В данной статье описано инклюзивное образование, анализируются особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и возможные пути преодоления трудностей, возникающих в работе с такими ребятами, описаны формы работы с детьми и родителями, а также плюсы использования данной формы работы.
Инклюзия в образовании.doc
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Inclusion in education: from experience.
Дьяченко Л.А., Конониренко С.А.
Дьяченко Людмила Анатольевна
учитель английского языка,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», город Энгельс, Саратовская
область.
Конониренко Светлана Анатольевна
учитель русского языка и литературы,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», город Энгельс, Саратовская
область.
Аннотация: в статье анализируются особенности работы с детьми с ограниченными
возможностями здоровья и возможные пути преодоления трудностей, возникающих в работе с
такими ребятами.
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзия, дистанционное
обучение, адаптация, онлайн уроки, образование.
Inclusion in education: from experience.
Dyachenko Lyudmila Anatolevna
Kononirenko Svetlana Anatolevna
Abstract: the article analyzes the work with children with disabilities and possible ways of
overcoming the difficulties encountered in working with such children.
Keywords: disabilities, inclusion, distance learning, adaptation, online lessons, education.
В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о
правах инвалидов, государстваучастники которой обязуются
развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными
детьми. Совместное обучение здоровых детей и ребят с
ограничениями физического развития в обычных,
общеобразовательных школах одна из форм активной
интеграции детей с ограниченными физическими
возможностями в общество. Совместное (инклюзивное)
обучение признано всем мировым сообществом наиболее
гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в
российской образовательной политике.
Положения
инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина
образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция
модернизации российского образования на период до 2010
года и т. д.).
Инклюзивное образование это признание ценности
различий всех детей и их способности к обучению, которое
ведётся тем способом, который наиболее подходит этому
ребёнку.
В школе, помимо индивидуального подхода,
ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет
возможность общаться с одноклассниками и педагогами.
Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость
предложено посещать один раз в неделю комнату
психологической разгрузки. Каждому ребенку приходится
адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха,
созданная в классе, позволяет
«особенным» детям
настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том,
что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет
сохранить психическое здоровье.
Школьные страхи,
неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых
детейинвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним
понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
Одной из
Одной из основных форм работы учителя является
взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым
родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями,
наблюдение за общением родителей с детьми намечает
конкретные пути совместного воздействия на ребенка. В
разговоре
с родителями можно узнать много нужной
информации, о его предпочтениях и интересах, здоровье,
привычках, умениях и навыках в различных формах
деятельности.
форм индивидуальной
дифференцированной работы с родителями и детьми
являются консультации. Они помогают, с одной стороны,
ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она
больше всего нужна, с другой – побуждают родителей
серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их
характера, задумываться над тем, какими путями их лучше
воспитывать.
Групповые родительские собрания в школе также
действенная форма работы педагогов, психолога и
социального педагога с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами,
содержанием и методами воспитания детей определенного
возраста. Если собрания проводятся в удобное для родителей
время и организованы интересно, то его участники получают
не только пользу, но и удовольствие от общения друг с
другом. Повышает активность родителей на собраниях
участие детей. Это могут быть развлечения, драматизация
сказки, показ художественной самодеятельности. Если
собрания проводятся в удобное для родителей время и
организованы интересно, то его участники получают не
только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Таким образом, в настоящее время, парадигма, где
инвалид воспринимается как человек «непригодный»,
изменилась на «человек с ограниченными возможностями».
Ведется активная работа по интеграции детейинвалидов в
социум, приспособление к ним условий жизни в обществе. С
детьми–инвалидами проводится психологопедагогическая
реабилитация, помогающая стать им полноценными людьми,
обучаться в обычных школах и даже получить высшее
образование. Это свидетельствует о том, что работа с такими
детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных
знаний и больших душевных и физических затрат.
Для успешной реализации проекта в работе с детьми
участие
инвалидами в нашей школе
владеющие
высокопрофессиональные
современными средствами обучения,
дистанционными
технологиями. С этой целью учителя, участвующие в проекте,
прошли курсы повышения квалификации «Организация
дистанционного образования детейинвалидов».
принимают
специалисты,
Обязательным условием работы педагога является учет
возможностей здоровья ребенка, психофизиологических
ориентированность на
особенностей,
перспективы развития обучающегося,
раскрытие его
потенциала.
способностей;
Учебный процесс представляет собой сочетание он
лайн уроков с посещением детей на дому учителем. Он
лайн урок осуществляется через систему скайп.
Эта форма, с одной стороны, имеет дидактическое
сходство с построением очного урока, с другой стороны,
носит черты индивидуального занятия с учетом конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей
восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки, уровня
предметной подготовленности и др.
Плюсы использования данной формы:
осуществление индивидуального подхода к обучению
ребенка с ограниченными возможностями здоровья: адресный
подбор материала, объема, темпа работы, уровня усвоения;
организационное удобство гибкость графика и
хронологических рамок уроков (определяются самим
учителем в зависимости от ситуации и индивидуальных
особенностей учащегося);
возможность использовать на занятии более
разнообразные (не только цифровые) средства обучения –
учебники, учебные пособия, рабочие тетради;
помощь учителя ребенку при использовании им в
обучении компьютера и ЦОР;
максимально близкий эмоциональный контакт с
учащимся, живое общение.
Онлайн уроки можно проводить на любом этапе
изучения материала, но целесообразней использовать эту
форму в тех случаях, когда требуется индивидуальная
коррекция усвоения материала учащимся – т.е. на этапах
закрепления, повторения, систематизации и т.п.
Для онлайн уроков составляется расписание, где
определены даты, время и продолжительность. Но в случае
необходимости, оно, в отличие от очных уроков, может легко
меняться по договоренности между учителем и учеником.
При подготовке к онлайн урокам разрабатываются
конспекты, для которых характерно:
все задания в конспекте урока необходимо оценить с
точки зрения возможности его выполнения ребенком
инвалидом, для которого будет проводиться урок;
в случае необходимости некоторые задания могут быть
упрощены или отменены вовсе;
задания, предлагаемые ребенку в ходе урока, должны
носить индивидуальный характер и иметь соответствующие
формулировки.
Очное занятие педагога с ребенкоминвалидом с
использованием ЦОР
имеет большое сходство по
методическим и организационным особенностям с уроком он лайн. И в том, и в другом случае речь идет о
непосредственном контакте учителя с учащимся, выборе и
подаче материала с учетом индивидуальных особенностей
усвоения им материла и его физических возможностей.
Разница лишь в том, что в ситуации очного занятия процесс
обучения осуществляется более естественно и эмоционально
в силу ничем неопосредованного, живого общения педагога с
ребенком.
Как и для онлайн уроков, для очных форм урока также
составляется расписание, определяются дата, время и
продолжительность занятий.
Нас объединяет работа по укреплению в коллективе
взаимопомощи и заботы о тех, кто в ней реально нуждается.
Это, в первую очередь, дети
с ограниченными
возможностями здоровья.
закон
Федеральный
Российской
Федерации
предусматривает возможность получения образования
дистанционным способом. Дистанционные образовательные
технологии это уникальный инструмент, позволяющий
обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на
любом расстоянии от образовательного учреждения.
Обучение с использованием дистанционных образовательных
технологий обеспечивает освоение обучающимися основной
общеобразовательной программы в полном объеме при самых
разных потребностях, т.к. имеет ценное преимущество –
высокую степень индивидуализации процесса обучения.
Эффективная организация системы дистанционного
образования детейинвалидов создает среду, развивающую у
детей интерес не только к информационным технологиям,
учебной и исследовательской деятельности,
но и
способствует всестороннему развитию ребенкаинвалида,
позволяет найти, оптимальный для себя способ успешно
адаптироваться в жизни.
В Саратовской области (по данным, взятым из
выступления
министра социального развития Л. В.
Колязиной 2 марта 2015 года) проживают более 155 тысяч
граждан с инвалидностью, из них более 6 тысяч детей
инвалидов. В нашей школе обучается 35 человек. Мы очень
надеемся, что помогаем им адаптироваться в жизни. Литература.
1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути
медикосоциальной реабилитации в Москве. М., 1977.
2. Выступление министра социального развития Саратовской
области Л.В.Колязиной по вопросу: « Об обеспечении в
Саратовской области качества и доступности социальных
услуг для инвалидов».
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за
рубежом. М., 1996.
4. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с
нарушениями опорнодвигательного аппарата/ Специальная
педагогика. М.: Академия, 2000.
5. Саркисян Л.А. Образование для инвалидов. М., 1995.
6. Сборник деклараций о правах инвалидов ООН. НьюЙорк,
1988.
7. Сборник законодательнонормативных документов по
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов.
Москва, 2000.
8. Элланский Ю.Г.Словарь по социальной медицине,
организации здравоохранения и медицинскому страхованию.
РостовнаДону, 1995.
9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: (В
традиции культурноисторической теории Л.С.Выготского).
М.: Тривола, 1994. 168с.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Инклюзия в образовании: из опыта работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.