Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 4.8

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
Взрослым
05.11.2017
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данный доклад раскрывает сущность инклюзивного образования. В материале раскрываются истоки создания инклюзивных классов, методика преподавания, приемлемые формы проведения уроков и занятий, приводятся примеры работы в классах подобного типа. Рассматриваются проблемы в инклюзивном образовании и пути их решения. Дается список литературы.
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.docx
Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В   настоящее   время   в   России   сложилось   единое   образовательное пространство,   и   интеграции   стала   ведущим   направлением   при   обучении   и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных  систем. На сегодняшний день  институт  инклюзивного  образования является единственным  признанным инструментом   реализации   прав   ребенка   с   ограниченными   физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять   особое   внимание   детям   с   ограниченными   возможностями,   их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей. Сегодня речь идет о придании нового, социально­педагогического смысла процессу интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательной практике.   Особое   значение   приобретает   организация   не   только   и   не   столько совместной   ведущей   для   определенного   возраста   деятельности   (игровой, учебной), сколько совместного мира жизни детей. На   современном   этапе   произошли   значительные   изменения   в   области государственной   образовательной   политики.   В   отечественной   системе образования   складывается   особая   культура   поддержки   и   помощи   ребенку   в учебно­воспитательном   процессе   (психолого­педагогическое   сопровождение). Разрабатываются   вариативные   модели   сопровождения   на   базе   медико­ социальных   центров,   школьных   служб   сопровождения,   профориентационных центров,   психолого­медико­педагогических   комиссий,   центров   психолого­ педагогического консультирования, кабинетов доверия и других. Своевременное и   эффективное   психолого­медико­педагогическое   сопровождение   учащихся   с ОВЗ обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного),   Приоритетным направлением деятельности по реализации права детей с ОВЗ на образование является   создание   вариативных   условий   с   учетом   психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Инклюзивное образование для России находится в стадии становления.   так   и   интегрированного   обучения. Современная форма интеграции впервые появилась за рубежом лишь во второй   половине   ХХ   в.   Технологическая   революции   ХХ   в.,   в   сочетании   с демократическими   реформами   70­х   годов,   способствовала   экономическому подъему, проникновению в педагогику гуманистических идей и инновационных технологий,   в   том   числе   реализации   теории   и   практики   интерактивного   и экологического подходов в образовании. В России первые инклюзивные образовательные учреждения появились в 1980   ­   1990   гг.   В   Москве   в   1991   году   по   инициативе   московского   Центра лечебной   педагогики   и   родительской   общественной   организации   появилась школа инклюзивного образования "Ковчег". «Социальная политика в России в начале ХХI века трансформируется в сторону признания приоритетности интересов и потребностей личности над интересами общества,   усиления   гуманизации   социокультурных   отношений,   повышения внимания к индивидуальному развитию личности. Все это создает необходимые предпосылки  для перехода от принципа социальной  полезности  к социальной толерантности, к признанию и уважению прав и достоинства каждого человека независимо   от   его   убеждений   или   способностей».   (Зайцев   Д.В.   Социальная интеграция детей­инвалидов в современной России, Научная книга, 2003). Принцип   обучения   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на протяжении   XX   века   претерпел   ряд   изменений.   В   мировой   практике   можно условно выделить три этапа трансформации концепции: ­ начало XX века – середина 60­х годов – «медицинская модель» – сегрегация; ­ середина 60­х – середина 80­х годов – «модель нормализации» – интеграция; ­ середина 80­х годов – настоящее время – «социальная модель» – инклюзия. «Медицинская модель» – сегрегация рассматривала человека с ограниченными возможностями   здоровья   как   больного;   считалось,   что   ему   необходим медицинский уход и лечение, а это лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Концепция   интеграции   предполагала,   что   ребёнок   должен   быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду   или   в   школе.   Большое   внимание   уделяется   адаптации   среды   к   его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» – инклюзия. С. Н. Сорокоумова, кандидат психологических наук, доцент, в одном из своих   исследований   даёт   такое   определение   инклюзивному   образованию: «Инклюзивное   образование   ­   процесс   развития   общего   образования,   который подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в   плане   приспособления   к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с   особыми   потребностями.   Инклюзивное   образование   старается   разработать подход   к   преподаванию   и   обучению,   который   будет   более   гибким   для удовлетворения различных потребностей в обучении и воспитании детей, а также отмечает,   что   инклюзивное   образование   предполагает,   что   разнообразию потребностей   учащихся   должен   соответствовать   континуум   сервисов,   в   том числе   образовательная   среда,   наиболее   благоприятная   для   них.   В   основе практики   инклюзивного   обучения   лежит   идея   принятия   индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом,   чтобы   удовлетворить   особые   потребности   каждого   ребёнка». (Сорокоумова С. Н., 2010). Инклюзивное   обучение детей с  особенностями  развития  совместно  с  их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной   системе,   инклюзия   –   адаптацию   системы   к   потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные   нагрузки   наравне   со   всеми.   Если   он   не   справляется,   то   уходит,   и школьная система при этом не меняется. Инклюзия  –   более   гибкая  система.   Она  основана  на  том,   что   все  дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения   любого   ребёнка:   кому­то   понадобится   отдельная   образовательная программа, кому­то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить   на   физкультуру,   то   его   освобождают.   Инклюзия   утверждает,   что физкультуру   надо   приспособить   под   ребенка.   В   школе   должен   быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные. Инклюзия   означает   раскрытие   каждого   ученика   с   помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.   Инклюзия   учитывает   потребности,   так   же   как   и   специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В   инклюзивной   школе   каждого   принимают   и   считают   важным   членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без   инвалидности   отзывчивость   и   понимание.   Ученика   со   специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми ­ это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия. На сегодняшний момент можно выделить несколько основных проблем в инклюзивном образовании: Отсутствие гибких образовательных стандартов; Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; Отсутствие   специальной   подготовки   педагогического   коллектива образовательного   учреждения   общего   типа,   незнание   основ   коррекционной педагогики и специальной психологии; Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; Недостаточное   оснащение общеобразовательного   учреждения   под   нужды   детей   с   ОВЗ   (отсутствие материально­техническое   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. пандусов,   лифтов,   специального   учебного,   реабилитационного,   медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений  общего типа   дополнительных   ставок   педагогических   (сурдопедагоги,   логопеды, педагоги­психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; Люди   —   их   отношение,   недостаток   знаний,   страх,   предубеждения, чрезмерная специализация, отсутствие опыта, стереотипность мышления; Нехватка материальных средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов; Безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем. Основные сложности связаны с материальными затратами по созданию в общеобразовательной   школе   условий   для   обучения   детей   с   ограниченными возможностями.   Требуются   значительные   средства   на   обеспечение   школы специальными   программами,   учебниками,   подготовку   специальных   учебных помещений   (классы   для   социально­бытовой   ориентировки   (СБО),   учебно­ производственные   мастерские).   Однако   финансовые   трудности   окупаются созданием благоприятной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии, тем самым реализуется право этих учащихся на равные возможности в получении образования. При   организации   специального   обучения   в   общеобразовательной   школе психологи и педагоги сталкиваются с трудностями образовательной интеграции, обусловленными   и   социальными   факторами.   Наше   общество   еще   не   вполне готово   к   принятию   интеграции,   в   общественном   сознании   существуют определенные   стереотипы   и   предрассудки   в   восприятии   детей   с психофизическими   нарушениями.   Некоторые   учителя,   прежде   всего   учителя­ дефектологи, считают, что общеобразовательная школа не готова принять таких детей:   обычные   ученики   станут   их   унижать,   и   дети   с   особенностями психофизического развития будут чувствовать себя дискомфортно. Также   нужно   помнить,   что   интеграция   особых   детей   в   массовые образовательные   учреждения   не   снимает   проблемы   их   коррекционной поддержки, без нее неординарные ученики вряд ли смогут учиться наравне со своими обычными одноклассниками и реализовать свое право на образование. Ввиду   нестандартности   ситуации,   интегрированный   ребенок   будет   также нуждаться   в   услугах   службы   психологической   поддержки,   и   ей   предстоит осуществлять контроль за успешностью его обучения, помогать ему справляться с эмоциональными трудностями. Таким образом, для успеха интеграции в образовательном пространстве страны должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная   инфраструктура   специализированной   педагогической   и психологической помощи особым детям, обучающимся в общеобразовательном учреждении. Поэтому одним из условий эффективности отечественной версии интеграции должно стать  обязательное  специальное психолого­педагогическое сопровождение   особого   ребенка   в   общеобразовательном   учреждении. Необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Список литературы 1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых   детей   /   Ф.Л.Ратнер,   А.Ю.Юсупов.   –   М.:   Гуманитар.   изд.   центр ВЛАДОС, 2006 2.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009. 3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М.: Просвещение, 2009. 4.   Ярская­Смирнова   Е.Р.,   Лошакова   И.И.   Инклюзивное   образование   детей­ инвалидов // Социологические исследования.­ 2003.­ № 5.­ С. 100­106 5. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazova nii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010­05­26­1

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2017