Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 05.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный доклад раскрывает сущность инклюзивного образования. В материале раскрываются истоки создания инклюзивных классов, методика преподавания, приемлемые формы проведения уроков и занятий, приводятся примеры работы в классах подобного типа. Рассматриваются проблемы в инклюзивном образовании и пути их решения. Дается список литературы.
Иконка файла материала Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.docx
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В   настоящее   время   в   России   сложилось   единое   образовательное пространство,   и   интеграции   стала   ведущим   направлением   при   обучении   и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных  систем. На сегодняшний день  институт  инклюзивного  образования является единственным  признанным инструментом   реализации   прав   ребенка   с   ограниченными   физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять   особое   внимание   детям   с   ограниченными   возможностями,   их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Сегодня речь идет о придании нового, социально­педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике.   Особое   значение   приобретает   организация   не   только   и   не   столько совместной   ведущей   для   определенного   возраста   деятельности   (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. На   современном   этапе   произошли   значительные   изменения   в   области государственной   образовательной   политики.   В   отечественной   системе образования   складывается   особая   культура   поддержки   и   помощи   ребенку   в учебно­воспитательном   процессе   (психолого­педагогическое   сопровождение). Разрабатываются   вариативные   модели   сопровождения   на   базе   медико­ социальных   центров,   школьных   служб   сопровождения,   профориентационных центров,   психолого­медико­педагогических   комиссий,   центров   психолого­ педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и   эффективное   психолого­медико­педагогическое   сопровождение   учащихся   с ОВЗ обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного),   Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ОВЗ на образование является   создание   вариативных   условий   с   учетом   психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления.   так   и   интегрированного   обучения. Современная форма интеграции впервые появилась за рубежом лишь во второй   половине   ХХ   в.   Технологическая   революции   ХХ   в.,   в   сочетании   с демократическими   реформами   70­х   годов,   способствовала   экономическому подъему, проникновению в педагогику гуманистических идей и инновационных технологий,   в   том   числе   реализации   теории   и   практики   интерактивного   и экологического подходов в образовании. В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 1980   ­   1990   гг.   В   Москве   в   1991   году   по   инициативе   московского   Централечебной   педагогики   и   родительской   общественной   организации   появилась школа инклюзивного образования "Ковчег". «Социальная политика в России в начале ХХI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества,   усиления   гуманизации   социокультурных   отношений,   повышения внимания к индивидуальному развитию личности. Все это создает необходимые предпосылки  для перехода от принципа социальной  полезности  к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо   от   его   убеждений   или   способностей».   (Зайцев   Д.В.   Социальная интеграция детей­инвалидов в современной России, Научная книга, 2003). Принцип   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на протяжении   XX   века   претерпел   ряд   изменений.   В   мировой   практике   можно условно выделить три этапа трансформации концепции: ­ начало XX века – середина 60­х годов – «медицинская модель» – сегрегация; ­ середина 60­х – середина 80­х годов – «модель нормализации» – интеграция; ­ середина 80­х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия. «Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями   здоровья   как   больного;   считалось,   что   ему   необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Концепция   интеграции   предполагала,   что   ребёнок   должен   быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду   или   в   школе.   Большое   внимание   уделяется   адаптации   среды   к   его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия. С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в одном из своих   исследований   даёт   такое   определение   инклюзивному   образованию: «Инклюзивное   образование   ­   процесс   развития   общего   образования,   который подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в   плане   приспособления   к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с   особыми   потребностями.   Инклюзивное   образование   старается   разработать подход   к   преподаванию   и   обучению,   который   будет   более   гибким   для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает,   что   инклюзивное   образование   предполагает,   что   разнообразию потребностей   учащихся   должен   соответствовать   континуум   сервисов,   в   том числе   образовательная   среда,   наиболее   благоприятная   для   них.   В   основе практики   инклюзивного   обучения   лежит   идея   принятия   индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом,   чтобы   удовлетворить   особые   потребности   каждого   ребёнка». (Сорокоумова С. Н., 2010).Инклюзивное   обучение детей с  особенностями  развития  совместно  с  их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной   системе,   инклюзия   –   адаптацию   системы   к   потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные   нагрузки   наравне   со   всеми.   Если   он   не   справляется,   то   уходит,   и школьная система при этом не меняется. Инклюзия  –   более   гибкая  система.   Она  основана  на  том,   что   все  дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения   любого   ребёнка:   кому­то   понадобится   отдельная   образовательная программа, кому­то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить   на   физкультуру,   то   его   освобождают.   Инклюзия   утверждает,   что физкультуру   надо   приспособить   под   ребенка.   В   школе   должен   быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия   означает   раскрытие   каждого   ученика   с   помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.   Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и   специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В   инклюзивной   школе   каждого   принимают   и   считают   важным   членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без   инвалидности   отзывчивость   и   понимание.   Ученика   со   специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия. На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: Отсутствие гибких образовательных стандартов; Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; Отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива образовательного   учреждения   общего   типа,   незнание   основ   коррекционной педагогики и специальной психологии; Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Недостаточное   оснащение общеобразовательного   учреждения   под   нужды   детей   с   ОВЗ   (отсутствие материально­техническое   1. 2. 3. 4. 5.6. 7. 8. 9. пандусов,   лифтов,   специального   учебного,   реабилитационного,   медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений  общего типа   дополнительных   ставок   педагогических   (сурдопедагоги,   логопеды, педагоги­психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; Люди   —   их   отношение,   недостаток   знаний,   страх,   предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления; Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов; Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем. Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной   школе   условий   для   обучения   детей   с   ограниченными возможностями.   Требуются   значительные   средства   на   обеспечение   школы специальными   программами,   учебниками,   подготовку   специальных   учебных помещений   (классы   для   социально­бытовой   ориентировки   (СБО),   учебно­ производственные   мастерские).   Однако   финансовые   трудности   окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования. При   организации   специального   обучения   в   общеобразовательной   школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными   и   социальными   факторами.   Наше   общество   еще   не   вполне готово   к   принятию   интеграции,   в   общественном   сознании   существуют определенные   стереотипы   и   предрассудки   в   восприятии   детей   с психофизическими   нарушениями.   Некоторые   учителя,   прежде   всего   учителя­ дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей:   обычные   ученики   станут   их   унижать,   и   дети   с   особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также   нужно   помнить,   что   интеграция   особых   детей   в   массовые образовательные   учреждения   не   снимает   проблемы   их   коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду   нестандартности   ситуации,   интегрированный   ребенок   будет   также нуждаться   в   услугах   службы   психологической   поддержки,   и   ей   предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная   инфраструктура   специализированной   педагогической   и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать  обязательное  специальное психолого­педагогическое сопровождение   особого   ребенка   в   общеобразовательном   учреждении.Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Список литературы 1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых   детей   /   Ф.Л.Ратнер,   А.Ю.Юсупов.   –   М.:   Гуманитар.   изд.   центр ВЛАДОС, 2006 2.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009. 3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 4.   Ярская­Смирнова   Е.Р.,   Лошакова   И.И.   Инклюзивное   образование   детей­ инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­106 5. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazova nii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010­05­26­1