Оценка 4.9
Документация
docx
администрации
Взрослым
10.11.2021
Innamakashova@yandex.ru
Деловая игра для сайта.docx

Деловая игра — педагогический совет

«Оценка педагогическим коллективом качества образовательной деятельности школы»

 

Макашова Инна Михайловна,

МБОУ «Гимназия №73»,

город Новокузнецк

зам. дир. по УВР

Цель: дать оценку образовательной деятельности гимназии и ка­честву работы педагогического коллектива.

Время проведения: 2,5 часа.

Подготовительная работа к проведению педсовета включает в себя:

·      информирование педагогического коллектива о предстоя­щем педагогическом совете;

·      изготовление бланка для создания по ходу педагогического совета диаг­раммы качества работы гимназии по различным направлениям;

·      проведение диагностических и мониторинговых исследований с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями;

·      распределение учителей по шести экспертным группам в соответствии с направлениями проведения экспертной оценки качества работы;

·      подготовку руководителей экспертных групп, проведение подробного инструктажа.

Педагогический совет проводится в определённой последова­тельности: вступительное слово директора о цели и порядке прове­дения педагогического совета; работа малых экспертных групп; представление работы экспертных групп; принятие решения.

По итогам педсовета административно-экспертный совет составляет аналитическую за­писку о качестве образовательной деятельности гимназии и доводит её до сведения всех членов педагогического коллектива.

В своём вступительном слове директор сообщает о зада­чах, которые предстоит решить в ходе педагогического совета, уделяя при этом особое внимание проблеме преодоления социальной желатель­ности при выставлении оценок качеству работы гимназии, усиле­нию объективности оценки. Затем все члены педагогического кол­лектива распределяются на шесть экспертных групп и приступа­ют к работе.

Работа малых экспертных групп проходит в такой последова­тельности:

·      проверка понимания задач работы малой экспертной группы;

·      информирование руководителя группы о результатах проведённых исследований по оцениваемому направлению;

·       обсуждение вариантов оценки одного из направлений дея­тельности гимназии;

·      подсчёт среднего балла (максимально — 5) по направле­нию и подготовка текстового отчёта о работе экспертной группы.

 

Содержание отчётов малых экспертных групп складывается в развёрнутую аналитическую записку по гимназии.

Пример аналитической записки МБОУ «Гимназия №73».

Анализ качества образовательной деятельности МБОУ «Гимназия №73» г. Новокузнецка за 2020-2021 учебный год.

Внешнее обеспечение развития школы — 4,46 балла.

1.   Материально-технические ресурсы школы  4,6 балла. Гимназия  расположена во двое, не рядом  с проезжей дорогой, вдалеке от промышленных предприятий (ЕВРАЗ ЗСМК),  вокруг неё — зелёные насаждения (тополя, хвойники, кустарники). Здание школы приспособлено к местным климатическим условиям. Школа обеспе­чена средствами тушения пожара. Школьная мебель соответствует возрасту обучающихся.

Общая площадь внутренних помещений — 5680 кв.м. Площадь 49 учебных кабинетов, включая учебные мастерские для учащихся 5-11 классов и помещения для кружков и секций, составляет 2760 кв.м. Кабинет информатики имеется, оснащён современным оборудованием на 25 учеников одновременно. Есть спортивный зал площадью 209 кв.м., который полностью соответствует новым требованиям.  На пришкольном стадионе располо­жена спортивная хоккейная коробка и  современная  зона воркаута.  Размер учебно-опытного участка — 0,5 га. Школьная столовая на 150 посадочных мест обеспечивает обучающихся горячим питанием. Для обучающихся, сотрудников  и учителей гимназии имеется  гардероб, обучающиеся начальной школы раздеваются в своих учебных кабинетах, которые оборудованы необходимой мебелью.

Занятия в гимназии проходят в одну смену.  Работают занятия внеурочной деятельности: 8 кружков художественного творчества и 6 спортивных секций, в них зани­маются 278 учащихся. Библиотечный фонд состоит из 20,5 тыс. книг (включая учебники), брошюр и журналов; учебными посо­биями гимназия укомплектована  полностью.

2. Школьный менеджмент и качество управления 4,4 балла.
С учётом государственного подхода к образованию администра­ция гимназии чётко видит стратегическую линию развития. Основным стратегом является директор школы, его заместители осуществляют тактические действия.

Главная цель школьного управления - реализация педагоги­ческого творчества учителя и раскрытие потенциала развития у обучающихся. Цели проводимой в школе опытно-эксперименталь­ной работы по проблеме «Научно-методическое обеспечение про­цесса освоения педагогическим коллективом содержания и тех­нологий личностно ориентированного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в начальной, основной и средней школе» имеют прочные логические связи со всей системой учебно-воспитательной работы школы. Поставленные цели реалистичны, роль учителя в их достижении чётко определена. В то же время задачи школы на текущий год, особенно образовательные, требуют конкретизации.

Руководство гимназии проявляет уважение и доверие к учителю, содействует развитию его компетентности, ответственности и твор­ческой активности. Администраторы заняты активной самообразо­вательной работой, стимулируют к этому учителей, создают усло­вия для повышения ими своего профессионализма через посеще­ние курсов, семинаров, вебинаров,  научных лабораторий и творческих групп.

Кроме того, администрация делегирует полномочия руково­дителям методических объединений и опытным учите­лям для контроля за образовательной деятельностью (посещение уроков коллег, взаимопроверка тетрадей, планирование и ана­лиз работы предметных методических объединений, тематиче­ское планирование, подготовка к аттестации учителей и т.д.). Бла­годаря целенаправленной работе администрации, нормой школь­ной жизни является активное участие учителей в подготовке и проведении педагогических советов, семинаров, практикумов, методических советов. Для активизации творческой работы педа­гогов администрация предварительно обсуждает проблемы с ком­петентными коллегами, выясняет мнения членов коллектива до принятия управленческого решения.

Управленческая команда гимназии  рефлексивно оценивает свою деятельность, изучая с этой целью мнение подчинённых. Мони­торинг и диагностика результатов деятельности педагогического коллектива яв­ляется системным и открытым. Директор гимназии, адекватно си­туации, выбирает методы коллегиального или единоначального управления, умеет предусмотреть последствия своих управлен­ческих решений.

3. Качество учебного плана — 4,4  балла. Учебный план школы и программы преподавания по всем предметам составлены с учётом федеральных требований.  Гимназический  компонент обеспечен кадрами учителей  и программно-методическими материалами, разработан с учётом пожеланий роди­телей и обучающихсяь углублённо изучать тот или иной предмет.

В учебном плане и рабочих программах учебных предметов  гимназии  отражена ориентация на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Обучение навыкам гражданского и куль­турного поведения проводится через преподавание таких учебных предметов, как обществознание, история, литература, иностран­ный язык (английский и французский). Навыкам безопас­ного поведения учащихся обучают на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Здоровый образ жизни пропагандируется на учебных занятиях по физической культуре, биологии, экологии, географии,  внеурочнойдеятельности. Развитие способности учащих­ся к рефлексивному постижению предметных знаний — цель учи­телей-предметников, закреплённая в программе опытно-экспери­ментальной работы школы по освоению и внедрению содержания и технологий личностно ориентированного образования.

Учебный план отражает дифференцированный характер обу­чения (в школе  только гимназические классы, проводятся элективные курсы, ведётся работа по дополнительным платным образовательным услугам). Школа уделяет внимание работе с одарёнными детьми. В то же время следует отме­тить, что выбор тех или иных образовательных маршрутов у школьников достаточно велик.

В школе работают квалифицированные педагогические кад­ры. Образователь­ные области обеспечены учебно-методическими комплексами — программами и учебниками, включёнными в перечень Мини­стерства Просвещения. В  организации учебного про­цесса широко представлены новые информационные технологии, активно ведётся работа с ВКС,  обучающиеся на дому по необходимости имеют возможность получать дистанционное образование, на уроках учителя использую ИКТ-технологии.

 

Внутреннее обеспечение развития школы — 4,33 балла.

4.  Школьная культура, психологический климат, возможности са­мореализации личности — 4,3 балла. Стиль взаимоотношений учителей и обучающихся позволяет утверждать, что в гимназии в целом создана благоприятная атмосфера для работы. Благодаря ей преодолеваются эпизодические конфликты, не нарушающие общего психологического климата гимназии. В гимназии работает психологическая служба, имеется штатный педагог-психолог, социальный педагог.

Среди членов педагогического коллектива явно выражен ин­терес к новаторским начинаниям. Учителей-новаторов поддер­живают коллеги и администрация, ими гордятся. Продуктивные идеи педагогического коллектива школы становятся достоянием района, города, области.

        Не всех  учителей в школе устраивает режим труда и отдыха из-за неудобства расписания, распределения учеб­но-воспитательной нагрузки, однако большинство педагогов от­носятся к возникающим трудностям с пониманием. Для того что­бы избегать возникновения конфликтов в коллективе, следует заблаговременно информировать учителей об изменениях в рабо­те, учитывать их пожелания при составлении расписания.

5.  Эффективность работы педагогического коллектива как еди­ной команды, компетентность педагогов— 4,4 балла. Работа педа­гогического коллектива гимназии направлена на развитие обучающегося.

Около 85% учителей включены в инновационную деятельность. Они изучают содержание и технологии личностно-ориентиро­ванного образования, внедряют в практику своей работы пере­довой педагогический опыт. Открытые уроки, занятия внеурочной деятельности и  творческих лабораторий, где учителя делятся своим опы­том, подтверждают, что главная ценность, объединяющая педа­гогический коллектив, — это личность ребёнка.

Педагогический коллектив не только имеет высокий творчес­кий потенциал, но и успешно реализует его. Основу педагогического коллек­тива составляют учителя, достигшие и стремящиеся достичь вы­соких результатов в обучении и воспитании детей. Большинство педагогов склонны к рефлексии своей деятельности. Они сами отмечают у себя сильные и слабые стороны, организуют самооб­разовательную работу по повышению своего мастерства, помо­гают молодым коллегам в обретении профессионализма.

Учителя  гимназии проявляют компетентность не только на уро­ках, но и в индивидуальной работе с одарёнными детьми при под­готовке их к участию в олимпиадах различного уровня, а также на дополнительных занятиях со слабоуспевающими учащимися.

6. Достижения учащихся — 4,3 балла. Педагогический коллек­тив обеспечивает продвижение в знаниях у всех групп учащихся в течение всего учебного года. Из 842  учащихся гимназии  неуспевающих только двое.  Постоянное отслеживание результатов учеб­ной деятельности позволяет утверждать, что уровень усвоения образовательного стандарта составляет не менее 96%.

Достижения учащихся проявляются и во внеурочной сфере: 62% школьников занимаются в кружках, студиях, спортивных секциях, музыкальных школах, хореографических коллективах. Эти достижения подтверждены признанием заслуг учащихся школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, смотрах, концертах.

Сдерживающим фактором в сфере достижений учащихся яв­ляется, с точки зрения экспертов, содержание образования и невозможность осуществления индивидуального продвижения в изучении программного материала: учащиеся с различным уров­нем учебной подготовки должны выполнять один и тот же госу­дарственный стандарт.

В детском коллективе школы преобладает нравственная атмосфе­ра. Учащиеся организуют коллективные творческие дела: проводят тематические недели и месячники, вечера, организуют помощь ветеранам и пенсионерам. В школе действуют детские организации «Школа актива» и «Совет гимназии», где ребята сами организуют свой досуг, реализуют твор­ческие способности. Для  организации деятельности коллектива учащихся педагоги активно привлекают родителей.

Выставленные экспертами оценки работы школы по шести направлениям оформляются в виде сводной таблицы и диаграм­мы. Все желающие прокомментировать получившуюся картину имеют возможность высказаться по вопросам.

Как может выглядеть диаграмма идеальной школы? Каким об­разом ресурсы школы, ее учебный план и психологический кли­мат влияют на остальные показатели? Какие показатели школы могут быть максимальными и как они зависят от активности пе­дагогов? По какому из направлений работы недопустима оценка менее двух баллов?

Разделение показателей оценки на две группы (внешние и внут­ренние — «организация» и «люди») позволяет увидеть расхожде­ния в направленности деятельности администрации и педагогичес­кого коллектива, определить задачи по корректировке дисбаланса между организационной структурой и людскими ресурсами. В част­ности, в  МБОУ «Гимназия №73» было отмечено, что сильные стороны дея­тельности образовательного учреждения во многом связаны с при­знанием педагогического коллектива как единой команды, обеспе­чивающей благоприятный психологический климат и создающей условия для реализации возможностей учащихся, достижения ими высоких результатов в учебной и внеурочной  деятельности.

В качестве основных задач деятельности МБОУ «Гимназия №73», вытека­ющих из результатов оценки ее деятельности, были названы сле­дующие три:

·         активизация внешней представительской деятельности ад­министрации по обеспечению образовательных ресурсов разви­тия школы;

·         укрепление атмосферы приятия и поддержки по отноше­нию к недавно принятым на работу педагогам, включение их в инновационную деятельность;

·         проведение работы с педагогическим коллективом по развитию межличностного и делового взаимодействия.

Повторное проведение педагогического совета по оценке ка­чества образовательной деятельности было осуществлено в этой же школе спустя год. Сравнительные результаты, полученные в первом и во втором случаях, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

 

Внешнее обеспечение развития школы

Внутреннее обеспечение развития школы

 

Материально-технические ресурсы школы

Школьный менеджмент и качество управления.

Качество учебного плана

среднее

Школьная культура, психологический климат, возможности са­мореализации личности

Эффективность работы педагогического коллектива как еди­ной команды, компетентность педагогов

Достижения учащихся

Среднее

2019-2020 уч. год

4,6 балла

4,4 балла

4,4  балла

4,46

4,4 балла

4,4 балла

4,3 балла

4,33

2020-2021 уч. год

4,6 балла

4,4 балла

4,4 балла

4,46

4,5 балла

4,5 балла

4,4 балла

4,46

 

Материалы таблицы позволяют заметить, что спустя год пе­дагоги отмечают положительные изменения в учебном плане и сплочении команды учителей. Это, несомненно, стало резуль­татом работы педагогического коллектива по выбранной проблеме. Кроме того, уменьшились иллюзии относительно развития ресурсной базы школы. Несмотря на то, что по результатам других иссле­дований просматривается положительная динамика в управ­лении школой, психологическом климате и достижениях учащихся, педагоги не отмечают этого в своей групповой экс­пертной оценке.

Таким образом, через год после первой процедуры оценки деятельности школы учителя стали также  оценивать внешнее обес­печение ее развития (4,46), но  выше — внутреннее (4,33— 4,46). Другими словами, они стали больше рассчитывать на себя.

Как показало обсуждение среди руководителей, достоинства методики оценки работы школы и создания программ развития состоят в том, что:

а)  применение методики стало поводом и стимулом для:

проявления искренней заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей в оценке состояния школьных дел;

проведения дополнительных, более глубоких исследова­ний по получению информации о конкретных проблемах гимназии (например, оценка выпускниками школ уровня профессио­нализма учителей; детализация критериев оценки достижений учащихся и компетентности педагогов в рамках работы предметных кафедр);

б)  содержание методики подсказало направления и формы работы по развитию отдельных аспектов школьной жизни, таких как:

самоаттестация педагогов;

изучение соотношения уровня знаний и уровня притяза­ний учащихся классов повышенной трудности обучения;

отслеживание изменений в работе школы за пять лет;

в) применение методики способствовало большей открыто­сти учителей в обсуждении своих достижений и просчётов, например;

введение видеоуроков как формы оценки и развития профессиональной компетентности способствовало улучшению стиля делового общения педагогов;

частота проведения диагностических срезов вызвала интерес к реальному положению дел в среде учителей и учащихся по такому показателю, как рейтинг профессионализма учителей в восприятии учащихся, коллег и администрации;

г) методика задала образец проведения квалифицированной экспертной оценки и прогноза успешности работы педагогов и гимназии  в целом. При введении учителями различных новшеств коллеги на заседаниях методических групп и предметных МО поддерживали только обоснованные инновационные предложе­ния и не приветствовали необдуманное экспериментирование учителей в предметном преподавании.

Положительные изменения в педагогическом коллективе, свя­занные с освоением методики, выразились в следующем:

·      возросла активность учителей в обсуждении производствен­ных вопросов (качество и результат труда, прогноз педагогического воздействия, рефлексивное осознание своих профессиональных возможностей и ответственность за их развитие);

·      усилилась коллегиальность в управлении, стиль гимназического  управления стал более демократичным;

·      деловые и межличностные взаимоотношения между учителями и обучающимися укрепились за счёт того, что к учащимся стали обращаться как к экспертам в оценке деятельности школы;

·      произошла своеобразная «кристаллизация» эталонов деловитости в предметном преподавании и школьном управлении;

·      благодаря фокусировке на проблемах оценки и развития качества деятельности школы, а также за счёт систематичности встреч по вопросам развития повысился уровень компетентности педагогов как экспертов профессиональной деятельности;

·      повысилось качество работы с нормативными документа­ ми применительно к реальной практике школьной жизни.

 

 


 

Деловая игра — педагогический совет «Оценка педагогическим коллективом качества образовательной деятельности школы»

Деловая игра — педагогический совет «Оценка педагогическим коллективом качества образовательной деятельности школы»

На пришкольном стадионе располо­ жена спортивная хоккейная коробка и современная зона воркаута

На пришкольном стадионе располо­ жена спортивная хоккейная коробка и современная зона воркаута

Учебный план отражает дифференцированный характер обу­ чения (в школе только гимназические классы, проводятся элективные курсы, ведётся работа по дополнительным платным образовательным услугам)

Учебный план отражает дифференцированный характер обу­ чения (в школе только гимназические классы, проводятся элективные курсы, ведётся работа по дополнительным платным образовательным услугам)

Эти достижения подтверждены признанием заслуг учащихся школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, смотрах, концертах

Эти достижения подтверждены признанием заслуг учащихся школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, смотрах, концертах

Несмотря на то, что по результатам других иссле­ дований просматривается положительная динамика в управ­ лении школой, психологическом климате и достижениях учащихся, педагоги не отмечают этого…

Несмотря на то, что по результатам других иссле­ дований просматривается положительная динамика в управ­ лении школой, психологическом климате и достижениях учащихся, педагоги не отмечают этого…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2021