Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"
Оценка 4.8

Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.02.2019
Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"
проблемное обучение является начальным моментом мышления. Проблемное обучение вызывает познавательную потребность ученика, а также создает внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний сочетается с репродуктивным усвоением. Проблемное обучение активно используется в современное время и завоевывает передовые позиции.
statya_2.doc
Особенности проблемного обучения в современных условиях Целью  современного  обучения  является  организация  эффективного  учения каждого ученика   в   процессе   передачи   информации,   контроля   и   оценки   её   усвоения,   а   также взаимодействия   с   учениками.   Эффективное   обучение   школьников   является   нелёгкой задачей. Наряду с требованиями дать школьнику глубокие и прочные знания, перед современной школой стоит задача развить творческие способности каждого ученика, сформировать у него такие умения и навыки, с помощью которых он сможет самостоятельно добывать новые знания. В   связи   с   этим   в   педагогической   практике   стало   широко   применяться   проблемное обучение,   основанное   на   конструировании   творческих   учебных   задач,   стимулирующих познавательный   процесс   и   повышающих   общую   активность   учащихся.   Проблемное обучение   формирует   познавательную   активность   учеников,   способствует   выработке психологической   установки   на   преодоление   познавательных   трудностей,   развитию творческих способностей. В настоящее  время проблемное  обучение  не является открытием  для  педагогики  и психологии, потому что оно было известно ещё во времена Сократа. В дальнейшем идею проблемного   обучения   развивали   Каменский   Я.   А.,   Руссо   Ж­Ж.,   Песталоцци   И.Г., Ушинский   К.Д..   Но   все   их   прогрессивные   взгляды   сталкивались   с   препятствиями, обусловленными социальными причинами того времени. Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое  явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков   для   Эмиля   у   Ж.Ж.   Руссо.   Особенно   близко   подходил   к   этой   проблеме   К.Д. Ушинский. Задачей   школы   является   формирование   гармонически   развитой   личности.   В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Знания, умения и навыки, полученные в процессе решения проблемных ситуаций, более эффективно фиксируются в памяти учащегося. Но это не единственный   и   не   главный   эффект   проблемного   образования.   Знания   не   имеют обезличенной   и   объективной   ценности,   они   важны   лишь   в   том   случае,   если   учащийся сможет   их   применить   на   практике,   сможет   решать   с   их   помощью   конкретные   задачи, которые   ставит   перед   ним   действительность.   В   этом   отношении   проблемное   обучение ставит   человека   в   более   благоприятное   положение,   за   счет   того,   что   у   него   уже сформировались   навыки   обращения   с   проблемными   ситуациями,   нет   страха   перед неизвестным, оно воспринимается лишь как «пока» неизвестное. Дело в том, что виды возникающих в действительности задач не ограничены и субъект проблемного обучения, становится   более   приспособленным   к   их   решению,   в   то   время   как   при   использовании методов   традиционного   обучения   для   этого   потребуется   решить   значительный   массив таких   задач,   причем     нет   гарантии,   что   при   обучении   будут   учтены   все   ситуации,   с которыми столкнется учащийся в будущем. Проблемная ситуация завершается формулированием проблемы в общем виде. Общая проблема конкретизируется в проблемном вопросе. Неудачно сформулированный вопрос может   свести   на   нет   все   предыдущие   усилия   учителя,   убить   возникший   интерес   к обсуждаемой области  неизвестного.  Это, в частности, случается,  если вопрос  слишком сложен, и ученики понимают полную бесперспективность поиска выхода из проблемной ситуации, а также в том случае, когда вопрос слишком лёгок. Правильно сформулированные вопросы конкретизируют, сужают область неизвестного, что именно следует выяснить для решения проблем. Проблемность обучения вносит в класс дух соревнования, повышенный эмоциональный настрой,   вызывает   внутренний   интерес,   состояние   мозгового   штурма.   Фактор   времени позволяет   переносить   поиск   разрешения   противоречия   на   другие   виды   занятий,   на самостоятельную работу. Это ведёт к большей связанности учебного процесса, к ожиданию развязки   даже   пассивными   учениками,   эмоционально   вовлечёнными   в   общий   учебный процесс. В реальной жизни проблемы представляют собой практически постоянно меняющееся разнообразие условий, целей, контекстов, препятствий и неизвестных величин, влияющих на подход к их решению. Именно поэтому на практике отдается значительный приоритет опыту   работы,   нежели   теоретическому   образованию.   И   именно   поэтому   в   процессе обучения   приоритет   должен   отдаваться   моделированию,   воссозданию   практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в концепции проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида   организации   им   самостоятельной   учебной   деятельности   учащихся.   Это   метод монологического   изложения,   рассуждающий   метод   обучения,   диалогический   метод изложения,   эвристический   метод   изложения,   исследовательский   метод,   метод программированных   заданий.   Проблемная   ситуация   является   начальным   моментом мышления,   вызывающая   познавательную   потребность   ученика   и   создающая   внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Все   ли   обучение   должно   быть   проблемным?   Нет   не   все,   если   под   проблемным обучением   иметь   в   виду   только   решение   учебных   проблем   и   только   самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное   усвоение   знаний   путем   решения   учебных   проблем,   путем   открытий сочетается   с   репродуктивным   усвоением   знаний,   излагаемых   учителем   или   учеником. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности. В настоящее время использование проблемного вида обучения завоевывает передовые позиции   в   обучении   школьников.   Создаются   методические   пособия   и   учебники   для поисково­исследовательской работы обучающихся.

Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"

Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"

Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"

Статья на тему "особенности проблемного обучения в современных условиях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019