Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Оценка 4.9

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
математика +2
Взрослым
13.11.2018
Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, которые стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением. В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательных российских учреждениях, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.Чтобы правильно организовать коррекционно-педагогическую работу нужно знать сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии: здоровьесберегающие , информационные , компетентностно-ориентированные .Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и профессиональном развитии - являются важнейшими задачами, которые стоят перед специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным заведением. В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс в общеобразовательных российских учреждениях, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Наука требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс. В современном образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально-психологическую адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей. Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.Чтобы правильно организовать коррекционно-педагогическую работу нужно знать сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с ограниченными возможностями здоровья.Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в урочную и внеурочную деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные образовательные технологии: здоровьесберегающие , информационные , компетентностно-ориентированные .
Инновации.docx
«Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Развитие интеллектуального потенциала обучающихся, поиск и отбор детей  с ограниченными возможностями здоровья, оказание им поддержки, в общем и  профессиональном развитии ­ являются важнейшими задачами, которые  стоят перед  специальной системой образования и каждым конкретным коррекционным учебным  заведением. В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих  учебный процесс в общеобразовательных российских учреждениях, делается акцент на  то, что одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к  повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Наука  требует развития новых аспектов образования путем внедрения инновационных  педагогических технологий в образовательный процесс. В современном  образовательном учреждении акценты педагогической деятельности от усвоения знаний  переносятся на формирование компетентности и развитие личности. В условиях  личностно—ориентированного подхода к обучающимся с ограниченными  возможностями здоровья, педагогические технологии обучения и развития должны быть направлены на психологическое преодоление дефекта, социально­психологическую  адаптацию обучающихся в социуме, удовлетворение образовательных потребностей.  Также образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает  создание для них специальной коррекционно­развивающей среды, обеспечивающей  адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения  образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и  оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную  адаптацию.Чтобы правильно организовать коррекционно­педагогическую работу нужно  знать  сложную структуру дефекта и понимать то, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению, коррекции. Поэтому возникает  необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Знание их позволяет  выделить общепедагогические и коррекционные задачи обучения, решаемые в  органическом единстве. В этом состоит главная особенность развития детей с  ограниченными возможностями здоровья.Чтобы достичь положительных результатов  овладения  знаниями, умениями, навыками, а также  вовлечь в урочную и внеурочную  деятельность каждого ученика на своих уроках, важно использовать современные  образовательные технологии: здоровьесберегающие , информационные ,  компетентностно­ориентированные . Совершенствование структуры и содержания  начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход  начальной школы от навыково­знаниевой к личностно­ориентированной, развивающей  модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться,  прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в  учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого обучающегося.  Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм  организации обучения.Использование дифференцированных заданий в различных  предметных областях позволяет решать следующие задачи:   подготовить обучающихся к усвоению новых знаний; обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения;   содействовать выравниванию знаний и умений обучающихся; ориентироваться на индивидуальные способности каждого ребёнка. Прежде чем использовать разноуровневые задания необходимо проводить работу по  определению общего уровня знаний обучающихся, по их склонности  к различным  способам работы (индивидуальной, групповой), учитывать психологическую  совместимость обучающихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную  технологию можно создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в  работе класса, стимулирую  тем самым обучающихся к высказываниям без боязни  ошибиться, оценивая деятельность ученика не только по конечному результату, но и по  процессу его достижения.Другой эффективной образовательной технологией  является информационно­коммуникационная технология. Использование ИКТ и  дистанционного обучения позволяет создать информационную обстановку, которая   стимулирует интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения, не допускает  пробелов знаний у детей, которые часто болеют. Одним из средств внедрения  информационно­коммуникационных технологий является применение персонального  компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет  организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ,  сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод.  Необходимо использовать в своей работе сочетание традиционных и компьютерно –  ориентированных методических подходов для обучения, использование Интернет ресурсов для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения, проведение  на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных  систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной  работы с обучающимися.Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском  поиске обучающихся в процессе обучения. Метод проектов организации учебно­познавательной деятельности, используется мной и представляет  интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у школьников  ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и  др.В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов обучающихся, умений  самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном  пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта  повышается мотивация обучающихся, развиваются способности к активной практической  деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой  деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые  самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и  значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными  источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения.Быть здоровым  означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное  благополучие. Активное использование в урочной и внеурочной деятельности  здоровьесберегающих  технологий, построение уроков таким образом, чтобы один вид  деятельности сменялся другим., помогает следить во время проведения урока за  правильностью посадки обучающихся, периодически (раз в месяц) менять их положение в  классе по отношению к источнику света, периодически проводить физкультминутки по  снятию напряжения глаз, для расслабления пальцев кистей и другие. В работе можно  использовать тренажеры, которые помогают разнообразить физкультминутку и  динамические перемены, применять на уроке пальчиковую гимнастику, которая  способствует развитию мышц руки и тесно связана с развитием мышления и речи детей.В      ,как один из способов воспитательную деятельность на уроке необходимо включать сведения о способах  поддержания физического и психологического здоровья обучающихся, организуя учебно ­  предметную среду, позволяющую поддерживать нормальную самооценку деятельности  учеников, стараясь обеспечить положительный эмоциональный настрой обучающихся на  урочную работу, обеспечивая возможность разностороннего восприятия объектов познания через слух, зрение, атмосферу взаимного уважения в коллективе, психологического  комфорта (ситуация успеха). В соответствии с видами уроков и методами обучения  планирую ТСО, средства наглядности, источники информации, а также предусматриваю  дифференциацию дидактических средств.. На уроках можно использовать так же игровые технологии. Большими обучающими  возможностями обладает ролевая игра, которая:     предполагает усиление личностной сопричастности ко всему происходящему; способствует расширению ассоциативной базы; способствует формированию учебного сотрудничества; имеет образовательное значение. Ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и  воспитательном отношениях. Через игру, через использование игровых ситуаций,   школьники учатся моделировать жизненные ситуации, находить пути решения учебных и  бытовых проблем. У обучающихся формируются функции межнациональной  коммуникации, самореализации в игре, успешная адаптация обучающихся к школе.  Использование данных технологий способствует повышению мотивации обучающихся к  изучению предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей,  что в свою очередь позволяет достигать положительной динамики обучения.Таким  образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных  информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет  совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы  обучения. Урок с использованием современных информационных технологий в  специальной (коррекционной) школе способствует решению одной из основных задач  коррекционного воспитания – развитию индивидуальности ученика, его способностей  ориентироваться и адаптироваться в современном обществе.Одним из главных  преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ОВЗ  является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.  Использование в педагогической деятельности ЦОР помогает педагогу значительно  сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов  деятельности на уроке; создавать интересные учебные и дидактические пособия,  раздаточные, оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации  поставленных коррекционно­образовательных задач, быстро находить основные и  дополнительные учебные материалы по теме урока или для факультативных курсов  Школьная программа меняется постоянно, меняются типы экзаменов. Изменения в  программах вызваны требованиями жизни, которая меняется. Новая жизнь потребовала  новых знаний. Люди должны уметь считать свои налоги, понимать, как распоряжаться  своими деньгами и как оценить имущество, т. е. знать математику для повседневной жизни. От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех обучающихся, но и научить ребят творчески распоряжаться ими. Современный учитель должен владеть технологиями обучения, направленными на  активизацию познавательной деятельности школьников. Необходимо найти такие способы  организации процесса обучения, которые будут ускорять развитие учащихся, и при этом  учитывать возможности каждого ребенка.Современная жизнь вносит свои коррективы в  методику преподавания. Образовательный стандарт по математике предполагает, что у  выпускника школы сформированы учебная исследовательская и личностно­адаптивная  компетенции. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и  таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников,  стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Спектр  современных образовательных технологий достаточно широк, и выбор каждой из них  определяется целью, спецификой содержания, конкретными условиями образовательной  среды. Современные образовательные технологии: дифференцированное обучение,  информационно­коммуникационные технологии, развивающее и личностно­ ориентированное обучение, игровые технологии, проектное обучение. Современные информационно­коммуникационные технологии обучения  ­ совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно­ методическое сопровождение современных технологий обучения. Основными задачами современных информационных технологий обучения являются  разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности,  доступа к современным информационно­ образовательным ресурсам (мультимедиа  учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам). Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения. Выделим основные возможности применения информационных технологий в  профессиональной деятельности учителя: создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки,  схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.); создание мультимедийных презентаций; создание компьютерных тестовых работ; использование готовых программных продуктов; поиск и использование Интернет­ресурсов при подготовке к уроку, внеклассному  мероприятию, для самообразования; создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; обобщение методического опыта в электронном виде. Использование анимации облегчает восприятие сложного учебного материала, так как с  помощью мультипликационных схем выделяются самые существенные детали и моменты.  Во время просмотра анимации происходит не только зрительное и слуховое восприятие  изучаемого материала, но и эмоциональное, что способствует лучшему усвоению  материала. Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные  технологии. Под информационными технологиями понимаются проекты конструирования процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и  передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является  компьютер.Информационные технологии значительно расширяют возможности  предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных  средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.  Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ  вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их  способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном  процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом  их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности  обучающихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер  способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает  возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно  систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в  обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках  одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные  фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого  не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно ­  энциклопедические программы; программа презентаций Power Point); 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие  программы); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор",  энциклопедии, развивающие программы); 5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление). Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают  возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и  дифференциации, но и позволяют по­новому организовать взаимодействие всех субъектов  обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и  равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых  информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс  обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить  объем самостоятельной работы обучающихся. Применение компьютерных программ на уроках математики вызывает повышенный  интерес у детей интересной работой с компьютером, творческими заданиями,  возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе  математики и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению. При использовании данной компьютерной программы у ученика вырабатывается навык  работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет школьникам получать  знания, повышая качество и собственную ответственность за результат. Литература 1.  Витухина И.А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей. Дефектология, №1, 1988.  2  Дорофеев  Г.В. Математика для каждого. М., 1999. 3. Никольская И.А. Математика: наведем порядок в отношениях порядка. Ж.  «Коррекционная педагогика», №5, 2006. С.33–40. 4. Никольская И.А. Развитие речи учащихся с нарушениями слуха на уроках математики.  «Дефектология». 2007, № 3. с.14–21. 5.  Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.:  «Просвещение», 1996 6. Информационные технологии в преподавании  математики http://www.rusedu.info/Article790.html

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Инновации в обучении математики  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018