Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)
Оценка 4.9

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Оценка 4.9
Лекции
docx
библиотека
Взрослым
19.12.2018
Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)
В статье говорится о работе школьной библиотеки в условиях ФГОС. Инновации - необходимый элемент развития школьной библиотеки. С введением ФГОС и меняется миссия библиотеки. Библиотеки утрачивают свою просветительскую и информирующую роль, а сегодня должны выступить системой информационного обеспечения. И в наш 21 век незаменимым условием должен быть закон взаимодействия трех "К": культуры, книги и компьютера.
Инновац. деят. б-ки.docx
Далбаева А.А, педагог­ библиотекарь           Инновационная деятельность библиотеки                              в условиях ФГОС Актуальность рассмотрения инноваций как одновременно стратегии, фактора и условия развития библиотек обусловлена тем, что технологические  инновации привели современное общество в состояние, при котором  создание, хранение, доступ и распространение знаний и других культурных  ценностей претерпевают кардинальные и бесповоротные изменения. Школьная   библиотека   сегодня   –   это   культурно­образовательный   центр социума, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательного процесса. Школьная   библиотека   –   подразделение,   которое   сегодня   становится основным   центром,   обеспечивающим   доступ   к   информационным образовательным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей,   не   может   оставаться   в   стороне   от   процессов   модернизации образования и, конечно, инновационного преобразования библиотечных услуг потребителям информации – участникам образовательного и воспитательного процессов.  Инновации – необходимый элемент развития школьной библиотеки. Отвечать требованиям   времени   –   значит,   умело   внедрять   инновации:   применять   на практике   достижения   развития   библиотечного   дела,   широко   использовать стратегическое   планирование,   маркетинг   и   проектную   работу,   гибко подстраиваться под общественные образовательные потребности.   Сегодня школьная библиотека должна: обеспечить учащимся, педагогическим работникам,   родителям   доступ   к   информации,   к   знаниям   посредством использования   библиотечно­информационных   ресурсов   на   различных носителях;     способствовать   формированию   навыков   независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценки информации.   В связи с этим изменились и требования к школьным библиотекарям. Педагог ­   библиотекарь     должен   обладать   высокой   эрудицией,   быть   хорошим организатором,   уметь   владеть   школьной   аудиторией,   разбираться   в педагогике   и   школьной   психологии.   Но,   самое   главное,   педагог   ­ библиотекарь   сегодня   –   это   активный   участник   инновационного преобразования   образовательного   процесса.   Наличие   в   библиотеке   фонда медиаресурсов   обязывает   библиотекаря:     обладать   ИКТ­   компетенцией; владеть приёмами ведения документации на электронных носителях;  владеть базовыми библиографическими знаниями. Всё это объясняет необходимость выбора инновационных процессов и преобразований школьных библиотек   в Библиотечно­информационные   центры.     БИЦ   является   культурно­   работает   над   формированием образовательным   центром   социума, информационной   культуры   учащихся   и   педагогов,   активизацией познавательной  и творческой деятельности  учащихся. Сферы деятельности центра: образовательная и информационная.   Информатизация – это одна из идей инноваций. Наша  школьная библиотека является     центром   по   внедрению   и   использованию   автоматизированной библиотечной системеы «1С:Школьная библиотека». На базе нашей школы библиотекари района проходят обучение по использованию этой программы. Таким   образом,   в   центре   школьные   библиотекари     могут   получить квалифицированную   помощь   по   использованию   данной   библиотечной системы,   что   позволяет   создать   единое   информационное   пространство   в районе, интеграцию школьных библиотек, преемственность в среде школьных библиотекарей.   Создание   библиотечных   сайтов   это   имеет   немаловажное значение, поскольку жизнь образовательного учреждения течёт и меняется и появляется необходимость размещения таких материалов, которые ещё вчера были   неактуальны,   а   сегодня   пользуются   спросом   пользователей библиотечных   услуг.   Размещение   на   сайте   сценариев   мероприятий обеспечивает   обмен   информацией   между   библиотеками   образовательных учреждений   и   облегчает   работу   над   отчётами   перед   Управлением образования. Статьи о проведённых мероприятиях с фотографиями, отзывами и   комментариями   учащихся   очень   наглядно   демонстрируют   жизнь образовательного учреждения. Всё это можно найти на школьных сайтах, а значит, поделиться впечатлениями со своими родителями, сделать выводы, выявить   недочёты   и   отметить   положительные   моменты,   следовательно, провести работу по совершенствованию предстоящих встреч с книгой. Списки рекомендованной   литературы   для   летнего   чтения,   дополнительного, внеклассного   информируют   родителей   и,   конечно,   учащихся   о   той литературе,   которую   требуется   прочесть,   чтобы   достичь   полноценного развития. Обзор знаменательных дат (помесячный) на индивидуальный выбор самого   библиотекаря   в   зависимости   от   потребностей   образовательного учреждения,   информация   о   новинках   детской   литературы   –   обязательные страницы  сайтов. Вообще, сайт – это кладезь информации различного рода. Библиотеки находятся в странной и сложной ситуации. С одной стороны, они долгие века являются собирателями интеллектуальной и культурной памяти наций и   государств,   а   сегодня   выступают   системой   информационного   обеспечения, поддерживающей экономический рост государств и регионов, оставаясь при этом крупнейшими   хранилищами,   предоставляющими   в   общественное   пользование результаты развития цивилизации. Но с другой стороны, они быстро утрачивают свою   просветительскую   и   информирующую   роль,   теряя   свое   влияние   в стремительно глобализирующемся мире. Такую   ситуацию   в   библиотечной   сфере   спровоцировало   кардинальное изменение   в   системе   ценностей,   правил,   норм   и   принципов   общественного мировоззрения, а также повышение динамизма внешнего окружения.                           С введением ФГОС   изменилась  и  миссия библиотеки: ­   создание   среды   для   развития   детей,   отвечающей   их   возрастным социокультурным и индивидуальным особенностям, ­ через чтение, печатные, аудиовизуальные, электронные документы.                                                                     Среда для развития детей 1.Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки. 2. Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях. 3. Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться ксероксом, подготовить мультимедийную презентацию. 4.   Проверить   свои   знания   по   школьным   предметам,   подготовиться   к тестированию. 5.   Принять   участие   в   литературных   играх   и   конкурсах,   познакомиться   с книжными выставками. Поэтому современная школьная библиотека не должна стоять в стороне.  Одним из главных направлений в работе школьной библиотеки в условиях  ФГОС является продвижение книги и чтения.    Работа школьной библиотеки в условиях  нового ФГОС меняется,  определяются основные задачи:  ­   комплектование   универсального   фонда   библиотеки   учебными, художественными,   научными,   справочными,   педагогическими   и   научно   – популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях; ­ пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных  других учреждений и организаций; ­ осуществление размещения,  организации  и сохранности документов; ­   организация,   ведения   каталогов   и   картотек,   в   том   числе   и   электронных каталогов, отражающие печатные и электронные документы.               Одной из ярких особенностей модернизации отечественного образования на современном этапе является активизация инновационных процессов. Инновации все чаще становятся привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их продвижения. Каждое новое изобретение или открытие привносит серьезные перемены не только  в быт людей, но и в их сознание. Любая организация, как бы успешно она не функционировала,   должна   быть   нацелена   на   освоение   новых   технологий, позволяющих производить продукцию более высокого качества и с наименьшими затратами,   иначе   она   окажется   в   кризисной   ситуации.   Иными   словами,   она нуждается в грамотной инновационной политике. Термин «инновация» происходит от латинского  inovatis  (in  –в,  novatis  –новый) и в переводе означает обновление, новинка, изменение, впервые стал использоваться в 30­е гг. прошлого века. В   библиотечной   деятельности,   в   публикациях   российских   специалистов, термин     стал   употребляться   к   концу   1980­х   гг.   Библиотека,   как   и   любая   иная структура,   функционирующая     в   современных   условиях,   должна   перейти   на инновационный   путь   развития.   Масштабы   и   скорость   внедрения   инноваций   в библиотечную  деятельность зависят от социального заказа, от изменений, которые происходят во всех сферах жизни общества. Школьная библиотека, являясь  многофункциональной   читательской средой сохраняя книжную мудрость веков отражает современные общественные процессы, создает новые образовательные ресурсы, при этом испытывая множество проблем, с которыми постоянно сталкивается библиотекарь: практически полное отсутствие комплектования;   значительная   информационная   нагрузка   в   обслуживании различных   возрастных   групп   читателей:   обучающихся,   педагогов,   родителей; слабая   техническая   оснащенность.   Решение   проблем,   с   которыми   сегодня сталкиваются     библиотекари,   предполагает   пересмотр   многих традиционных форм и методов работы, настоятельно требует инноваций, но при этом никто, в том числе пока само государство, нам сегодня ничего не принесет на блюдечке для того, чтобы мы стали высококлассными профессионалами. И в наш 21 век   –   век   цифровых   технологий   –   неизменным   условием   должен   быть   закон взаимодействия трех «К»: культуры, книги, компьютера.   школьные   Мир   давно   освоил   не   только   термины,   а   и   саму   технику   и   свободно использует электронную почту, видеоинформацию, электронные каталоги, ксерокс, принтер.   Многотомные   издания   заменили   компакт   –   диски,   поиск   информации осуществляется в считанные минуты.  Появилось желание реконструировать библиотеку для читателя: ­   инвентаризация   фонда,   анализ   книжного   фонда   с   целью   дальнейшего пополнения ­   эстетика   книжного   фонда:   нестандартно   оформленные   тематические полочки, новая мебель в читальном зале. ­ пополнение книжного фонда новейшей  литературой, которая соответствует новым программам. Книги есть для всех: от первоклассников, которые листают большие хорошо иллюстрированные книги, до старшеклассников, которые могут готовиться к защите знаний, написанию научно – исследовательских работ, рефератов, нетрадиционных уроков – проектов.                                                             Современная работа библиотеки с большим количеством книг и небольшим числом работников просто невозможна без компьютера и другой оргтехники. Именно это обуславливает выбор данного направления. Информационные технологии представляют возможность:  ­   сделать   обучение   более   эффективным,   вовлекая   все   виды   чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст; ­ вовлечь в процесс активного обучения детей, отличающихся способностями и стилем обучения; ­ значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям. Кроме этого использование инновационных технологий в учебном процессе облегчает   подбор   индивидуальных   заданий   для   учащихся,   снимает   дефицит   в обеспеченности   школьников   учебными   пособиями,   дает   возможность   накопить необходимый   дидактический   материал   с   возможностью   его   постоянного обновления. При   помощи   учебной,   справочной   литературы, видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно   искать,   анализировать   и   отбирать   необходимую   информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.   художественной, В   своей   работе   мы   активно   применяем   информационные,   инновационные технологии на практике. Используем собственные мультимедийные  презентации на библиотечных уроках, при выступлении на  научно – практических конференциях, методических семинарах. Объектами   инновационной   деятельности   библиотеки   являются:   услуги   и продукция,   библиотечные   технологии,   организационное   развитие   библиотеки, социальная база изменений. В начале любого  нововведения лежит нестандартная идея, основанная на фантазии, экспромте, импровизации, поэтому библиотечную инновацию можно сравнить с искусством.    Инновационные   формы   работы   позволяют   проводить   даже   традиционные мероприятия   ярче,   Результатом   инновационной деятельности   нашей  библиотеки  стали  разнообразные   формы  массовой   работы  с читателями. Дни информации проходят регулярно для педагогов. Здесь, помимо того,  что можно познакомиться с  новыми книжными поступлениями в библиотеку,   динамичнее,   зрелищнее. с   обзорами   периодических   изданий,   с   документами   по   педагогике,   также   есть возможность получить информацию о профессиональных сайтах.  День Информации запомнился   педагогам   возможностью   отдохнуть,   зарядиться   положительными эмоциями, настроиться на позитивную волну, посмотрев и послушав музыкальный видеоклип,   на   котором   была   представлена   особая   техника,   рисунок   песком   на поверхности стеклянного стола, подсвеченного снизу. В стенах школы стартовал конкурс «Ты лучший». Проводился он в нескольких номинациях: «Лучшая фото­ композиция  по школьной или образовательной тематике»,  «О школе в поэтических строках», «Лучший информационный материал о школе в СМИ», «Лучший  плакат», «Лучший читатель». Конкурс предоставил возможность читателям   проявить   себя   талантливыми   художниками,   поэтами,   журналистами, мастерами  фотосъемки.  Использование   интерактивной   доски   позволяет   существенно   расширить границы  в оформлении и демонстрации книжных выставок и значительно увеличить число их посещений. Параллельно с традиционной выставкой печатных документов демонстрируется   на   экран   выставка   виртуальная.   Применение     современных информационных   средств     дает   возможность   посетителям   выставки   получить многоуровневую   информацию   о   книгах   и   журналах,     яркой визуальной  аннотацией  или обзором, включая музыкальное сопровождение.  Уже традиционными стали такие рубрики виртуальных выставок  как «Журналы в мире техники  и компьютеров»,  «Журналы в мире здоровья, спорта и красоты», «Новая книга в библиотеке», «Новые книги одного автора». В помощь учебному процессу была разработана и представлена для читателей выставка «Как написать реферат, доклад».     Наши   виртуальные   выставки   демонстрируются     в   читальном   зале библиотеки и в кабинете информатики. Виртуальные открытки к праздничным и знаменательным   датам   делают   поздравления   более   запоминающимися,   яркими   и красочными. Восторженно отозвались на наши открытки педагоги школы, получив поздравление к  8 Марта, ко Дню защитника Отечества, ко Дню учителя.    дополненную   Мы, библиотекари, часто проводим уроки – проекты. Они, как правило, живее и интереснее, к тому же обучающиеся,  защищая свой проект, непременно приходят к выводу: любой вид деятельности невозможен без постоянного обращения к новой информации,   а   это   всегда   связано   с   поиском   и   требует   знания   различных источников. Информационный   поток   стремительно   растет,   поэтому   научить   детей   найти, проанализировать и отобрать необходимый материал по теме – это первостепенная задача библиотекарей на сегодняшний день. Компьютер   и   книга  –  разумное   сочетание.  Перечитывая   материал,  обучающиеся включают воображение, осмысливают все, что читают. Так рождается творческая, душевно   богатая   личность,   так   пополняется   и   богатеет   словарный   запас обучающегося.   используя   инновационные   и   традиционные И   школьная   библиотека, образовательные методики и информационно – компьютерные технологии должна стать   гарантом   информационной   безопасности   детей   и   подростков,   центром воспитания   и   целостного   развития   человека,   который,   сохраняя   и   постигая накопленный опыт, обретает свою духовную сущность. К   инновационным   формам   можно   отнести   такие   виды   группового   активного обучения,   как   деловые   игры   (ролевого   и   неролевого   характера,   рефлексивно   – ролевые   игры   и   др.),   круглые   столы,   разбор   проблемных   ситуаций, профессиональные тренинги, мастер – классы. Остановимся   на   мастер   –   классе.   Мастер   –   класс   позволяет   участникам ознакомиться   с   приемами,   технологиями   работы   опытных библиотекарей. А  проводящему – показать свой профессиональны уровень, сделать самооценку и получить рекомендации от коллег для дальнейшего развития.   методами, В последнее время наряду с традиционными формами работы: устными журналами, читательскими   конференциями,   литературными   диспутами,   библиотечными уроками используются и более современные интерактивные: брейн – ринги, КВНы, игры, путешествия. Продолжают   оставаться   популярными   викторины,   литературно­   музыкальные композиции,   обзоры   литературы,   чтение   вслух,   интеллектуальные   турниры, библиографические игры, литературные путешествия. При   подготовке   и   проведении   мероприятий   в   школьной   библиотеке   следует помнить о следующих общих требованиях: ­ мероприятие должно создавать настроение, вызывать переживания; ­ следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга учащихся, чтобы каждый мог проявить свои знания, способности и дарования; ­ необходимо учитывать возрастные и психологические особенности  школьников;  ­ мероприятие не должно быть перегружено и затянуто; ­ нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень результат; ­ необходимо предусматривать и перспективу развития; ­ мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников, поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и  иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы, компьютерные             презентации;           ­ активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке            должно отличать их от школьного урока;            ­ каждое мероприятие должно подразумевать, в первую очередь, «рекламу»            книги и чтения. Инновационные формы и методы работы вошли в практику работы школьных библиотекарей  и пользуются популярностью. .

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)

Инновационная деятельность библиотеки в условиях ФГОС (для библиотекарей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2018