ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ
Оценка 4.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
14.04.2018
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ
Тема эмпатии вызывает все больший интерес исследователей не только в силу своего особого, междисциплинарного положения, но и в силу высокой практической значимости для жизнедеятельности человека, коллектива, общества. Психологическое свойство эмпатии, сопереживание является значительным механизмом социализации молодежи. Развитое сочувствие учеников формирует утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращаются в полноценную личность, а также усваивают и активно воссоздают социальный опыт. В разное время к вопросу об особенностях эмпатии обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг) и отечественные специалисты (Т.П. Гаврилова, В.В Зеньковский, Г.Ф. Михальченко, Л.А. Сивицкая, В.П. Кузьмина, И.М. Юсупов, М.В. Осорина). В связи с этим актуальность работы заключается в изучении проблемы особенностей проявления эмпатии у подростков.
Dmitrieva_Polina.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра психологии  Студент 3 курса, ПОа­14­ 1 Дмитриева Полина  Андреевна КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА:  ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ Работа защищена  с оценкой «_____________» Руководитель канд. псих. наук, доцент кафедры психологии Устинова О.А.  _____________________ «____»___________2017 г. Новокузнецк 2017 Содержание Введение                                                                                                    3 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей проявления эмпатии у подростков                                                         5 1.1. Характеристика эмпатии с точки зрения  отечественной и зарубежной психологии                                                                                                    5 1.2. Особенности проявления эмпатии у подростков                              15  Методы изучения эмпатии в процессе общения 1.3. подростков 17 Выводы по первой главе                                                                                20   2.   Эмпирическое   исследование   особенностей   проявления Глава   эмпатии у подростков                                                                                 21 2.1. Методы и организация исследования                                                   21 2.2.  Анализ и интерпретация результатов исследования                        24 2.3. Рекомендации и упражнения для развития эмпатии                         26 Выводы по второй главе                                                                               28 Заключение                                                                                                   29 Список использованных источников и литературы                                   30 Приложение 1                                                                                                 32 2 Приложение 2                                                                                                 36 Введение  Тема   эмпатии   вызывает   все   больший   интерес   исследователей   не только в силу  своего  особого, междисциплинарного  положения, но и в силу высокой практической значимости для жизнедеятельности человека, коллектива, общества.  Психологическое   свойство   эмпатии,   сопереживание   является значительным   механизмом  социализации   молодежи. Развитое   сочувствие учеников формирует   утонченные и высоконравственные качества, в ходе которых дети превращаются в полноценную личность, а также усваивают и активно воссоздают социальный опыт. В   разное   время   к   вопросу   об   особенностях   эмпатии   обращались зарубежные ученые (А. Валлон, Л. Мерфи, М. Хоффман, П. Массен, Н. Айзенберг)   и   отечественные   специалисты   (Т.П.   Гаврилова,   В.В Зеньковский,   Г.Ф.   Михальченко,   Л.А.   Сивицкая,   В.П.   Кузьмина,   И.М. Юсупов, М.В. Осорина). В   связи   с   этим   актуальность   работы   заключается   в   изучении проблемы особенностей проявления эмпатии у подростков. Объект исследования: эмпатия и ее составляющие. Предмет исследования: проявление эмпатии у подростков 3 Цель исследования – изучение  уровня развития эмпатии у подростков Задачи: 1. Подобрать и проанализировать психолого­педагогическую   литературу по заявленной проблеме; 2. Изучить особенности проявления эмпатии у подростков; 3. Подобрать необходимые методики по выявлению уровня развития эмпатии у подростков; 4. Провести эмпирическое исследование с детьми подросткового возраста; 5. Сделать анализ и вывод полученных данных. Гипотеза   исследования:  высокий   уровень   эмпатии   связан   с   высоким уровнем развития коммуникативных навыков  в референтной группе. База исследования: ученики 7 класса, МБ НОУ Лицей № 111 Количество детей: 2 человека Методики  исследования:  1)  «Диагностика уровня эмпатии» И.М.Юсупова 2)   «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРИТЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ 1.1.   Характеристика   эмпатии   с   точки   зрения   отечественной   и зарубежной психологии Термин   "эмпатия"   введен Э.   Титченером,   обобщившим развивавшиеся   в   философской   традиции   идеи   о   симпатии   с   теориями вчувствования   Э.   Клиффорда   и Т.   Липпса.   По   его   мнению,   эмпатия   ­ постижение проникновение –  вчувствование во   внутренний   мир   другого человека.   Основу   эмпатии эмоционального     состояния,   составляет   эмоциональная   отзывчивость   и   интуиция,   но   при   этом значительную роль играет разум, рациональное восприятие одушевлённых объектов. Отечественные   психологи   неоднозначно   трактуют   содержание понятия эмпатии, определяя ее либо как способность, либо как процесс, либо как состояние, связывая ее с разными психическими процессами и психологическими   особенностями   личности.   В   связи   с   этим   в   работах многих   исследователей   эмпатия   рассматривается   под   терминами 5 социальная сензитивность, доброжелательность, чуткость, эмоциональная идентификация, гуманные отношения, сопереживание, сочувствие. С.Л.   Рубинштейн   рассматривал   эмпатию   как   компонент   любви человека   к   человеку,   как   эмоционально   опосредованное   отношение   к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям он противопоставляет феномен "расширенного эгоизма" [14]. Л.Б. Мерфи определяет эмпатию как способность к эмоциональной отзывчивости   на   неблагополучие   другого,   стремление   облегчить   или разделить его состояние. Эмпатия проявляется в адекватных формах у адаптированных к социальной жизни детей, получивших в семье максимум доверия, любви, тепла. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: "Быть   в   состоянии   эмпатии   означает   воспринимать   внутренний   мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения "как будто". Так,   ощущаешь   радость   или   боль   другого,   как   он   их   ощущает,   и воспринимаешь   их   причины,   как   он   их   воспринимает.   Но   обязательно должен   оставаться   оттенок  "как   будто":   как   будто   это   я   радуюсь   или огорчаюсь [13, стр. 167] . Д.Б.   Эльконин   считал,   что   способность   человека   эмоционально отзываться на переживания другого является одним из условий развития социальной децентрации. В связи с этим Д.Б. Эльконин отмечал влияние эмпатии   на   формирование   когнитивной   и   эмоциональной   децентрации ребенка в процессе преодоления  “познавательного эгоцентризма” [16]. Мы придерживаемся следующего определения, эмпатия ­ осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. 6 Существуют   классификации   видов   эмпатии.   К   примеру, классификация   А.В.   Петровского   и   М.Г.   Ярошевского   [10,   c.   376],   в которой эмпатия представлена следующими ее видами: ­   эмоциональная   эмпатия,   основанная   на   механизмах   проекции   и подражания; ­ когнитивная эмпатия, базирующаяся на интеллектуальных процессах, например, сравнение, аналогии; ­   предикативная   эмпатия,   проявляющаяся   как   способность   человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Похожая   классификация   встречается   и   у   В.В.  Бойко  [1].   По критерию   ведущего   компонента   эмпатии   автор   выделяет   следующие виды эмпатии: 1)   рациональная   эмпатия,   которая   осуществляется   посредством сопричастности,   внимания   к   другому,   интенсивной   аналитической переработки информации о нем; 2)   эмоциональная   эмпатия,   реализуемая   посредством   эмоционального опыта (переживаний, чувств); 3) интуитивность, позволяющая обрабатывать информацию о партнере на бессознательном уровне (Бойко В.В., 1996). А.П. Сопиков выделяет в своей классификации [15]: 1) эмоциональую эмпатию, если доминирует эмоциональность в процессе моделирования субъектом объекта эмпатии; 2) познавательную, если доминирует информативность; 7 3) поведенческую, если доминирует волевой аспект, что выражается в понуждении объекта эмпатии к чему­либо и ожидании от него ответной эмпатии. За рубежом Д. А. Хьюстон выделяет два вида эмпатии [8]: 1)   эмоциональную   с   преобладанием   эмоционального   реагирования   на переживания другого; 2) когнитивно­аффективную с преобладанием в эмоциональном ответе на переживания другого понимания его внутренних состояний. 3)   Личностная   эмпатия   характеризуется   установкой   реагировать эмпатически на всех.  4) Ситуационная эмпатия возникает в конкретных ситуациях и зависит от степени подобия эмоционального опыта субъекта и объекта эмпатии . М.А.   Пономарева   предлагает   рассматривать   кратковременную   и долговременную эмпатию. Кратковременная рассчитана на ограниченный контакт   с   другими   людьми   в   общении,   в   процессе   которого   человек встает на позицию другого. Долговременная эмпатия протекает в течение длительного   времени   и   требует   более   тесного   общения   с   другим человеком. Возможно также дифференцировка на адекватную и неадекватную эмпатию.   Последняя   проявляется   как   радость   при   неблагополучии другого, а эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком. Отечественный исследователь Т.П. Гаврилова выделяет два механизма эмпатии [3]: сочувствие и сопереживание.  Сопереживание  –   это   переживание   субъектом   тех   же   чувств, которые испытывает другой, через отождествление с ним, а сочувствие – 8 переживание   субъектом   по   поводу   чувств   другого,   иных,   отличных чувств. В  качестве  примера  сопереживания может служить переживание учеником   волнения   отвечающего   на   экзамене   товарища   во   время ожидания   своей   очереди.   Ребенок   может   сочувствовать   старому человеку, испытывать  к  нему  чувство  жалости,  хотя  его  переживания непосредственно не являются для него близкими. При сочувствии субъект переживает без соотнесения с собой, в то время как при сопереживании субъект переживает чувства другого как бы за себя, поскольку они имели место в прошлом опыте субъекта, или если   они   связаны   с   предвосхищением   им   подобной   возможности   для себя, особенно в ближайшем будущем. Также   Т.П.   Гаврилова  выделяет   просоциальную   и эгоцентрическую   эмпатию,   которые   сменяют   друг   друга   в   процессе онтогенеза.   Первым   в   процессе   развития   появляется   способность индивида воспринимать другого и его переживания как обособленные от собственных.   Далее   формируется   способность   индивида   встать   на позицию другого и воспринимать переживания других людей с их точки зрения. Такой вид эмпатии обозначается как просоциальная эмпатия. Т.П. Гаврилова подчеркивает, что наряду с личностными формами   возможно   существование   зрелыми   и   устойчивыми, эмпатии, элементарных   форм   эмпатии,   проявление   которых   обеспечивается рефлекторными процессами в жизнедеятельности индивида. Таким образом, эмпатия ­ это сложный, многоуровневый феномен, структура   которого   представляет   совокупность   эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие между эмоциональными, когнитивными, поведенческими 9 компонентами   структуры   эмпатии   определяется   опытом   общения, результатами   социально­психологических   отношений   человека   с   миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия   другого,   то   в   качестве   отрефлексированного   переживания, вызванного   состояниями   партнера,   то   посредством   умений   и   навыков создавать поддерживающие отношения и т.д. В   литературе   не   существует   единства   во   взглядах   на   структуру эмпатии.   Первоначально   данное   понятие   рассматривалось   в   рамках эмоциональной   концепции   (эмоциональный   отклик   на   переживания другого   человека   в   форме   сопереживания   или   сочувствия).   Позднее эмпатия   стала   рассматриваться   как   эффективно­когнитивное   явление, которое   характеризуется   как   опосредованный   эмоциональный   ответ   на переживания   другого   человека,   сопряженный   с   отражением   его внутренних состояний (мыслей, чувств). Наиболее перспективным стало "интегративное направление" исследований, в котором эмпатия изучается как сложное психологическое явление. Однако, среди работ, относящихся к   данному   направлению,   в   которых   бы   рассматривались   не   только качественные   характеристики   эмпатии   (эмоциональная,   когнитивная, предиктивная   и   действенная   эмпатия),   но   и   ее   содержательные особенности (эмпатическая направленность) практических исследований немного. Рассматривая структуру эмпатии с позиций  конституционального подхода, принято считать эмпатию, как сложное многоуровневое, но в то же   время   целостное   образование,   которое   можно   структурировать   как входящие   в   данное   свойство   показатели   или   как   совокупность микропроцессов. В структуре эмпатии выделено три уровня [5, с. 88]: 10  формально­динамический,   характеризующий   динамические   свойства эмпатии   (особенности   возникновения   и   протекания   эмпатических реакций)   и   качественные,   отражающие   психологическую   сущность эмпатического   процесса   (эмоциональная   эмпатия; предиктивная и действенная);    когнитивная,  содержательно­личностный,   в   который   входят   те   аспекты   эмпатии,   с помощью   которых   возникают   эмпатическая   реакция   на   определенные объекты, стимулы;   императивный уровень (общественные и индивидуальные представления) об   эмпатии,   о   нормах,   культуре   проявления   эмпатических   реакций,   о знаниях в данной области и т.п.  Рассматривая   эмпатию   как   сложное   свойство   личности,   мы исследовали   ее   компонентный   состав   в   контексте   структурно­ иерархической   концепции   личности,   основанной   на  концептуальном подходе. Согласно   этой   концепции,   личность   рассматривается   как макросистема,   состоящая   из   разноуровневых   подсистем,   каждая   из которых включает взаимосвязанный комплекс свойств отражающих: 1) формально­динамические; 2) содержательно­личностные; 3) социально­императивные (или нормативные) характеристики. К   первому  относится   совокупность   всех   свойств,   отражающих динамику  протекания  психических   явлений  и  индивидуальные   свойства конституционального   характера.  Второй  включает   в   себя   собственно 11 личностные   качества   (понятие   личности   в   узком   смысле), характеризующие направленность, потребностно­мотивационную сферу и т.п.  Третий   уровень  условно   назван   автором   социально­императивным. Если     два   первых   уровня   созвучны   представлениям   о   двухаспектности психики (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот   класс   характеристик,   который   отражает   имеющиеся   у   личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п. Этот уровень жестко контролируется сознанием. При   подходе   к   эмпатии   как   к   эмоциональному   явлению   в   ее структуре многими авторами выделяются две высшие формы соучастия в эмоциях других [4]. 1) сопереживание как непосредственная, импульсивная форма эмпатии, в основе, которой лежит эгоистическая мотивация или "тревога за себя";  2) сочувствие как гуманистическая, альтруистическая и более сложная форма эмпатии, в основе которой лежит альтруистическая мотивация или "тревога за другого"[17]. По   мнению   А.А.   Меграбяна,   эмпатия   включает   в   себя   три компонента: 1)   эмпатическую   тенденцию   ­   способность   к   сопереживанию, впечатлительность; 2)   тенденцию   к   присоединению   ­   способность   к   проявлению   тепла, дружелюбия, поддержки; 3)   сензитивность   к   отвержению   ­   способность   к   возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость  к критике в свой адрес. 12 Некоторые   исследователи,   представляющие   рассматриваемый подход,   называют   следующие   компоненты   эмпатии:   сострадание, эстетические   чувства,   а   также   благодарность.   Важный   элемент благодарности   ­   высокая   оценка   реципиентом   помощи   донора   как альтруистического акта, при этом два человека соединены эмпатическими отношениями: с одной стороны, искренняя эмоциональная поддержка или помощь   субъекта   ­   означает   стать   на   место   объекта,   ­   с   другой благосклонно получить помощь или поддержку ­ означает почувствовать положительные намерения донора [2]. Со   временем   оказалось,   что   рамки   эмоциональной   концепции слишком   узки   для   объяснения   такого   сложного   психологического феномена, поэтому в структуре эмпатии начинают выделять когнитивный компонент,   базирующийся   на   интеллектуальных   процессах   (сравнение, аналогия и т.п.). В работах Бодалева  А.А., Даймонд  Р., Климова  Е.А., Муканова М.М., Селивановой Р.Г., Стрелковой Л.П., Шибутани Т. и др. делается   попытка   определить   содержание   и   основные   характеристики когнитивной эмпатии [4, с. 19], а эмпатия в целом рассматривается как двухмерное образование. Так,   Е.А.   Климов    [6]    включает   эмпатию   в   когнитивные   и эмоционально­волевые процессы в разных сферах психического отражения и   регулирования.   В   сфере   психического   отражения   когнитивный компонент эмпатии, по мнению автора, реализуется через интроекцию и проекцию   субъекта   с   объектом   эмпатии.   В   сфере   психического регулирования ­ эмоциональный компонент эмпатии, который реализуется через   процессы   привлекательности   (аттракции)   индивидов   в   их взаимодействии   (интеракции).   В   области   активности   психики   эмпатия выступает как осознанное психическое явление, лишенное эмоциональной 13 окраски.   В   зоне   реактивности   психики   эмпатия   рассматривается   как аффективное   подсознательное   явление,   проявляющееся   в   форме сопереживания   с   импульсом   эмоционального   заражения.   Е.К.   Климов говорит,   что   сопереживание   имеет   эмоциональное   начало,   а   вот   в сочувствии преобладает когнитивный компонент; субъект центрирован на объекте   эмпатии   и   активно   отражает   его   состояние,   при   этом   эмоции могут   овладеть   субъектом,   но   ситуация   остается   для   него   личностно незначимой. В.В.   Лабунская   отмечает,   что   представления   об   эмпатии развивались   в   направлении   от   аффективно­когнитивного   подхода   к интегративному.  Этот   подход   стремится   рассматривать   эмпатию   как сложный феномен: в современной психологии эмпатия — это явление, включающее в себя физиологический, кинестетический, аффективный и мотивационный  компоненты. Функционирование  эмпатии определяется ценностями и мотивационными установками личности [8]. Пример такого интегративного подхода, в которой широкий спектр эмпатических   явлений   организуется   как   целостный   феномен   за   счет выделения   определенных   факторов,   в   отечественной   психологии   ­ модель И.М. Юсупова.  Выделяются   четыре   основных   процесса   эмпатии,   которые протекают в различных формах и выполняют определенную функцию: 1.   аттракция   +   синтония   +   сопереживание   –   область   аффективного (реактивного) регулирования; 2.   интроекция   +   социальная   сензитивность   +   сочувствие   –   область подсознательного отражения; 3. проекция + атрибуция + интуиция – область опережающего отражения; 14 4.   интеракция   +   рефлексия   +   содействие   –   область   произвольного регулирования. Также   автор   отмечает,   что   эмпатия   как   системообразующий фактор лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия [17]. 1.2. Особенности проявления эмпатии у подростков Подростковый   возраст   –   это   период   противоречий,   одним   из которых является легкая возбудимость, быстрая смена настроения, но в то же  время умение  управлять своими чувствами и эмоциями. Подростки начинают   глубже   переживать   различные   события,   чувства   становятся более   устойчивыми,   более   широкий   круг   явлений   социальной действительности   вызывает   у   подростка   эмоциональный   отклик.   Среди подростков   возникают   особые   требования   к   дружеским   отношениям: отзывчивость, умение хранить тайну, понимать, сопереживать, стараться помочь [7]. Способность   к   эмпатии   является   основой   для   дружеских отношений, которые занимают огромное место в межличностном общении подростка. Эмпатия, в свою очередь, основывается, как пишет Г. Крайг, на социальном выводе, "потому что если вы не знаете того, что чувствует другой человек, вы не сможете ему сочувствовать" [3]. 15 Сочувствие у подростков, сопровождается актом альтруизма. Тот, кто   наиболее   чуток   к   эмоциональному   состоянию   другого,   охотно помогает и наименее склонен к агрессии. Сочувствие и альтруистическое поведение   свойственны   детям,   родители   которых   разъяснили   им нравственные нормы, а не прививали их строгими мерами.     Подростки, имеющие близкие теплые эмоциональные отношения с родителями, чаще могут   делиться   с   ними   своими   проблемами   (рассказывать   ситуации, связанные с проявлением определенных эмоций, переживаний), и также чаще слышат о чувствах и эмоциональных состояниях родителей [11]. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к   реально   существующим,   но   и   вымышленным   персонажам,   что несомненно   исключает   непосредственность   передачи   "эмпатийного сигнала", а говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком имеется определенное представление. Читая о переживаниях   персонажа,   подростки   настолько   способны   сопереживать ему, насколько хорошо уже понимают его или им кажется, что понимают, что он подходит под некий известный стереотип. По отдельным признакам в ходе повествования подросток судит о переживаниях, согласно своей модели. И это может значительно, до противоположности, расходиться с оценкой тоже же самого других людей. Эмпатия   оказывает   значительное   влияние   на   характер   отношения личности к внешнему миру, к себе, к другим людям, регулирует процесс вхождения личности в социум. Иногда подросток безразличен даже к важным событиям, которые происходят   вокруг,   или   совершенно   равнодушен   к   оценке   ­   будь   она хорошая или плохая. Другой подросток (или тот же подросток в другое время) может почти не окликаться на какое ­ либо важное событие, на 16 похвалу или, например, порицание, но бурно возмущается из ­ за пустяка [9]. У   девочек   в   большей   мере   выражены   нарушения   эмоционального плана ­ они чересчур обидчивы, могут ни с того ни с сего, заплакать, у них беспрерывно   меняется   настроение.   Мальчики   чаще   становятся   более шумными, многие их действия сопровождаются ненужными движениями [11]. Под   сопереживанием   подразумевается   способность   человека поставить себя на место другого, ощутить его мысли и чувства. Иными словами,   это   проявление   эмоциональной   восприимчивости,   стремление разделить с другим человеком его переживания. Подросток часто жалуется на то, что родители не слушают их, не интересуются их мнениями и мыслями, не хотят знать их чувства и точку зрения.  Межличностные отношения подростков возникают и складываются на   эмоциональной   основе,   на   чувствах,   которые   возникают   у   них   по отношению друг к другу, к родным, знакомым. Впечатления о человеке играют   важную   роль   при   построении   общения   с   ним,   достижения взаимопонимания. Особое место в данном возрасте отводится эмпатии как способности эмоционального отклика на проблемы другого человека. Она способствует   установлению   баланса   в   межличностных   отношениях, выступает как способ понимания другого человека [7]. 17 1.3. Методы изучения эмпатии в процессе общения подростков Для   изучения   эмпатии   К.   Хенер     и   С.   Бергер     разработали экспериментальную   методику,   суть   которой   сводится   к   следующему. Перед   испытуемым   сажают   ассистента   экспериментатора   и предупреждают, что его (ассистента) будут ударять током. Чтобы вызвать эмоциональный   ответ,   ассистент   отдергивает   руку   при   мнимом   ударе током   и   имитирует   переживание   боли.   Воспринимая   видимую   эмоцию боли,   наблюдатель   переживает   состояние   ассистента.   В   одном   из вариантов   перед   «ударом   током»   дается   предварительный   сигнал (красный свет или звонок). Эмоциональная  реакция может появиться у испытуемого   и   на   эти   сигналы   как   предвосхищение   эмоционального состояния  ассистента.  Е.   Стотлэнд   несколько   видоизменил   этот   эксперимент:   ассистент помещает   руку   в   обогревающий   аппарат   и   ему   якобы   подается   тепло различной   интенсивности.   У   испытуемых   в   этих   экспериментах регистрируются КГР и плетизмограмма, по величине изменения которых судят о степени проявления эмпатии к «жертве». Для   исследования   эмпатии   подростков   в   процессе   общения используется  методика   «Шкала   эмоционального   отклика».   Этот опросник   был  разработан   Альбертом   Меграбяном  и   модифицирован   Н. Эпштейном. С точки зрения А. Меграбяна, эмоциональная эмпатия — это способность   сопереживать   другому   человеку,   чувствовать   то,   что чувствует   другой,   переживать   те   же   эмоциональные   состояния, идентифицировать себя с ним. Как показали исследования, эмоциональная эмпатия связана с общим состоянием здоровья человека, его социальной 18 адаптированностью и отражает уровень развития навыков взаимодействия с людьми.  Методика   «Шкала   эмоционального   отклика»   позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции испытуемого, такие ее параметры,   как   уровень   выраженности   способности   к   эмоциональному отклику на переживания другого и степень соответствия/несоответствия знака   переживаний   объекта   и   субъекта   эмпатии.   Объектами   эмпатии выступают   социальные   ситуации   и   люди,   которым   испытуемый   мог сопереживать в повседневной жизни. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так   и   обратных.   Испытуемый   должен   оценить   степень   своего согласия/несогласия   с   каждым   из   них.   Шкала   ответов   (от   «полностью согласен»   до   «полностью   не   согласен»)   дает   возможность   выразить оттенки отношения к каждой ситуации общения. Анализ   психологической   литературы   показал,   что   в   работах отечественных   ученых   (И.М.   Юсупова,   В.В.   Бойко,   Т.П.   Гавриловой) также имеются методы для изучения эмпатии подростков. Методика «Диагностика уровня эмпатии»  успешно используется казанским   психологом   И.М.   Юсуповым   для   исследования   эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других   людей.   Эта   методика   состоит   из   36   утверждений,   на   которые предлагается согласиться или нет. Эмпатия   способствует   сбалансированности   межличностных отношений.   Она   делает   поведение   человека   социально   обусловленным. Развитое чувство эмпатии у человека – ключевой фактор успеха в тех 19 видах   деятельности,   которые   требуют   вживания   в   мир   партнера   по общению, и прежде всего при обучении и воспитании. Эмпатическая способность   возрастает с ростом жизненного  опыта.   Тем   самым   личности возникает необходимость   в   изучении   этой   способности.  Методика «Диагностики уровня   эмпатических   способностей»   В.   В.   Бойко    предназначена  для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства другого. Текстовая   методика   изучения   эмпатийности     у   младших   и средних   школьников.  Методика   проективного   типа   разработана   Т.   П. Гавриловой   выявляет   эмпатийность   детей   по   отношению   к   животным, старшим   и  сверстникам   на   их   неблагополучие.   Используется   метод незаконченных   рассказов.   Рассказы   построены   таким   образом,   что   их главный   герой   ­   ребенок   всегда   находится   в   конфликте   с   другим персонажем, являясь его «жертвой». Однако в процессе и в результате конфликта обе стороны испытывают тяжелые переживания.  Выводы по первой главе Из   первой главы мы узнали точки зрения разных исследователей на определение   понятия   эмпатии   и   сделали   вывод,   что   эмпатия   –   это осознанное   сопереживание   другому   человеку   в   его эмоциональном состоянии. А также рассмотрели  классификации видов эмпатии.  20 Мы проанализировали подходы к  изучению эмпатии в отечественной и зарубежной психологии, выделили  методы изучения эмпатии в процессе общения подростков. Объект  нашего исследования ­ эмпатия и ее составляющие, в данной главе также рассмотрели особенности проявления эмпатии у подростков, и пришли к заключению, что: 1.  Способность к эмпатии является основой для дружеских отношений, которые   занимают   огромное   место   в   межличностном   общении подростка; 2. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам; 3.   Эмпатия   оказывает   значительное   влияние   на   характер   отношения личности   к   внешнему   миру,   к   себе,   к   другим   людям,   регулирует процесс вхождения личности в социум. 4.   Эмпатия как психическое личностное образование, достигнув своей выраженности   в   подростковом   периоде,   является   в   дальнейшем стимулятором просоциального поведения и альтруизма. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ 2.1. Методы и организация исследования 21 База   исследования:  в   нашем   исследовании   были   задействованы обучающиеся 7 класса, количество испытуемых составило 2 человека. Цель исследования: изучить особенности проявления эмпатии у детей подросткового возраста В исследовании использовались следующие методики:  «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова   «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна. Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова Инструкция. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы   следующим   образом:   при   ответе:   «не   знаю»   ­   0   баллов,   «нет, никогда» ­ 1, «иногда» ­ 2, «часто» ­ 3, «почти всегда» ­ 4 и при ответе: «да, всегда» ­ 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты. Обработка   результатов. Подсчитывается   сумма   баллов.   Но   прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9,11,13, 28, 36 и «да, всегда» на  утверждения   11,13,15   и   27,   то   это   свидетельствует   о   его   желании выглядеть   лучше   и   о   недостаточной   откровенности.   Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый  дал не больше трех неискренних ответов.  22 Единая   метрическая   шкала   интервалов   позволяет,   пользуясь   ключом, получить общую характеристику эмпатии и оценки по отдельным шкалам (таб.1): Таблица 1.  Единая метрическая шкала интервалов. Количество баллов   шкалам 15 13­14 5­12 2­4 0­1 по Количество баллов в целом 82­90 63­81 37­62 12­36 5­11 Уровень Очень высокий Высокий Средний Низкий Очень низкий Протоколы обследования приведены в приложении 1. Методика   «Шкала   эмоционального   отклика»   А.   Меграбяна,   Н. Эпштейна. Опросник состоит из 25 суждений закрытого типа — как прямых, так и   своего обратных.   Испытуемый   должен   оценить   степень согласия/несогласия   с   каждым   из   них.   Шкала   ответов   (от «полностью согласен»   до   «полностью   не   согласен»)   дает   возможность   выразить оттенки   отношения   к   каждой   ситуации   общения.   По   сравнению   с исходным   вариантом   опросника   несколько   изменена   шкала   ответов, составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. 23 Обработка   результатов.  Обработка   проводится   в   соответствии   с ключом. За каждый ответ начисляется от 1 до 4 баллов. Общая   оценка   подсчитывается   путем   суммирования   баллов.   Степень выраженности   способности   личности   к   эмоциональному   отклику   на переживания других людей (эмпатии) определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов (табл. 2) Таблица 2 . Пересчет «сырых» баллов в стены Стены Стандартный процент Мужчины Женщины 1 2,28 <=4 5 <=5 7 2 4,40 3 9,19 5 4 14,98 19,15 19,15 14,98 9,19 8 6 7 46– 51 58– 63 52– 56 64– 67 57– 60 68– 71 61– 65 72– 75 66– 69 76– 79 70– 74 80– 83 75– 77 84– 86 9 4,40 79– 83 87– 90 10 2,28 >=8 4 >=9 1 Анализ   и   интерпретация   результатов.  Выделяют   следующие   уровни выраженности   способности   личности   к   эмоциональному   отклику   на переживания других людей (эмпатии):  82–90 баллов — очень высокий уровень;  63–81 балл — высокий уровень;  37–62 балла — нормальный уровень;  36–12 баллов — низкий уровень;  11 баллов и менее — очень низкий уровень. Протоколы обследования приведены в приложении 2. 24 2.2.  Анализ и интерпретация  результатов исследования При проведении методики «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова были выявлены следующие результаты: Таблица 1.1. Уровень эмпатии № Имя ребенка Количество баллов   по шкалам   Количество баллов в целом  Уровень 1. 2. Пензина В. Федорова А. 13 13 67 63 Высокий Высокий Вывод:   в   результате   проведения   данной   методики   было   выявлено,   что   дети имеют   высокий   уровень   эмпатии.  Они   с   искренним   интересом   относится   к людям,  адекватно относятся к критике в свой адрес, в оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам, проявляют большую эмоциональность в отношении героев художественных произведений. При   проведении   методики   «Шкала   эмоционального   отклика»   А. Меграбяна, Н. Эпштейна были выявлены следующие результаты: Таблица 2.1. Уровень эмоционального отклика 25 № Имя ребенка   Количество Стандартный Уровень баллов  процент 1. 2. Пензина В. Федорова А. 81 81 14,98 14,98 Высокий Высокий Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что дети  Они   проявляют имеют   высокий   уровень   эмоционального   отклика. альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь, более эмоциональны, чаще плачут. Проанализировав результаты данных методик можно сделать вывод о   том,   что   обследуемые   ученицы   имеют   высокий   уровень   эмпатии   и эмоционального отклика. Это объясняется тем, что дети имеют родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили   о   своих   чувствах.   Благодаря   этому   стали  чувствительны   к нуждам   и   проблемам   окружающих,   великодушны   и   умеют   многое прощать. В   общении   со   сверстниками   демонстрируют     поведение, способствующее   поддержанию   и   укреплению   дружеских   отношений, коммуникабельны.   С   уважением   относятся   к   старшим,   эмоционально реагируют   на   события   и   героев   художественных   произведений,   более ориентированы   на   моральные   оценки.   Большую   эмпатию   подростки испытывают к родителям, детям. 26 2.3. Рекомендации и упражнения для развития эмпатии Настоящая   эмпатия   –   это   способность   не   только   почувствовать эмоции   другого   человека,   но   и   примерить   их   на   себя.   Войти   в   его положение,   осознать   его   мысли   и   устремления.   Развитие   эмпатии происходит   со   временем,   с   накоплением   жизненного   опыта, эмоционального багажа.  Мы   считаем,   для   того   чтобы   развить   эмпатию,   необходимо внимательно   следить   за   мимикой,   жестами,   интонацией   голоса собеседника, а также замечать его чувства. Также следить за дыханием своего   собеседника.   Любое   изменение   дыхания   указывает   на   смену эмоционального   состояния.   Для   того   чтобы   не   попасть   под   влияние эмоций этого человека, старайтесь отстраниться от него. А   также,   можно   научить   ребенка   эмпатии   на   личном   примере родителей.   Это   значит,   что   родителям   стоит   наблюдать   за   чувствами ребенка и стараться понять его и подбодрить, если ему грустно. Если родители не станут проникаться чувствами своего ребенка, то в таком случае он может понять, что чувства других людей – пустяк, который не заслуживает   внимания.   Ребенок   становится   более   уверенным,   когда родители   проявляют   к   нему   эмпатию.   В   противном   случае   у   ребенка могут быть эмоциональные расстройства. Многими   исследователями   установлено,  что   развитие   эмпатии   у детей возникает вследствие чтения рассказов и сказок, которые богаты 27 на психологические моменты. Прекрасно развивает эмпатию обсуждение характеров героев и мотивов их поступков. Конечно же, развитию эмпатии у детей способствует написание письма или сказки от имени любого или любимого сказочного героя. Также   развитию   эмпатии   способствует   понимание   собственных эмоций и умение выражать их. Необходимо выражать свои эмоции и ни в коем   случае   нельзя   их   сдерживать   в   себе.   Однако   нужно   знать   и понимать, как преподнести их окружающим. Упражнения на развитие эмпатии.  Упражнение «Телефон».  Участнику   дается   задание   мимикой   и   жестами   создать   видимость разговора с собеседником. Остальным необходимо угадать, о чем и с кем ведется беседа по телефону.  Упражнение «Угадай настроение».  Участники получают карточки с описанием различных эмоций. Пытаются выразить своей мимикой это настроение. Другие участники угадывают.  Упражнение «Обезьяна и зеркало».  Участники делятся на пары, в которой один является обезьяной, другой – зеркалом.   С   помощью   мимики,   жестов   обезьяна   изображает   разные чувства,   эмоции.   Зеркало   их   копирует.   Затем   участники   меняются местами.  28 Выводы по второй главе В   данной   главе   были   представлены   следующие   методики: «Диагностика   уровня   эмпатии»,   «Шкала   эмоционального   отклика». Соответственно   с   их   помощью     проведено   исследование.   Исходя   из результатов   методик,     было   выявлено,   что   у   детей  высокий   уровень эмпатии   и   эмоционального   отклика.   Они  чувствительны   к   нуждам   и проблемам   окружающих,   великодушны   и   умеют   многое   прощать.   В общении   со   сверстниками   демонстрируют     поведение,   способствующее поддержанию   и   укреплению   дружеских   отношений,   коммуникабельны. Эмоционально   реагируют   на   события   и   героев   художественных произведений,   более   ориентированы   на   моральные   оценки.   Большую эмпатию подростки испытывают к родителям, детям. Также   в   этой   главе   мы   дали   рекомендации   для   того   как   развивать эмпатию,   которые   могут   использовать   как   дети,   так   и   их   родители. Предоставили   несколько   упражнений,   которые   на   наш   взгляд   наиболее эффективно способствуют развитию эмпатийности:  Упражнение «Телефон».   Упражнение «Угадай настроение».  Упражнение «Обезьяна и зеркало».  Заключение 29 Изучение   природы   эмпатии   дает   возможность   ближе   подойти   к проблеме взаимосвязи личности и эмоциональной сферы, что способствует глубокому изучению формирования личности, роли эмпатии в поведении.   Определения эмпатии   разнообразны и зависят от той прикладной сферы, в которой работает каждый автор, а также от метода, которым фиксируется эмпатическая реакция. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии,  в общении. Нарушение   эмоционального   контакта   с   родителями   и   отсутствие взаимопонимания   отрицательно   влияют   на   формирование   личности ребенка.   Для   полноценного   развития   способности   сопереживать,   дружественных сочувствовать,   необходима   атмосфера   семейных, отношений. Эмпатия у подростков может проявляться по отношению не только к реально существующим, но и вымышленным персонажам, что говорит о способности сознательно или неосознанно ставить себя на место того, о ком   имеется   определенное   представление.   Подростки   с   развитой способностью к эмпатии, быстрее смогут достичь взаимопонимания при общении, а значит более гармонично входят в социум.  Для того чтобы детям и родителям помочь развивать эмпатию, мы предлагаем воспользоваться рекомендациями и выполнить упражнения. Таким образом, цель нашей работы  достигнута, гипотеза доказана. Список использованных источников и литературы 1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст]/ В.В. Бойко. ­ М., 1996. ­ 320 с. 30 2. Вилюнас В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас. ­ СПб.: Питер, 2007. ­ 496 с. 3. Гаврилова   Т.П.   Понятие   эмпатии   в   зарубежной   психологии   //   Вопросы психологии [Текст]  / Т.П. Гаврилова. ­ 1975. ­ № 2.  4. Гаврилова   Т.П.   Эмпатия   как   специфический   способ   познания   человека человеком   /   Т.П.   Гаврилова   //   Теоретические   и   прикладные   проблемы психологии познания людьми друг друга. ­ Краснодар, 1975. ­ С. 17­19.  5. Ильин   Е.П.,   Пинигин   В.Г.   Структура   эмоциональности   как   свойства личности [Текст] / Е.П. Ильин, В.Г. Пинигин/ / Психологические проблемы самореализации личности. ­ СПб.: Изд­во СПбГУ, 2001. ­ Вып. 5.  6. Климов   Е.А.   Основы   психологии   [Текст]:   Учебник   для   вузов   /   Е.А. Климов/ – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 ­ 295 с. 7. Кырова   М.   А.,   Кувалдина   Е.   А.   Особенности   эмпатии   у   современных подростков   [Текст]   /   М.А.   Кырова,   Е.А.   Кувалдина   /   Научно­ методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 32. – С. 36–40. 8. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 288 с. 9. Мухина   В.С.   Возрастная   психология   [Текст]   /   В.С.   Мухина.   ­   М.: Академия, 1999. ­ 456с. 10.  Петровский   А.В.   Общая   психология  [Текст]   /   А.В.   Петровский.  ­  М.: Просвещение, 1976.­ 467 с. 11.Подросток и семья / под ред. Д.Я. Райгородского. ­ Самара: БАХРАХ ­ М, 2002. ­ 656с. 12.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.Я. Райгородский   – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ­М», 2001. — 672 с. 13.Роджерс К. Психотерапия на пороге 21 века [Текст]  / К. Роджерс. ­ М.: Когито­Центр, 2005. ­ 315 с. 14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]  / С.Л. Рубинштейн. ­ СПб: Питер Ком, 1999. ­ 741 с. 15.Сопиков А.П. Механизм эмпатии / А.П. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. ­ Краснодар, 1977. С. 89­86. 31 16.Эльконин   Б.Д.   Психология   развития   [Текст]   /   Б.Д.   Эльконин.   –   М.: Академия, 2008 17.Юсупов  И.М.  Психология   эмпатии   [Текст]:   автореф.   дисс.док.  психол. наук / И.М. Юсупов. – СПб. ­ 1995. – 34 с. Приложение 1 Методика «Диагностика уровня эмпатии»  И.М. Юсупова Протокол обследования уровня эмпатии. Фамилия, имя  Пензина Вероника  Пол женский  Возраст 13 лет № 1 2 Шкала Эмпатия с родителями Эмпатия с животными Количество баллов 3 0 32 3 4 5 6 Эмпатия со стариками Эмпатия с детьми Эмпатия   с   героями   художественных произведений Эмпатия   малознакомыми людьми   незнакомыми   или с 2 3 3 2 Бланк для ответов к методике «Диагностика уровня эмпатии» №  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Не знаю  0 баллов  Никогда  или нет  1 балл Иногда  2 балла Часто  3 балла Почти всегда  4 балла Всегда   или да 5 баллов                              33 31. 32. 33. 34. 35. 36.    Фамилия, имя  Федорова Александра  Пол женский  Возраст 13 лет № 1 2 3 4 5 6 Шкала Эмпатия с родителями Эмпатия с животными Эмпатия со стариками Эмпатия с детьми Эмпатия   с   героями   художественных произведений Эмпатия   малознакомыми людьми   незнакомыми   или с    Количество баллов 3 1 2 3 2 2  Бланк для ответов к методике «Диагностика уровня эмпатии» 34 №  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. Не знаю  0 баллов Никогда или нет  1 балл Иногда  2 балла Часто  3 балла Почти всегда  4 балла Всегда   или да 5 баллов                       35               Приложение 2 Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна, Н. Эпштейна Протокол обследования уровня эмоционального отклика. Бланк для ответов к методике «Шкала эмоционального отклика» Фамилия, имя  Пензина Вероника  Пол женский  Возраст 13 лет Дата проведения  24.04.17 Утверждение № п/п Ответ Согласен (всегда) Скорее  согласен  (часто) 1 2 3 4 5 6 7     не Меня   огорчает,   когда вижу,   что   незнакомый человек   чувствует   себя среди   других   людей одиноко Мне   неприятно,   когда люди умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства Когда   кто­то   рядом   со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать Я   считаю,   что   плакать от счастья глупо Я   близко   к   сердцу принимаю   проблемы своих друзей Иногда   песни   о   любви вызывают у меня много чувств Я бы сильно волновался (волновалась),   если   бы                         Скорее  не  согласен  (редко)             Не  согласен  (никогда)              36 должен   был   (должна была) сообщить человеку   неприятное для него известие На   мое   настроение очень влияют окружающие люди Мне   хотелось   бы получить   профессию, связанную с общением с людьми Мне   очень   нравится наблюдать,   как   люди принимают подарки Когда я вижу плачущего человека,   то   и   сам (сама) расстраиваюсь Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой) Когда   я   читаю   книгу (роман,   повесть   и т. п.), то   так   переживаю,   как будто все, о чем читаю, происходит   на   самом деле Когда я вижу, что с кем­ то   плохо   обращаются, то всегда сержусь Я   могу   оставаться спокойным (спокойной), даже   если   все   вокруг волнуются Мне   неприятно,   когда люди   при   просмотре кинофильма вздыхают и плачут Когда   я   принимаю решение,   отношение других   людей   к   нему, как   правило,   роли   не играет Я   теряю   душевное когда спокойствие, окружающие чем­то угнетены Я переживаю, если вижу людей, легко                                                                                           37 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 расстраивающихся   из­за пустяков Я   очень   расстраиваюсь, когда   вижу   страдания животных Глупо   переживать   по поводу   того,   что происходит в кино или о чем читаешь в книге Я   очень   расстраиваюсь, когда вижу беспомощных   старых людей Я   очень   переживаю, когда смотрю фильм Я   могу   остаться равнодушным (равнодушной) любому вокруг Маленькие   дети   плачут без причины к волнению       20 21 22 23 24 25                                           Бланк для ответов к методике «Шкала эмоционального отклика» Фамилия, имя  Федорова Александра  Пол женский  Возраст 13 лет Дата проведения  24.04.17 № п/п 1 Утверждение Ответ Согласен (всегда) Скорее  согласен (часто)   Меня огорчает, когда   вижу,   что незнакомый человек  Скорее  не  согласен (редко)   Не  согласен  (никогда)   38 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11     чувствует себя среди других людей одиноко Мне   неприятно, когда   люди   не умеют сдерживаться и открыто   проявляют свои чувства Когда кто­то рядом со мной нервничает, я   тоже   начинаю нервничать Я   считаю,   что плакать   от   счастья глупо Я   близко   к   сердцу принимаю проблемы   своих друзей Иногда   песни   о любви   вызывают   у меня много чувств Я   бы   сильно волновался (волновалась),   если бы   должен   был (должна была) сообщить   человеку неприятное   для него известие На   мое   настроение очень влияют окружающие люди Мне   хотелось   бы получить профессию, связанную с общением с людьми Мне очень нравится наблюдать, как люди   принимают подарки Когда   я   вижу плачущего человека,   то   и   сам (сама) расстраиваюсь                                                                     39 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21       Слушая   некоторые песни,   я   порой чувствую   себя счастливым (счастливой) Когда   я   читаю книгу (роман, повесть   и т. п.),   то так переживаю, как будто   все,   о   чем читаю,   происходит на самом деле Когда я вижу, что с плохо кем­то обращаются,   то всегда сержусь Я   могу   оставаться спокойным (спокойной),   даже если   все   вокруг волнуются Мне   неприятно, когда   люди   при просмотре кинофильма вздыхают и плачут Когда   я   принимаю решение, отношение других   людей   к нему,   как   правило, роли не играет Я   теряю   душевное спокойствие,   когда окружающие чем­то угнетены Я   переживаю,   если вижу   людей,   легко расстраивающихся из­за пустяков Я расстраиваюсь, когда   страдания животных Глупо   переживать по поводу того, что происходит   в   кино или о чем читаешь в книге очень вижу                                                             40 22 23 24 25   вижу     очень Я расстраиваюсь, когда беспомощных старых людей Я очень переживаю, когда смотрю фильм Я   могу   остаться равнодушным (равнодушной)   к любому   волнению вокруг Маленькие   дети плачут без причины                                                                     41

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ У ПОДРОСТКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2018