получения высшего образования? Рассмотрены конкретные университеты, которые в основном выбирают данные студенты, специальности дневной и заочной формы обучения, условия, создаваемые для обучения данной категории студентов, также предоставление первого рабочего места, трудоустройства по специальности.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (2).docx
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ М.И.Святощик Барановичский Государственный Университет, магистрант Научный руководитель:  Аннотация.  В   данной   статье   рассматривается   вопрос   доступности образования для людей с особенностями развития. Что же необходимо для данной категории студентов, для того, чтобы обучаться на общей основе с целью   получения   высшего   образования?   Рассмотрены   конкретные университеты, которые в основном выбирают данные студенты, специальности дневной   и   заочной   формы   обучения,   условия,   создаваемые   для   обучения данной категории студентов, также  предоставление первого рабочего места, трудоустройства по специальности. Ключевые   слова: особенностями, трудности, необходимые условия, доступное образование.     социальная   адаптация,   студенты   с  инклюзия,   Annotation.  This article discusses the issue of access education for people with special needs. What is necessary for this category of students, in order to study on a general basis for the purpose of receiving higher education? We have considered the specific universities that are mainly chosen by these students, full­time and correspondence or distance learning, the conditions, created for the training of this category of students, as well as the provision of the first workplace, employment opportunity depending on the specialty are considered. Key words: inclusion; social adaptation; students with special educational needs;   difficulties;   necessary   conditions   and   recommendations,   accessible education. Сегодня   образование   людей   с   особенностями   в   Республике   Беларусь развивается   вопреки   существующей   массе   проблем,   хотя   часто   вопрос профессионального становления студента с особенностями зависит от усилий семьи,   от   личной   инициативы   профессорско­преподавательского   состава, администрации   вуза.   Если   зарубежные   университеты   в   своих   программах учитывают демографические изменения, происходящие в среде студентов с особыми   образовательными   потребностями,   а   их   выпускники   становятся полноправными членами общества, пополняя трудовые резервы своей страны, то в Беларуси все еще идет процесс становления самой системы. Реабилитация   людей   с   особенностями   направлена   на   устранение   или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной   адаптации   таких   людей,   достижения   ими   материальной независимости   и   их   интеграции   в   обществе.   Указанное   определение соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Среди них особое место принадлежит «Стандартным правилам обеспечения равных   возможностей   для   инвалидов»,  принятым   Генеральной   Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года [1]. Применительно   к   сфере   высшего   образования   можно   отметить   На   законодательном   уровне следующие   положительные   тенденции.   закреплены права лиц с особенностями на создание благоприятных правовых, экономических,   социальных   и   организационных   условий   для   получения образования   и   осуществления   трудовой   деятельности.   Равный   доступ   к получению образования лицами с особенностями развития (далее — ОПФР) закреплён   в   Конституции   Республики   Беларусь,   Кодексе   Республики Беларусь об образовании. На создание безбарьерной среды, профориентацию, профессиональное   обучение,   интеграцию   в   трудовую   сферу   лиц   с особенностями,   с   временными   или   стойкими   нарушениями   здоровья направлены   мероприятия   по   реализации   ряда   государственных   программ, утверждённых   Советом   Министров   Республики   Беларусь.   Основные ориентиры развития национальной системы образования всецело согласуются с   целями   и   задачами   инклюзивного   образования   по   обеспечению возможностей   для   получения   образования   всеми   обучающимися,   в учреждениях основного и дополнительного образования [2]. Таким образом, в ходе развития инклюзивного подхода к образованию в нашей   стране   в   образовательный   процесс   вовлечены   все   обучающиеся   с учётом их умственных и физических возможностей и способностей. Следует отметить,   что   количество   учреждений   образования,   в   которых   обучаются люди   с   особенностями,   величина   непостоянная:   ежегодно   оно   меняется   в зависимости   от   числа   абитуриентов,   оптимизации   системы   высшего образования,   региональных   потребностей   рынка   труда.   Но   есть   ряд учреждений   образования,   которые   на   протяжении   долгих   лет   обучают студентов   с   особенностями   и   лиц   с   ОПФР,   такие   как   Белорусский государственный   университет,   Гродненский   государственный   медицинский университет,   Гомельский   государственный   медицинский   университет, Минский   государственный   лингвистический   университет,   Барановичский государственный   университет,   Витебский   государственный   педагогический университет им. П.М. Машерова.  Выбор   будущей   специальности   всегда   ответственный   шаг   для   любого человека,   а   для   ребёнка   с   особенностями   он   осложнён   тем,   что   будущую профессию   нужно   выбирать   с   учётом   своих   возможностей.   Не   каждая профессия   доступна   вследствие   различных   ограничений,   связанных   с физическим и психическим здоровьем, при этом важно учитывать наличие медицинских   противопоказаний.   Поэтому   выбор   профессии   обусловлен   не только   желанием,   интересом   к   какой­либо   конкретной   профессии,   её востребованностью на рынке труда, но и возможностью её освоения, а также применением полученных профессиональных знаний в дальнейшей трудовой деятельности.  Расширился   спектр   профессий,   по   которым   обучаются   люди   с особенностями в учреждениях высшего образования. Он достаточно широк как в дневной, так и в заочной форме получения образования. По рейтингу привлекательности   для   таких   студентов   в   дневной   форме   получения образования   специальности   можно   расположить   следующим   образом: «Программное   обеспечение   информационных   технологий»;   «Сестринское дело.   Профилактика,   диагностика,   лечение,   реабилитация   и   организация здравоохранения»;   «Бухгалтерский   учёт,   анализ   и   контроль»;   «Лечебный массаж»;   «Правоведение»;   «Документоведение   и   документационное обеспечение   управления»;   «Экономика   и   организация   производства»; «Агрономия»; «Лечебное дело. Сестринское дело. Фармация»; «Ветеринарная медицина». В учреждениях ВО созданы благоприятные условия для обучения, вовлечения   в   производственную   сферу   страны   большего   числа   людей, ограниченных   в   выборе   профессиональной   деятельности   или   лишённых возможности её осуществлять [5]. В  заочной  форме   получения  образования   специальностей,  по   которым обучаются студенты с особенностями, меньше, чем в дневной. Это связано со спецификой   отдельных   профессий,   получение   которых   в   заочной   форме обучения   невозможно.   Для   этой   формы   обучения   приоритетными   были специальности «Библиотековедение и библиография»; «Бухгалтерский учёт, анализ   и   контроль»;   «Правоведение»;   «Коммерческая   деятельность (товароведение   продовольственных   товаров)»;   «Экономика   и   организация производства.   Экономика   и   правовое   обеспечение   предпринимательской деятельности».   В   отдельных   учреждениях   ВО   обучение   не   представляется возможным, так как профессии, по которым в них осуществляется обучение, относятся   к   повышено   опасным   и   имеют   ряд   ограничений   по   состоянию здоровья [6].   Во   всех   учреждениях   ВО   в   соответствии   с   санитарными   нормами   и правилами   проводится   контроль   над   состоянием   уровня   освещённости, запыленности в кабинетах, лабораториях и мастерских. Создание условий для предоставления   данной   категории   студентов   равного   доступа   к качественному   образованию   предполагает,   прежде   всего,   устранение архитектурных   преград,   т.   е.   создание   универсальной   безбарьерной   среды, позволяющей   обеспечить   полноценную   интеграцию   данных   студентов   с учётом   особенностей   их   психофизического   развития.     Так,   в   большинстве учреждений,   в   которых   обучаются   студенты   с   особенностями, беспрепятственный доступ к учебному корпусу, общежитию, физкультурно­ оздоровительным   сооружениям   и   внутри   них   обеспечивается   наличием пандусов, контрастного, рельефного покрытия первых и последних ступеней, а   также   перилами   по   обеим   сторонам   лестничных   маршей.   Кроме   того,   в отдельных   учреждениях   образования   имеются:   специально   оборудованные лифты   и   санузлы;   цельностеклянные   двери,   обозначенные   непрозрачным маркером; звуковое оповещение внутри учебного корпуса, учебные занятия проводятся   на   первом   этаже,   организован   подвоз   учащихся­инвалидов   к учебному корпусу.  В образовательном процессе в учреждениях ВО активно используются информационные коммуникационные технологии (доступ к сайту учреждения образования,   Учащимся предоставляется возможность копировать учебный материал на флэш­карты.   электронному   расписанию,   оргтехнике). Кроме   вышеперечисленного,   для   получения   образования   студентам   с особенностями развития (в их числе лицам с ОПФР) создаются специальные условия   с   учётом   имеющихся   у   них   нарушений.   Важную   роль   в   создании условий для качественного образования играет их психолого­педагогическое сопровождение,   которое   осуществляет   социально   педагогическая   и психологическая служба (СППС)  [8].  Организация воспитательной работы с данной   категорией   студентов   направлена   на   подготовку   их   к   активной общественно­полезной жизни, формирование и развитие самостоятельности, навыков   самообслуживания,   труда   и   культуры   поведения,   умения   жить   и работать в коллективе [5]. Распределение и трудоустройство являются важными этапами в жизни выпускника.   В   учреждениях   ВО   ведётся   целенаправленная   работа   в   этом направлении.   Выпускникам,   получающим   образование   в   заочной   форме, оказывают   помощь   в   трудоустройстве,   если   такова   им   требуется.   Как правило,   все   выпускники   дневной   формы   получения   образования распределены и направлены на работу при наличии медицинских показаний к труду. В случаях, предусмотренных статьёй 87 Кодекса Республики Беларусь   выпускники   имеют   право   на   самостоятельное об   образовании, трудоустройство  [9].  Таким   образом,   большинство   выпускников   с особенностями   развития   закрепляются   на   первом   рабочем   месте   и продолжают работать по полученной специальности, отработав два года после распределения. Получив возможность жить и работать самостоятельно, очень быстро   адаптируются   на   производстве   и   в   трудовом   коллективе, закрепляются   на   рабочем   месте.   А   средства,   вложенные   в   их   обучение, возвращаются государству в виде продуктов их труда [10]. Многие   организации—заказчики   кадров   не   готовы   к   принятию надлежащих мер по созданию адаптивной среды для прохождения практик учащимися   с   особенностями   развития     и   их   дальнейшей   трудовой деятельности на производстве. Необходимо оборудование рабочих мест на производстве с учётом характера и степени тяжести нарушения здоровья. Следует признать, что инклюзивные подходы в образовании стимулируют равноправие учащихся с особенностями развития и их участие во всех делах коллектива.   Они   отражают   гуманную   и   наиболее   эффективную   форму обучения.   Направление   на   развитие   инклюзивного   подхода   в   образовании становится одним из важных в белорусской образовательной политике. СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Астапович О. Вуз для инвалида: льготы при поступлении, барьеры при  обучении//http://zautra.by. 2. Граблевский О. Из ста инвалидов получить высшее образование удается  только двум//http://news.tut.by. 3. Инклюзивное образование: в Беларуси становится больше  специальностей для обучения инвалидов//http://nelly­info.by. 4. Черевык К. А. Высшее образование инвалидов в Беларуси: основные  документы//Образование в высшей школе: проблемы, перспективы развития:  Материалы Межвузовской научно­практической конференции/Под ред. Л. Э.  Слуцкого. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016.   5. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в  обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд.  центр ВЛАДОС, 2006. 6. Инклюзивное образование в РБ. ЮНИСЕФ. М., 2011. 7. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009. 8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа.  Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 9. Ярская­Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей­ инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­10. 10. Леонгард, Э.И. Инклюзивное образование в различных условиях  интеграции / Э.И. Леонград [и др.] // Инклюзивное образование. Выпуск 1: сб.  науч. ст. / Моск. гор. психол.­пед. ун­т, Ин­т проблем инклюзивного; отв. ред.  Т.Н. Гусева; сост.: С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. — М.: Центр  «Школьная книга», 2010. — С. 139—149.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ДОСТУПНОЕ И БЕЗБАРЬЕРНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019