innamakashova@yandex.ru

  • Документация
  • docx
  • 10.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Деловая игра для сайта.docx

Деловая игра — педагогический совет

«Оценка педагогическим коллективом качества образовательной деятельности школы»

 

Макашова Инна Михайловна,

МБОУ «Гимназия №73»,

город Новокузнецк

зам. дир. по УВР

Цель: дать оценку образовательной деятельности гимназии и ка­честву работы педагогического коллектива.

Время проведения: 2,5 часа.

Подготовительная работа к проведению педсовета включает в себя:

·      информирование педагогического коллектива о предстоя­щем педагогическом совете;

·      изготовление бланка для создания по ходу педагогического совета диаг­раммы качества работы гимназии по различным направлениям;

·      проведение диагностических и мониторинговых исследований с педагогическим коллективом, обучающимися и их родителями;

·      распределение учителей по шести экспертным группам в соответствии с направлениями проведения экспертной оценки качества работы;

·      подготовку руководителей экспертных групп, проведение подробного инструктажа.

Педагогический совет проводится в определённой последова­тельности: вступительное слово директора о цели и порядке прове­дения педагогического совета; работа малых экспертных групп; представление работы экспертных групп; принятие решения.

По итогам педсовета административно-экспертный совет составляет аналитическую за­писку о качестве образовательной деятельности гимназии и доводит её до сведения всех членов педагогического коллектива.

В своём вступительном слове директор сообщает о зада­чах, которые предстоит решить в ходе педагогического совета, уделяя при этом особое внимание проблеме преодоления социальной желатель­ности при выставлении оценок качеству работы гимназии, усиле­нию объективности оценки. Затем все члены педагогического кол­лектива распределяются на шесть экспертных групп и приступа­ют к работе.

Работа малых экспертных групп проходит в такой последова­тельности:

·      проверка понимания задач работы малой экспертной группы;

·      информирование руководителя группы о результатах проведённых исследований по оцениваемому направлению;

·       обсуждение вариантов оценки одного из направлений дея­тельности гимназии;

·      подсчёт среднего балла (максимально — 5) по направле­нию и подготовка текстового отчёта о работе экспертной группы.

 

Содержание отчётов малых экспертных групп складывается в развёрнутую аналитическую записку по гимназии.

Пример аналитической записки МБОУ «Гимназия №73».

Анализ качества образовательной деятельности МБОУ «Гимназия №73» г. Новокузнецка за 2020-2021 учебный год.

Внешнее обеспечение развития школы — 4,46 балла.

1.   Материально-технические ресурсы школы  4,6 балла. Гимназия  расположена во двое, не рядом  с проезжей дорогой, вдалеке от промышленных предприятий (ЕВРАЗ ЗСМК),  вокруг неё — зелёные насаждения (тополя, хвойники, кустарники). Здание школы приспособлено к местным климатическим условиям. Школа обеспе­чена средствами тушения пожара. Школьная мебель соответствует возрасту обучающихся.

Общая площадь внутренних помещений — 5680 кв.м. Площадь 49 учебных кабинетов, включая учебные мастерские для учащихся 5-11 классов и помещения для кружков и секций, составляет 2760 кв.м. Кабинет информатики имеется, оснащён современным оборудованием на 25 учеников одновременно. Есть спортивный зал площадью 209 кв.м., который полностью соответствует новым требованиям.  На пришкольном стадионе располо­жена спортивная хоккейная коробка и  современная  зона воркаута.  Размер учебно-опытного участка — 0,5 га. Школьная столовая на 150 посадочных мест обеспечивает обучающихся горячим питанием. Для обучающихся, сотрудников  и учителей гимназии имеется  гардероб, обучающиеся начальной школы раздеваются в своих учебных кабинетах, которые оборудованы необходимой мебелью.

Занятия в гимназии проходят в одну смену.  Работают занятия внеурочной деятельности: 8 кружков художественного творчества и 6 спортивных секций, в них зани­маются 278 учащихся. Библиотечный фонд состоит из 20,5 тыс. книг (включая учебники), брошюр и журналов; учебными посо­биями гимназия укомплектована  полностью.

2. Школьный менеджмент и качество управления 4,4 балла.
С учётом государственного подхода к образованию администра­ция гимназии чётко видит стратегическую линию развития. Основным стратегом является директор школы, его заместители осуществляют тактические действия.

Главная цель школьного управления - реализация педагоги­ческого творчества учителя и раскрытие потенциала развития у обучающихся. Цели проводимой в школе опытно-эксперименталь­ной работы по проблеме «Научно-методическое обеспечение про­цесса освоения педагогическим коллективом содержания и тех­нологий личностно ориентированного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта в начальной, основной и средней школе» имеют прочные логические связи со всей системой учебно-воспитательной работы школы. Поставленные цели реалистичны, роль учителя в их достижении чётко определена. В то же время задачи школы на текущий год, особенно образовательные, требуют конкретизации.

Руководство гимназии проявляет уважение и доверие к учителю, содействует развитию его компетентности, ответственности и твор­ческой активности. Администраторы заняты активной самообразо­вательной работой, стимулируют к этому учителей, создают усло­вия для повышения ими своего профессионализма через посеще­ние курсов, семинаров, вебинаров,  научных лабораторий и творческих групп.

Кроме того, администрация делегирует полномочия руково­дителям методических объединений и опытным учите­лям для контроля за образовательной деятельностью (посещение уроков коллег, взаимопроверка тетрадей, планирование и ана­лиз работы предметных методических объединений, тематиче­ское планирование, подготовка к аттестации учителей и т.д.). Бла­годаря целенаправленной работе администрации, нормой школь­ной жизни является активное участие учителей в подготовке и проведении педагогических советов, семинаров, практикумов, методических советов. Для активизации творческой работы педа­гогов администрация предварительно обсуждает проблемы с ком­петентными коллегами, выясняет мнения членов коллектива до принятия управленческого решения.

Управленческая команда гимназии  рефлексивно оценивает свою деятельность, изучая с этой целью мнение подчинённых. Мони­торинг и диагностика результатов деятельности педагогического коллектива яв­ляется системным и открытым. Директор гимназии, адекватно си­туации, выбирает методы коллегиального или единоначального управления, умеет предусмотреть последствия своих управлен­ческих решений.

3. Качество учебного плана — 4,4  балла. Учебный план школы и программы преподавания по всем предметам составлены с учётом федеральных требований.  Гимназический  компонент обеспечен кадрами учителей  и программно-методическими материалами, разработан с учётом пожеланий роди­телей и обучающихсяь углублённо изучать тот или иной предмет.

В учебном плане и рабочих программах учебных предметов  гимназии  отражена ориентация на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Обучение навыкам гражданского и куль­турного поведения проводится через преподавание таких учебных предметов, как обществознание, история, литература, иностран­ный язык (английский и французский). Навыкам безопас­ного поведения учащихся обучают на уроках основ безопасности жизнедеятельности. Здоровый образ жизни пропагандируется на учебных занятиях по физической культуре, биологии, экологии, географии,  внеурочнойдеятельности. Развитие способности учащих­ся к рефлексивному постижению предметных знаний — цель учи­телей-предметников, закреплённая в программе опытно-экспери­ментальной работы школы по освоению и внедрению содержания и технологий личностно ориентированного образования.

Учебный план отражает дифференцированный характер обу­чения (в школе  только гимназические классы, проводятся элективные курсы, ведётся работа по дополнительным платным образовательным услугам). Школа уделяет внимание работе с одарёнными детьми. В то же время следует отме­тить, что выбор тех или иных образовательных маршрутов у школьников достаточно велик.

В школе работают квалифицированные педагогические кад­ры. Образователь­ные области обеспечены учебно-методическими комплексами — программами и учебниками, включёнными в перечень Мини­стерства Просвещения. В  организации учебного про­цесса широко представлены новые информационные технологии, активно ведётся работа с ВКС,  обучающиеся на дому по необходимости имеют возможность получать дистанционное образование, на уроках учителя использую ИКТ-технологии.

 

Внутреннее обеспечение развития школы — 4,33 балла.

4.  Школьная культура, психологический климат, возможности са­мореализации личности — 4,3 балла. Стиль взаимоотношений учителей и обучающихся позволяет утверждать, что в гимназии в целом создана благоприятная атмосфера для работы. Благодаря ей преодолеваются эпизодические конфликты, не нарушающие общего психологического климата гимназии. В гимназии работает психологическая служба, имеется штатный педагог-психолог, социальный педагог.

Среди членов педагогического коллектива явно выражен ин­терес к новаторским начинаниям. Учителей-новаторов поддер­живают коллеги и администрация, ими гордятся. Продуктивные идеи педагогического коллектива школы становятся достоянием района, города, области.

        Не всех  учителей в школе устраивает режим труда и отдыха из-за неудобства расписания, распределения учеб­но-воспитательной нагрузки, однако большинство педагогов от­носятся к возникающим трудностям с пониманием. Для того что­бы избегать возникновения конфликтов в коллективе, следует заблаговременно информировать учителей об изменениях в рабо­те, учитывать их пожелания при составлении расписания.

5.  Эффективность работы педагогического коллектива как еди­ной команды, компетентность педагогов— 4,4 балла. Работа педа­гогического коллектива гимназии направлена на развитие обучающегося.

Около 85% учителей включены в инновационную деятельность. Они изучают содержание и технологии личностно-ориентиро­ванного образования, внедряют в практику своей работы пере­довой педагогический опыт. Открытые уроки, занятия внеурочной деятельности и  творческих лабораторий, где учителя делятся своим опы­том, подтверждают, что главная ценность, объединяющая педа­гогический коллектив, — это личность ребёнка.

Педагогический коллектив не только имеет высокий творчес­кий потенциал, но и успешно реализует его. Основу педагогического коллек­тива составляют учителя, достигшие и стремящиеся достичь вы­соких результатов в обучении и воспитании детей. Большинство педагогов склонны к рефлексии своей деятельности. Они сами отмечают у себя сильные и слабые стороны, организуют самооб­разовательную работу по повышению своего мастерства, помо­гают молодым коллегам в обретении профессионализма.

Учителя  гимназии проявляют компетентность не только на уро­ках, но и в индивидуальной работе с одарёнными детьми при под­готовке их к участию в олимпиадах различного уровня, а также на дополнительных занятиях со слабоуспевающими учащимися.

6. Достижения учащихся — 4,3 балла. Педагогический коллек­тив обеспечивает продвижение в знаниях у всех групп учащихся в течение всего учебного года. Из 842  учащихся гимназии  неуспевающих только двое.  Постоянное отслеживание результатов учеб­ной деятельности позволяет утверждать, что уровень усвоения образовательного стандарта составляет не менее 96%.

Достижения учащихся проявляются и во внеурочной сфере: 62% школьников занимаются в кружках, студиях, спортивных секциях, музыкальных школах, хореографических коллективах. Эти достижения подтверждены признанием заслуг учащихся школы на спортивных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, смотрах, концертах.

Сдерживающим фактором в сфере достижений учащихся яв­ляется, с точки зрения экспертов, содержание образования и невозможность осуществления индивидуального продвижения в изучении программного материала: учащиеся с различным уров­нем учебной подготовки должны выполнять один и тот же госу­дарственный стандарт.

В детском коллективе школы преобладает нравственная атмосфе­ра. Учащиеся организуют коллективные творческие дела: проводят тематические недели и месячники, вечера, организуют помощь ветеранам и пенсионерам. В школе действуют детские организации «Школа актива» и «Совет гимназии», где ребята сами организуют свой досуг, реализуют твор­ческие способности. Для  организации деятельности коллектива учащихся педагоги активно привлекают родителей.

Выставленные экспертами оценки работы школы по шести направлениям оформляются в виде сводной таблицы и диаграм­мы. Все желающие прокомментировать получившуюся картину имеют возможность высказаться по вопросам.

Как может выглядеть диаграмма идеальной школы? Каким об­разом ресурсы школы, ее учебный план и психологический кли­мат влияют на остальные показатели? Какие показатели школы могут быть максимальными и как они зависят от активности пе­дагогов? По какому из направлений работы недопустима оценка менее двух баллов?

Разделение показателей оценки на две группы (внешние и внут­ренние — «организация» и «люди») позволяет увидеть расхожде­ния в направленности деятельности администрации и педагогичес­кого коллектива, определить задачи по корректировке дисбаланса между организационной структурой и людскими ресурсами. В част­ности, в  МБОУ «Гимназия №73» было отмечено, что сильные стороны дея­тельности образовательного учреждения во многом связаны с при­знанием педагогического коллектива как единой команды, обеспе­чивающей благоприятный психологический климат и создающей условия для реализации возможностей учащихся, достижения ими высоких результатов в учебной и внеурочной  деятельности.

В качестве основных задач деятельности МБОУ «Гимназия №73», вытека­ющих из результатов оценки ее деятельности, были названы сле­дующие три:

·         активизация внешней представительской деятельности ад­министрации по обеспечению образовательных ресурсов разви­тия школы;

·         укрепление атмосферы приятия и поддержки по отноше­нию к недавно принятым на работу педагогам, включение их в инновационную деятельность;

·         проведение работы с педагогическим коллективом по развитию межличностного и делового взаимодействия.

Повторное проведение педагогического совета по оценке ка­чества образовательной деятельности было осуществлено в этой же школе спустя год. Сравнительные результаты, полученные в первом и во втором случаях, представлены в таблице 1.

Таблица 1.

 

Внешнее обеспечение развития школы

Внутреннее обеспечение развития школы

 

Материально-технические ресурсы школы

Школьный менеджмент и качество управления.

Качество учебного плана

среднее

Школьная культура, психологический климат, возможности са­мореализации личности

Эффективность работы педагогического коллектива как еди­ной команды, компетентность педагогов

Достижения учащихся

Среднее

2019-2020 уч. год

4,6 балла

4,4 балла

4,4  балла

4,46

4,4 балла

4,4 балла

4,3 балла

4,33

2020-2021 уч. год

4,6 балла

4,4 балла

4,4 балла

4,46

4,5 балла

4,5 балла

4,4 балла

4,46

 

Материалы таблицы позволяют заметить, что спустя год пе­дагоги отмечают положительные изменения в учебном плане и сплочении команды учителей. Это, несомненно, стало резуль­татом работы педагогического коллектива по выбранной проблеме. Кроме того, уменьшились иллюзии относительно развития ресурсной базы школы. Несмотря на то, что по результатам других иссле­дований просматривается положительная динамика в управ­лении школой, психологическом климате и достижениях учащихся, педагоги не отмечают этого в своей групповой экс­пертной оценке.

Таким образом, через год после первой процедуры оценки деятельности школы учителя стали также  оценивать внешнее обес­печение ее развития (4,46), но  выше — внутреннее (4,33— 4,46). Другими словами, они стали больше рассчитывать на себя.

Как показало обсуждение среди руководителей, достоинства методики оценки работы школы и создания программ развития состоят в том, что:

а)  применение методики стало поводом и стимулом для:

проявления искренней заинтересованности педагогов, учащихся и их родителей в оценке состояния школьных дел;

проведения дополнительных, более глубоких исследова­ний по получению информации о конкретных проблемах гимназии (например, оценка выпускниками школ уровня профессио­нализма учителей; детализация критериев оценки достижений учащихся и компетентности педагогов в рамках работы предметных кафедр);

б)  содержание методики подсказало направления и формы работы по развитию отдельных аспектов школьной жизни, таких как:

самоаттестация педагогов;

изучение соотношения уровня знаний и уровня притяза­ний учащихся классов повышенной трудности обучения;

отслеживание изменений в работе школы за пять лет;

в) применение методики способствовало большей открыто­сти учителей в обсуждении своих достижений и просчётов, например;

введение видеоуроков как формы оценки и развития профессиональной компетентности способствовало улучшению стиля делового общения педагогов;

частота проведения диагностических срезов вызвала интерес к реальному положению дел в среде учителей и учащихся по такому показателю, как рейтинг профессионализма учителей в восприятии учащихся, коллег и администрации;

г) методика задала образец проведения квалифицированной экспертной оценки и прогноза успешности работы педагогов и гимназии  в целом. При введении учителями различных новшеств коллеги на заседаниях методических групп и предметных МО поддерживали только обоснованные инновационные предложе­ния и не приветствовали необдуманное экспериментирование учителей в предметном преподавании.

Положительные изменения в педагогическом коллективе, свя­занные с освоением методики, выразились в следующем:

·      возросла активность учителей в обсуждении производствен­ных вопросов (качество и результат труда, прогноз педагогического воздействия, рефлексивное осознание своих профессиональных возможностей и ответственность за их развитие);

·      усилилась коллегиальность в управлении, стиль гимназического  управления стал более демократичным;

·      деловые и межличностные взаимоотношения между учителями и обучающимися укрепились за счёт того, что к учащимся стали обращаться как к экспертам в оценке деятельности школы;

·      произошла своеобразная «кристаллизация» эталонов деловитости в предметном преподавании и школьном управлении;

·      благодаря фокусировке на проблемах оценки и развития качества деятельности школы, а также за счёт систематичности встреч по вопросам развития повысился уровень компетентности педагогов как экспертов профессиональной деятельности;

·      повысилось качество работы с нормативными документа­ ми применительно к реальной практике школьной жизни.