Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)
Оценка 5

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Оценка 5
Семинары
doc
воспитательная работа
Взрослым
24.09.2019
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)
Ключевые слова: инклюзия, адаптированная программа, «особый» ребенок, аутический спектр, инклюзивное образование. Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то, что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным образом, настроенным на каждого.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями.doc
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями (ОВЗ). Федорова Лидия Васильевна учитель начальных классов МОУ «Помасркая СОШ» Волжского муниципального район РМЭ  Аннотация. Одной из самых важных, самых ценных и масштабных по своим следствиям перемен, происходящих в современном образовании, является то,  что оно по своим целям, по своему назначению становится инклюзивным, то  есть включенным, открытым для всех. И не просто открытым, а специальным  образом, настроенным на каждого. Ключевые слова: инклюзия, адаптированная программа, «особый» ребенок,  аутический спектр, инклюзивное образование. Наше образование находится на этапе серьезных изменений, заданных фактом вступления в силу нового Закона «Об образовании» 1 сентября 2013 года. Определены   основные   ориентиры   развития   и   изменения   образовательной практики,   содержания   образовательных   отношений,   правовое   поле   всех участников   образовательного   процесса.   Важным   и   прогрессивным   шагом   в развитии   ценностных   основ   образования   стало   определение   инклюзивного образования   как   обеспечения   равного   доступа   к   образованию   для   всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей. Важным   для   понимания   природы   инклюзивности   является   утверждение ЮНЕСКО   о   том,   что   «инклюзивное   образование   –   это   динамически развивающийся   процесс».  Не   факт,  не  событие,  не  отчетный   показатель,  а процесс развития и изменения политики, культуры и практики образования на основе принципов инклюзии. Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для нашей школы. Это   требования   к   школе   закрепил   Закон   «Об   образовании».   Список требований   широк   и   разнообразен.   Это   условия   обучения,   воспитания   и развития   обучающихся,   включающие   в   себя   использование   специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников,   учебных   пособий   и   дидактических   материалов,   специальных технических   средств   обучения   коллективного   и   индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся   необходимую   техническую   помощь,  проведение  групповых   и индивидуальных   коррекционных   занятий,   обеспечение   доступа   в   здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Инклюзия,   в   самом   широком   ее   понимании,   предполагает,   что   у   каждого ребенка есть потенциал быть принятым в пространство школы и общества. Дети   с   инвалидностью   и   ограниченными   возможностями   здоровья   были   в наших массовых школах всегда. Ребенок всегда чувствует, что он в чём­то «не такой, как все». Если он, не такой,   никому   не   мешает   и   разница   между   ним   и   другими   никого   не раздражает, то это несовпадение может волновать, лишь его одного. Ребята с ОВЗ очень хотят общаться со здоровыми сверстниками. Это, если хотите, их социальная потребность. Но обычные дети не знают, как общаться с такими сверстниками. А ребята с ОВЗ не знают, как общаться с остальными, у них нет такого опыта. И от этого у них возникает чувство одиночества. Но человек не рождается одиноким и не испытывает чувство одиночества   изначально!   Одиноким   он   может   стать   в   процессе   своего дальнейшего   существования,   когда   в   силу   различных   причин   оказывается противопоставленным своему социальному окружению. У всех детей  с расстройствами аутистического спектра (РАС)  нарушено развитие   средств   коммуникации   и  социальных   навыков.   Общими   для   них являются   проблемы  эмоционально­волевой   сферы   и   трудности   в   общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире   и   стереотипности   собственного   поведения.   Из­за   трудностей переключения с одного действия  на другое, проявляющихся в особенностях формирования  двигательной,  речевой   и   интеллектуальной   сфер,   у   детей  с РАС ограничены когнитивные возможности. Аутичному ребенку, у которого часто наблюдается отставание в развитии речи, низкая социальная мотивация, а также гипер­ или гипочувствительность к отдельным раздражителям, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого, поэтому тьюторское сопровождение для некоторых детей может   стать   самым   необходимым   условием   для   получения   образования, которое   должно   быть   прописано   в   рекомендациях   ПМПК.   Кроме   этого, может быть определена необходимость:  ● создания   индивидуального   учебного   плана   (для   дозирования   учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности ребенка и времени поэтапного включения ребенка в образовательный процесс);  ● создания   адаптированной   образовательной   программы,   в   том   числе   для использования   в   психосоциальном   развитии   ребенка   имеющихся избирательных способностей;  ● работы дефектолога по формированию необходимых учебных навыков и проведению занятий по социально­бытовой ориентировке (СБО);  ● работы психолога по организации взаимодействия ребенка и его родителей со всеми участниками образовательного процесса;  ● работы учителя­логопеда по коррекции речевых расстройств и развитию коммуникативной функции речи. Найти лучший подход к ученику с ОВЗ, скорее всего, поможет знакомство с семьей.   В   ходе   спокойного   располагающего   разговора   можно   выяснить   у родителей   особенности   восприятия   и   поведения   их   ребенка:   какие обстоятельства могут оказаться для него дискомфортными, а что, наоборот, помогает   сконцентрировать   внимание,   лучше   понять   и   усвоить   новую информацию. И, что очень важно, понять, чем увлекается ребенок, в чем он силен, а значит, может быть интересен своим одноклассникам. Ребенку с ОВЗ иногда бывает сложно войти в повседневную жизнь класса, а педагог может выстраивать ситуации,   в   которых   особый   ребенок   благодаря   своему   хобби   станет значимым для остальных учеников. Решение дополнительных и далеко не простых педагогических задач, то и дело приковывает внимание педагога к такому ребенку, но при этом нельзя демонстративно   выделять   его   из   других   детей,   давать   ему   очевидные   и неоправданные   поблажки.   Это   неминуемо   восстановит   класс   против «любимчика».   Самое   естественное   (но   не   самое   простое)   решение   этой проблемы   –   относиться   к   каждому   ребенку   в   классе   как   к   особенному, достойному индивидуального подхода.  Необходимо пробудить у ребят интерес и уважение к человеку, желание сострадать, сопереживать, не делать зла другим, не жалеть душевной доброты. Воспитание   «необычных»   детей   требует   применения   особых технологий, методов в работе педагога.  Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию   наш   педагогический   коллектив   видит,   прежде   всего, формирование общечеловеческих норм нравственности.  В   младшем   возрасте,   когда   душа   очень   податлива   к   эмоциональным воздействиям,   мы   раскрываем   перед   детьми   общечеловеческие   нормы нравственности, учим их азбуке морали: 1.Ты   живешь   среди   людей.   Не   забывай,   что   каждый   твой   поступок, каждое   твое   желание   отражается   на   окружающих   тебя   людях.   Знай,   что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо. 2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. 3.   Все   блага   и   радости   жизни   создаются   трудом.   Без   труда   нельзя честно жить. 4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. 5.   Будь   неравнодушен   к   злу.   Борись   против   зла,   обмана, несправедливости» Девиз   нашего   направления:   «Во   всём,   как   хотите,   чтобы   с   вами поступали другие, так и вы поступайте также». Наше кредо: «Быть сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем ты есть сегодня». Мы все отмечаем у детей  с ОВЗ большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны   сопереживать,   воспринимать   чувства   других   людей,   замечать красоту природы, человеческие лица. Нужно помочь ребятам разобраться в нравственных   нормах,   доказать,   что   они   необходимы   в   человеческом общении, что следовать им несложно и приятно. Что, на мой взгляд, является самым важным в личности человека? Это, конечно, же, умение жить в коллективе, среди людей. Литература: 1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. ­ 2011.­ № 1. ­ С. 83­92. 2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. 3. Токарь И. Е. Инклюзивное образование : опыт и перспективы развития: [подготовка   кадров   для   реализации   идей   совместного  обучения]   /   И.  Е. Токарь// Социальная педагогика. ­ 2011. ­ № 5. ­ С. 93­105.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями(ОВЗ)